Рабочая программа учебного курса Решение задач по неорганической химии

Приложение к ООП СОО МОУ СШ № 82

ПРОГРАММА

учебного курса
«Решение задач по неорганической химии»

для обучающихся 11 классов
среднего общего образования

Волгоград 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Насыщенность школьной программы по химии теоретическими вопросами часто
не позволяет уделять достаточно времени навыкам решения задач во время основного
урока. Решение задач по химии требует не только умения свободно владеть
теоретическим материалом (определять тему задачи, записывать уравнения реакций
протекающих процессов), но и логически мыслить (определить тип задачи, ее алгоритм
решения, выбрать основные расчетные формулы и их преобразовать, представить
численные данные и провести математические вычисления). Это относится, в частности, к
основам термохимии, теории кислот и оснований, строению атома и химической связи.
Учащиеся не получают представления о том, как определить тип гибридизации атомных
орбиталей при образовании ковалентной связи, не умеют использовать принцип смещения
химического равновесия, не понимают, как можно применить полученные в курсе физики
знания в области основ термодинамики к химическим реакциям. Крайне формальный
подход практикуется по отношению к окислительно – восстановительным процессам и
вопросам гидролиза. В результате у школьников возникают поверхностные, а порой и
неверные представления в области общей химии. Между тем эти разделы общей химии
включены в экзаменационные варианты ЕГЭ. Вот почему необходимо в программу
обучения в 11 классе включить учебный курс «Решение задач по неорганической химии»,
направленный на ликвидацию указанных пробелов в подготовке выпускников, отработку
навыков решения задач и поиска ответов на сложные вопросы общей химии.
Цели курса:
1. Создавать условия для формирования и развития у обучающихся теоретических и
практических умений, творческих способностей, умения самостоятельно
приобретать и применять знания.
2. Создавать условия для формирования и развития у обучающихся . интереса к
изучению химии.
3. Расширить и углубить знания учащихся по вопросам неорганической химии
Задачи:
1. Закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся в области
неорганической химии.
2. Сформировать у учащихся умения решать задачи на вывод формул неорганических
веществ по массовым долям элементов, продуктам сгорания, уравнению реакций.
3. Сформировать у учащихся навыки решения качественных задач на распознавание
веществ, их идентификацию, на прогнозирование химических процессов.
Учебный курс химии предусматривает лекционно – семинарскую работу по темам
перечисленным в Программе. После каждого занятия обучающиеся получают домашнее
задание. Для оперативного контроля усвоения учебного материала проводится опрос у
доски и текущий письменный контроль.
Программа учебного курса «Решение задач по неорганической химии» предназначена для
изучения в 11 классах и рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.

Формы и методы обучения:
Данный курс можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по
содержания, методам обучения, уровню самостоятельности. Содержание учебного
материала подобрано в соответствии с темой и дидактической целью. На каждом занятии
выделяются важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности и
т.д.
На первом занятии предусмотрен актуализирующей контроль диагностирующий анализ и
предварительная оценка способностей учащихся. Одной из форм обучения является
лекция, построенная с учетом возрастных особенностей учащихся.
Учащиеся научатся:
1. Объяснять важнейшие понятия необходимые для решения задач: количество
вещества, относительная плотность, массовая доля, объемная доля, молярная
концентрация.
2. Объяснять важнейшие расчетные формулы для вычисления количества вещества,
массовой доли, объемной доли, молярной массы.
3. Объяснять алгоритм решения задач на вывод формул, неорганических веществ.
4. Характеризовать качественные реакции неорганических веществ.
Учащиеся получат возможность научится:
1.
2.
3.
4.

Решать задачи на вывод формул.
Производить расчеты по уравнению реакции.
Составлять уравнения реакций с участием неорганических веществ.
Составлять план распознавания неорганических веществ.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Тема урока
Введение. Важнейшие
расчетные формулы и
алгоритм решения
расчетных задач.
Разновидности
качественных задач по
неорганической химии.
Важнейшие понятия и
законы неорганической
химии.
Задачи на вывод формул
неорганических веществ.

Решение задач
использование закона
эквивалентов. Формулы.
Решение задач. Расчеты по
уравнениям химических
реакций.
Химическая кинетика и
термодинамика.

Задачи на вычисление
теплового эффекта
химических реакций.

Задачи на расчет скорости
9. реакции равновесного
состояния смеси.
Растворы. Задачи с
использованием массовой
10.
доли растворенного
вещества.
Расчеты связанные со
11.
степенью диссоциации.

Колво
часов

Тип
занятия

Вит контроля,
измерители
Дом. Работа.

1

Лекция.
Дом. Работа.

1

1

1

1

1

1

1

Лекция.
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум

1

Практикум

1

Практикум

1

Минилекция,

Практическая
работа

Самостоятельная
работа.

Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.

Дата Дата
план факт

Решение задач с
использованием молярной
12.
концентрации.
13.

14

15.

16.

17.

Решение задач по теме
«Растворы. Растворимость».
Окислительновосстановительные реакции.

Окислительновосстановительные реакции.

Электролиз. Расчеты по
уравнениям ОВР.

Электролиз. Расчеты по
уравнениям ОВР.

1

1

1

1

1

1

Неметаллы и их соединения.
18.

1
Неметаллы и их соединения.

19.
Расчеты по уравнениям
20. реакций. Стандартные и
комбинированные задачи.
Расчеты по уравнениям
21. реакций. Стандартные и
комбинированные задачи.
Распознавание неметаллов –
22. анионов.

1

обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум

1

Практикум

1

Практикум

1

Практикум

Распознавание неметаллов –
23. анионов.

1

Практикум

24. Расчеты по уравнениям

1

Практикум

Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Зачетная работа.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Зачетная работа

реакций.
Гидролиз солей.
25.

1
Гидролиз солей.

26.

1

Минилекция,
обсуждение,
практикум
Минилекция,
обсуждение,
практикум

Решение
27. экспериментальных задач.

1

Практикум

Решение
28. экспериментальных задач.

1

Практикум

Решение
29. экспериментальных задач.

1

Практикум

Решение
30. экспериментальных задач.

1

Практикум

Решение
31. экспериментальных задач.

1

Практикум

Решение
32. экспериментальных задач.

1

Практикум

1

Практикум

Обобщение. Генетическая
33. связь между классами
неорганических веществ.
Урок обобщающего
34. повторения

1

Семинар

Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Практическая
работа.
Решение задач.
Самостоятельная
работа.
Практическая
работа.
Презентация.

Литература
1. Степин Б.Д., Цветков А.А.. Неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 2020.
2. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л.. Химия. Для школьников старших
классов и поступающих в вузы: теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты.
Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2019.
3. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А.. Химия, 8-9 кл.: Учеб. пособие/ под
ред.проф. Р.А. Лидина. – М.:Дрофа, 2020.
4. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л.. Справочник по неорганической химии.
Константы неорганической химии. – М.:Химия, 2021.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».