Рабочая программа «Я - ГРАЖДАНИН»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
_____________________________________________________________________________

«Рассмотрено»
Руководитель МО
______/ И.С.И /
Протокол № 1
от «30» августа 2024г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ СШ № 82
___________ /М.А.Лавриненко/

«Утверждено»
Директор
МОУ СШ № 82
__________/О.Н.Чирскова/

от «30» августа 2024г.

от «31» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я - ГРАЖДАНИН»
для учащихся 5-х классов

г.Волгоград
2022 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности “Я – гражданин” для 5 классов составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Программа направлена на патриотическое воспитание, формирование гражданской
позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания в
процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и
традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Цель программы: - создание условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и
поведения.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с важнейшими событиями становления Российской
государственности
- сформировать у учащихся представления о месте и роли Российского государства
в мировой истории, о политическом устройстве России, об институтах государства, их
роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
- развить первичные практические навыки работы с документальными и
архивными материалами;
- побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;
- способствовать расширению кругозора школьников и социализации подростков.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин» разработана с учётом
рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую
и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения
занятий: занятия проводятся после всех уроков расписания. Программа носит научно –
познавательное, духовно-нравственное направление и рассчитана на проведение
теоретических и практических занятий.
Формы и методы проведения занятий:
2

- проведение викторин;
- экскурсии;
- поиск сайтов и извлечение нужной информации;
- проектная деятельность;
- разработка и проведение экскурсий по стендам;
- встречи;
- подготовка сообщений, презентаций.
Методы обучения:
⎯ Словесный: объяснение нового материала, беседа с учащимися в процессе
изучения новой темы.
⎯ Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов.
⎯ Практический: работа с письменными и вещественными источниками.
⎯ Проектный: работа учащихся над индивидуальными проектами.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности.
Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный
праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права,
дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов.
Путешествие в страну законов. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин
России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О
подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой
Отечественной войны. Память. Города-герои. Конкурсы сочинений. Мини-проекты,
презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск
листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. «Я и планета» Формирование
гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите
птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей.
Природа в поэзии. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год
шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек,
поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты.
У обучающегося будет формироваться:
– чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе
понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,
требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки.
- интерес к научно-исследовательской деятельности.
3

Метапредметные результаты.
Познавательные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- перечислять ценности демократического общества и правового государства,
объяснять значение деятельности институтов гражданского общества, определять
проявление демократических принципов в практике;
- называть особенности России как федеративного государства, жители которого
представляют различные народы; называть народы, живущие в современной России;
приводить примеры культурных особенностей разных народов России;
- рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать
способы участия граждан в жизни страны;
- объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить
в мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные
особенности народов России с позиции уважения социального многообразия;
- объяснять, почему любовь к Родине – это одно из важнейших чувств человека;
называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране;
давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему
гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении
проблем своей малой родины;
- перечислять международные организации, в которые входит наша страна,
объяснять функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире,
находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным
вопросам;
- определять значение экономики в развитии общества;
- находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития
экономики страны, характеристике современного экологического состояния, информацию
о роли России на международной арене, используя различные источники, в том числе и
электронные; проводить самостоятельные мини-исследования;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию; - анализировать объекты, выделять
главное;
Регулятивные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- описывать конкретные факты и события;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать
4

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

1-2

2
Формирование
гражданского
отношения
к
Отечеству
Поговорим
о 2
толерантности

3-4

5-7

8

9-10

11
1213
14

Колво
часов

Геральдика
– 3
наука о гербах.
Символика
России.
Символы нашего
края
Государственны 1
й праздник –
день согласия и
примирения
Права ребенка. 2
Книга
Ю.
Яковлева «Ваши
права, дети»
Наше право и 1
наш интерес
Из
истории 2
появления
законов
Путешествие в 1
страну законов

1517

Основной закон 3
жизни
нашего
государства

18

Я – гражданин 1
России

Содержание занятия

Формирование
отношения к себе.

Форма
проведения
занятий

гражданского Беседа

Доброта в стихах и сказках. Спешите
творить добро! Что такое хорошо, а что
такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди.
Золотые бабушкины руки. Операция
«Красный крест». Народный лечебник.
Бабушкины советы.
Формирование
гражданского Беседа
отношения к себе.

Формирование
отношения к себе.

Электрон
ные
(цифровы
е)
образоват
ельные
ресурсы
https://eornp.ru/taxon
omy/term/2
27
https://resh.
edu.ru/subj
ect/24/

гражданского Игра

Формирование
гражданского Библиотечны
отношения к своей семье.
й урок
Моя семья – моя радость. Фотографии
из семейного альбома. В чем я должен
им помочь?
Декларация
прав
человека. Игра

Конвенция о правах ребенка
Формирование
гражданского Викторина
отношения к своей семье.
Формирование отношения к искусству.
Дары природы.
История моего города.
Откуда пришли елочные игрушки.
От вершины к корням. Из истории
появления законов. Основной закон
жизни нашего государства. Я –
гражданин России.
От вершины к корням. Из истории
появления законов. Основной закон
жизни нашего государства. Я –
гражданин России.

Конкурс

Конкурс
плакатов
Ролевая игра

5

Есть
такая 2
профессия
–
Родину
защищать
О
подвигах 2
женщин в годы
Великой
Отечественной
войны
Победа деда – 2
моя победа

Там, где погиб неизвестный солдат. Они встреча
с
служили в Армии. Честь имею. Вам, воинамизащитники Отечества!
интернацио

След Великой Отечественной войны в
жизни родного края. Герои Советского
союза – наши земляки. Открытка
ветерану

сбор
и
выставка
материала
об
участниках
Великой
Отечествен
ной войны

25

Герои Великой 1
Отечественной
войны

Пешая
экскурсия по
городу

26

«Нет в России 1
семьи такой, где
бы не был свой
герой

2728

Мини -проекты, 2
презентации.

2930

Выпуск
плакатов,
листовок

31

1
Формирование
гражданского
отношения
к
планете Земля
Мы в ответе за 1
тех
кого
приручили

След Великой Отечественной войны в
жизни родного края. Герои Советского
союза – наши земляки. Открытка
ветерану
Формирование
гражданского
отношения к школе.
Праздник
первого
звонка.
Мой
школьный дом. Правила поведения в
школе. Законы жизни в классе. Школа
вежливости.
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем
сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в
мамины глаза.
Формирование
гражданского
отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии
из семейного альбома. В чем я должен
им помочь?
Планета просит помощи. Маленькая
страна.

Формирование
гражданского
отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая
страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В
гости к зеленой аптеке.
Формирование
гражданского
отношения к планете Земля.
Планета просит помощи. Маленькая
страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. В
гости к зеленой аптеке.
Формирование
гражданского
отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.

Экологическ
ая акция.

1920

2122

2324

32

2

33

Я
–
житель 1
планеты Земля

34

Я
и
Отечество

мое 1

налистами
След Великой Отечественной войны в Беседа
с
жизни родного края. Герои Советского творческим
союза – наши земляки. Открытка заданием
ветерану

сочинения

Разработка
проектов
Презентация.

Беседа.

Конкурс
рисунков.

Конкурс
стихов.

6

Они защищают Родину. Мои родные –
защитники Родины. Маленькие герои
большой войны. Поклон тебе, солдат
России. С чего начинается Родина?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в
школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис,
2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. –
Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа:
konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое
педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания
личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников.
– 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост.
Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –
Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания
[Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006.
- №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. –
Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич,
1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. –
Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова,
Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. –
191., 204с.
7

20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного
возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».