Приложение к ООП СОО МОУ СШ № 82 ПРОГРАММА учебного курса «Решение физических задач» для обучающихся 11 классов среднего общего образования Волгоград 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «Решение физических задач» разработана в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», рассчитан на учащихся 11 класса. Учебный курс «Решение физических задач» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях учебного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы , связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях Основные цели курса: Развитие интереса к физике и решению физических задач; Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений, Формирование представлений о методах решения физических задач; Подготовка учащихся 11 класса к выпускным экзаменам; Способствовать развитию творческих способностей. Задачи курса: Развитие творческих способностей учащихся на основе проб; Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач; Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации; Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития; Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание. Научить применять теоретический материал по физике при решении задач. На изучение учебного курса «Решение физических задач» в 11 классе отводится 1 час в неделю, за курс 34 часа. Контроль осуществляется по основным разделам курса. В течение изучения курса проводятся различные формы контроля: текущий и итоговый. Виды текущего контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуальногрупповые, фронтальные, классные и внеклассные. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей, обучающихся при определении домашнего задания. Технологии обучения, используемые в образовательном процессе: проблемное обучение; проектное обучение; здоровьесберегающие технологии; технологии уровневой дифференциации; интерактивные технологии; нестандартные уроки. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса В программе учебного курса «Решение физических задач» для 11 классов определены требования к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования. Личностными результатами являются: сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся убежденность в закономерной связи и познаваемости явлений природы самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений развитость теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выдвигать гипотезы готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями Метапредметными результатами являются: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии Предметные результаты обучения физике в средней (полной) школе на базовом уровне являются: расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач; ученик научится анализировать физическое явление; проговаривать вслух решение; анализировать полученный ответ; классифицировать предложенную задачу; составлять простейших задачи; последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности; выбирать рациональный способ решения задачи; решать комбинированные задачи; решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, используемых в математике; владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.; владеть методами самоконтроля и самооценки. Ученик научится: соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется. понимать роль эксперимента в получении научной информации; проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет. Ученик получит возможность научиться: осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни; использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений; самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов; воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Календарно-тематическое планирование № Тема п/п 1. Физические величины. Измерения физических величин. Размерность. Кол- Тип урока во часов Вид контроля 1 Лекция, практическая работа текущий Кратные и дольные единицы. 2. Закон движения 1 Решение задач текущий 3. Средняя скорость. Относительность скорость движения тела. 1 Практикум текущий 4. График равномерного прямолинейного движения 1 Решение задач текущий 5. Равноускоренное движение. Закон равноускоренного движения. 1 Решение задач текущий 6. Свободное падение тел. Решение графических задач на свободное падение тел. 1 Решение задач текущий 7. Движение тела по окружности. Угловое перемещение и угловая скорость. 1 Лекция, текущий 8. Баллистическое движение. 1 Лекция, решение задач 9 Л.Р. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» 1 Лабораторная текущий работа 10. Итоговое занятие по теме «Кинематика» 1 Самостоят. Деят. текущий 11. Как выбирать профессию? Физика в профессиях. 1 Семинар текущий Решение задач текущий Дата план факт 12. Три закона Ньютона. Равнодействующая сила. Методы определения масс взаимодействующих тел. 1 Решение задач, выступления текущий 13. Гравитационная сила. Сила 2 тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Практикум, творческий эксперимент текущий 14. Движение тел по наклонной плоскости. 1 Решение задач текущий 15. Движение связанных тел. 1 Решение задач текущий 16. Зачетное занятие 1 Сам. Деят. текущий 17. Законы сохранения. Закон 3 сохранения импульса. Работа. Мощность. Еп. Ек. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Решение задач текущий 18. Зачетное занятие 1 Контроль знаний текущий 19. Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости. 1 Лабор. Работа текущий 20. Колебательное движение 1 Лекция, решение задач текущий 21. Молекулярно-кинетическая теория газа. Основное уравнение МКТ. Уравнение К-М. Газовые законы. Изопроцессы. 3 Решение задач текущий 22. Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа газа. 1, 2 законы термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. 3 Решение задач текущий Семинарконференция 23. Уравнение теплового баланса. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. Структура твердых тел. Механические свойства твердых тел. 2 Решение задач текущий 24. Волны. Звук. 1 Лекция текущий 25. Электростатика 1 Практикум текущий 26. Работа. Потенциал. Разность потенциалов. Диэлектрики и проводники в э/с поле. Электроемкость конденсатора. Объемная плотность энергии э/с поля. 3 Решение задач текущий 27. Творческие экспериментальные задачи 1 Практикум текущий 28. Тестирование 1 Сам. Деят. итоговый Лабор. Работа Семинар Поверхностная плотность заряда Итого Практическая работа 34 Литература для учителя и учащихся. В.А. Касьянов «Физика-11» В.Г.Максимов «Школьникам о профессиях» Журнал «Физика в школе» - 2005-2006г.г. Физика. Интенсивный курс. Для школьников и абитуриентов – 2020. составитель О.В.Малярова 5. А.В.Балаш «Методы решения задач по физике» -1998 6. «Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе» под редА.Т.Глазунова – 1985 1. 2. 3. 4.