Приложение к ООП СОО МОУ СШ № 82 ПРОГРАММА учебного курса «Избранные вопросы по математике» для обучающихся 11 классов среднего общего образования Волгоград 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «Избранные вопросы по математике» составлена в соответствии требований к результатам среднего общего образования и сохраняет преемственность с основной образовательной программой основного общего образования, на основе примерных рабочих программ углубленного уровня авторов Ш.А. Алимова и Л.С.Атанасяна. Данный курс «Избранные вопросы по математике» представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на обучающихся 11 класса. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. При разработке программы были учтены психолого-педагогические особенности класса, индивидуальные особенности обучающихся, результаты обучения обучающихся. Цель: помочь учащимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения. Задачи: формирование мотивации изучения математики, готовности и способности обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении курса; формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического; формирование у обучающихся алгоритмического мышления, способности организации самостоятельной работы; осуществление работы с дополнительной литературой и интернет источниками; воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Программа учебного курса «Избранные вопросы для 11 классов на 34 часа из расчета 1 час в неделю. по математике» составлена Контроль осуществляется по основным разделам курса. В течение изучения курса проводятся различные формы контроля: текущий и итоговый. Виды текущего контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуальногрупповые, фронтальные, классные и внеклассные. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей обучающихся. Технологии обучения, используемые в образовательном процессе: - проблемное обучение; - проектное обучение; - здоровьесберегающие технологии; - технологии уровневой дифференциации; - интерактивные технологии; - нестандартные уроки. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность представлений об основных этапах истории математической науки, современных тенденциях ее развития и применения. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; умение планировать и оценивать результаты деятельности, соотносить их с поставленными целями и жизненным опытом, публично представлять результаты деятельности, в том числе с использованием средств ИКТ. Предметные результаты: Обучающийся научится выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; Исследовать свойства функции с применением производной. Строить графики функций с использованием производной. Вычислять значения функции в заданной точке. Находить наибольшее и наименьшее значения функции через производные и по алгоритму. Находить точки экстремума через производные и по алгоритму. решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения; применять алгоритмы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля; решать текстовые задачи с помощью составления уравнения, систем уравнений, методом подбора. Обучающийся получит возможность научиться составлять уравнения и неравенства по условию задачи; Применять производную к исследованию функций. Вычислять первообразную. Исследовать степенные и иррациональные функции. Исследоватьчастное, исследовать произведения функций. Исследовать показательные и логарифмические функций. применять алгоритмы практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; выполнять построения и исследования простейших математических моделей. Календарно-тематическое планирование № п/п Название темы 1 Производная и первообразная 2 Вычисления и преобразования Кол- Тип занятия во часов Исследуют свойства функции с применением производной. Строят графики функций с использованием 5ч производной. Вычисляют значения функции в заданной точке. 5ч 3 Наибольшее и наименьшее значение функций 6ч Выполняют равносильные преобразования иррациональных, степенных и логарифмических выражений, используя основные свойства степени и формулы логарифмов. Вид Дата контроля , измерители план факт Текущий Текущий Находят наибольшее и наименьшее Текущий значения функции через производные и по алгоритму. Находят точки экстремума через производные и по алгоритму. 4 Методы решения показательных и логарифмических уравнений и 6ч неравенств Решают логарифмические и показательные уравнения и неравенства на основе свойств функций. Ведут поиск методов решения логарифмических и показательных уравнений, неравенств, их систем. Текущий 5 Задачи с прикладным содержанием Решают задачи с прикладным содержанием на основе свойств функций по алгоритму. Текущий Решают геометрические задачи на координатной решетке и координатной плоскости с использованием свойств многоугольников. Текущий Решают задачи теста. Итоговый 6ч 6 Задачи с геометрическим содержанием 5ч 7 Итоговое занятие 1ч Итого 34 ч Список литературы: Для учителя и учащихся: 1. Открытый банк заданий по математике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mathege.ru/or/ege/Main.html 2. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2025 году. Методические указания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, Захаров П. И. — М.:, 2024. — 224 с. 3. Федеральный институт педагогических измерений: Контрольные измерительные материалы (КИМ): КИМ-2025 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/ 4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для сред. шк./ И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев. - М.: Просвещение, 2021 – 384 с