Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда» _____________________________________________________________________________ «Рассмотрено» Руководитель МО ______/ И.С.И / Протокол № 1 от «30» августа 2024г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 82 ___________ /М.А.Лавриненко/ «Утверждено» Директор МОУ СШ № 82 __________/О.Н.Чирскова/ от «30» августа 2024г. от «31» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - ГРАЖДАНИН» для учащихся 5-х классов г.Волгоград 2022 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности “Я – гражданин” для 5 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Программа направлена на патриотическое воспитание, формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) Цель программы: - создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения. Задачи программы: - познакомить учащихся с важнейшими событиями становления Российской государственности - сформировать у учащихся представления о месте и роли Российского государства в мировой истории, о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны; - развить первичные практические навыки работы с документальными и архивными материалами; - побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности; - способствовать расширению кругозора школьников и социализации подростков. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин» разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; • в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий: занятия проводятся после всех уроков расписания. Программа носит научно – познавательное, духовно-нравственное направление и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий. Формы и методы проведения занятий: 2 - проведение викторин; - экскурсии; - поиск сайтов и извлечение нужной информации; - проектная деятельность; - разработка и проведение экскурсий по стендам; - встречи; - подготовка сообщений, презентаций. Методы обучения: ⎯ Словесный: объяснение нового материала, беседа с учащимися в процессе изучения новой темы. ⎯ Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов. ⎯ Практический: работа с письменными и вещественными источниками. ⎯ Проектный: работа учащихся над индивидуальными проектами. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну законов. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои. Конкурсы сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. «Я и планета» Формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты. У обучающегося будет формироваться: – чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, – осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; – уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; – уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; – способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. - интерес к научно-исследовательской деятельности. 3 Метапредметные результаты. Познавательные УУД. Обучающиеся получат возможность научится: - перечислять ценности демократического общества и правового государства, объяснять значение деятельности институтов гражданского общества, определять проявление демократических принципов в практике; - называть особенности России как федеративного государства, жители которого представляют различные народы; называть народы, живущие в современной России; приводить примеры культурных особенностей разных народов России; - рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать способы участия граждан в жизни страны; - объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные особенности народов России с позиции уважения социального многообразия; - объяснять, почему любовь к Родине – это одно из важнейших чувств человека; называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране; давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении проблем своей малой родины; - перечислять международные организации, в которые входит наша страна, объяснять функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире, находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным вопросам; - определять значение экономики в развитии общества; - находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития экономики страны, характеристике современного экологического состояния, информацию о роли России на международной арене, используя различные источники, в том числе и электронные; проводить самостоятельные мини-исследования; - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. - составлять план поисково-исследовательского проекта; - находить и обрабатывать информацию; - анализировать объекты, выделять главное; Регулятивные УУД. Обучающиеся получат возможность научится: - планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей; - заниматься самостоятельным исследовательским поиском; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Коммуникативные УУД. Обучающиеся получат возможность научится: - описывать конкретные факты и события; - договариваться, приходить к общему решению; - работать в группе; - высказывать суждения, аргументировать 4 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема занятия 1-2 2 Формирование гражданского отношения к Отечеству Поговорим о 2 толерантности 3-4 5-7 8 9-10 11 1213 14 Колво часов Геральдика – 3 наука о гербах. Символика России. Символы нашего края Государственны 1 й праздник – день согласия и примирения Права ребенка. 2 Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети» Наше право и 1 наш интерес Из истории 2 появления законов Путешествие в 1 страну законов 1517 Основной закон 3 жизни нашего государства 18 Я – гражданин 1 России Содержание занятия Формирование отношения к себе. Форма проведения занятий гражданского Беседа Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы. Формирование гражданского Беседа отношения к себе. Формирование отношения к себе. Электрон ные (цифровы е) образоват ельные ресурсы https://eornp.ru/taxon omy/term/2 27 https://resh. edu.ru/subj ect/24/ гражданского Игра Формирование гражданского Библиотечны отношения к своей семье. й урок Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Декларация прав человека. Игра Конвенция о правах ребенка Формирование гражданского Викторина отношения к своей семье. Формирование отношения к искусству. Дары природы. История моего города. Откуда пришли елочные игрушки. От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Конкурс Конкурс плакатов Ролевая игра 5 Есть такая 2 профессия – Родину защищать О подвигах 2 женщин в годы Великой Отечественной войны Победа деда – 2 моя победа Там, где погиб неизвестный солдат. Они встреча с служили в Армии. Честь имею. Вам, воинамизащитники Отечества! интернацио След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану сбор и выставка материала об участниках Великой Отечествен ной войны 25 Герои Великой 1 Отечественной войны Пешая экскурсия по городу 26 «Нет в России 1 семьи такой, где бы не был свой герой 2728 Мини -проекты, 2 презентации. 2930 Выпуск плакатов, листовок 31 1 Формирование гражданского отношения к планете Земля Мы в ответе за 1 тех кого приручили След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану Формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Планета просит помощи. Маленькая страна. Формирование гражданского отношения к планете Земля. Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Формирование гражданского отношения к планете Земля. Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Экологическ ая акция. 1920 2122 2324 32 2 33 Я – житель 1 планеты Земля 34 Я и Отечество мое 1 налистами След Великой Отечественной войны в Беседа с жизни родного края. Герои Советского творческим союза – наши земляки. Открытка заданием ветерану сочинения Разработка проектов Презентация. Беседа. Конкурс рисунков. Конкурс стихов. 6 Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997. 2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003. 3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004. 4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003. 5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru 6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с. 7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с. 8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007 9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с. 10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с. 11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001. 13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с. 14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999. 15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с. 16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996. 17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001. 18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с. 19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с. 7 20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36. 8