Приложение к ООП СОО МОУ СШ № 82 ПРОГРАММА учебного курса «История в лицах» для обучающихся 10 классов среднего общего образования Волгоград 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Представленный курс составлен на основе основополагающих документов современного российского образования: федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов. Рабочая программа учебного курса разработана на основе следующих документов: - Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; - Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СШ № 82. Особенность учебного курса «История в лицах» предполагает изучение жизни и деятельности исторических личностей России и других государств с конца древнейших времен до наших дней. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в конечном счѐте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства. Цель: - сформировать у учеников понимание исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира; - создать условия для восприятия отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; - познакомить выпускников с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества, а также научить понимать роль исторических деятелей в формировании судеб государства. Задачи: 1) формирование интереса выпускников к закономерностям исторического развития России, роли политических деятелей в её судьбе; 2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности; 3) формирование и развитие умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественнополитической жизни, для решения познавательных и практических задач; 4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности; 5) воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления; 6) развитие исторического мышления школьников на базе материала курса. На изучение учебного курса «История в лицах» в 10 классе отводится 1 час в неделю, за курс 34 часа. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуальногрупповые, фронтальные, внеклассные. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей обучающихся. Технологии обучения, используемые в образовательном процессе: - проблемное обучение; - проектное обучение; - здоровьесберегающие технологии; - технологии уровневой дифференциации; - интерактивные технологии; - нестандартные уроки. Результаты освоения курса. Личностные результаты: формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; формирование представления о роли личности в истории, знание основных исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций; формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну; воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам; формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. Метапредметные: развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; формирование навыков контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; приобретение навыков коммуникативной компетентности (умения передавать информацию в устной и в письменной форме ); формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию (систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, выделять главную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов); формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, спорить и отстаивать ; формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Предметные Обучающийся научится: рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; представлять культурное наследие России и других стран; работать с различными историческими источниками ( сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику, соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет- ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами); критически анализировать информацию из различных источников; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версия Обучающийся получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать события российской и зарубежной истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль личности в развитии мирового сообщества; устанавливать аналогии и оценивать вклад отдельных личностей в сокровищницу мировой науки и культуры; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении курса «История в лицах»; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и зарубежной истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей с древнего времени до наших дней; анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ - XXI вв.; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения. Календарно-тематическое планирование (34 часа) №п/п Название тем курса 1 Вводное занятие. 2-3 Первые князья (Рюриковичи) и их роль в становлении русского государства. Первые русские князья. Спорные вопросы появления государства у восточных славян; внутренняя и внешняя политика Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Походы Олега на Византию и заключение первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: защита Руси от набегов печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Княжение Ольги: укрепление княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Правление Святослава Игоревича. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию; расширение территории государства Русь. Русь во времена Владимира Святославовича. Роль христианства в истории и культуре Руси. Правление Владимира Святославича. Значение принятия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления государством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в народных легендах и преданиях. Правление Ярослава Мудрого. Появление первого письменного свода законов и формирование феодальных отношений. Ярослав Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Русская Правда — первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого. Александр Невский. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причины крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя 4 5 6 Колво час. 1 0,5 1,5 Тип занятия Вид контроля, измерители Входной контроль Лекция Тест Практикум 1 Практикум Практикум 1 Практикум Практикум 1 Семинар Практикум Дата проведения план факт 7-8 9 10 11 12 Александра Ярославича. Невская битва (1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность Александра Невского. От Калиты до Дмитрия Донского. Первый московский князь Даниил. Возвышение Москвы при Иване Калите. Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче. Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь. Иван III и образование единого государства. Создание новой системы управления государством и свержение ига. Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя: царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Принятие общерусского Судебника. Иван Грозный и его современники. Иван Грозный - первый русский царь. Реформы. Судебник 1550г. Сословнопредставительная монархия. Внешняя политика Ивана Грозного: присоединение Казани и Астрахани, Ливонская война, начало освоения Сибири. Опричнина. Царь Федор Иванович. Конец Московской династии Рюриковичей. Русская православная церковь в 16 веке. Стоглавый собор. Святые и еретики. Установление патриаршества. Минин и Пожарский в истории Смуты. История Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей. Предпосылки и причины Смуты. Первое ополчение. Лжедмитрий II. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Первые Романовы. Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. Вхождение Левобережной Украины в состав России. 0,5 1,5 Лекция 1 Семинар Практикум 1 Семинар Практикум 1 Практикум Практикум 1 Семинар Практикум Практикум 13 14-15 16 17 18-19 20 21 22-23 24 Никон и Аввакум в церковном расколе. Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Старообрядцы. Петр I и его современники. Правление царевны Софьи. Формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра. Оценка деятельности Петра I в исторической науке. Женщины на российском престоле XVIII века Правление Екатрины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Внешняя и внутренняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Золотой век Екатерины II. Ломоносов и русская культура XVIII века. Вклад Ломоносова в развитие русской науки и культуры XVIII века. Александр I - несостоявшийся реформатор. Кутузов М. И. и Отечественная война 1812 года. Итоги внутренней и внешней политики Павла I (1796—1801). Личность Александра I. Анализ деятельности личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников. Великий полководческий талант Кутузова и его ученики. Россия при Николае I. Александр II и эпоха великих реформ. Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ. Николай I-жандарм Европы и Александр IIОсвободитель Правление Александра III. Упрочение основ самодержавия. Внешняя и внутренняя политика Александра III. Контрреформы Александра III. Николай II. Столыпин П.А. Витте С. Ю. Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в. П.А. Столыпин и его политика. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Кризисные явления в обществе П.А. Столыпин и его политика. Витте С.Ю.личность и человек. Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства. Революционно-демократические преобразования. Новые органы власти и управления. Роль Ленина в октябрьских событиях 1917 года. Человек и политик. В.И. 1 Практикум Практикум 1 1 Лекция 1 Практикум историческая справка 1 Практикум Практикум 2 Практикум Практикум 1 Практикум Практикум 1 Практикум Практикум 2 Практикум мини – исследование или описание по алгоритму «Политический деятель» 1 Семинар Практикум Практикум 25-26 27 28 29 30 31 32 Ленин - глава советского правительства. Российские и советские полководцы в 20-30 гг. XX века. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Красные командиры. Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский. Политические портреты. Политические идеалы. Белые генералы: Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Миллер. Биографии, деятельность на фронтах гражданской войны, послевоенные судьбы. Джугашвили (Сталин) И. В. Сталин - человек и политик. Советские полководцы 40-50 е гг. XX века. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945). Примеры стойкости советского солдата на фронте, в плену (Космодемьянская, Матросов, Лиза Чайкина, Гастелло и др.). Роль полководцев Великой Отечественной войны (Т.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников и др.), причины просчѐтов и неудач. Партизанское движение. С.А. Ковпак, Сабуров, Фѐдоров. СССР в 1953 -1964гг. СССР после ХХ съезда КПСС. Новые ориентиры развития общества. Н.С. Хрущѐв человек и политик. Борьба за власть. Победа Н.С.Хрущѐва. Отставка Н.С. Хрущёва СССР: от реформ — к застою. Л.И. Брежнев. Система коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание отраслевых министерств. Экономические реформы 1960-х гг. Члены Политбюро ЦК КПСС Косыгин, Ю.Андропов, А.Громыко, К.Черненко, М.Суслов Начало политики перестройки. Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны. Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием. Приход к власти М.С. Горбачёва. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины её провала. Итоги и исторические уроки в перестройке. М. С. Горбачѐв - политик нового поколения. Оценка реформ Горбачѐва историками и политологами Б.Н. Ельцин и суверенная Россия. Б.Н. Ельцин первый президент России. Личность и политик. Политические лидеры 1990-х гг. (Е.Гайдар, Е. Примаков, А.Чубайс, В.Черномырдин). 2 Практикум Практикум 1 Семинар 2 Практикум Практикум 1 Семинар Практикум 1 Семинар Практикум 1 Семинар Практикум 1 Практикум Практикум Практикум 33 34 Политические лидеры России 21 века. 1 В.В. Путин президент России. Парламентские и президентские выборы. Меры по укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы реформ. Оценка деятельности российскими и зарубежными политиками. Итоговое занятие. Подведение итогов. 1 Семинар Практикум Контроль Контроль знаний и форме ЕГЭ умений в СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Аверх, А. Я Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 2021. Анисгшов, Е. В. Время петровских реформ. - Л., 2019. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт, изд. - М, 2021. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 2019. Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М, 2021. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 2020. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М, 2020. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 2021. И др. для учеников История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами Школьная энциклопедия Интернет - источники по предмету - Документальные фильмы, атласы, карты. - Репродукции картин, фотографии. - Дидактический материал (документы, исторические источники, схемы, таблицы, карты). - Электронные источники: http://rulers.narod.ru/ http://historydoc.edu.ru/ http://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=7&id=0&srubr=3835 http://www.worldwar1.com. http://www.dio.ru/great_war/ http://militera.lib.ru/ http://history.standart.edu.ru/ http://rusimper.narod.ru/ о рос. императорах http://shiphistory.ru/ Россия корабельная http://www.whiteforce.newmail.ru белая гвардия http://www.praviteli.org/main/about.php правители России и Советского Союза http://stalinism.ru/ Сталин http://rkka.ru/index.htm О РККА http://pish.ru/application и др.