Рабочая программа "МИР ПРОФЕССИЙ"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В.
Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
_____________________________________________________________________
________
«Рассмотрено»
Руководитель
МО
______/
С.С.Черняева /
Протокол № 1
от «30 » августа
2024г.

«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
МОУ СШ № 82
___________
/М.А.Лавриненко/
от «30» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«МИР ПРОФЕССИЙ»
1-4 класс

«Утверждено»
Директор
МОУ СШ № 82
__________/О.Н.Чирскова/
от «31» августа 2024г.

г.Волгоград
2022 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мир профессий» разработана в соответствии с требованиями Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы начального общего образования. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только
на уроке, но и за его пределами.
Проблема профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитательном
процессе актуальна для образования в целом. В настоящее время в школе накоплен достаточно
большой опыт работы по профориентации старших школьников.
Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится
целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.
В начальной школе, когда учебно - познавательная деятельность становится ведущей, важно
дать представление детям о различных профессиях. Но поскольку профессиональное
самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший
школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для
профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет
ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует
огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является
важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется
недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим
звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние
на целенаправленное формирование представлений ребенка о мире труда и профессий.
Курс внеурочной деятельности «Мир профессий" уже на ранних стадиях формирования
социальной сферы интересов личности ребёнка знакомит младших школьников с профессиями и
обеспечивает пропедевтику профориентационной подготовки младших школьников. Таким образом,
предлагаемая нами программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на
профориентационное обучение.
Реализация программы осуществляется через систему внеурочной и внеклассной
деятельности.
Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных
областей психологии, литературы, истории, экологии, ОБЖ, изобразительного искусства,
художественного труда.
Программа рассчитана на 4 года (1 - 4 класс).
Цель: создать условия для расширения знаний учащихся о мире профессий, формирование
интереса к познанию мира и успешной социализации младших школьников.
Задачи:
⎯
познакомить с миром профессий, особенностями разных профессий;
⎯
способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и
результатам их труда;
⎯
способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;

⎯

способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимания,
справедливости и т.д.;
⎯
способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
На реализацию данной программы «Мир профессий» в 1-м классе отводится 33 часа (1 раз в
неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана с учётом
рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой
профессии. Многие уроки урочной деятельности, такие как математика, русский язык, окружающий
мир наполнены профориентационным содержанием. Учащиеся имеют возможность расширить свой
кругозор, представление о мире профессий, игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную.
Занятия проводятся в активной форме. Важна смена различных видов деятельности на протяжении
всего занятия. Продуктом занятий может быть: рисунок, аппликация, сообщение, модель, а также
сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, миниатюр, выпуск тематических
газет, плакатов, выставка работ по ИЗО и технологии.
Формы работы:
1. Классные часы и беседы о профессиях.
2. Тематические занятия, сообщения, презентации.
3. Конкурсы рисунков и стихов.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Письменные работы: мини-сочинения.
8. Диагностика учащихся.
9. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
2. СОДЕРЖАНИЕ
1 класс, 33 часа
Все работы хороши (2 ч). Занятия с элементами игры. Введение в тему. Стихи о профессиях.
Работа с карточками (конкурс состоит из разрезанной на части картинок). Конкурс маляров. Игра
«Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово»
(расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея). Игра отгадай пословицы (Без
охоты..(нет рыбака), без дела жить-…(только небо коптить). Викторина «Угадай профессию» кто
пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит
(строитель).
Кому что нужно (2 ч). Дидактическая игра. Вводное слово учителя. Определение правила
игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строительмастерок, врач-градусник, повар-кастрюля и т.д.

Оденем куклу на работу, в театр, в спортзал... (2ч). Дидактическая игра. Практическое
занятие - рисуем одежду для куклы.
Мы строители (2ч). Занятие с элементами игры, легоконструирование спецмашин.
Строим модели спецмашин. Что нужно знать, чтобы стать строителем? Какую пользу
приносят спецмашины?
Магазин (2ч). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2ч). Экскурсия. Беседа по содержанию, рисунки.
Аптека (2ч). Ролевая игра. О пользе лекарственных растений.
Больница (2ч). Встреча с медработником школы. Атрибуты врача. Ролевая игра.
В школьной библиотеке. Какие бывают профессии (2 ч). Игровой час. Организационный
момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире
профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без труда..(не вытянуть рыбку из пруда»).
Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч). Чтение. Чтение текста. Словарная работа:
милиционер, профессия..Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы.
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3ч). Видеоурок. Просмотр м/ф по произведению
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил
в данной ситуациях. Конкурс рисунков.
К.Чуковский «Доктор Айболит» (2ч) Просмотр м/ф по произведению. Игра-демонстрация,
викторина, рисунки.
Профессия «Повар» (2ч). Экскурсия в школьную столовую.
Вступительное слово воспитателя. Презентация профессий. Знакомство со столовой школы.
Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.
Проект "Профессия моих родителей" (5ч). Представление продукта.
Праздник "Все работы хороши" (2ч)
Содержание
2 класс, 34 часа.
Все работы хороши (2ч). Викторина. Интерактивная презентация - вопрос - ответ. Карточки
(желтые, синие, красные; по 5 в каждой- 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга - тех же
цветов). Определить профессии, результат труда человека.
Мы строители (2ч). Практическое занятие – легоконструирование. Использование
настольного конструктора «Строитель» в группах. Итог - защита проекта города группы,
награждение.
Кто создает мультфильмы? (5ч). Создание диафильма в группе по алгоритму,
представление продукта.
Проект «Моя будущая профессия» (4ч). Разработка плана презентации, отбор содержания,
работа над презентацией, защита проекта.
В парикмахерской (1ч) мастер - класс: "Русская коса"
Здоровье в твоих руках (3ч). Самопрезентация здорового образа жизни. Спорт в моей семье.
Профессия будущего (1ч) Сочинение, конкурс рисунков
Почта (1ч) Игра "12 записок"
Аптека (2ч) Экскурсия, презентация
Удивительные профессии (2ч) КВН совместно с учащимися 5-х классов
Все работы хороши - выбирай на вкус! (2ч) конкурс чтецов
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.) Просмотр мультфильма, работа с текстом,
рисунки.
Железная дорога (2ч) Легоконструирование: проектируем и строим железную дорогу,
дидактическая игра.

Пожарная часть (3ч) Экскурсия в пожарную часть, конкурс рисунков.
Праздник "Все работы хороши" (2ч) представление итогов курса для родителей.
Содержание 34 часа.
Что такое профессия (2ч). Игровая программа.
Роль труда в жизни человека. Работа с пословицами: например: «Труд кормит человека, а лень
портит..». Закончить пословицу: «Кто не работает (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка
про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве.
По пословице угадать профессию, например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (2ч). Обзор рабочих профессий посредством
презентаций. Беседа с элементами игры. Вводное слово. История происхождения орудия труда.
Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне
например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник,
плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к
профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Истоки трудолюбия (2ч). Игровой час. Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки.
Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра
со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет,
если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2ч). Игра-конкурс. Введение в игру. Конкурс, кто каким делом
занят. Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение
пауза». Сказки о том, как опасна лень (В.Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс:
«Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьет гвоздь».
Калейдоскоп профессий (2ч). Викторина. Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс
болельщикам. Вопросы о профессии. Загадки о профессиях. Конкурс письмо другу (друг просит дать
совет по выбору профессии). Конкурс: «отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях. Игра
эрудит (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог награждение
лучших игроков.
Сладкая профессия - кондитер (3ч). Экскурсия.
НПК "В мире профессий (4ч). Школьная конференция.
Спортивные профессии. (2ч). Занятие с элементами спортивной игры.
Моя профессия (4ч). Проект.
Наши друзья-книги (4ч). Экскурсия в библиотеку. Творческая мастерская "Книжка малышка"
Фильм, фильм, фильм (9ч) "Творческая мастерская - создание фильма, презентация.
Содержание 4 класс, 34 часа
Любимое дело - мое счастливое будущее (2ч). Классный час, презентация.
Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером».
Презентации.
Классификация профессий: гностический тип (6ч) - Проектная деятельность.
Классификация профессий: изыскательский (6ч) - Проектная деятельность
Классификация профессий: преобразующий тип (6ч) - Проектная деятельность.
Диагностика учащихся (2ч) анкетирование учащихся по методике Климова.
Праздник в городе мастеров (2ч) КВН совместно с учащимися 5-х классов Представлены 2
команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки
(разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные
мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание- сценки о
профессиях. Подведение итогов, награждение.

Работники издательства типографии (2ч). Экскурсия, выпуск классной газеты.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая
игра «Редакция газеты». Задание 1-штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик).
Задание 2- Вы редакторы (отредактировать текст). Задание 3- Вы - журналисты (написать текст).
Задание 4 Вы - художники (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают
над созданием газеты.
НПК "Из прошлого в будущее" (6ч). Подготовка, презентация.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; Информация об изменениях:
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс.
«Игра в профессии» - 33 часа
№
п/п

Тема занятия

Колво
час

Форма проведения занятий

1-2

«Все работы хороши»

2

3-4

«Кому, что нужно»

2

5-6

2

7-8

«Оденем куклу на
работу, в театр, в
спортзал, в школу»
«Мы строители»

9-10

«Магазин»

2

Занятие с элементами игры
видеознакомство
Дидактическая игра с просмотром
мультфильма, беседа
Занятие с элементами игры
Практическая работа:"Рисуем
спецодежду для куклы"
Занятие с элементами игры:
легоконструирование:
спецмашины. Видеофильм.
Знакомство с атрибутами, ролевая

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Всероссийские
открытые уроки Проектория
(proektoria.online)
Атлас новых

«Мы идем в магазин»
«Аптека»

2

13-14
15-16

"Больница"

2

17-18

В школьной
библиотеке: «Какие
бывают профессии»
С.Михалков «Дядя
Степа»
«Дядя Степамилиционер»
К.Чуковский «Доктор
Айболит»
В школьной столовой
"Профессия повар"
Проект "Профессия
моих родителей"
Праздник "Все работы
хороши"

2

11-12

19-20
21-22
23-24
25-26
27-31
32-33

игра
Экскурсия.
Знакомство с атрибутами, ролевая
игра
Знакомство с атрибутами, ролевая
игра
Видеознакомство, игровой час

2

профессий
(atlas100.ru)
Готовые уроки по
профориентации
(moeobrazovanie.ru)

2

Чтение, беседа, викторина, конкурс
рисунков
Экскурсия, видеоурок, встреча с
работником полиции
Игра-демонстрация, мини сценки,
рисунки
Экскурсия, рисунки.

5

Представление продукта

2

Праздник

2
2
2

Тематический план 2 класс.
«Путешествие в мир профессий» - 34 часа
№
п/п

Тема занятия

Колво
час

Форма проведения занятий

1-2

«Все работы хороши»
«Мы строители»

2
2

Викторина
Легоконструирование: проектируем
и строим город
Групповая деятельность: создание
диафильма
Презентация продукта

3-4
5-9
1013
14
1517
18
19
2021
2223
2425
2627
2829

Кто создает
мультфильмы?
Проект "Моя будущая
профессия"
«Парикмахерская»
Здоровье в твоих руках

5
4

Профессия будущего
«Почта»
«Аптека»

1
1
2

Мастер - класс: "Русская коса"
Занятие с элементами игры,
приглашение школьного врача,
рассказ о здоровьесбережении
Сочинение, конкурс рисунков.
Игра "12 записок"
Экскурсия, презентация

«Удивительные
профессии»
«Все работы хороши выбирай на вкус»
Д. Родари «Чем пахнут
ремёсла »
Железная дорога

2

КВН

2

Поэтическая гостиная

2

Просмотр мультфильма, работа с
текстом
Легоконструирование: проектируем
и строим железную дорогу,

1
3

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Всероссийские
открытые уроки Проектория
(proektoria.online)
Атлас новых
профессий
(atlas100.ru)
Готовые уроки по
профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный
музей профессий -

3032

Пожарная часть

3334

Праздник "Все работы
хороши"

дидактическая игра
Экскурсия в пожарную часть,
рисунки.
Праздник

3
2

№
п/п

Тема занятия

Колво
час

1-2

«Что такое профессия»
«У кого мастерок, у кого
молоток»
«Истоки трудолюбия»
Игровая программа
"Калейдоскоп
профессий»
«Сладкая профессия кондитер»
НПК "В мире
профессий"
Спортивные профессии

2
2

«Моя профессия»
«Наши друзья-книги»

4
4

3-4
5-6
7-8

9-11
12-15
16-17
18-21
22-25

25-34

№
п/п
1-2
3-8

9-14

15-20

Фильм, фильм, фильм

2
2

Тематический план 3 класс.
«Все работы хороши» - 34 часа
Форма проведения занятий

Игровая программа
Обзор рабочих профессий
посредством детских презентаций
Игровой час
игра-конкурс

ПрофВыбор.ру http
://profvibor.ru/

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Всероссийские
открытые уроки Проектория
(proektoria.online)
Атлас новых

3
4
2

9

Экскурсия на кондитерскую
фабрику
Школьная конференция
Занятие с элементами спортивной
игры
Проект
Экскурсия в библиотеку
Творческая мастерская "Книжка малышка"
Творческая мастерская- создание
фильма Презентация фильма

профессий
(atlas100.ru)
Готовые уроки по
профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный
музей профессий ПрофВыбор.ру http
://profvibor.ru/

Тематический план 4 класс.
«Труд в почете любой, мир профессий большой» - 34 часа
Тема занятия
КолФорма проведения занятий
Электронные
(цифровые)
во
образовательные
час
ресурсы
«Любимое дело -мое
2
Классный час, презентация,
Всероссийские
счастливое будущее»
работа в группах
открытые уроки Классификация
6
Проектная деятельность по
Проектория
профессий:
классификации профессий
(proektoria.online)
гностический
Атлас новых
Классификация
6
Проектная деятельность по
профессий
профессий:
классификации профессий
(atlas100.ru)
преобразующий
Готовые уроки по
Классификация

6

Проектная деятельность по

21-22
23-24
25-28
29-34

профессий:
изыскательский
Диагностика учащихся
«Праздник в городе
Мастеров»
«Работники издательств
и типографии»
НПК "Из прошлого в
будущее"

классификации профессий
2
2

Работа с анкетами
КВН

4

Экскурсия в типографию, выпуск
классной газеты
Подготовка и презентация

6

профориентации
(moeobrazovanie.ru)
Электронный
музей профессий ПрофВыбор.ру http
://profvibor.ru/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Барсева Л.Б. Обучение сюжетно- ролевой игре детей с проблемами интеллектуального
развития / Л.Б. Барсева – Санкт- Петербург. Издательство «СОЮЗ», 2001 – 412с.
2. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград. Издательство «
Учитель», 2009 – 159с.
3. Козлова М.А. Классные часы 1- 4 кл. /М.А. Козлова-М: Изд. «Экзамен», 2009. - 317с.
4. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии /
А.А. Катаева – М.: ВЛАДОС, 2001 – 220с.
5. Стребеляева В.А. Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. / В.А.
Стребеляева–М.: Издательство ВЛАДОС, 2001 -180с.
6. Сасова И.А. Экономика 2 кл. [ текст], тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова, В.Н.
Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
7. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2007 -96с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство «Детская
литература», 1987 – 192с.
2. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская литература»,
1989 -310с.
3. Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство «Детская
литература», 1987 – 160с.
4. РодариД. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари–М.: Издательство «Детская литература», 1989 15с.
5. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский – «Стрекоза», 2000 –
79с.
6. Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская литература», 1986 –
56с.
7. Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство «Детская
литература»,1989с.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Профориентационная игра " Путешествие по городу мастеров"
Цель: Расширение знаний и представлений о различных профессиях.
Задачи:
1. Закрепить представления детей о разных профессиях, показать значимость каждой из них.
2. Коррекция высших психических функций (речь, мышление, память)
3. Воспитывать приветливость, формировать навыки общения, речевой и поведенческий
этикет.
Оборудование: Квадраты с названием услуг , плакаты, костюмы (повара, шофера…), овощи,
корзина, инструменты врача, портного.
План.
1. Вступление. Чтение стихов о профессиях.
2. Работа с загадками.
3. Дидактическая игра «Окажем помощь больному»
4. Дидактические игры: «Путаница», «Узнай на вкус».
5. Подвижная игра: «Цветные автомобили»
6. Релаксационная пауза.
7. Дидактическая игра: «Доскажи словечко
8. Дидактическая игра: «Назови инструменты»
Итог: Вступительное слово.
Дорогие ребята, давайте отправимся в путешествие по городу мастеров. Кто здесь живет?
Правильно. Люди разных профессий. Человек трудится, овладевает профессией. Профессий на земле
очень много…
Учитель:
Строитель наш
Построит дом
И мы в нем дружно заживем
Костюм нарядный выходной
Искусно нам сошьет портной
Дает книги нам библиотекарь
Хлеб испечет в пекарне пекарь
Учитель выучит всему
Научит грамоте, письму
Письмо доставит почтальон
И повар сварит нам бульон
Я думаю мы подрастем
И дело по душе найдем!
Давайте, ребята, сегодня путешествовать по городу мастеров.
Домик врача. Стихи о враче (ребенок в одежде врача читает стихотворение):
Знает он
про вас немало
Как зовут
Кто ваша мама
Знает рост и знает вес
Кто как спит
И кто как ест
С вас не сводит строгих глаз
Лечит он ребята вас.

Вопросы:
1. Что будет, если врач не станет лечить?
2. Что делает врач на работе?
3. Что он использует в своей работе?
Дидактическая игра: Окажем помощь больному. Медвежонок сломал ногу.
Домик повара. Встречает ребенок, одетый в костюм поваренка. Читает стихи.
Повар вкусный суп готовит
Жарит вкусный антрикот
И своим чудо – искусством
Всюду радует народ!
Вопросы:
1. Где работает повар?
2. Что есть на кухне?
3. Что он делает на кухне?
4. Какое блюдо любите?
Дидактическая игра: «Путаница»
Корзина с овощами и фруктами. Необходимо назвать овощи и фрукты отдельно.
Дидактическая игра: «Узнай на вкус»
Необходимо с закрытыми глазами по вкусу определить овощи и фрукты… Релаксационная
пауза:
Пальчиковая гимнастика, 1,2,3,4
В нашем доме кошки жили
Кошки молоко лакали
Кошки коготки точили
Мышек сереньких ловили…
Дорогие ребята! Мы немножко отдохнули. Давайте продолжим путешествие по городу
мастеров. Следующий домик, который мы посетили. Это домик шофера. Ребенок одет в одежду
шофера, читает стихи:
Встану я очень рано
Ведь моя забота
Всех отвозить по утрам
На работу…
Вопросы:
1. Кто живет в домике?
2. Почему вы догадались?
3. Какие машины вы знаете?
Подвижная игра: «Цветные автомобили»
И последний домик, который поселим – это домик портного. Встречает ребенок в одежде
портного. Читает стихи:
Сошьют они наряды
Всех красок и цветов
Оденешься и сразу
Взгляда не отведет никто.
Дидактическая игра: Назови инструменты, необходимые для работы портного?
Итог:
1. Что нового мы узнали сегодня?
2. С какими профессиями познакомились?

Загадки-шутки о профессиях
Мы в профессии играем
У певицы есть соседи –
По душе их выбираем,
Близнецы Денис и Федя.
И мечтаем поскорее
Воду варят вечерами,
Мамы с папой стать взрослее,
Значит будут ... (поварами)
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.
Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет ... (пилотом)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет ... (депутатом)

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет ... (художник)

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет ... (певица)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу -капризулю Катю –
Подрастает ... (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет ... (циркачом)

У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет ... (ученым)

Ян -циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать ... (шпионом)

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый ... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они ... (врачами)

У врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью ... (модельеры)

Модельеры любят Гошу,
Потому что он хороший.
Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет ... (поэт)

У поэта брат – Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа - юный ... (дрессировщик)

Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать ... (сапером)

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лёва - будущий ... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать ... (ветеринаром)

У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный ... (детектив)

Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой ... (актрисой)

Для актрис – аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»
Слава – кино -... (режиссер)

Режиссер театр забросил,
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог Даньке.
Будет он ... (эколог)

У эколога сосед
Сколотил сам табурет,
А еще для птичек дом.
Значит, станет ... (столяром)

Был столяр на дне рожденья
У Володи в воскресенье.
Папа Вовке автомат
Подарил, чтоб рос ... (солдат)

Все солдаты ходят строем.
Ордена раздал героям
И обратно в бой послал
Рома – храбрый ... (генерал)

Генерал в отставку подал,
Ведь его погоны продал
Толя, маленький хитрец –
Подрастает ... (продавец)

Продавец зимой Олегу
Продал три сугроба снега.
Крепостей Олег лепитель –
Он потомственный ... (строитель)

Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать...
Ну, а ты кем хочешь стать?
Загадки о профессиях
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач)

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ... (артист)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро. (Маляр)

Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель)

В небо ласточкой вспорхнёт,
Рыбкой в озеро нырнёт. (Прыгун в воду)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,

Он, собираясь в свой обход,
Халат врачебный надевает,

Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)

Лекарства в саквояж кладёт,
На скотный двор потом шагает. (Ветеринар)

У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (Парикмахер)

Серебристая игла
В небе ниточку вела.
Кто же смелый
Нитью белой
Небо сшил, да поспешил:
Хвост у нитки распушил? (Лётчик)

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарные)

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

Закину палку, убью не галку,
Ощиплю не перья, съем не мясо. (Рыбак)

На станке детали точит
Этот кадровый рабочий... (Токарь)

Поёт рожок, поёт рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасём коров мы целый день,
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастухи)
Его работы ждёт земля,
Едва рассвет лучи зажжёт.
Весной расчешет он поля,
Наступит осень – пострижёт. (Фермер)

В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся. (Клоун)

Мы от простуды вновь страдаем,
Врача мы на дом вызываем.
Он выдаст нам больничный лист.
А кто он как специалист. (Терапевт)

В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (Библиотекарь)

Спрятан здесь вопрос такой:
Доктор с ниткой и иглой
Как зовётся?
Вспоминай
И быстрей ответ давай. (Хирург)

Скажите, как можно сквозь стенку
смотреть?
В очках и при свете и то не суметь.
А он между тем разглядел сквозь неё
Не только меня, но и сердце моё.
(Рентгенолог)

Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши! (Полицейскийрегулировщик)

Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики. (Полицейскийрегулировщик)

Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник)

По вагону он пройдёт –
Безбилетников найдёт.
В цехе друг его сидит –
Он за качеством следит. (Контролёр)

Этот доктор удалит
Мне легко аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот? … ! (Хирург)

В ресторане их найду я –
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках. (Повар)

Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон».
Теперь подумай, кто же он? (Кондитер)

Этот врач не просто доктор,
Лечит людям он глаза,
Даже если видишь плохо,
Разглядишь ты всё в очках. (Окулист)

В детском садике обед,
Повар пробу с блюд снимает.
Но ведь мамы рядом нет,
Кто ж на стол там накрывает? (Няня,
помощник воспитателя)

Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель)

Он весь город нам покажет,
Всё о нём к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждёт,
И на все ответ найдёт. (экскурсовод)

В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)

Прыгнул вниз —
На цветке повис,
Земли коснулся —
Цветок свернулся. (Парашютист)

Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (Водопроводчик,
сантехник)

Стихотворения: Д. Родари "Чем пахнут ремесла?"
У каждого дела Запах особый:
В булочной пахнет Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер

Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Г. Ладонщиков "Звездочка"
Маму видит вся столица.
Мама строит новый дом,
Да такой,
Что поселиться
Полрайона может в нем.
Дом заметно вырастает
Каждый день
И каждый час.
Будто небо подпирает
Металлический каркас.
И над самой верхней балкой,
Где подъемный кран стоит,
Огонек электросварки
Яркой звездочкой горит.
Это мама ―
Сварщик смелый ―
Держит звездочку в руках,
А над нею Стайкой белой
Проплывают облака.
Л. Олифирова "Кем хотите стать вы, дети?"
Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте! —
Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить. —
Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете. —
Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету! —

В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет! —
Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"! —
Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем. —
Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.

⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

Пословицы о труде
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Кто не работает, тот не ест.
Была б лишь охота - наладится каждая работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дело мастера боится.
Встать раньше - шагнуть дальше.
Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
За все браться - ничего не сделать.
Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
Без труда и отдых не сладок.
Всякий человек у дела познаётся.
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Всякое уменье трудом дается.
Любовь к труду - у людей на виду.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Делу - время, потехе - час.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Утренний час дарит золотом нас.
Хлеб даром не даётся.
Хозяин тот, кто трудится.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».