Рабочая программа учебного курса История в деталях

Приложение к ООП СОО МОУ СШ № 82

ПРОГРАММА

учебного курса
«История в деталях»

для обучающихся 11 классов
среднего общего образования

Волгоград 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленный курс «История в деталях» составлен на основе основополагающих
документов современного российского образования: федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования. Это изначально обеспечивает
полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям
федеральных документов.
Рабочая программа учебного курса разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СШ № 82.
Особенность программы – ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о
важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.
Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся
полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в
качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны
его власть, влияние на судьбы других людей.
Цель:
 осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
 осознание роли личности в истории;
 ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности
отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
 развитие
умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
 совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную
позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит
учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Задачи:
 расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
 через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние
на исторические процессы в истории Российского государства;
 развивать умения составлять характеристику исторической личности;
 определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям,
давать оценку;
 воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
 воспитывать патриотические чувства.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
 проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов,
проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
 создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
 большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы
учащихся;
 в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.
На изучение учебного курса «История в деталях» в 11 классе отводится 1 час в неделю, за
курс 34 часа.

Контроль осуществляется по основным разделам курса. В течение изучения курса
проводятся различные формы контроля: текущий и итоговый. Виды текущего контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тест.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуальногрупповые, фронтальные, классные и внеклассные. Для рациональной организации
педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного
подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Технологии обучения, используемые в образовательном процессе:
- проблемное обучение;
- проектное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии уровневой дифференциации;
- интерактивные технологии;
- нестандартные уроки.
Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки учащихся).
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат
историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических
личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему
проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих
деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.
Личностные результаты:
 формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося;
 усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур;
 формирование представления о роли личности в истории, знание основных
исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его
достижений и культурных традиций;
 формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за
свою страну;
 воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
 формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
 воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.
Метапредметные:
 развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
 формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их
реализацию;
 формирование навыков контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
 формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися
основ проектно-исследовательской деятельности;

формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
 приобретение навыков коммуникативной компетентности (умения передавать
информацию в устной и в письменной форме );
 формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию
(систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, выделять главную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной
форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, опорных конспектов);
 формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
 формирование
умения осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде
чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
 формирование
умения формулировать собственное мнение и позицию,
аргументировать её, спорить и отстаивать ;
 формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный
проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
 формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть
получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
 формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
 формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически
относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
 формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
 формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Предметные
Обучающийся научится:
 рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
 знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории;
 определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
 представлять культурное наследие России и других стран;
 работать с различными историческими источниками ( сравнивать различные
исторические документы, давать им общую характеристику, соотносить иллюстративный
материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации; составлять описание исторических объектов и памятников на
основе текста, иллюстраций, макетов, интернет- ресурсов; работать с хронологическими
таблицами, картами и схемами);
 критически анализировать информацию из различных источников;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;


демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
 оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версия


Обучающийся получит возможность научиться:
 демонстрировать умение сравнивать и обобщать события российской и зарубежной
истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль
личности в развитии мирового сообщества;
 устанавливать аналогии и оценивать вклад отдельных личностей в сокровищницу
мировой науки и культуры;
 проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении курса «История в лицах»;
 характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
зарубежной истории;
 понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
 использовать картографические источники для описания событий и процессов
новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
 соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей с древнего времени до наших дней;
 анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ - XXI вв.;
 обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России с
опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение
исторической терминологией;
 приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения.

Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ Название тем курса
п/п

Кол Тип
-во занятия
час.

1

Введение

1

2

Личность
Николая
Второго
Социальные
противоречия в период царствования. Задачи
правительства последнего российского императора
С.Ю. Витте министр финансов российской империи.
Биография Витте.
Финансовая реформа. Сторонник экономических
реформ
П.А.
Столыпин
одинокий реформатор
Биография. Разрушение
крестьянской
общины.
«Дайте государству 20 лет покоя…»
Г. Распутин пророк или авантюрист Старец из
Сибири. Злой гений революционных событий
В.И. Ленин руководитель ВКП (б). Становление
В.И. Ленина как политика и революционера.
Идеолог российской революции. Первый нарком
Советской России. Политическое завещание
Ленина.
Деятели серебряного века русской культуры Наука.
Литература. Живопись. Скульптура. Музыка. Балет.
Театр. Кинематограф
Руководители белого движения. «Зелёные» М.Ф.
Алексеев, А.В.Колчак, А.И.Деникин, П.В.Врангель.
Причины поражения белого движения
Красные
командиры
М.Ф.Фрунзе, М.Н.Тухачевский, С.М.Буденный.
Создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
«Красный террор». Ликвидация Романовых. Почему
победили красные
И.В. Сталин Биография Иосифа Джугашвили.
Становление Сталина как политика. Влияние
фигуры Сталина на политическую жизнь и развитие
СССР. Причины репрессий. Роль Сталина в Великой
Отечественной войне. Причины смерти вождя
Гитлер Биография Адольфа Шикльгрубера. Путь к
власти. Идеология фашизма. Развязывание Второй
мировой войны
Франклин Рузвельт32-й президент Соединенных
Штатов Америки. «Новый курс» Ф.Рузвельта.
Вступление США во Вторую мировую войну.
Участие Ф.Рузвельта на Тегеранской и Крымской
конференциях
Уинстон
Черчилль
премьер-министр
Великобритании. Политическая карьера. Знаменитые
речи У.Черчилля. Участие в конференциях
«большой тройки» во время Второй мировой войны

1

3

4

5
6

78
910
11
12

13
14

15

16

17

Входно
й
контрол
ь
Семина
р

Вид
Дата
контроля, проведени
я
измерител план факт
и
Тест

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р
Семина
р

Практику
м
Практику
м

2

Семина
р

Практику
м

2

Семина
р

Практику
м

2

Семина
р

Практику
м

2

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

18

19

20

21

22

23

24
25
26

27

28

29
30

31

Л. Берия Биография Лаврентия Берии. Народный
комиссар внутренних дел СССР. Министр
внутренних дел СССР. Первый секретарь ЦК
Компартии Грузинской ССР.
Маршалы
СССР
К.Е.Ворошилов, А.М.Василевский, М.Н.Тухачевски
й, К.К.
Рокоссовский,
Р.Я
Малиновский, И.С.Конев, и др. (2 часа) Участие в
Первой мировой, Гражданской и Великой
Отечественной войнах
Жуков Г.К. маршал Победы. Военная карьера
полководца на фоне Великой отечественной войны.
Гений и власть. Человек, которого боялись
правители
Н.С. Хрущёв Страницы биографии Никиты
Хрущева.
Первый
секретарь
ЦК
КПСС.
Председатель СМ СССР. Первый секретарь ЦК КП
Украинской ССР. Первый секретарь ЦК КП
Украинской ССР. Председатель СНК УССР.
Председатель Совета Министров УССР.
С.П.
Королёв
создатель
ракетной
техники. Биография А.П. Королева. Создатель
ракетной
техники.
Космические
программы
Королева
Ю.А .Гагарин первый человек в космосе. Жизнь и
карьера Ю.А. Гагарина. Полет в космос.
Альтернативные версии гибели
Диссиденты в СССР. Сахаров, Солженицын и
др. Высылка
из
страны
инакомыслящих.
Правозащитное движение в СССР.
Л.И. Брежнев Биография Леонида Брежнева.
Генеральный секретарь ЦК КПСС. Первый
секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума
Верховного Совета СССР. Председатель Президиума
Верховного Совета СССР. Маршал Советского
Союза (1976). Герой Социалистического Труда
(1961) и четырежды Герой Советского Союза (1966,
1976, 1978, 1981).
А.Н. Косыгин Биография Косыгина. Экономическая
реформа и «золотая» пятилетка (1966-1970гг.).
Разрыв с Брежневым и его окружением
Ю.В. Андропов Биография. Партийная карьера.
Генеральный секретарь ЦК КПСС (12 ноября 1982
года — 9 февраля 1984 года). Председатель
Президиума Верховного Совета СССР. Председатель
КГБ (18 мая 1967 года — 26 мая 1982 год).

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

2

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

1

Семина
р

Практику
м

Б.Н. Ельцин. М.С. Горбачёв Перестройка .Детство. 2
Юность. Профессиональная партийная деятельность.
Президент
РСФСР.
Путч.
Распад
СССР.
Экономические реформы. Политический кризис.
Конституционная реформа. Президентские выборы
1996 г. Второй срок президента Ельцина. Внешняя
политика. Отставка.
Е.Т.
Гайдар
Биография
Гайдара. «Шоковая 1
терапия» — экономические реформы начала 1990-х
годов. Отставка

Семина
р

Практику
м

Семина
р

Практику
м

32

33

34

В.В. Путин Детство и юность. Служба в КГБ. работа 2
в Санкт-Петербурге и в Москве. Участие в выборах
Президента РФ в 2000, 2012 гг году
Д.А.
Медведев
Детство
и
юность. 1
Преподавательская и научная деятельность. Начало
карьеры. Приоритетные национальные проекты.
Участие в выборах Президента России в 2008 году
Итоговое повторение
1

Семина
р

Практику
м

Семина
р

Практику
м

Контрол Контроль
ь знаний в форме
и
ЕГЭ
умений

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 2020
2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 2019.
3. Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 2021.
4. Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 2020.
5. История России в лицах. СД. Отличник.
6. История России в лицах и датах. М., 2020.
7. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2019.
8. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс,
2022.
9. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная
пресса, 2022.
10. Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2020.
11. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2019.
12. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., ШколаПресс, 2020.
13. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 2021.
14. Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–
1917 гг. М., 2022.
15. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс,
2020.
16. Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2021.
17. Энциклопедия по истории России
18. Энциклопедический справочник школьника.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».