Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда» _______________________________________________________________________________ «Рассмотрено» Руководитель МО ______/ С.С.Горбенко / Протокол № 1 от «30 » августа 2024г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 82 ___________ /М.А.Лавриненко/ «Утверждено» Директор МОУ СШ № 82 __________/О.Н.Чирскова/ от «30» августа 2024г. от «31» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся 1-4 классов г.Волгоград 2022 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы НОО с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Рабочая программа данной программы внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: ✓ Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; ✓ Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; ✓ Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; ✓ Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; ✓ Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; ✓ СанПиН 1.2.3685-21; ✓ Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СШ № 82. Цель программы: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач: • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; • формирование культуры поведения в информационной среде. 2 Место программы: На реализацию рабочей программы в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Взаимосвязь с программой воспитания Программа внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • • • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. Ценностное наполнение внеурочных занятий В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа: 1) соответствие датам календаря; 2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году. Даты календаря можно объединить в две группы: 1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День российской науки и т.д. 2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского. В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника» и др. Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы школы, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: 3 становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом. 1. Историческая память • • • Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина; историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений; историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков. Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г. 2. Преемственность поколений • • Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции; семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям. Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству. 3. Патриотизм — любовь к Родине • • • Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина; любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине; патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни. 4. Доброта, добрые дела • • Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности; благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для 4 подражания. Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства. 5. Семья и семейные ценности • Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.; • каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу; • учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям; • семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России. Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др. 6. Культура России • Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории; • российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире; • культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей. Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видео-фильмов, произведений живописи и музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра». 7. Наука на службе Родины • • • Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека; в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность; в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир. О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского», «День космонавтики: мы — первые». Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина. 5 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: ✓ становление ценностного отношения к своей Родине – России; ✓ осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; ✓ сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; ✓ уважение к своему и другим народам; ✓ первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; ✓ признание индивидуальности каждого человека; ✓ проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; ✓ неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; ✓ бережное отношение к природе; ✓ неприятие действий, приносящих вред природе. Метапредметные результаты базовые логические действия: ✓ сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; ✓ объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; ✓ определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; ✓ находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; ✓ выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; ✓ устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; базовые исследовательские действия: ✓ определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; ✓ с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; ✓ сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); ✓ проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); ✓ формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); 6 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: ✓ выбирать источник получения информации; ✓ согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; ✓ распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; ✓ соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете; ✓ анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; ✓ самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: ✓ воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; ✓ проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; ✓ признавать возможность существования разных точек зрения; ✓ корректно и аргументировано высказывать свое мнение; ✓ строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; ✓ создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); ✓ готовить небольшие публичные выступления; ✓ подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; совместная деятельность: ✓ формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; ✓ принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; ✓ проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ✓ ответственно выполнять свою часть работы; ✓ оценивать свой вклад в общий результат; ✓ выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: ✓ планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; ✓ выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: ✓ устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; ✓ 7 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Сформировано представление: ✓ о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; ✓ символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; ✓ институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; ✓ народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; ✓ религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; ✓ возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; ✓ нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; ✓ роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; ✓ единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); ✓ влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; ✓ важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; ✓ активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: ✓ к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; ✓ семье и семейным традициям; ✓ учебе, труду и творчеству; ✓ своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; ✓ природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: ✓ к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; ✓ общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; ✓ государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; ✓ природе, природным явлениям и формам жизни; ✓ художественному творчеству. Сформированы умения: ✓ устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; ✓ 8 проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; ✓ соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; ✓ распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. ✓ 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 - 4 класс (33/34 ч) № п/п Темы занятий Ко лво час ов 1. День знаний (1 час) 1–2 классы: «Зачем я учусь?» 3–4 классы «Зачем мне знания?» 1 2. Наша страна — Россия (1 час) 1–2 классы: «Где мы живём?» 3–4 классы: «От поколения к поколению: любовь россиян к Родине» 1 3. 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковс кого (1 час) 1–2 классы: 1 Содержание занятий Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим полётам. Преемственность поколений 9 Форма проведения занятий Просмотр видеоролика. Беседа о традициях школы, обсуждение ответов на вопросы: «Почему важно учиться? Как быть, если что-то не знаешь или не умеешь?» и др. Участие в коллективной игрепутешествии (игресоревновании), разгадывании загадок. Участие в викторине «Своя игра» Слушание музыкального произведения, просмотр видеоматериалов, в которых говорится о дорогом и близком в окружающем мире младшего школьника. Участие в беседе о том, с чего начинается понимание Родины, как проявляется любовь к Родине. Работа в парах с текстами, написанными в разные эпохи, но объединёнными идеей любви к Родине и личной ответственности за её судьбу Просмотр видеоролика с целью знакомства с учёным, его жизнью и научным творчеством. Обсуждение новой Электрон ные (цифров ые) образова тельные ресурсы https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru «Мечтаю летать» 3–4 классы: «Мечтаю летать» в научных достижениях. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам — исследователям космического пространства 4. День пожилых людей (1 час) 1–2 классы: «Традиции моей семьи» 3–4 классы: «Как создаются традиции?» 1 5. День учителя (1 час) 1–2 классы: «Если бы я был учителем» 3–4 классы: «Учитель жизни: Лев Николаевич Толстой» 1 6. День отца (1 час) 1–2 классы: «Отчество — от слова „отец“» 3– 4 классы: «Отчество — от слова „отец“» 1 информации о достижениях нашей страны в освоении космоса, о вкладе великого учёного К. Э. Циолковского. Участие в коллективной игресоревновании «К. Э. Циолковский — учёный и человек». Путешествие по интерактивной карте Преемственность поколений: Обсуждение семейных семейные ценности (любовь, традиций. Просмотр взаимопонимание, участие в видеоролика с целью семейном хозяйстве, знакомства с праздником воспитании детей); День пожилых людей, с традиции. Память о основным назначением предшествующих этого праздника. Участие поколениях семьи. Особое в выполнении отношение к старшему интерактивных заданий поколению, проявление (установление действенного уважения, соответствия, группировка, внимания к бабушкам и классификация), которые дедушкам, забота о них помогут школьником понять важность семейных традиций и заботы о пожилых людях Учитель — важнейшая в Обсуждение ценности обществе профессия. важнейшей профессии. Назначение учителя — Участие в разыгрывании социальное служение, сценок «Я — учитель», «Я образование и воспитание и мои ученики». Участие в подрастающего поколения. групповой, парной работе: Учитель — советчик, создание рисунков «Наш помощник, участник класс», «Мой учитель», познавательной рисунка «Буква для деятельности школьников. первого предложения Оценка учительского труда. сказки Л. Н. Толстого». Великие педагоги прошлого. Работа с текстами Яснополянская школа (пословицами, Л. Н. Толстого стихотворениями), связанными с профессией учителя Мужчина, отец (отчество — Обсуждение качеств отца, от слова «отец») как мужских профессий. гражданин; мужские Просмотр видеоролика о профессии, участие в роли отца как родителя, трудовой деятельности образе отца в и жизни общества. Роль отца отечественной литературе. в семье, участие Групповая, парная работа: в хозяйственной «Воскресный день моей деятельности, досуге членов семьи», участие в семьи, укреплении планировании выходного традиционных семейных дня своей семьи ценностей. Понимание роли 10 https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские — символ любви и взаимопонимания в семейной жизни 7. День музыки (1 час) 1–2 классы: «Я хочу увидеть музыку» 3–4 классы: «Я хочу услышать музыку» 1 8. Традиционные семейные ценности (1 час) 1– 2 классы: «Я и моя семья» 3–4 классы: «Пётр и Феврония Муромские» 1 9. День народного единства (1 час) 1–2 классы: «Что такое единство народа?» 3– 4 классы: «Когда мы едины — мы непобедимы» 1 Рождение праздника «День народного единства». Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками 10. Мы разные, мы вместе (1 час) 1 Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей 11 Просмотр видеоролика о роли музыки в жизни человека, обсуждение содержания видеоролика. Участие в беседе «Я хочу увидеть музыку», «Я хочу слышать музыку». Групповая и парная работа по созданию иллюстрации «Я вижу музыку». Обсуждение творческого задания «Звуки природы» https://razg ovor.edsoo. ru Обсуждение вопроса «Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек семьёй?». Участие в беседе о семейных традициях, интересном досуге и праздниках. Участие в коллективной, индивидуальной работе «Я и моя семья (составление семейного древа)». Обсуждение вопросов «Чему мы можем научиться у Петра и Февронии Муромских?», «Почему Пётр и Феврония стали символом любви и верности?» Беседа о возникновении праздника День народного единства. Обсуждение пословиц, связанных с единством народа, любовью к Родине. Знакомство с жизнью и подвигом К. Минина и Д. Пожарского. Виртуальная экскурсия по историческим местам и памятникам, связанным с Днём народного единства. Участие в коллективной игре: составление пазла на основе полученной информации о событиях 1612 года Знакомство с понятием «преемственность поколений». Обсуждение https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru 1–2 классы: «Память времён» 3– 4 классы: «Память времён» культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития общества и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей 11. День матери (1 час) 1–2 классы: «Самое главное слово на земле» 3–4 классы: «Материнское сердце чаще бьётся». (С. Федин) 1 12. Символы России: Государственн ый гимн, герб, флаг (1 час) 1–2 классы: «Какие в нашей стране есть символы?» 3–4 классы: «Что может герб нам рассказать?» 1 Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага 13. День добровольца (1 час) 1–2 классы: «Если добрый ты, это хорошо» 3–4 классы: «Что я могу сделать для других?» 1 Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые чувства к другим людям? 14. День Героев Отечества (1 час) 1 С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая 12 качеств, которые отражают нравственные ценности и чувства. Участие в эвристической беседе о природе и заповедниках России. Соревнование команд на умение устанавливать соответствие между природными объектами и их названиями Обсуждение качеств матери, её роли хозяйки и хранительницы семейного очага. Просмотр видеоролика о роли матери, образе матери в отечественной литературе. Групповая, парная работа по обсуждению предложенных ситуаций, планированию помощи маме Знакомство с символами России: обсуждение, называние, описание. Участие в беседе о правилах поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага. Парная работа, связанная с применением полученной информации о символах страны, устройстве герба. Выполнение интерактивных заданий Знакомство со значением слов «доброволец», «волонтёр», «милосердие», «гуманность». Просмотр видеоролика, обсуждение примеров социального служения в мирное и военное время. Парная работа по анализу текстов, в которых описаны ситуации проявления доброты, гуманности, милосердия Просмотр и обсуждение видеоролика, содержание которого связано https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru 1–2 классы: «С чего начинается Родина…» 3– 4 классы: «История Отечества — история каждого из нас» книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных врагов с событиями из истории нашей страны. Участие в эвристической беседе о событиях истории, ответственности гражданина за свободу, благополучие Родины, её защите от иноземных врагов. Групповая работа по анализу (установление соответствия), упорядочению (лента времени) событий истории Эвристическая беседа о правах и обязанностях гражданина, ученика начальных классов. Групповая работа по анализу ситуаций, связанных с выполнением обязанностей членами общества. День Конституции (1 час) 1–2 классы: «Где записаны права человека?» 3– 4 классы: «Мои права и мои обязанности: в чём разница?» Рождество (1 час) 1–2 классы: «Светлый праздник Рождества» 3– 4 классы: «Светлый праздник Рождества» 1 Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества 1 История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России Беседа о традициях праздника Рождества в России. Обсуждение содержания прочитанных одноклассниками стихотворений, посвящённых Рождеству. Групповая и парная работа: составление поздравления с праздником Рождества https://razg ovor.edsoo. ru 17. Новый год. Семейные праздники и мечты (1 час) 1–2 классы: «Умеем ли мы мечтать?» 3–4 классы: «О чём мы мечтаем?» 1 Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год https://razg ovor.edsoo. ru 18. Цифровая безопасность и гигиена школьника (1 час) 1–2 классы: «Виртуальный я — что можно и что нельзя?» 3–4 классы: 1 Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального мира. Правила безопасного пользования интернетресурсами Просмотр видеоролика об истории праздника. Участие в беседе о семейных новогодних традициях. Участие в ролевой игре «Мы, дети… года, мечтаем в новом году о…». Обсуждение ответа на вопрос «О чём мечтали на Новый год дети в разные исторические эпохи?» Участие в коллективном обсуждении вопроса «Что такое виртуальный мир и кто его создаёт?». Групповая работа: подготовка ответов на вопросы «Какие плюсы есть у виртуального мира?», «Какие минусы есть у виртуального 15. 16. 13 https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru «Виртуальный я — что можно и что нельзя?» 19. День снятия блокады Ленинграда (1 час) 1–2 классы: «…осталась одна Таня…» 3–4 классы: «Писала девочка дневник...» 1 20. Великие люди России: К. С. Станислав ский (1 час) 1–2 классы: «Мы идём в театр. А что это значит?» 3–4 классы: «С чего начинается театр?» 1 21. День российской науки (1 час) 1–2 классы: «Как становятся учёными?» 3–4 классы: «Откуда берутся научные открытия?» 1 22. Россия и мир (1 час) 1–2 классы: 1 мира?». Составление правил безопасного пользования интернетресурсами, соотнесение составленных правил с предложенным педагогом набором правил Блокада Ленинграда: как она Участие в просмотре и началась и сколько длилась. обсуждении содержания Ленинградский ломтик видеоматериалов о блокаде хлеба... Дневник Тани Ленинграда. Виртуальная Савичевой. Как жили и о чём экскурсия в мечтали дети блокадного Государственный города. Дорога жизни. мемориальный музей Ленинград и ленинградцы обороны и блокады выжили и победили Ленинграда, знакомство с материалами, связанными с Таней Савичевой. Чтение фрагментов дневника Тани Савичевой, обсуждение прочитанного. Участие в беседе о том, как жили и о чём мечтали дети блокадного города Первые театры в России. К. Просмотр и обсуждение С. Станиславский — видеоролика о первых великий деятель театрах в России. театрального искусства: Знакомство с некоторыми яркие страницы жизни фактами биографии и деятельности. С чего К. С. Станиславского. начинается театр? Кто Работа с текстами о том, самый главный в театре. как создаётся спектакль, Школьный и классный театр ответы на вопросы по содержанию текстов. Групповая работа: подготовка сообщения от группы на тему «Зачем люди ходят в театр». Игра «Мы идём в театр» Наука: научные открытия Просмотр видеоролика позволяют улучшать жизнь «Люди науки, какие они?», людей, обеспечивают обсуждение качеств прогресс общества. Науку учёного. Групповая работа: делают талантливые, «Представление творческие, увлечённые открытия»: ученики люди. Научные открытия знакомятся с открыти ем и российских учёных, без рассказывают о нём которых невозможно одноклассникам; представить современный одноклассники мир: телеграф, цветная отгадывают, что это за фотография, радиоприёмник, открытие российских ранцевый парашют, наркоз, учёныхискусственное сердце Роль нашей страны Беседа о роли России в современном мире. в современном мире. Значение российской Знакомство с российскими 14 https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru «Россия в мире» 3–4 классы: «Россия в мире» культуры для всего мира 23. День защитника Отечества (День Армии) (1 час) 1–2 классы: «Кому я хочу сказать „спасибо“»?» (ко Дню защитника Отечества) 3–4 классы: «Хорошие дела не ждут благодарности?» (ко Дню защитника Отечества) 1 Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование 24. Забота о каждом (1 час) 1–2 классы: «Заряд на добрые дела» 3–4 классы: «Дарить добро» 1 25. Международны й женский день (1 час) 1–2 классы: «Мамы разные важны» 3–4 классы: «Обычный 1 Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не 15 объектами, включёнными в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Интеллектуальная игра «Самые известные российские учёные, поэты, писатели, художники, композиторы, музыканты». Парная работа: подготовка рассказа об одном из российских лауреатов Нобелевской премии Беседа о том, как жители России выражают свою благодарность защитникам Отечества. Просмотр и обсуждение видеоматериалов, в которых представлены эпизоды подвигов российских воинов в военное и в мирное время. Работа с пословицей «Сам погибай, а товарища выручай». Коллективная беседа о проявлениях благодарности к защитникам Отечества. Групповая работа: составление письма ветерану войны. Работа в парах: подготовка ответа на вопрос «Как стать хорошим солдатом?» Участие в коллективной беседе, обсуждение вопросов «Что такое доброта?», «Трудно ли быть добрым?», «Как научиться делать добрые дела?». Обсуждение просмотренного видеоролика. Групповая работа: «Представление человека, сделавшего много добрых дел на благо людям» Просмотр и обсуждение видеоролика, знакомящего с историей праздника, со сферами деятельности, в которых работают женщины. Работа в парах: подготовка краткого сообщения об одной из https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru мамин день» 26. 27. 28. может научиться женщина. Великие женщины в истории России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач) Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова), М. Плисецкая, Л. Зыкина 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалков а (1 час) 1–2 классы: «Поэт, который писал для детей и о детях» 3–4 классы: «Поэт, который писал для детей и о детях» День воссоединения Крыма с Россией (1 час) 1–2 классы: «Путешествие по Крыму» 3–4 классы: «Путешествие по Крыму» 1 Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова 1 Всемирный день театра (1 час) 1–2 классы: «Что на что похоже: зачем человеку воображение?» 3–4 классы: «Что 1 Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать 16 великих женщин в истории России. Составление виртуальной галереи «Женщины, прославившие Россию». Игра «Выдающиеся женщины, прославившие Россию». Участие в обсуждении вопроса «Легко ли быть мамой?». Подготовка поздравительной открытки Беседа «С. В. Михалков — автор двух Государственных гимнов». Выразительное чтение любимых стихотворений, автором которых является С. В. Михалков. Викторина «Узнай произведение С. В. Михалкова по одной строчке» https://razg ovor.edsoo. ru Беседа о географическом положении Крыма с использованием карты. Виртуальная экскурсия: природные достопримечательности Крыма. Выполнение интерактивных заданий: соотнесение изображения и описания объекта. Выполнение творческого задания: написание минирассказа «Что я хочу посетить в Крыму» https://razg ovor.edsoo. ru Участие во вступительной беседе о том, что такое воображение и творчество. Просмотр и обсуждение видеоролика, рассказывающего о людях творческих профессий. Участие в обсуждении вопроса о театре как https://razg ovor.edsoo. ru такое творчество?» 29. 30. 31. День космонавтики. Мы — первые (1 час) 1–2 классы: «Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос) 3–4 классы: «Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос) Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками (1 час) 1–2 классы: «Надо ли вспоминать прошлое?» 3–4 классы: «Надо ли вспоминать прошлое?» День Земли (1 час) 1–2 классы: «Где можно увидеть нетронутую природу?» 3–4 классы: «Дом для дикой природы» города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание сценок коллективном творчестве режиссёра и актёров. Творческая игра «Ставим сценку»: каждой группе предлагается разыграть сценку, один из участников группы выступает в роли режиссёра, остальные актёры. Просмотр видеоролика «Как всё начиналось…», обсуждение главных событий в истории покорения космоса. Участие в беседе «Рекорды России в космосе», «Кто они, великие космонавты России?». Групповая, парная работа на поиск соответствия, упорядочение событий, связанных с достижениями России в покорении космоса 1 Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“» — первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации 1 Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля — день освобождения узников концлагерей Беседа о том, что такое геноцид. Знакомство с материалами о детях — узниках концлагерей. Работа с текстами интервью с бывшими узниками концлагерей, обсуждение прочитанного. Беседеа о причинах геноцида и способах его предотвращения https://razg ovor.edsoo. ru 1 Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки. Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, Беседа об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении. Виртуальная экскурсия по самым значимым заповедникам России. Работа в группах: составление правил, которые нужно соблюдать жителям Земли, чтобы сохранить нашу планету https://razg ovor.edsoo. ru 17 https://razg ovor.edsoo. ru 32. День труда (1 час) 1–2 классы: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» 3–4 классы: «Не надо бояться трудностей» 1 33. День Победы. Бессмертный полк (1 час) 1–2 классы: «Мужество, честь, отвага. Что это и откуда берётся в человеке?» 3–4 классы: «Что такое подвиг?» 1 34. День детских общественных организаций (1 час) 1–2 классы: «Вместе весело шагать по просторам…» 3–4 классы: «Вместе весело шагать по просторам…» 1 сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник — журавлиный питомник Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь? Беседа о том, почему человеку необходимо трудиться, о том, почему, когда и как появлялись разные профессии. Просмотр и обсуждение видеоролика, рассказывающего о профессиях прошлого и настоящего. Выполнение интерактивных заданий. Групповая работа Историческая память: мы Обсуждение вопросов «Что помним подвиги наших такое мужество, честь, солдат, офицеров, матросов, отвага и как можно защитивших нашу жизнь воспитать в себе эти в годы Великой качества?», «Что такое Отечественной войны. Связь подвиг?», «Какое чувство (преемственность) вело советских людей на поколений: бессмертный борьбу за свободу своей полк — помним, любим, Родины?». гордимся. Какое чувство Индивидуальный рассказ о вело советских людей на том, есть ли семейная борьбу за свободу своей традиция участвовать в Родины? «Бессмертном полку», о подготовке к участию в этом году. Групповая работа. Детская общественная Беседа о детских организация — мы вместе, общественных и мы делаем добрые дела. организациях. Знакомство Друзья необходимы с движением «Орлята каждому человеку. Добрые России». Групповая работа: дела, которые можно сделать каждая группа предлагает вместе. Наша помощь нужна три причины, по которым тем, кто в ней нуждается: стоит участвовать в больным, старым, слабым детских общественных организациях 18 https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru https://razg ovor.edsoo. ru