Рабочая программа учебного курса Комплексный анализ текста

Приложение к ООП СОО МОУ СШ № 82

ПРОГРАММА

учебного курса
«Комплексный анализ текста»

для обучающихся 11 классов
среднего общего образования

Волгоград 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленный учебный курс «Комплексный анализ текста», составлен на основе
основополагающих документов современного российского образования: федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Это
изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и
результатов обучения требованиям федеральных документов.
Рабочая программа учебного курса разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СШ № 82.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что форма
итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии
выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует
постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие
навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание
самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий
экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование
устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач, а
также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
 овладение основными нормами литературного языка;
 создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
 дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных
задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
 обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых
заданий;
 освоение стилистического многообразия и практического использования
художественно-выразительных средств русского языка;
 обучение анализу текста, его интерпретации;
 развитие речевой культуры.
На изучение учебного курса «Комплексный анализ текста» в 11 классе отводится 1 час в
неделю, за курс 34 часа.
Контроль осуществляется по основным разделам курса. В течение изучения курса
проводятся различные формы контроля: текущий и итоговый. Виды текущего контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тест.

Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с тестами и
текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат
самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач,
мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание
сочинений, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические
работы, использование различных каналов поиска информации.
Технологии обучения, используемые в образовательном процессе:
- проблемное обучение;
- проектное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии уровневой дифференциации;
- интерактивные технологии;
- нестандартные уроки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения курса у учащихся появится возможность обобщения и закрепления,
совершенствования знаний:
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
-нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения;
-основные особенности функциональных стилей;
появится возможность совершенствования умений и навыков:
-оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка;
(орфографических,
орфоэпических,
лексических,
словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
-применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и
синтаксису в практике правописания;
-соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного
языка;
-понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
-создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному
тексту;
-аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
-оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными
нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной
экзаменационной работе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема занятия
п/п

К- Тип
Вид
Дата
во занятия контроля, проведения
час.
измерители план факт

1.

Особенности русского языка. Критерии и 1
нормы оценки тестовых заданий и сочинения

Беседа Текущий

2.

Что такое текст? Признаки текста, основные
особенности.

1

Лекция Текущий

3

Варианты построения текста.
Связь предложений, композиционных частей.

1

Лекция Текущий

4.

Стили текста. Языковые особенности текстов 1
разной стилевой принадлежности.

Лекция Текущий

5.

Текст публицистического стиля, особенности 1
работы с ним.

Лекция Текущий

6.

Текст художественного стиля, особенности 1
работы с ним.

Лекция Текущий

7.

Жанр текста. Основные особенности текстов 1
малой жанровой формы.

Лекция Текущий

8.

Типы текста, тексты смешанного типа речи.

1

Лекция Текущий

9.

«Расшифровка» информации текста.

1

Лекция Текущий

1

Лекция Текущий

исходного 1

Лекция Текущий

10. Определение темы текста.
11. Определение
текста.

основной

мысли

12. Формулировка проблем исходного текста.

1

Лекция Текущий

13. Практическое занятие.
Формулировка проблем исходного текста

1

Лекция Текущий

14. Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста.

1

Лекция Текущий

15. Приведение примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания
сформулированной проблемы.

1

Лекция Текущий

16. Пояснения к примерам-иллюстрациям.

1

Лекция Текущий

17. Установление
и анализ смысловой связи 1
между примерами-иллюстрациями.

Лекция Текущий

18. Практическая работа.
Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста.

Лекция Текущий

1

19. Отражение позиции автора исходного текста.

1

Лекция Текущий

20. Способы выражения авторской позиции в 1
текстах разного типа речи и стиля.

Лекция Текущий

21. Практическая работа.
Формулирование
авторской
исходном тексте.

1

Лекция Текущий

22. Типы аргументации в изложении собственной 1
позиции.

Лекция Текущий

23. Способы выражения отношения (согласия 1
ИЛИ несогласия с автором текста) к позиции
автора
исходного
текста,
варианты
формулировки и обоснования.

Лекция Текущий

24. Отбор
языковых
средств
в
тексте в 1
зависимости от темы, цели, адресата и
ситуации общения.

Лекция Текущий

25. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения мыслей
тексте сочинения.

1

Лекция Текущий

26. Точность и выразительность речи. Средства
художественной изобразительности.

1

Лекция Текущий

27. Разнообразие грамматического строя речи
в сочинении.

1

Лекция Текущий

28. Соблюдение речевых норм в тексте сочинения. 1

Лекция Текущий

29. Этические нормы в сочинении.

1

Лекция Текущий

фоновом 1

Лекция Текущий

31. Композиция
сочинения
–
рассуждения 1
(логические приемы мышления).

Лекция Текущий

32. Практическая работа. Анализ исходного текста 1

Лекция Текущий

33. Практическая работа.
1
Написание сочинения на основе прочитанного
текста.

Лекция Текущий

34. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Лекция Текущий

30. Фактологическая
материале работы.

ИТОГО

точность

позиции

в

в

в

1
34

Цифровые образовательные ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru
2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window
3.Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru
4.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
5.Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
6. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
7. Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий
ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
2.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП
Сфера, 2020
3.Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по
русскому языку..
4.Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания.
5.Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
6.Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростовна-Дону: Легион, 2023.
7.Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
1. ЕГЭ Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова,
- М .:Эксмо, 2023.
2. ЕГЭ Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2024.
3.ЕГЭ Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2023.
4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо,
5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.:
Издательство «Экзамен», 2010.
6. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части
3(С): М.:Издательство «Экзамен», 2022.
7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных
материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова,
А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».