Приложение к ООП ООО МОУ СШ № 82 ПРОГРАММА учебного курса «Историческое краеведение» для обучающихся 8 классов Волгоград 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «Историческое краеведение» составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. Программа учебного курса «Историческое краеведение» отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ. Программа учебного курса «Историческое краеведение» даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение и структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного курса «Историческое краеведение» является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения исторических фактов в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного образования, основой для последующей уровневой дифференциации. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» Изучение учебного курса «Историческое краеведение» направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; 5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 6) формирование краеведческих знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы краеведческих знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс «Историческое краеведение», входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса., в состав предметной области «Общественно-научные предметы» Учебным планом на изучение учебного курса «Историческое краеведение» отводится 34 часа: по одному часу в неделю в 8 классах. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 8 КЛАСС Тема 1. Положение Волгоградской области ( 2 часа) Вводное занятие. Формирование представлений о источниках получения географических знаний. Физико-географическое полложение Волгоградской области. Экономико-географическое положение Волгоградской области. Волгоградская область на карте России, мира. Тема 2. Горные породы и геологические процессы своей местности (3 часа) Геологическое строение и полезные ископаемые края. Общие понятия о рельефе. Главные черты рельефа области. Его влияние на формирование современного рельефа. Наиболее типичные горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. Пути рационального использования ископаемых края. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах. Практические работы. Описание по карте географического положения и высот равнин Волгоградской области. «Определение горных пород и минералов». Изучение литературы о родном крае - книг, журналов, газет. Тема 3. Погода и климат области (3 часа) Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на формирование и распространение флоры и фауны, хозяйственная деятельность человека. Характеристика климата области. Знакомство с картой погоды. Фенологические наблюдения. Практические работы. «Организация наблюдений за погодой». Обработка собранных материалов: построение графика хода температур, составление розы ветров и диаграммы среднемесячного количества осадков. Тема 4. Человек, вода, водоем (4 часов) Связи местного населения отдельного человека с водой и водоемом: потребности в пресной воде для питья и хозяйства. Виды водопользования на исследуемой территории. Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы. Источники снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений и исследования. Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень населения, густота гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и загрязнения. Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод. Воздействие их на организм. Минеральные источники своей местности. Оценка их состояния. Использование местным населением. Оборудование источника. Составление плана расположения водных источников исследуемой территории. Связь водоема с другими компонентами территории. Особенности рельефа: равнинный, холмистый, горный, сильно расчлененный, наличие котловин, оврагов. Питание водоема. Поверхностный сток воды в водоем. Загрязнение водоема поверхностными водами. Причины и меры предупреждения. Тип грунта исследуемой территории (глинистый, супесчаный, песчаный, торфяной и т. д.). Зависимость состояния грунтовых и поверхностных вод. Выход грунтовых вод. Характер растительности исследуемой территории. Роль растительности в сохранении влаги, регулировании грунтовых вод, полноводности водоемов. План описания водоема. Условия, необходимые для жизнедеятельности обитателей водоемов; температура, прозрачность воды, наличие течений, концентрация кислорода, углекислого газа, биогенных веществ. Экосистема водоема. Видовой состав растений исследуемого водоема. Продуценты. Консументы. Редуценты. Расположение растительности, в водоеме. Определение и описание видового состава растений, мест и условий их произрастания. Зависимость образа жизни водных животных, от глубины, освещенности, химического состава воды. Самоочищение воды живыми организмами. Влияние хозяйственной деятельности человека на исследуемый водоем. Определение степени заселения прилегающей к исследуемому водоему местности. Тип заселения, близость к водоему сельскохозяйственных угодий. Влияние города на исследуемый водоем. Нарушение поверхностного стока. Значительное уменьшение питания подземных вод на площади города. Высокая степень загрязнения вод, стекающих с улиц городов, увеличение расхода воды на одного человека, общего расхода воды. Сточные воды (бытовые, промышленные). Химический состав сточных вод. Влияние на живые организмы, обитающие в водоеме. Определение сточных вод исследуемого водоема. Влияние дорог на исследуемый водоем. Способы очистки водоемов. Влияние водного транспорта на условия жизни обитателей водоема. Практические работы. Исследование местности. Паспортизация водных объектов. прилегающей к водоему Тема 5. Ландшафты и природные комплексы Волгоградской области (5 часов) Значение почвы в жизни человека. Почва - естественное богатство Земли. Взаимодействие живого и неживого в почве. Разнообразие почв. Роль почвы в жизни и деятельности людей. Необходимость изучения особенностей почв для сельскохозяйственного производства, строительства дорог, магистральных трубопроводов, осушительных и гидротехнических сооружений, лесного хозяйства, здравоохранения. Виды землепользования, сельскохозяйственные угодья. Плодородие почв – результат деятельности человека. Почва как экосистема. Природные зоны области. Ландшафтноэкологические проблемы. Растительный мир Волгоградской области. Животный мир Волгоградской области. Природные зоны Практические занятия. Изучение почвенных разрезов. Описание по физической карте, карте природных зон (России и Волгоградской области) природной зоны, в которой мы живем (описание степной зоны). Тема 6. Население (3 часа) Численность населения и расселение. Народы Волгоградской области. Города Волгоградской области. Миграции Тема 7. Хозяйство (14 часов) Обзор животного мира края. Значение животных в природе и жизни человека. Знакомство с животным миром края. Редкие и исчезающие животные. Знакомство с «Красной книгой» животных. Охота как пример использования диких животных области. Закон об охране животных. Практические занятия. Определение наиболее типичных животных по следам жизнедеятельности, голосу и визуально, составление описаний охраняемых животных. Экскурсия в природу, краеведческий музей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Историческое краеведение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство). Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного курса «Историческое краеведение» способствует достижению метапредметных результатов, в том числе: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений; самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем; проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями; оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды. Работа с информацией применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; систематизировать географическую информацию в разных формах. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Совместная деятельность (сотрудничество) принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия) владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям Принятие себя и других осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 КЛАСС Приводить примеры объектов краеведения, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследования, применяемых в географии; выбирать источники географической и краеведческой информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы); определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам; использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности; представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания). различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края; проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям; использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства Волгоградской области, для решения практико-ориентированных задач; выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи; применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Положение Волгоградской области 1.1 Физико-географическое положение Волгоградской области 1 0 0.5 1.2 Экономико-географическое положение Волгоградской области 1 0 1 1.3 Волгоградская область на карте России, мира 0 0 Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 3 Раздел 2. Горные породы и геологические процессы своей местности 2.1 Геологическое строение и полезные ископаемые края 2 0 1 2.2 Общие понятия о рельефе. Главные черты рельефа области. Его влияние на формирование современного рельефа 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 2.3 Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. Пути рационального использования ископаемых края Итого по разделу 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 3 3 Раздел 3. Погода и климат области 3.1 3.2 Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате Климатические факторы и их влияние на формирование и распространение флоры и фауны, хозяйственная деятельность человека Итого по разделу 1 1 0 0 0.5 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 2 Раздел 4. Человек, вода, водоем 4.1 4.2 Связи местного населения отдельного человека с водой и водоемом: потребности в пресной воде для питья и хозяйства. Виды водопользования на исследуемой территории 1 Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы. Источники 1 0 0 0.5 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений и исследования. https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 4.3 Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень населения, густота гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и загрязнения 4.4 Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод. Воздействие их на организм. Минеральные источники своей местности Итого по разделу 1 1 0 0 0 0,5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 4 Раздел 5. Ландшафты и природные комплексы Волгоградской области 5.1 Значение почвы в жизни человека. Почва - естественное богатство Земли. Взаимодействие живого и неживого в почве. Разнообразие почв 5.2 Роль почвы в жизни и деятельности людей. Необходимость изучения особенностей почв для сельскохозяйственного производства, строительства дорог, магистральных трубопроводов, осушительных и гидротехнических сооружений, лесного хозяйства, здравоохранения. 1 0 0.5 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 5.3 Виды землепользования, сельскохозяйственные угодья. Плодородие почв – результат деятельности человека. Почва как экосистема. Природные зоны области. Ландшафтно-экологические проблемы 5.4 Растительный мир Волгоградской области 5.5 Животный мир Волгоградской области. Природные зоны Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 1 0 0,5 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 1 5 Раздел 6. Население 6.1 Численность населения и расселение 1 0 1 Народы Волгоградской области 1 0 1 6.2 6.3 Города Волгоградской области. Миграции Итого по разделу 1 0 0 0 0,5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 3 Раздел 7. Хозяйство 7.1 Общая характеристика хозяйства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.2 Библиотека ЦОК ТЭК. Черная и цветная металлургия 1 0 0,5 7.3 Машиностроение. Химическая и легкая промышленность 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.4 Характеристика АПК и сельское хозяйство Земледелие 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.5 Самостоятельная работа. Животноводство 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.6 Пищевая промышленность 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.7 Инфраструктурный комплекс. Транспорт 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.8 Самостоятельная работа. Непроизводственная сфера 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.9 Рекреационные возможности области 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.10 Внешние экономические связи 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.11 Самостоятельная работа. Волгоградгород герой 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.12 Районы города Волгограда 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.13 Контрольная работа. Итоговый урок по курсу краеведение 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 7.14 Обобщающее повторение 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 https://m.edsoo.ru/7f413b38 Итого по разделу 14 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 11 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы 1 Физико-географическое положение Волгоградской области 1 0 0,5 2 Экономико-географическое положение Волгоградской области 1 0 1 3 Волгоградская область на карте России, мира 1 0 0 4 Геологическое строение и полезные ископаемые края 1 0 1 5 Общие понятия о рельефе. Главные черты рельефа области. Его влияние на формирование современного рельефа 1 0 1 6 Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. Пути рационального использования ископаемых края 1 0 1 7 Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате 1 0 0,5 1 0 0 8 Климатические факторы и их влияние на формирование и распространение флоры и фауны, хозяйственная деятельность человека Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886502ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865041a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650528 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650640 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650776 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650924 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650b04 9 Связи местного населения отдельного человека с водой и водоемом: потребности в пресной воде для питья и хозяйства. Виды водопользования на исследуемой территории 1 0 0.5 1 0 0 1 0 0 12 Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод. Воздействие их на организм. Минеральные источники своей местности 1 0 0,5 13 Значение почвы в жизни человека. Почва - естественное богатство Земли. Взаимодействие живого и неживого в почве. Разнообразие почв 1 0 0,5 14 Роль почвы в жизни и деятельности людей. Необходимость изучения особенностей почв для сельскохозяйственного производства, 1 0 0 10 11 Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы. Источники снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений и исследования. Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень населения, густота гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и загрязнения Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650c26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650d70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650f0a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651090 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651252 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865139c строительства дорог, магистральных трубопроводов, осушительных и гидротехнических сооружений, лесного хозяйства, здравоохранения. 15 Виды землепользования, сельскохозяйственные угодья. Плодородие почв – результат деятельности человека. Почва как экосистема. Природные зоны области. Ландшафтно-экологические проблемы 1 0 0, 16 Растительный мир Волгоградской области 1 0 0.5 1 0 0.5 1 0 1 1 0 1 1 1 0 1 0 0,5 1 0 0,5 1 0 0 1 0 0.5 17 18 19 20 21 22 Животный мир Волгоградской области. Природные зоны Численность населения и расселение Народы Волгоградской области Города Волгоградской области. Миграции Общая характеристика хозяйства ТЭК. Черная и цветная металлургия 23 Машиностроение. Химическая легкая промышленность 24 Характеристика АПК и сельское хозяйство Земледелие и Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886514b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886516bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886519be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651ad6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651bf8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651d92 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652008 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886521c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886522ec 25 26 Самостоятельная работа. Животноводство Пищевая промышленность 1 1 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865240e 27 Инфраструктурный комплекс. Транспорт 1 0 0 28 Самостоятельная работа. Непроизводственная сфера 1 0 0 1 0 0 1 0 0.5 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/88652e68 1 0 0 34 0 11 29 30 Рекреационные возможности области Внешние экономические связи 31 Самостоятельная работа. Волгоградгород герой 32 Районы города Волгограда 33 Контрольная работа. Итоговый урок по курсу краеведение 34 Обобщающее повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886525b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652724 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652972 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652bf2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652d50 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ