Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
Введено в действие
приказом директора школы
от 29.08.2025 № 111/1
УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета
протокол №1 от 29.08.2025 г.
РАССМОТРЕНО
с учетом мнения совета школы
протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Директор МОУ СШ № 82
______________ О.Н. Чирскова
«29» августа 2025 года
Положение
«01» сентября 2025 года № 01-28-13
г. Волгоград
о периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
по основным общеобразовательным программам
в МОУ СШ №82
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МОУ СШ №82 (далее –
Школа) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 28.08.2020 № 442, и Уставом Школы.
1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы по основным
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, а также порядок ликвидации академической задолженности.
1.3. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются
частью системы внутришкольного мониторинга качества образования по направлению
«качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных
образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами
освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего
образования.
1.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям
учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю)
1
образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом
(индивидуальным учебным планом) на соответствующие части образовательной
программы.
2. Текущий контроль успеваемости
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка
образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе
осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной
программой и направленная на выстраивание максимально эффективного
образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения
основных
общеобразовательных
программ,
предусмотренных
федеральными
государственными образовательными стандартами соответствующего уровня общего
образования.
2.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в целях:
определения степени освоения обучающимися основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана образовательной программы;
коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в
зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного материала;
предупреждения неуспеваемости.
2.3. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся школы, за
исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме
самообразования или семейного образования либо обучающихся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе, зачисленных в школу для
прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы,
самостоятельно. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по
темам в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного
предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего
образования, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием
образовательной программы, используемых образовательных технологий в формах:
письменной работы;
устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата или
творческой работы;
диагностики образовательных достижений обучающихся (стартовой, промежуточной,
итоговой);
иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным
планом).
2.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного
года осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних
заданий. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг
образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от
начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных
достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика
образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим
работником в листе сопровождения.
2
2.6. Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах осуществляется
по пятибалльной системе оценивания.
2.7. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся
фиксируются педагогическим работником в журнале и дневнике обучающегося в сроки и
порядке, предусмотренные локальным нормативным актом школы..
2.8. Текущий контроль успеваемости по итогам триместра осуществляется
педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной
программы, самостоятельно в форме письменной работы.
2.9. Педагогический работник, проводящий текущий контроль успеваемости,
обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися, получившими
неудовлетворительную оценку за письменную работу, и проведение текущего контроля
успеваемости по итогам триместра для отсутствовавших ранее обучающихся.
2.10. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся,
не допускается проведение текущего контроля успеваемости:
в первый день после каникул;
в первый день после длительного отсутствия обучающегося.
Не допускается проведение более:
одной контрольной (проверочной) работы в день в начальной школе;
двух контрольных (проверочных) работ в день в средней и старшей школе.
2.11. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ
на дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным
формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в классном
журнале.
2.12. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в
медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты
успеваемости подтверждаются ведомостью оценок за период и учитываются в порядке,
предусмотренном локальным нормативным актом школы.
2.13. Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности определятся ее
моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления
внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной
деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных
локальным нормативным актом школы.
2.14. Отметки за триместр по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и
иным видам учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, определяются как
среднее арифметическое и выставляются целыми числами в электронный журнал.
2.15. Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной
соответствующими документами, более 70 процентов учебного времени, отметка за
триместр не выставляется или выставляется на основе результатов письменной работы
или устного ответа педагогическому работнику в формах, предусмотренных для текущего
контроля успеваемости, по пропущенному материалу, а также результатов итоговой
письменной работы.
3. Промежуточная аттестация обучающихся
3.1. Промежуточная аттестация – установление уровня освоения основной
образовательной программы общего образования соответствующего уровня, в том числе
отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
3
образовательной программы.
3.2. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в целях:
объективного установления фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения основной образовательной программы;
соотнесения результатов освоения образовательной программы с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня
общего образования;
оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
обучающегося в образовании;
оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
3.3. Промежуточная аттестация проводится для всех обучающихся школы со второго
класса. Промежуточная аттестация обязательна для обучающихся всех форм обучения, в
том числе обучающихся по индивидуальному учебному плану и при ускоренном
обучении. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются Школой в
соответствии с годовым календарным графиком.
3.4. Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год по каждому учебному предмету,
курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным
учебным планом.
3.5. Промежуточная
аттестация
обучающихся
осуществляется
педагогическим
работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы,
самостоятельно в форме годовой письменной работы и годовой отметки по учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности,
предусмотренным учебным планом.
3.6. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по пятибалльной системе
оценивания.
3.7. Отметки за годовую письменную работу обучающихся фиксируются педагогическим
работником в электронном журнале обучающегося в сроки и порядке, предусмотренном
локальным нормативным актом школы.
3.8. Педагогический
работник,
осуществляющий
промежуточную
аттестацию,
обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися, получившими
неудовлетворительную оценку за годовую письменную работу, и проведение
промежуточной аттестации по итогам учебного года для отсутствовавших ранее
обучающихся.
3.9. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся
при промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и
иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, не допускается
проведение более:
одной контрольной (проверочной) работы в день в начальной школе;
двух контрольных (проверочных) работ в день в средней и старшей школе.
3.10. Промежуточную аттестацию обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,
для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому,
осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам
промежуточной аттестации обучающихся фиксируются в электронном журнале.
3.11. Промежуточная аттестация обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для
которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в
медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты
4
успеваемости подтверждаются ведомостью оценок за период и учитываются в порядке,
предусмотренном локальным нормативным актом школы.
3.12. Промежуточная аттестация обучающихся может осуществляться в следующих
формах: письменные (контрольная работа, диктант, комплексная работа, изложение,
сочинение, эссе, тест, задания на основе анализа текста, ответы на вопросы и др.); устные
(чтение наизусть, пересказ текста с элементами анализа, зачёт по билетам, собеседование,
ответы на вопросы, публичное выступление, защита проектов, исследовательских работ и
др.).
Педагогическим советом определяются учебные предметы и классы, в которых
всероссийские проверочные работы могут использоваться в качестве итоговых
контрольных работ как формы промежуточной аттестации обучающихся.
3.13. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности определятся ее
моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления
внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной
деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных
локальным нормативным актом школы.
3.14. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и
иным видам учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, определяются как
среднее арифметическое между триметроввыми оценками, выставляются всем
обучающимся школы в электронный журнал целыми числами в соответствии с правилами
математического округления.
3.15. Неудовлетворительная годовая отметка по учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) и иным видам учебной деятельности в журнал успеваемости не выставляется.
3.16. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной
аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
4. Промежуточная и итоговая аттестация экстернов
4.1. Лица, осваивающие основную общеобразовательную программу соответствующего
уровня общего образования в форме самообразования, семейного образования либо
обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе,
вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в
школе.
4.2. Промежуточная и государственная итоговая аттестация могут проводиться в течение
одного учебного года, но не должны совпадать по срокам. К государственной итоговой
аттестации допускаются экстерны, не имеющие академической задолженности и в полном
объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план.
4.3. Экстерны при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации
пользуются академическими правами обучающихся.
4.4. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а
также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с
экстернами устанавливается локальными нормативными актами школы.
Срок подачи заявления для прохождения государственной итоговой аттестации экстерном
не может быть менее трех месяцев до ее начала.
4.5. Промежуточная аттестация экстерна осуществляется педагогическим работником,
реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в
5
сроки и формах, установленных Школой.
Государственная итоговая аттестация экстернов осуществляется в порядке,
установленном законодательством.
4.6. До начала промежуточной аттестации экстерн может получить консультацию по
вопросам, касающимся аттестации, в соответствии с графиком, утвержденным Школой.
4.7. Экстерн имеет право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в иных
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
в
порядке,
предусмотренном локальным нормативным актом школы.
4.8. Результаты промежуточной аттестации экстернов фиксируются педагогическими
работниками в протоколах, которые хранятся 1 год.
4.9. На основании протокола проведения промежуточной аттестации экстерну выдается
справка с результатами прохождения промежуточной аттестации по образовательной
программе соответствующего уровня общего образования по форме согласно
приложению к настоящему Положению.
4.10. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной
деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной
аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
5. Ликвидация академической задолженности
5.1. Обучающиеся и экстерны, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Школой, в пределах одного года с
момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются
время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по
беременности и родам.
5.2. Обучающиеся и экстерны обязаны ликвидировать академическую задолженность по
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в установленные сроки.
5.3. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз по одному предмету
создается комиссия, которая формируется по предметному принципу из не менее чем из 3
педагогов. Персональный состав комиссии утверждается приказом.
5.4. Ликвидация академической задолженности осуществляется в тех же формах, в
которых была организована промежуточная аттестация.
5.5. Результаты ликвидации академической задолженности по соответствующему
учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) оформляются протоколом комиссии.
Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической задолженности
обучающихся хранятся в учебной части до момента прекращения образовательных
отношений. Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической
задолженности экстернов хранятся в учебной части в течение 1 года.
Положительные результаты ликвидации академической задолженности обучающихся
фиксируются ответственным педагогическим работником в электронном журнале в
порядке, предусмотренном настоящим Положением.
5.6. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
6
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному
учебному плану.
5.7. Экстерны, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности, могут быть приняты для продолжения обучения в школу при наличии
свободных мест для приема в порядке, предусмотренном локальными нормативными
актами школы.
7
Приложение
к положению о формах, периодичности
и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
Форма справки
с результатами прохождения промежуточной аттестации по образовательной
программе соответствующего уровня общего образования
На бланке школы
СПРАВКА
(фамилия, имя, отчество)
по
прошел(а)
класс по основной образовательной
программе
общего образования ______________________.
в период с
промежуточную аттестацию за
№
п/п
Учебный предмет, курс,
дисциплина (модуль)
Количество часов по
учебному плану
(индивидуальному
учебному плану)
Отметка
1.
2.
3.
4.
5.
Академическая задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям):
Директор
___________________
(подпись)
М.П.
8
(расшифровка подписи)