Рабочая программа "Разговоры о важном"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
_______________________________________________________________________________

«Рассмотрено»
Руководитель МО
______/ С.С.Горбенко /
Протокол № 1
от «30 » августа 2024г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ СШ № 82
___________ /М.А.Лавриненко/

«Утверждено»
Директор
МОУ СШ № 82
__________/О.Н.Чирскова/

от «30» августа 2024г.

от «31» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 1-4 классов

г.Волгоград
2022 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы НОО с
учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности.
Рабочая программа данной программы внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
✓ Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
✓ Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
✓ Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
✓ Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;
✓ Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
✓ СанПиН 1.2.3685-21;
✓ Основной образовательной программой начального общего образования МОУ
СШ № 82.
Цель программы: формирование взглядов школьников на основе национальных
ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность,
историческое просвещение, нравственность, экология.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
• воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое
воспитание на основе национальных ценностей;
• совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
• повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и
сохранению истории и культуры родного края, России;
• развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
• формирование культуры поведения в информационной среде.

2

Место программы:
На реализацию рабочей программы в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз
в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135
часов.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы
воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
•
•

•

в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий

В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в
текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно
(государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например,
День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День
российской науки и т.д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, 165
лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского.
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с
текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К примеру:
«Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника»
и др.
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы школы, поэтому
тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей:
3

становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в
планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются
нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности
характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
•
•
•

Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и
продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
историческая память есть культура целого народа, которая складывается из
объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные
качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.

Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия.
Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических
фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
•
•

Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт,
продолжает его достижения, традиции;
семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих
поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в
гуманном отношении к старшим поколениям.

Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение
связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания,
языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были
характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой
родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
•
•
•

Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина;
любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному
дому, малой Родине;
патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве
гордости за историю, культуру своего народа и народов России.

Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях
«Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой
жизни.
4. Доброта, добрые дела
•
•

Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать,
помочь без ожидания благодарности;
благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была
распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для
4

подражания. Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан
России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.
5. Семья и семейные ценности
• Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством общими
делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой,
традициями и т. д.;
• каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь
другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
• учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её
делах, помогать родителям;
• семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности
представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения
на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей»,
«Традиционные семейные ценности» и др.
6. Культура России
• Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на
протяжении его истории;
• российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
• культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника,
предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное
искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и
разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии
построены на чтении поэзии, обсуждении видео-фильмов, произведений живописи и
музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие люди России: К. С. Станиславский», «День
театра».
7. Наука на службе Родины
•
•
•

Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою
деятельность;
в России совершено много научных открытий, без которых невозможно
представить современный мир.

О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе
обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского»,
«День космонавтики: мы — первые». Следует отметить, что многие темы внеурочных
занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что
учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и
чёткого воспроизведения нового термина.
5

3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
✓ становление ценностного отношения к своей Родине – России;
✓ осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
✓ сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
✓ уважение к своему и другим народам;
✓ первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений;
✓ признание индивидуальности каждого человека;
✓ проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
✓ неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
✓ бережное отношение к природе;
✓ неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
базовые логические действия:
✓ сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
✓ объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
✓ определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
✓ находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
✓ выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
✓ устанавливать
причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
✓ определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
✓ с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
✓ сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
✓ проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть –
целое, причина – следствие);
✓ формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования);
6

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
✓ выбирать источник получения информации;
✓ согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
✓ распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
✓ соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в интернете;
✓ анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
✓ самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
✓ воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
✓ проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
✓ признавать возможность существования разных точек зрения;
✓ корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
✓ строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
✓ создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
✓ готовить небольшие публичные выступления;
✓ подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
совместная деятельность:
✓ формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
✓ принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
✓ проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
✓ ответственно выполнять свою часть работы;
✓ оценивать свой вклад в общий результат;
✓ выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
✓ планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
✓ выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
✓ устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
✓

7

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:
✓ о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в
жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских
ценностях;
✓ символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской
Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
✓ институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в
общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
✓ народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей
страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
✓ религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского
государства, в истории и культуре нашей страны;
✓ возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека
компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
✓ нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении
творчества в жизни человека и общества;
✓ роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
✓ единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического,
нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и
школьного коллектива);
✓ влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья
окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
✓ важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
✓ активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
✓ к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему
национальному языку и культуре;
✓ семье и семейным традициям;
✓ учебе, труду и творчеству;
✓ своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей
семьи, педагогов, сверстников;
✓ природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
✓ к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
✓ общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
✓ государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни
родного города;
✓ природе, природным явлениям и формам жизни;
✓ художественному творчеству.
Сформированы умения:
✓ устанавливать дружеские взаимоотношения
в
коллективе,
основанные на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
✓

8

проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
✓ соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
✓ распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным
словам и действиям.
✓

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 - 4 класс (33/34 ч)
№
п/п

Темы
занятий

Ко
лво
час
ов

1.

День знаний
(1 час)
1–2 классы:
«Зачем я учусь?»
3–4 классы
«Зачем мне
знания?»

1

2.

Наша страна —
Россия (1 час)
1–2 классы: «Где
мы живём?»
3–4 классы: «От
поколения
к поколению:
любовь россиян
к Родине»

1

3.

165 лет со дня
рождения
К. Э. Циолковс
кого (1 час)
1–2 классы:

1

Содержание занятий

Знания — ценность, которая
необходима не только
каждому человеку, но и
всему обществу. Знания —
основа успешного развития
человека и общества.
Каждый должен стремиться
к обогащению
и расширению своих знаний.
Наша страна предоставляет
любому ребёнку
возможность с шести с
половиной лет учиться
в школе
Любовь к Родине,
патриотизм — качества
гражданина России. Любовь
к родному краю,
способность любоваться
природой, беречь её —
часть любви к Отчизне. Труд
людей в разные
исторические эпохи,
преемственность поколений
в готовности защищать
родную землю.
Историческая память народа
и каждого человека

К. Э. Циолковский —
выдающийся учёный,
открывший дорогу к
космическим полётам.
Преемственность поколений
9

Форма проведения
занятий

Просмотр видеоролика.
Беседа о традициях
школы, обсуждение
ответов на вопросы:
«Почему важно учиться?
Как быть, если что-то не
знаешь или не умеешь?»
и др. Участие в
коллективной игрепутешествии (игресоревновании),
разгадывании загадок.
Участие в викторине «Своя
игра»
Слушание музыкального
произведения, просмотр
видеоматериалов, в
которых говорится
о дорогом и близком
в окружающем мире
младшего школьника.
Участие в беседе о том,
с чего начинается
понимание Родины, как
проявляется любовь
к Родине. Работа в парах
с текстами, написанными в
разные эпохи, но
объединёнными идеей
любви к Родине и личной
ответственности за её
судьбу
Просмотр видеоролика с
целью знакомства с
учёным, его жизнью и
научным творчеством.
Обсуждение новой

Электрон
ные
(цифров
ые)
образова
тельные
ресурсы
https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

«Мечтаю
летать»
3–4 классы:
«Мечтаю
летать»

в научных достижениях.
Страницы истории
российской космонавтики.
Первые космонавты.
Гордость россиян за успехи
страны в освоении космоса.
Проявление интереса к
знаниям о космосе, его
изучению и космонавтам —
исследователям
космического пространства

4.

День пожилых
людей (1 час)
1–2 классы:
«Традиции моей
семьи»
3–4 классы:
«Как создаются
традиции?»

1

5.

День учителя
(1 час)
1–2 классы:
«Если бы я был
учителем»
3–4 классы:
«Учитель жизни:
Лев Николаевич
Толстой»

1

6.

День отца
(1 час)
1–2 классы:
«Отчество — от
слова „отец“» 3–
4 классы:
«Отчество — от
слова „отец“»

1

информации
о достижениях нашей
страны в освоении
космоса, о вкладе великого
учёного К. Э.
Циолковского. Участие
в коллективной игресоревновании
«К. Э. Циолковский —
учёный и человек».
Путешествие по
интерактивной карте
Преемственность поколений: Обсуждение семейных
семейные ценности (любовь, традиций. Просмотр
взаимопонимание, участие в видеоролика с целью
семейном хозяйстве,
знакомства с праздником
воспитании детей);
День пожилых людей, с
традиции. Память о
основным назначением
предшествующих
этого праздника. Участие
поколениях семьи. Особое
в выполнении
отношение к старшему
интерактивных заданий
поколению, проявление
(установление
действенного уважения,
соответствия, группировка,
внимания к бабушкам и
классификация), которые
дедушкам, забота о них
помогут школьником
понять важность семейных
традиций и заботы
о пожилых людях
Учитель — важнейшая в
Обсуждение ценности
обществе профессия.
важнейшей профессии.
Назначение учителя —
Участие в разыгрывании
социальное служение,
сценок «Я — учитель», «Я
образование и воспитание
и мои ученики». Участие в
подрастающего поколения.
групповой, парной работе:
Учитель — советчик,
создание рисунков «Наш
помощник, участник
класс», «Мой учитель»,
познавательной
рисунка «Буква для
деятельности школьников.
первого предложения
Оценка учительского труда. сказки Л. Н. Толстого».
Великие педагоги прошлого. Работа с текстами
Яснополянская школа
(пословицами,
Л. Н. Толстого
стихотворениями),
связанными с профессией
учителя
Мужчина, отец (отчество — Обсуждение качеств отца,
от слова «отец») как
мужских профессий.
гражданин; мужские
Просмотр видеоролика о
профессии, участие в
роли отца как родителя,
трудовой деятельности
образе отца в
и жизни общества. Роль отца отечественной литературе.
в семье, участие
Групповая, парная работа:
в хозяйственной
«Воскресный день моей
деятельности, досуге членов семьи», участие в
семьи, укреплении
планировании выходного
традиционных семейных
дня своей семьи
ценностей. Понимание роли
10

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

отца как родителя, участие в
воспитании детей, отцовское
влияние на сына и/или дочь
Музыка как способность
человека слышать,
воспроизводить, сочетать
звуки. Роль музыки в жизни
каждого человека: музыка
сопровождает человека с
рождения до конца жизни.
Способность слушать,
воспринимать и понимать
музыку. Музыка, которую
можно увидеть. Музыка,
которую нужно учиться
слушать
Семья — дружный
любящий друг друга
коллектив. Поколения в
семье. Семейные ценности:
воспитание детей, забота о
старшем поколении;
традиции, совместная
трудовая и досуговая
деятельность. Пётр и
Феврония Муромские —
символ любви и
взаимопонимания в
семейной жизни

7.

День музыки
(1 час)
1–2 классы: «Я
хочу увидеть
музыку»
3–4 классы: «Я
хочу услышать
музыку»

1

8.

Традиционные
семейные
ценности
(1 час) 1–
2 классы: «Я
и моя семья»
3–4 классы:
«Пётр
и Феврония
Муромские»

1

9.

День народного
единства (1 час)
1–2 классы: «Что
такое единство
народа?» 3–
4 классы: «Когда
мы едины — мы
непобедимы»

1

Рождение праздника «День
народного единства».
Проявление любви к
Родине: объединение людей
в те времена, когда Родина
нуждается в защите.
Чувство гордости за подвиги
граждан земли Русской в
1612 году и граждан нашей
страны в Великой
Отечественной войне.
Минин и Пожарский —
герои, создавшие народное
ополчение для борьбы с
иноземными захватчиками

10.

Мы разные,
мы вместе
(1 час)

1

Каждое поколение связано с
предыдущими и
последующими общей
11

Просмотр видеоролика о
роли музыки в жизни
человека, обсуждение
содержания видеоролика.
Участие в беседе «Я хочу
увидеть музыку», «Я хочу
слышать музыку».
Групповая и парная работа
по созданию иллюстрации
«Я вижу музыку».
Обсуждение творческого
задания «Звуки природы»

https://razg
ovor.edsoo.
ru

Обсуждение вопроса
«Почему говорят, что
дерево держится корнями,
а человек семьёй?».
Участие в беседе о
семейных традициях,
интересном досуге
и праздниках. Участие в
коллективной,
индивидуальной работе «Я
и моя семья (составление
семейного древа)».
Обсуждение вопросов
«Чему мы можем
научиться у Петра и
Февронии Муромских?»,
«Почему Пётр и Феврония
стали символом любви
и верности?»
Беседа о возникновении
праздника День народного
единства. Обсуждение
пословиц, связанных с
единством народа,
любовью к Родине.
Знакомство с жизнью
и подвигом К. Минина
и Д. Пожарского.
Виртуальная экскурсия по
историческим местам и
памятникам, связанным с
Днём народного единства.
Участие в коллективной
игре: составление пазла на
основе полученной
информации о событиях
1612 года
Знакомство с понятием
«преемственность
поколений». Обсуждение

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

1–2 классы:
«Память
времён» 3–
4 классы:
«Память
времён»

культурой, историей, средой
обитания. Связь
(преемственность)
поколений — основа
развития общества
и каждого человека.
Патриотизм — чувство,
которое есть у каждого
поколения. Историческая
память проявляется в том,
что новое поколение людей
стремится воспитать в себе
качества, которые отражают
нравственные ценности
предыдущих поколений
Мать, мама — главные
в жизни человека слова.
Мать — хозяйка в доме,
хранительница семейного
очага, воспитательница
детей. С первых дней жизни
рядом с ребёнком всё время
присутствует мама —
человек, чьё сердце бьётся
чаще и сильнее, чем
у других людей

11.

День матери
(1 час)
1–2 классы:
«Самое главное
слово на земле»
3–4 классы:
«Материнское
сердце чаще
бьётся».
(С. Федин)

1

12.

Символы
России:
Государственн
ый гимн, герб,
флаг (1 час)
1–2 классы:
«Какие в нашей
стране есть
символы?»
3–4 классы:
«Что может герб
нам рассказать?»

1

Символы современной
России: название, описание.
О чём могут рассказать
символы. Их значение и
назначение в жизни
государства. Уважение к
государственной символике
России — обязанность
гражданина. Правила
поведения человека при
исполнении гимна, при
поднятии флага

13.

День
добровольца
(1 час)
1–2 классы:
«Если добрый
ты, это хорошо»
3–4 классы: «Что
я могу сделать
для других?»

1

Кто такой доброволец?
Деятельность добровольцев
как социальное служение в
военное и мирное время:
примеры из истории
и современной жизни.
Качества людей, которых
называют добровольцами:
милосердие, гуманность,
доброта. Как я могу
проявить добрые чувства
к другим людям?

14.

День Героев
Отечества
(1 час)

1

С чего начинается Родина:
колыбельная песня мамы,
первая игрушка, первая
12

качеств, которые отражают
нравственные ценности
и чувства. Участие
в эвристической беседе
о природе и заповедниках
России. Соревнование
команд на умение
устанавливать
соответствие между
природными объектами
и их названиями

Обсуждение качеств
матери, её роли хозяйки и
хранительницы семейного
очага. Просмотр
видеоролика о роли
матери, образе матери в
отечественной литературе.
Групповая, парная работа
по обсуждению
предложенных ситуаций,
планированию помощи
маме
Знакомство с символами
России: обсуждение,
называние, описание.
Участие в беседе о
правилах поведения
человека при исполнении
гимна, при поднятии флага.
Парная работа, связанная с
применением полученной
информации о символах
страны, устройстве герба.
Выполнение
интерактивных заданий
Знакомство со значением
слов «доброволец»,
«волонтёр», «милосердие»,
«гуманность». Просмотр
видеоролика, обсуждение
примеров социального
служения в мирное
и военное время. Парная
работа по анализу текстов,
в которых описаны
ситуации проявления
доброты, гуманности,
милосердия
Просмотр и обсуждение
видеоролика, содержание
которого связано

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

1–2 классы: «С
чего начинается
Родина…» 3–
4 классы:
«История
Отечества —
история каждого
из нас»

книга. Малая Родина: родная
природа, школа, друзья,
культура и история родного
края. Ответственность
гражданина за свободу,
благополучие Родины,
защита её от иноземных
врагов

с событиями из истории
нашей страны. Участие в
эвристической беседе о
событиях истории,
ответственности
гражданина за свободу,
благополучие Родины, её
защите от иноземных
врагов. Групповая работа
по анализу (установление
соответствия),
упорядочению (лента
времени) событий истории
Эвристическая беседа
о правах и обязанностях
гражданина, ученика
начальных классов.
Групповая работа по
анализу ситуаций,
связанных с выполнением
обязанностей членами
общества.

День
Конституции
(1 час)
1–2 классы: «Где
записаны права
человека?» 3–
4 классы: «Мои
права и мои
обязанности:
в чём разница?»
Рождество
(1 час)
1–2 классы:
«Светлый
праздник
Рождества» 3–
4 классы:
«Светлый
праздник
Рождества»

1

Конституция Российской
Федерации — главный
закон государства. Что такое
права и обязанности
гражданина. Права ребёнка
в России. Примеры
выполнения обязанностей
членами общества

1

История праздника
Рождества Христова.
Рождественские традиции
в России

Беседа о традициях
праздника Рождества
в России. Обсуждение
содержания прочитанных
одноклассниками
стихотворений,
посвящённых Рождеству.
Групповая и парная
работа: составление
поздравления с праздником
Рождества

https://razg
ovor.edsoo.
ru

17.

Новый год.
Семейные
праздники
и мечты (1 час)
1–2 классы:
«Умеем ли мы
мечтать?»
3–4 классы: «О
чём мы
мечтаем?»

1

Новый год —
замечательный семейный
праздник. История
возникновения новогоднего
праздника в России.
Традиции встречи Нового
года: украшение ёлки,
подарки, загадывание
заветных желаний. О чём
люди разных времён
мечтали в Новый год

https://razg
ovor.edsoo.
ru

18.

Цифровая
безопасность
и гигиена
школьника
(1 час)
1–2 классы:
«Виртуальный
я — что можно
и что нельзя?»
3–4 классы:

1

Что такое виртуальный мир
и кто его создаёт? Плюсы и
минусы виртуального мира.
Правила безопасного
пользования интернетресурсами

Просмотр видеоролика об
истории праздника.
Участие в беседе
о семейных новогодних
традициях. Участие
в ролевой игре «Мы,
дети… года, мечтаем
в новом году о…».
Обсуждение ответа на
вопрос «О чём мечтали на
Новый год дети в разные
исторические эпохи?»
Участие в коллективном
обсуждении вопроса «Что
такое виртуальный мир
и кто его создаёт?».
Групповая работа:
подготовка ответов на
вопросы «Какие плюсы
есть у виртуального
мира?», «Какие минусы
есть у виртуального

15.

16.

13

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

«Виртуальный
я — что можно
и что нельзя?»

19.

День снятия
блокады
Ленинграда
(1 час)
1–2 классы:
«…осталась
одна Таня…»
3–4 классы:
«Писала девочка
дневник...»

1

20.

Великие люди
России:
К. С. Станислав
ский (1 час)
1–2 классы:
«Мы идём
в театр. А что
это значит?»
3–4 классы: «С
чего начинается
театр?»

1

21.

День
российской
науки (1 час)
1–2 классы: «Как
становятся
учёными?»
3–4 классы:
«Откуда берутся
научные
открытия?»

1

22.

Россия и мир
(1 час)
1–2 классы:

1

мира?». Составление
правил безопасного
пользования интернетресурсами, соотнесение
составленных правил с
предложенным педагогом
набором правил
Блокада Ленинграда: как она Участие в просмотре и
началась и сколько длилась. обсуждении содержания
Ленинградский ломтик
видеоматериалов о блокаде
хлеба... Дневник Тани
Ленинграда. Виртуальная
Савичевой. Как жили и о чём экскурсия в
мечтали дети блокадного
Государственный
города. Дорога жизни.
мемориальный музей
Ленинград и ленинградцы
обороны и блокады
выжили и победили
Ленинграда, знакомство с
материалами, связанными
с Таней Савичевой. Чтение
фрагментов дневника Тани
Савичевой, обсуждение
прочитанного. Участие
в беседе о том, как жили
и о чём мечтали дети
блокадного города
Первые театры в России. К.
Просмотр и обсуждение
С. Станиславский —
видеоролика о первых
великий деятель
театрах в России.
театрального искусства:
Знакомство с некоторыми
яркие страницы жизни
фактами биографии
и деятельности. С чего
К. С. Станиславского.
начинается театр? Кто
Работа с текстами о том,
самый главный в театре.
как создаётся спектакль,
Школьный и классный театр ответы на вопросы по
содержанию текстов.
Групповая работа:
подготовка сообщения от
группы на тему «Зачем
люди ходят в театр». Игра
«Мы идём в театр»
Наука: научные открытия
Просмотр видеоролика
позволяют улучшать жизнь
«Люди науки, какие они?»,
людей, обеспечивают
обсуждение качеств
прогресс общества. Науку
учёного. Групповая работа:
делают талантливые,
«Представление
творческие, увлечённые
открытия»: ученики
люди. Научные открытия
знакомятся с открыти ем и
российских учёных, без
рассказывают о нём
которых невозможно
одноклассникам;
представить современный
одноклассники
мир: телеграф, цветная
отгадывают, что это за
фотография, радиоприёмник, открытие российских
ранцевый парашют, наркоз,
учёныхискусственное сердце
Роль нашей страны
Беседа о роли России
в современном мире.
в современном мире.
Значение российской
Знакомство с российскими
14

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

«Россия в мире»
3–4 классы:
«Россия в мире»

культуры для всего мира

23.

День
защитника
Отечества
(День Армии)
(1 час)
1–2 классы:
«Кому я хочу
сказать
„спасибо“»?» (ко
Дню защитника
Отечества)
3–4 классы:
«Хорошие дела
не ждут
благодарности?»
(ко Дню
защитника
Отечества)

1

Защита Отечества —
обязанность гражданина
Российской Федерации,
проявление любви к родной
земле, Родине. Армия в
годы войны и мирное время:
всегда есть место подвигу.
Качество российского воина:
смелость, героизм,
самопожертвование

24.

Забота
о каждом
(1 час)
1–2 классы:
«Заряд на
добрые дела»
3–4 классы:
«Дарить добро»

1

25.

Международны
й женский день
(1 час)
1–2 классы:
«Мамы разные
важны»
3–4 классы:
«Обычный

1

Доброта — качество
настоящего человека,
способность оказать
помощь, поддержку,
проявить заботу
и милосердие. Доброе дело:
кому оно необходимо и для
кого предназначено. Добрые
дела граждан России в
прошлые времена:
благотворительность;
пожертвование как
проявление добрых чувств
в традиционных религиях
Международный женский
день — праздник
благодарности и любви
к женщине. Женщина в
современном обществе —
труженица, мать,
воспитатель детей. Нет на
свете профессии, которой не
15

объектами, включёнными
в список всемирного
наследия ЮНЕСКО.
Интеллектуальная игра
«Самые известные
российские учёные, поэты,
писатели, художники,
композиторы, музыканты».
Парная работа: подготовка
рассказа об одном из
российских лауреатов
Нобелевской премии
Беседа о том, как жители
России выражают свою
благодарность защитникам
Отечества. Просмотр и
обсуждение
видеоматериалов, в
которых представлены
эпизоды подвигов
российских воинов в
военное и в мирное время.
Работа с пословицей «Сам
погибай, а товарища
выручай». Коллективная
беседа о проявлениях
благодарности
к защитникам Отечества.
Групповая работа:
составление письма
ветерану войны. Работа в
парах: подготовка ответа
на вопрос «Как стать
хорошим солдатом?»
Участие в коллективной
беседе, обсуждение
вопросов «Что такое
доброта?», «Трудно ли
быть добрым?», «Как
научиться делать добрые
дела?». Обсуждение
просмотренного
видеоролика. Групповая
работа: «Представление
человека, сделавшего
много добрых дел на благо
людям»
Просмотр и обсуждение
видеоролика, знакомящего
с историей праздника, со
сферами деятельности, в
которых работают
женщины. Работа в парах:
подготовка краткого
сообщения об одной из

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

мамин день»

26.

27.

28.

может научиться женщина.
Великие женщины в истории
России: Екатерина Великая,
Е. Дашкова, Н. Суслова
(первая женщина-врач)
Выдающиеся женщины ХХ
века, прославившие Россию:
В. Терешкова, М. Раскова, Л.
Павличенко, А. Пахмутова),
М. Плисецкая, Л. Зыкина

110 лет со дня
рождения
советского
писателя
и поэта, автора
слов гимнов
Российской
Федерации
и СССР
С. В. Михалков
а (1 час)
1–2 классы:
«Поэт, который
писал для детей
и о детях»
3–4 классы:
«Поэт, который
писал для детей
и о детях»
День
воссоединения
Крыма
с Россией
(1 час)
1–2 классы:
«Путешествие
по Крыму»
3–4 классы:
«Путешествие
по Крыму»

1

Сергей Владимирович
Михалков — автор гимна
современной России.
Правила слушания
и исполнения гимна. С. В.
Михалков — выдающийся
поэт ХХ века, автор стихов,
которые дети знали и знают
наизусть. Вклад поэта в
развитие детской
литературы. Слушаем
и читаем стихи Михалкова

1

Всемирный
день театра
(1 час)
1–2 классы:
«Что на что
похоже: зачем
человеку
воображение?»
3–4 классы: «Что

1

Крым — природная
жемчужина. Разнообразие
природных зон:
полупустыни и солончаки;
степная зона, лесостепь,
вечнозелёная
растительность. Природные
достопримечательности
Крыма: Агармышский лес,
гора Ак-Кая (Белая скала),
гора Кошка, Чёрное и
Азовское моря.
Симферополь — столица
Республики Крым, «ворота
Крыма». Ласточкино гнездо,
Золотые ворота, Судакская
крепость, Севастополь
Что такое творчество? Люди
творческих профессий:
поэты, художники,
композиторы, артисты,
создатели игрушек.
Примеры народных
промыслов. Умеем ли мы
фантазировать: сочинять
сказки, конструировать
16

великих женщин в истории
России. Составление
виртуальной галереи
«Женщины, прославившие
Россию». Игра
«Выдающиеся женщины,
прославившие Россию».
Участие в обсуждении
вопроса «Легко ли быть
мамой?». Подготовка
поздравительной открытки
Беседа «С. В. Михалков —
автор двух
Государственных гимнов».
Выразительное чтение
любимых стихотворений,
автором которых является
С. В. Михалков. Викторина
«Узнай произведение
С. В. Михалкова по одной
строчке»

https://razg
ovor.edsoo.
ru

Беседа о географическом
положении Крыма
с использованием карты.
Виртуальная экскурсия:
природные
достопримечательности
Крыма. Выполнение
интерактивных заданий:
соотнесение изображения
и описания объекта.
Выполнение творческого
задания: написание минирассказа «Что я хочу
посетить в Крыму»

https://razg
ovor.edsoo.
ru

Участие во вступительной
беседе о том, что такое
воображение и творчество.
Просмотр и обсуждение
видеоролика,
рассказывающего о людях
творческих профессий.
Участие в обсуждении
вопроса о театре как

https://razg
ovor.edsoo.
ru

такое
творчество?»

29.

30.

31.

День
космонавтики.
Мы — первые
(1 час)
1–2 классы:
«Какие поступки
делают человека
великим?» (о
первом полёте
человека
в космос)
3–4 классы:
«Какие поступки
делают человека
великим?» (о
первом полёте
человека
в космос)
Память
о геноциде
советского
народа
нацистами и их
пособниками
(1 час)
1–2 классы:
«Надо ли
вспоминать
прошлое?»
3–4 классы:
«Надо ли
вспоминать
прошлое?»
День Земли
(1 час)
1–2 классы:
«Где можно
увидеть
нетронутую
природу?»
3–4 классы:
«Дом для дикой
природы»

города будущего, создавать
узоры для тканей, посуды,
расписывать игрушки.
Творческая сценическая
деятельность: игры,
импровизация,
драматизация, разыгрывание
сценок

коллективном творчестве
режиссёра и актёров.
Творческая игра «Ставим
сценку»: каждой группе
предлагается разыграть
сценку, один из участников
группы выступает в роли
режиссёра, остальные
актёры.
Просмотр видеоролика
«Как всё начиналось…»,
обсуждение главных
событий в истории
покорения космоса.
Участие в беседе «Рекорды
России в космосе», «Кто
они, великие космонавты
России?». Групповая,
парная работа на поиск
соответствия,
упорядочение событий,
связанных с
достижениями России в
покорении космоса

1

Мы первые: первый
искусственный спутник
Земли; Луноход-1. «Он
сказал: „Поехали!“» —
первый полёт человека в
космос; Ю. А. Гагарин —
Герой Советского Союза.
Первый выход в открытый
космос — А. А. Леонов,
дважды Герой Советского
Союза. Самый длительный
полёт в космосе — Валерий
Поляков, Герой Советского
Союза, Герой Российской
Федерации

1

Кто такие нацисты? Почему
они хотели сделать все
народы своими рабами?
Преступления нацистов:
концлагерь как места
принудительной жестокой
изоляции. Дети Освенцима.
Как боролись с нацизмом
в концлагерях советские
солдаты и офицеры. 11
апреля — день
освобождения узников
концлагерей

Беседа о том, что такое
геноцид. Знакомство с
материалами о детях —
узниках концлагерей.
Работа с текстами
интервью с бывшими
узниками концлагерей,
обсуждение прочитанного.
Беседеа о причинах
геноцида и способах его
предотвращения

https://razg
ovor.edsoo.
ru

1

Особо охраняемые
территории в России —
заповедники, национальные
парки. Экологические
тропы — что это такое?
Путешествие на Камчатку
(долина гейзеров), в
Приокско-Террасный
заповедник (дикий дом для
зубров, косуль, оленей), в
Большой Арктический
заповедник, в заповедник
«Чёрные земли» (сохранение
сайгаков, тушканчиков,

Беседа об истории
появления праздника День
Земли. Обсуждение
экологических проблем,
существующих в России,
и роли людей в их
появлении. Виртуальная
экскурсия по самым
значимым заповедникам
России. Работа в группах:
составление правил,
которые нужно соблюдать
жителям Земли, чтобы
сохранить нашу планету

https://razg
ovor.edsoo.
ru

17

https://razg
ovor.edsoo.
ru

32.

День труда
(1 час)
1–2 классы: «Без
труда
не выловишь
и рыбку
из пруда»
3–4 классы: «Не
надо бояться
трудностей»

1

33.

День Победы.
Бессмертный
полк (1 час)
1–2 классы:
«Мужество,
честь, отвага.
Что это и откуда
берётся
в человеке?»
3–4 классы:
«Что такое
подвиг?»

1

34.

День детских
общественных
организаций
(1 час)
1–2 классы:
«Вместе весело
шагать по
просторам…»
3–4 классы:
«Вместе весело
шагать по
просторам…»

1

сусликов). Таймыр —
родной дом северных
оленей. Окский заповедник
— журавлиный питомник
Профессии прошлого
и профессии будущего —
что будет нужно стране,
когда я вырасту? Профессии
моих родителей, бабушек
и дедушек.
Профессиональные
династии. Зачем нужно
учиться всё время, пока
работаешь?

Беседа о том, почему
человеку необходимо
трудиться, о том, почему,
когда и как появлялись
разные профессии.
Просмотр и обсуждение
видеоролика,
рассказывающего
о профессиях прошлого
и настоящего. Выполнение
интерактивных заданий.
Групповая работа
Историческая память: мы
Обсуждение вопросов «Что
помним подвиги наших
такое мужество, честь,
солдат, офицеров, матросов, отвага и как можно
защитивших нашу жизнь
воспитать в себе эти
в годы Великой
качества?», «Что такое
Отечественной войны. Связь подвиг?», «Какое чувство
(преемственность)
вело советских людей на
поколений: бессмертный
борьбу за свободу своей
полк — помним, любим,
Родины?».
гордимся. Какое чувство
Индивидуальный рассказ о
вело советских людей на
том, есть ли семейная
борьбу за свободу своей
традиция участвовать в
Родины?
«Бессмертном полку», о
подготовке к участию
в этом году. Групповая
работа.
Детская общественная
Беседа о детских
организация — мы вместе,
общественных
и мы делаем добрые дела.
организациях. Знакомство
Друзья необходимы
с движением «Орлята
каждому человеку. Добрые
России». Групповая работа:
дела, которые можно сделать каждая группа предлагает
вместе. Наша помощь нужна три причины, по которым
тем, кто в ней нуждается:
стоит участвовать в
больным, старым, слабым
детских общественных
организациях

18

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru

https://razg
ovor.edsoo.
ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».