Рабочая программа «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
_____________________________________________________________________________
«Рассмотрено»
Руководитель МО
______/ И.С.И /
Протокол № 1
от «30» августа 2024г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ СШ № 82
___________ /М.А.Лавриненко/

«Утверждено»
Директор
МОУ СШ № 82
__________/О.Н.Чирскова/

от «30» августа 2024г.

от «31» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 5-9 классов

г.Волгоград
2022 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данной программы внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание
процесса обучения и воспитания государственных символов Российской
Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
• Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки
от 18.08.2017 № 09- 1672;
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
• СанПиН 1.2.3685-21;
• Основной образовательной программой основного общего образования МОУ
СШ № 82
Цель программы: формирование взглядов школьников на основе национальных
ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность,
историческое просвещение, нравственность, экология.
Место программы в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен
для обучающихся 5-9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом
классе.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы «Разговоры о важном» направлено на формирование у
обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и
стремление к межнациональному единству.
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам,
традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых,
писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
1. День знаний
2. Наша страна – Россия
3. 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
4. День музыки
5. День пожилого человека
6. День учителя
7. День отца
8. Международный день школьных библиотек
9. День народного единства
10. Мы разные, мы вместе
2

11. День матери
12. Символы России
13. Волонтеры
14. День Героев Отечества
15. День Конституции
16. Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
17. Рождество
18. День снятия блокады Ленинграда
19. Цифровая безопасность и гигиена школьника
20. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
21. День российской науки
22. Россия и мир
23. День защитника Отечества
24. Международный женский день
25. 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и
СССР С.В. Михалкова
26. День воссоединения Крыма с Россией
27. Всемирный день театра
28. День космонавтики. Мы – первые!
29. Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
30. День Земли
31. День Труда
32. День Победы. Бессмертный полк
33. День детских общественных организаций
34. Россия – страна возможностей
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы
воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в
текущем году.
3

Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно
(государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий).
Например, День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День
учителя, День российской науки и т.д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например,
165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С.
Станиславского.
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с
текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К примеру:
«Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена
школьника» и др.
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы школы, поэтому
тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей:
становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в
планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются
нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности
характеризуются следующим образом.
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые
предоставляет платформа «Россия — страна возможностей».
Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы
можем гордиться?
Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский —
основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения
космоса.
1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения.
Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества.
Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны.
Современный учитель: какой он?
История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной
литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.
Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства,
где музыка — неотъемлемая часть.
Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они? Семейные
ценности.
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин
продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским
старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между
людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние
многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?
Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая
и безоговорочная. Легко ли быть мамой?
Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История
российского флага.
4

История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности.
Волонтёрство в России.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия
начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей.
Ответственность — это осознанное поведение.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в
других государствах.
Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние
приметы.
Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает
в Сеть, остаётся там навсегда.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк.
Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск.
Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые
факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.
Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей
стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического
прогресса.
Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы
России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская
культура. Чем славится Россия?
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время.
Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы,
с которыми сталкиваются добрые люди.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских»
профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница
очага»: изменились ли роли?
Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик,
сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа
в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства
России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова.
Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства.
Кино и театр: аргументы за и против.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавтырекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время
Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция
ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид
в современном мире.

5

День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы
как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так
сложно.
История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты.
Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила
Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания
и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети
объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов
в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина,
социальных
нормах
и правилах
межличностных
отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность
к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся
в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России,
к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
6

В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение
к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных
и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений,
поступков
и стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям
других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность,
в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов
7

и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать
надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия
с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины
эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя
и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры
о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей,
к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных
8

монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие
в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию
текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной
и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из
различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы
и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы
как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного,
делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных
в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное
произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать
на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;
развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями
участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия
в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации
технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать
сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе
с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии
поведения в Сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края
и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов;
умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях,
процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых
фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные
признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинноследственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX — начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
9

ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как
базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании
и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах
и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни
общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти
в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том
числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об
основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики,
политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской
Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности,
гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое
единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в
том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные
объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы
и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных
объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов
и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека
и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать
полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять
и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение
к явлениям, процессам социальной действительности; умение анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию,
соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании
поведения человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные
поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным,
правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры
и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового
сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи
между изученными природными, социальными и экономическими явлениями
и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;
умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
10

природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
5-9 классы
№
п/п

1.

2.

3.

4.

Темы занятий

День знаний /
Россия — страна
возможностей
(1 час)
5-7 классы:
«Мы — Россия.
Возможности —
будущее»
8–9 классы:
«Мы — Россия.
Возможности —
будущее»
Наша страна —
Россия (1 час)
5–7 классы: «Что
мы Родиной
зовём?»
8–9 классы:
«Мы — жители
большой страны»
65 лет со дня
рождения
К. Э. Циолковско
го (1 час) 5–
7 классы:
Невозможное
сегодня станет
возможным завтра
К. Э. Циолковский
8–9 классы:
Невозможное
сегодня станет
возможным завтра
К. Э. Циолковский
День пожилых
людей (1 час)
5–7 классы:
«Обычаи
и традиции моего

Колво
часов

Содержание
занятий

Форма проведения
занятий

Электронн
ые
(цифровые)
образовате
льные
ресурсы

1

Знакомство
с платформой
«Россия — страна
возможностей».
Возможности,
которые
предоставляет
платформа
«Россия — страна
возможностей»

Беседа. Просмотр
видеофрагментов.
Групповая работа

https://razgov
or.edsoo.ru

1

Родина — не только
место рождения.
История, культура,
научные
достижения: чем мы
можем гордиться?

Беседа о России.
Просмотр ролика
о России.
Интерактивное
задание «Своя игра».
Участие
в инсценировке.

https://razgovo
r.edsoo.ru

1

Мечты и фантазии
человека
о космических
полетах.
К. Э. Циолковский
— основоположник
ракетодинамики
и теоретической
космонавтики. Герои
освоения космос

Беседа о мечтах
и фантазиях человека
о космических
полётах. Участие
в викторине
о космонавтике.
Просмотр
видеоролика. Участие
в групповой работе:
знакомство с героями
освоения космоса.
Участие в беседе о К.
Э. Циолковском

https://razgovo
r.edsoo.ru

1

1 октября —
Международный
день пожилых
людей. Почитание
старшего поколения.

https://razgovo
Беседа
о Международном дне r.edsoo.ru
пожилых людей.
Просмотр
видеоролика. Участие

11

5.

народа: как
прошлое
соединяется
с настоящим?»
8–9 классы:
«Обычаи
и традиции моего
народа: как
прошлое
соединяется
с настоящим?»
День учителя
(1 час) 5–7 классы:
«Если бы я был
учителем…» 8–
9 классы: «Какие
качества
необходимы
учителю?»

Возрастные
изменения — не
повод быть
исключённым из
жизни семьи
и общества

1

6.

День отца (1 час)
5–7 классы:
«Отчество — от
слова „отец“» 8–
9 классы:
«Отчество — от
слова „отец“»

1

7.

День музыки
(1 час) 5–7 классы:
«Что мы музыкой
зовём» 8–9 классы:
«Что мы музыкой
зовём»

1

8.

Традиционные
семейные

1

Ценность профессии
учителя. Учителя
в годы Великой
Отечественной
войны.
Современный
учитель: какой он?

в групповой работе:
составляем «Кодекс
уважения
и поддержки пожилых
людей»

Участие
в разыгрывании
сценок «Я —
учитель», «Я и мои
ученики». Групповая,
парная работа:
создание рисунков
«Наш класс», «Мой
учитель», рисунок
«Буква для первого
предложения сказки
Л. Н. Толстого».
Работа с текстами
(пословицами,
стихотворениями),
связанными
с профессией учителя
История
Просмотр
формирования
видеоролика. Участие
понятий «род» и
в групповой работе по
«отец». Образ отца
соотнесению текста
в отечественной
и высказывания
литературе. Качества известного человека
настоящего отца.
об отце. Беседа
Равноправие
о нравственных
родителей в семье
качествах отца. Обмен
мнениями о том,
какое из
предложенных
высказываний ближе
всего школьникам
Уникальность
Групповая работа по
музыки каждого
созданию кластера
народа.
«Музыка». Просмотр
Музыкальные
видеоролика. Участие
инструменты. Виды в дискуссии о видах
искусства, где
искусства, где
музыка —
музыка —
неотъемлемая часть
неотъемлемая часть
Дом, в котором мы
Обсуждение вопроса
живём. Идеальные
«Почему говорят, что
12

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

ценности (1 час)
5–7 классы:
«Счастлив тот, кто
счастлив у себя
дома» 8–9 классы:
«Счастлив тот, кто
счастлив у себя
дома»

отношения в семье:
какие они?
Семейные ценности

9.

День народного
единства (1 час)
5–7 классы:
«Мы — одна
страна» 8–
9 классы: «Мы —
одна страна»

1

10.

Мы разные,
мы вместе (1 час)
5–7 классы:
«Языки и культура
народов России:
единство
в разнообразии» 8–
9 классы: «Языки
и культура народов
России: единство
в разнообразии»

1

11.

День матери
(1 час)

1

дерево держится
корнями, а человек
семьёй?». Беседа
о семейных
традициях,
интересном досуге
и праздниках. Участие
в коллективной,
индивидуальной
работе «Я и моя
семья (составление
семейного древа)».
Обсуждение вопросов
«Чему мы можем
научиться у Петра
и Февронии
Муромских?»,
«Почему Пётр
и Феврония стали
символом любви
и верности?»
https://razgovo
Смутное время
Беседа о появлении
r.edsoo.ru
в истории нашей
праздника День
страны.
народного единства.
Самозванцы — одна Работа в группах.
из причин
Обмен мнениями.
продолжавшейся
Дискуссия о том,
Смуты. Ополчение
когда ещё люди
во главе с князем
чувствуют, что им
Дмитрием
надо объединяться?
Пожарским
Блицопрос о том, что
и земским старостой в Москве нам
Кузьмой Мининым.
напоминает
Примеры единения
о событиях 1612 года
народа не только
в войне
https://razgovo
Разнообразие
Блицопрос: какие
r.edsoo.ru
культуры народов
народы, живущие
России. Традиции
в России, вы можете
разных народов.
назвать? (По
Уважение между
последним данным
людьми разных
в России проживает
национальностей — более 190 народов.)
основа
Дискуссия о том, что
межкультурного
объединяет людей
общения. Влияние
разных
многоязычия на
национальностей
толерантность.
в одной стране, что им
Почему языки
в этом помогает
исчезают?
Мама — важный
Игра «Незаконченное https://razgovo
r.edsoo.ru
человек в жизни
предложение», во
13

5–7 классы:
«Мама — главное
слово в каждой
судьбе»
8–9 классы:
«Мама — главное
слово в каждой
судьбе»

12.

13.

14.

каждого.
Материнская
любовь — простая
и безоговорочная.
Легко ли быть
мамой?

Символы России
(Гимн, Герб)
(1 час)
5-7 классы:
«Двуглавый орёл:
история
легендарного
герба»
8–9 классы:
«Двуглавый орёл:
история
легендарного
герба»
День добровольца
(1 час)
5–7 классы:
«Жить — значит
действовать»
8–9 классы:
«Жить — значит
действовать»

1

Герб — символ
государства.
У каждой страны
свой герб. Значение
триколора. История
российского флага

1

История создания
Красного Креста.
Особенности
волонтёрской
деятельности.
Волонтёрство
в России

День Героев
Отечества (1 час)
5–7 классы: «В
жизни всегда есть

1

Россия — страна
с героическим
прошлым.
Современные
14

время которой
каждый школьник
продолжает
предложение «Первое,
что приходит
в голову, когда
я слышу слово
„мама“ …».
Групповое
обсуждение случаев
недопонимания мам
и детей. Беседа о том,
что делает наших мам
счастливыми
https://razgovo
Беседа о гербе
r.edsoo.ru
России: что
олицетворяет герб
России, где его можно
увидеть?
Беседа о том, когда
каждый из нас
чувствовал гордость
при виде
государственных
символов нашей
страны
Знакомство
с информацией
о создании
Международного
Комитета Красного
Креста. Обсуждении
вопроса
«Действительно ли
создание именно этой
организации можно
считать началом
волонтёрского
движения?». Работа
в группах по
составлению списка
особенностей
волонтёрской
деятельности. Обмен
историями из жизни
о волонтёрской
деятельности
Беседа о непростой
судьбе нашей страны,
о войнах, которые
выпали на долю

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

место подвигу?»
8–9 классы:
«Россия начинается
с меня?»

герои — кто они?
Россия начинается
с меня?

15.

День
Конституции
(1 час)
5–7 классы:
«Настоящая
ответственность
бывает только
личной».
(Ф. Искандер)
8–9 классы:
«Повзрослеть —
это значит,
чувствовать
ответственность за
других». (Г. Купер)

1

16.

Рождество (1 час)
5–7 классы:
«Светлый
праздник
Рождества»
8–9 классы:
«Светлый
праздник
Рождества»

1

17.

Тема нового года.
Семейные
праздники
и мечты (1 час)
5–7 классы: «Зачем
мечтать?»

1

народа, и о героизме
тех, кто вставал на её
защиту. Дискуссия
о том, есть ли место
героизму сегодня?
Обсуждение мнений
школьников. Игра
«Согласен—не
согласен»
Значение
Беседа о значении
Конституции для
слова «конституция»
граждан страны.
и о жизни без
Знание прав
конституции. Участие
и выполнение
в обсуждении
обязанностей.
ситуаций, в которых
Ответственность — было нарушение прав
это осознанное
или невыполнение
поведение
обязанностей. Игра
«Незаконченное
предложение», во
время которой
каждый школьник
продолжает
предложение «Нужно
знать Конституцию,
потому что…»
Участие в дискуссии
об осознанном
поведении и личной
ответственности
История праздника
Блицопрос «История
Рождества Христова. рождения Христа».
Рождественские
Работа в группах:
традиции в России
обсуждаем
и в других
рождественские
государствах
традиции (кто больше
вспомнит). Какие
рождественские
традиции других
стран вам больше
всего нравятся? Игра
«Найди связь». Работа
в парах: придумать
нетривиальное
пожелание на
Рождество
Новый год —
Игра «Вопрос из
праздник всей семьи. шляпы» (Всё ли вы
Новогодние
знаете о Новом годе?).
семейные традиции. Дискуссия «Поделись
Новогодние приметы новогодней
традицией, которая
15

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

8–9 классы: «Полёт
мечты»

18.

Цифровая
безопасность
и гигиена
школьника (1 час)
5–7 классы: «Как
не попасть
в цифровые
ловушки?»
8–9 классы:
«Правила
продвинутого
пользователя
Интернета»

1

Отношение
к личной
информации.
Добавление
«друзей» в Сети.
Всё, что попадает
в Сеть, остаётся там
навсегда

19.

День снятия
блокады
Ленинграда
(1 час)
5–7 классы: «Люди
писали дневники
и верили, что им
удастся прожить
и ещё один день».
(Д. С. Лихачёв)
8–9 классы: «Ты
выжил, город
на Неве…»

1

Голод, морозы,
бомбардировки —
тяготы блокадного
Ленинграда.
Блокадный паёк.
Способы выживания
ленинградцев. О
провале планов
немецких войск

16

объединяет семью».
Беседа о том, что
чаще всего мы
мечтаем
о материальных
подарках, но есть ли
что-то, что мы хотели
бы изменить в себе
в Новом году?
Участие в разговоре
о новогодних
приметах
Участие в обсуждении
того, что относится
к личной
информации. Беседа
о тех, кого мы
добавляем в «друзья»,
о том, что могут
рассказать о вас ваши
фотографии. Работа
в группах: делаем
памятку для
школьников
(используем ватман,
карандаши,
фломастеры и т. д.)
Блицопрос «Что вы
знаете о блокаде
Ленинграда; каким
образом город попал
в кольцо; зачем
Гитлер хотел
захватить город;
почему Ладожское
озеро называют
дорогой жизни?».
Участие
в обсуждении
неписанных правил
выживания: 1. Не
съедать весь
выданный хлеб сразу.
2. Стоя в очереди за
продовольствием,
люди прижимались
друг к другу: с одной
стороны, чтобы не
пропускать
полукриминальных
личностей, а с
другой — чтобы

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

20.

160 лет со дня
рождения
К. С. Станиславск
ого (Великие люди
России) (1 час)
5–7 классы: «С чего
начинается театр?»
8–9 классы: «С чего
начинается театр?»

1

Авторитет
К. С. Станиславско
го в области
сценического
искусства.
Некоторые факты
его биографии.
Основные идеи
системы
Станиславского

21.

День российской
науки (1 час)
5–7 классы:
«Хроника научных
открытий, которые
перевернули мир»
8–9 классы:
«Научные
прорывы моей
страны»

1

Цивилизация без
научных
достижений.
Научные
и технические
достижения в нашей
стране. Достижения
науки
в повседневной
жизни. Плюсы
и минусы научнотехнического
прогресса

22.

Россия и мир
(1 час)
5–
7 классы:«Россия
в мире»
8–
9 классы:«Россия
в мире»

1

Географические
особенности
и природные
богатства России.
Многочисленные
народы России.
Единый перечень
коренных
малочисленных
17

сохранить тепло.
Беседа о том, что ещё
помогало людям
выстоять. Работа
в парах: почему
планам Гитлера не
суждено было
сбыться?
Самостоятельная
работа «Знакомство
с некоторыми
фактами биографии
К. С. Станиславского»
. Участие
в обсуждении идей
системы
Станиславского.
Могут ли они
пригодиться людям
других профессий?
Дебаты о том, стоит
ли приучать детей
к театру с раннего
детства?
Беседа о том, какой
была бы жизнь
человека без научных
достижений. Беседа
об основных научных
и технических
достижениях в нашей
стране. Блицопрос
«Примеры
использования
достижений науки
в повседневной
жизни». Работа
в группах
с дальнейшим
обобщением: «Плюсы
и минусы научнотехнического
прогресса»
Обмен мнениями
«Что для вас является
удивительным
в вашей стране?».
Беседа о том, в чём
причины
исчезновения
малочисленных
народов России.

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

народов
(47 этносов).
Российская
культура. Чем
славится Россия?
Географические
особенности
и природные
богатства России.
Многочисленные
народы России.
Единый перечень
коренных
малочисленных
народов
(47 этносов).
Российская
культура. Чем
славится Россия?

23.

День защитника
Отечества (День
Армии) (1 час)
5–7 классы: «За что
мне могут сказать
„спасибо“?(ко Дню
защитника
Отечества) 8–
9 классы: «Тот, кто
не может
благодарить, не
может и получать
благодарность»

1

24.

Забота о каждом
(1 час)
5–7 классы:
«Включайся!»
8–9 классы: «Мы
всё можем»

1

Мотивация добрых
дел. Подлинность
намерений — то, что
у тебя внутри.
Проблемы,
с которыми
сталкиваются
добрые люди

25.

Международный
женский день
(1 час)
5–7 классы:
«Мамина карьера»
8–9 классы:
«Мужских
и женских
профессий больше
нет?»

1

Связь праздника 8
Марта с именем
Клары Цеткин.
Освоение
женщинами
«мужских»
профессий.
Традиционность
подхода
«мужчина —
добытчик,
женщина —
хранительница
очага»: изменились
18

Мозговой штурм: как
сохранить Россию для
будущих поколений
Интеллектуальная
разминка «Что вы
знаете о Дне
защитника
Отечества».
Дискуссия
о причинах выбора
профессии военного.
Работа в парах:
знакомство
с примерами военных
действий, в которых
выручала смекалка.
Беседа о том, как
жители России
выражают свою
благодарность
защитникам
Отечества
Игра «Незаконченное
предложение», во
время которой
каждый школьник
продолжает
предложение «Я
делаю добрые дела,
потому что…».
Участие
в обсуждении разных
мотивов совершения
добрых дел. Дебаты:
«Делать добро — это
значит не делать зло»
Беседа об истории
праздника 8 Марта.
Работа в группах: как
научно-технический
прогресс помог
женщине выбирать
ранее «мужские»
профессии. Дебаты
о роли женщины
в семье и в обществе

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

26.

Гимн России
(110 лет со дня
рождения
советского
писателя и поэта,
автора слов
гимнов
Российской
Федерации
и СССР
С. В. Михалкова)
(1 час) 5–7 классы:
«Гимн России» 8–
9 классы: «Гимн
России»

1

27.

День
воссоединения
Крыма с Россией
(1 час) 5–7 классы:
«Путешествие
по Крыму»
8–9 классы: «Крым
на карте России»

1

28.

Всемирный день
театра (1 час)
5–7 классы: «Как
построить диалог
с искусством?»
8–9 классы:
«Искусство —
одно из средств
различения
доброго от злого».
(Л. Толстой)

1

ли роли?
Сергей
Владимирович
Михалков — поэт,
драматург,
баснописец,
сказочник, сатирик,
сценарист,
общественный
деятель. Страсть С.
В. Михалкова
к стихотворчеству.
Работа в армейской
печати во время
Великой
Отечественной
войны. Решение
правительства
России о смене
гимна. Вторая
редакция текста
гимна
Красивейший
полуостров
с богатой историей.
История Крымского
полуострова.
Значение Крыма.
Достопримечательно
сти Крыма

Сила театрального
искусства. Читка
пьес — особый жанр
театрального
искусства. Кино
и театр: аргументы
за и против

19

Самостоятельная
работа: знакомство с
ключевыми
моментами жизни С.
В. Михалкова. Работа
в группах:
предположим, вам
поручили создать
личную страничку
Михалкова
в Интернете. Беседа
о том, почему,
несмотря на большое
количество
претендентов, для
последней редакции
гимна выбрали стихи
именно С. В.
Михалкова?

https://razgovo
r.edsoo.ru

Беседа
о географическом
положении Крыма
с использованием
карты.
Самостоятельная
работа по изучению
информации по
истории Крыма.
Работа в группах.
Обмен мнениями: что
бы вы рекомендовали
посетить в Крыму
Беседа о первом
походе в театр,
о тематике
постановок, которые
интересно смотреть.
Участие в обсуждении
ожиданий от похода
в театр. Рассказ
педагога о читке пьес
в разных театрах, где
после спектаклячитки идёт
обсуждение со
зрителями. Дебаты:
«Кино и театр:
аргументы за и
против»

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

29.

День
космонавтики.
Мы — первые
(1 час)
5–7 классы:
«Трудно ли быть
великим?»
8–9 классы:
«Истории великих
людей, которые
меня впечатлили»
(ко Дню
космонавтики)

1

Главные события
в истории
покорения космоса.
Отечественные
космонавтырекордсмены.
Подготовка
к полёту —
многолетний
процесс

30.

Память
о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками
(1 час)
5–7 классы: «Пока
жива история,
жива память…»
8–9 классы: «Есть
такие вещи,
которые нельзя
простить?»

1

31.

День Земли
(Экология) (1 час)
5–7 классы:
«Зелёные
привычки» —
сохраним природу
вместе
8–9 классы:
«Сохраним планету
для будущих
поколений»

1

Появление термина
«геноцид». Геноцид
советского народа
и народов Европы
во время Второй
мировой войны.
Международный
военный трибунал
в Нюрнберге.
Конвенция ООН
о предупреждении
преступления
геноцида
и наказании за него.
Геноцид
в современном мире
День Земли —
призыв задуматься
о сохранности
планеты.
Экологические
проблемы как
следствие
безответственного
поведения человека.
Соблюдать экоправила — не так
сложно

32.

День труда (1 час)
5–7 классы: «Как
проявить себя
и свои
способности?»
8–9 классы: «Если
ты не умеешь

1

История Праздника
труда. Труд — это
право или
обязанность
человека? Работа
мечты. Жизненно
важные навыки
20

Беседа об основных
исторических
событиях
в космонавтике.
Самостоятельная
работа в группах:
найти в Интернете
информацию
о космонавте
и сделать сообщение
для одноклассников.
Беседа о трудном
процессе подготовки
к полёту
Беседа о том, какими
признаками
характеризуется
геноцид. Составление
«облака тегов»
к понятию «геноцид».
Беседа
о Нюрнбергском
процессе. Дискуссия
о причинах геноцида
и способах его
предотвращения

https://razgovo
r.edsoo.ru

Беседа об истории
появления праздника
День Земли.
Обсуждение
экологических
проблем,
существующих
в России, и роли
людей в их
появлении. Работа
в группах по
составлению общего
списка эко-правил,
которые легко может
соблюдать каждый
Беседа об истории
Праздника труда.
Дискуссия «Труд —
это право или
обязанность
человека?». Мозговой
штурм — обсуждение

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru

33.

34.

использовать
минуту, ты зря
проведёшь и час,
и день, и всю
жизнь».
(А. Солженицын)
День Победы.
Бессмертный
полк (1 час)
5–7 классы:
«Подвиг остаётся
подвигом, даже
если его некому
воспеть…»
(неизвестные герои
Великой
Отечественной
войны)
8–9 классы:
«Словом можно
убить, словом
можно спасти,
словом можно
полки за собой
повести...»
Про счастье
(1 час)
5–7 классы: «Что
человеку нужно
для счастья?»
8–9 классы: «Дай
каждому дню шанс
стать самым
лучшим в твоей
жизни». (Марк
Твен).

1

История появления
праздника День
Победы. Поисковое
движение России.
Могила
Неизвестного
Солдата. Семейные
традиции
празднования Дня
Победы

1

Разные
представления
о счастье. Слагаемые
счастья. Рецепт
счастливой жизни

21

критериев работы
мечты. Блицопрос
«Владеете ли вы
элементарными
трудовыми
навыками?»
Беседа об истории
появления праздника
День Победы. Беседа
о том, что заставляет
тысячи человек
заниматься поиском
и захоронением
останков погибших
защитников
Отечества? Обмен
мнениями: есть ли
в вашей семье
традиция отмечать
День Победы?

Игра «Согласен — не
согласен». Работа
в группах:
обсуждение вопроса
«Из чего состоит
счастье?».
Обсуждение притчи
о счастье. Дискуссия:
«Слагаемые счастья:
любовь; семья; успех;
самореализация;
финансовое
благополучие. Этого
достаточно?»

https://razgovo
r.edsoo.ru

https://razgovo
r.edsoo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».