Рабочая программа учебного курса Решение генетических задач

Приложение к ООП СОО МОУ СШ № 82

ПРОГРАММА

учебного курса
«Решение генетических задач»

для обучающихся 11 классов
среднего общего образования

Волгоград 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса по биологии «Решение генетических задач» для 11 класса
разработана на основе авторской программы В.В Велькова опубликованной в сборнике
«Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы.

/Авт.- составитель В.И.

Сивоглазов, В.В. Пасечник». Программа рассчитана на учащихся 11 класса, всего 34 часа.
Актуальность. Генетика – одна из ведущих наук современной биологии. В курсе
общей биологии раздел генетики является наиболее трудным для усвоения и понимания
учащимися, причем наибольшую сложность представляет решение задач. Одновременно
генетика тесно связана с целым рядом биологических дисциплин, что дает возможность в
ходе занятий рассматривать проблемы цитологии и прикладных наук (прежде всего
медицины и селекции).
Наконец, учебный курс «Решение генетических задач» позволяет привлечь
школьников к изучению теории, чтению книг, подготовке сообщений, но и заключает в
себе широкие возможности для организации практических работ, для решения
разнообразных задач, без чего невозможно достаточно глубокое и творческое усвоение
биологии.
Основная цель данного курса состоит не в воспроизведении теоретического материал,
а в освоении новых приемов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как
меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий.
Учебный курс «Решение генетических задач» поможет лучшему усвоению
практических основ генетики; научит учащихся применять творческий подход к решению
задач; умению ориентироваться в нестандартных условиях; лучше подготовиться к сдаче
экзамена по биологии. Программа рассчитана на практический результат. Рекомендуемой
формой преподавания курса являются практикумы по решению генетических задач
повышенного уровня сложности.
В школьном курсе

задачи

по темам

«Плейотропия»,

«Пенетрантность» и

«Популяционная генетика» не решаются. В программе учебного курса рассматриваются
задачи разной степени сложности, комбинированные и для самостоятельного решения.
Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю в 11 классах.
Изменений в авторской программе нет.
Цель курса: углубление знаний в изучении практических основ генетики; продолжать
развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития
учащихся.

Задачи курса:


усвоить теоретические и практические основы классической генетики,



стимулировать творческий подход к решению задач,



умение ориентироваться в нестандартных условиях,



подготавливать учащихся к сдаче экзамена по биологии.

Формы и методы обучения:
Данный курс можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную
работу по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности. Это дает
учащимся быть не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками
процесса обучения.
Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и дидактической
целью. На каждом занятии выделяются важнейшие научные понятия, теоретические
положения, закономерности и т.д.
Учебный курс биологии предусматривает лекционно – семинарскую работу. После
каждого занятия обучающиеся получают домашнее задание. Для оперативного контроля
усвоения учебного материала проводится опрос у доски и текущий письменный контроль.
На первом занятии предусмотрен актуализирующей контроль диагностирующий анализ и
предварительная оценка способностей учащихся. Одной из форм обучения является
лекция, построенная с учетом возрастных особенностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения учебного курса «Решение генетических задач» учащиеся:
Учащиеся научатся:


объяснять основные понятия и термины современной генетики;



объяснять закономерности наследования признаков;



объяснять наследственность и определение пола, взаимодействие генов;



характеризовать генетику человека, методы изучения наследственности у человека.

Учащиеся получат возможность научится :


совершенствовать опыт использования теоретических знаний для решения задач

повышенного уровня сложности по молекулярной и классической генетике;


решать задачи по генетике популяций;



доказывать ход логических рассуждений и правильность своих выводов, выбирать

рациональный способ решения генетических задач.

Формы оценки
Формы оценки результатов освоения данного учебного курса:
- оценка личного участия конкретных обучающихся в решении учебно-познавательных
заданий на занятиях учебного курса;
- анализ использования учащимися дополнительной литературы и других источников в
качестве иллюстративного материала по конкретным темам в процессе изучения и
обсуждения содержания курса;
- итоги тестирования на уроках промежуточного контроля, практические работы.

Содержание учебного курса
«Решение генетических задач»
Общее количество часов – 34.
Тема № 1: Введение (2 часа).
Введение в генетику. Античные и средневековые представления о наследственности.
Зарождение и развитие молекулярной генетики.
Тест.
Тема № 2: Молекулярная генетика (5 часа).
Практическая работа № 1: решение задач по молекулярной генетике (4 часа).
Тема № 3: Классическая генетика (20 часов).
Практическая работа № 2. “Решение задач на законы Г. Менделя” (4 часа).
Практическая работа № 3 “Решение задач на сцепленное наследование генов” (4 часа).
Практическая работа № 4 “Решение задач на наследование признаков, сцепленных с
полом” (4 часа).
Практическая работа № 5 “Решение задач на взаимодействие неаллельных генов:
комплементарность, эпистаз, полимерия” (4 часа).
Практическая работа № 6 “Решение задач по теме: Плейотропия. Пенетрантность” (3
часа).
Тема № 4 Популяционная генетика (3 часа).
Практическая работа № 7 “Решение задач по теме: Генетика популяций” (3 часа).
Тема № 5 Заключение (4 часа).
Практическая работа № 8 “Решение задач на смешанную тематику” (3 часа).
Тест (1 час).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

Тема

КолТип
во
занятия
часов
1
Лекция

Вид контроля,
измерители

1

Введение в генетику.

2

«Введение в генетику»
(входной контроль).

1

Практикум Самостоятельная
работа

3

Нуклеиновые кислоты.
Строение ДНК, РНК.
Молекулярная генетика.
Определение
последовательности
нуклеотидов в цепи
ДНК и и-РНК
Решение задач по теме:
“Биосинтез белка”.
Решение задач по теме:
“Нуклеиновые
кислоты”.
Решение задач по теме:
“Пластический и
энергетический обмен”.
Основные понятия и
термины современной
генетики.
Классическая генетика.
Моногибридное
скрещивание
Классическая генетика.
Дигибридное
скрещивание. III закон
Менделя.
Классическая генетика.
Дигибридное
скрещивание. III закон
Менделя.
Классическая генетика.
Дигибридное
скрещивание. III закон
Менделя.
Наследование
признаков
при
сцеплении
генов
и
кроссинговере.
Закон
Моргана
сцепления
генов.
Наследование

1

Лекция

1

Минилекция,
практикум

1

Практикум Практическая
работа
Практикум Самостоятельная
работа

4

5
6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Дом. работа

Практическая
работа
Практическая
работа

1

Практикум Практическая
работа

1

МиниПрактическая
лекция,
работа
практикум
Практикум Практическая
работа

1

1

Минилекция,
практикум

Решение задач

1

Практикум Практическая
работа

1

Практикум Самостоятельная
работа

1

Минилекция,
практикум

1

Практикум Практическая

Фронтальный
опрос.

Дата
план факт

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26
27
28

29

признаков
при
сцеплении
генов
и
кроссинговере.
Наследование
1
признаков
при
сцеплении
генов
и
кроссинговере.
Наследование
1
признаков
при
сцеплении
генов
и
кроссинговере.
Наследственность
и 1
определение пола.
Наследование
признаков, сцепленных
с полом.
Наследование
признаков, сцепленных
с полом.
Наследование
признаков, сцепленных
с полом.
Решение
задач
на
взаимодействие
неаллельных
генов.
Комплементарность
Решение
задач
на
взаимодействие
неаллельных
генов.
Эпистаз.
Решение
задач
на
взаимодействие
неаллельных
генов.
Эпистаз.
Решение
задач
на
взаимодействие
неаллельных
генов.
Полимерия.
Генетика
популяций.
Закон
ХардиВайнберга.
Практическая
работа
«Генетика популяций».
Практическая
работа
«Генетика популяций».
Практическая
работа
«Решение генетических
задач
смешанного
типа».
Практическая
работа
«Решение генетических

1

работа
Практикум Практическая
работа
Практикум Самостоятельная
работа
МиниПрактическая
лекция,
работа
практикум
Практикум Практическая
работа

1

Практикум Практическая
работа

1

Практикум Самостоятельная
работа

1

Практикум Практическая
работа

1

Практикум Самостоятельная
работа

1

Практикум Фронтальный
опрос.

1

Практикум Самостоятельная
работа

1

МиниПрактическая
лекция,
работа
практикум
Практикум Практическая
работа
Практикум Самостоятельная
работа
Практикум Практическая
работа

1
1
1

1

Практикум Самостоятельная
работа

30
31
32
33
34

задач
смешанного
типа».
Решение генетических
задач.
Решение генетических
задач.
Решение генетических
задач.
Итоговый тест по теме:
Генетика популяций»
Урок
обобщающего
повторения.

1
1
1
1
1

Практикум Практическая
работа
Практикум Практическая
работа
Практикум Практическая
работа
Практикум Самостоятельная
работа.
Семинар
Практическая
работа.
Презентация.

Литература:

1. Альбертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 2019
2. Введение в молекулярную биологию. М.: Мир, 2019.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 2019.
4. Де Дюв К. Путешествие в мир живой клетки. М.: Мир, 2019.
5. Киселев Л.Л. Геном человека и будущее человечества// Химия и жизнь. 2019. №3.
6. Киселев Л.Л. Геном человека и биология XXI в.// Вестник РАН. 2019. Т 70.
7. Марри Р. и др. Биохимия человека. М.: Мир, 2019
8. Спирин А.С.. Молекулярная биология: Структура рибосом и биосинтез белка. М.:
Высшая школа, 2019


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».