Рабочая программа учебного курса Решение физических задач

Приложение к ООП СОО МОУ СШ № 82

ПРОГРАММА

учебного курса
«Решение физических задач»

для обучающихся 11 классов
среднего общего образования

Волгоград 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Решение физических задач» разработана в соответствии
с требованиями закона РФ «Об образовании», рассчитан на учащихся 11 класса.
Учебный курс «Решение физических задач» выступает в роли дополнения к
содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного
интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний
и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он
сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и
кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач.
Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся.
Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также –
творческие экспериментальные. На занятиях учебного курса изучаются теоретические
вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы ,
связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни,
физика и наука, физика в различных профессиях
Основные цели курса:
Развитие интереса к физике и решению физических задач;
Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений,
Формирование представлений о методах решения физических задач;
Подготовка учащихся 11 класса к выпускным экзаменам;
Способствовать развитию творческих способностей.
Задачи курса:
Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;
Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных
теоретических и экспериментальных задач;
Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников
информации;
Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа
и создания программ саморазвития;
Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое
воспитание.
Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.
На изучение учебного курса «Решение физических задач» в 11 классе отводится 1 час в
неделю, за курс 34 часа.
Контроль осуществляется по основным разделам курса. В течение изучения курса
проводятся различные формы контроля: текущий и итоговый. Виды текущего контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тест.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуальногрупповые, фронтальные, классные и внеклассные. Для рациональной организации
педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного
подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей, обучающихся при
определении домашнего задания.
Технологии обучения, используемые в образовательном процессе:
 проблемное обучение;
 проектное обучение;
 здоровьесберегающие технологии;

 технологии уровневой дифференциации;
 интерактивные технологии;
 нестандартные уроки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания
курса
В программе учебного курса «Решение физических задач» для 11 классов
определены требования к результатам освоения образовательной программы среднего
общего образования.
Личностными результатами являются:
 сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся
 убежденность в закономерной связи и познаваемости явлений природы
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
 развитость теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, выдвигать гипотезы
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями
Метапредметными результатами являются:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля и
оценки результатов своей деятельности
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников
 коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать
в дискуссии
Предметные результаты обучения физике в средней (полной) школе на базовом
уровне являются:
 расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах
приемах решения задач; ученик научится анализировать физическое явление;
 проговаривать вслух решение;
 анализировать полученный ответ;
 классифицировать предложенную задачу;
 составлять простейших задачи;
 последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
 выбирать рациональный способ решения задачи;
 решать комбинированные задачи;
 решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов,
используемых в математике;
 владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,
экспериментальным и т.д.;
 владеть методами самоконтроля и самооценки.
Ученик научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление,
физическая величина, единицы измерения;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без
использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного
эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы
используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний
прямых измерений в этом случае не требуется.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем,
сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при
этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы
оценки погрешностей измерений.
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений
собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять
значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности
измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их
безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений
об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной
погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с
использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства
измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа
измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и
средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников.

Календарно-тематическое планирование
№ Тема
п/п

1.

Физические величины.
Измерения физических
величин. Размерность.

Кол- Тип урока
во
часов

Вид
контроля

1

Лекция,
практическая
работа

текущий

Кратные и дольные единицы.
2.

Закон движения

1

Решение
задач

текущий

3.

Средняя скорость.
Относительность скорость
движения тела.

1

Практикум

текущий

4.

График равномерного
прямолинейного движения

1

Решение
задач

текущий

5.

Равноускоренное движение.
Закон равноускоренного
движения.

1

Решение
задач

текущий

6.

Свободное падение тел.
Решение графических задач
на свободное падение тел.

1

Решение
задач

текущий

7.

Движение тела по
окружности. Угловое
перемещение и угловая
скорость.

1

Лекция,

текущий

8.

Баллистическое движение.

1

Лекция,
решение
задач

9

Л.Р. «Изучение движения
тела, брошенного
горизонтально»

1

Лабораторная текущий
работа

10. Итоговое занятие по теме
«Кинематика»

1

Самостоят.
Деят.

текущий

11. Как выбирать профессию?
Физика в профессиях.

1

Семинар

текущий

Решение
задач
текущий

Дата
план

факт

12. Три закона Ньютона.
Равнодействующая сила.
Методы определения масс
взаимодействующих тел.

1

Решение
задач,
выступления

текущий

13. Гравитационная сила. Сила
2
тяжести. Сила упругости. Вес
тела. Сила трения.

Практикум,
творческий
эксперимент

текущий

14. Движение тел по наклонной
плоскости.

1

Решение
задач

текущий

15. Движение связанных тел.

1

Решение
задач

текущий

16. Зачетное занятие

1

Сам. Деят.

текущий

17. Законы сохранения. Закон
3
сохранения импульса. Работа.
Мощность. Еп. Ек. Закон
сохранения механической
энергии. Абсолютно упругое
и неупругое столкновения.

Решение
задач

текущий

18. Зачетное занятие

1

Контроль
знаний

текущий

19. Проверка закона сохранения
энергии при действии сил
тяжести и упругости.

1

Лабор.
Работа

текущий

20. Колебательное движение

1

Лекция,
решение
задач

текущий

21. Молекулярно-кинетическая
теория газа. Основное
уравнение МКТ. Уравнение
К-М. Газовые законы.
Изопроцессы.

3

Решение
задач

текущий

22. Термодинамика. Внутренняя
энергия. Работа газа. 1, 2
законы термодинамики.
Адиабатный процесс.
Тепловые двигатели и охрана
окружающей среды.

3

Решение
задач

текущий

Семинарконференция

23. Уравнение теплового
баланса. Влажность воздуха.
Поверхностное натяжение.
Смачивание. Капиллярность.
Структура твердых тел.
Механические свойства
твердых тел.

2

Решение
задач

текущий

24. Волны. Звук.

1

Лекция

текущий

25. Электростатика

1

Практикум

текущий

26. Работа. Потенциал. Разность
потенциалов. Диэлектрики и
проводники в э/с поле.
Электроемкость
конденсатора. Объемная
плотность энергии э/с поля.

3

Решение
задач

текущий

27. Творческие
экспериментальные задачи

1

Практикум

текущий

28. Тестирование

1

Сам. Деят.

итоговый

Лабор.
Работа
Семинар

Поверхностная плотность
заряда

Итого

Практическая
работа

34

Литература для учителя и учащихся.
В.А. Касьянов «Физика-11»
В.Г.Максимов «Школьникам о профессиях»
Журнал «Физика в школе» - 2005-2006г.г.
Физика. Интенсивный курс. Для школьников и абитуриентов – 2020. составитель
О.В.Малярова
5. А.В.Балаш «Методы решения задач по физике» -1998
6. «Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе
преподавания физики в средней школе» под редА.Т.Глазунова – 1985
1.
2.
3.
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».