Введено в действие
приказом МОУ СШ № 82
№ 117/2 от 29.08.2025
Изменения к основной образовательной программе начального общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского
района Волгограда»
Приложение 3
План
внеурочной деятельности
начального общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 82
имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского
района Волгограда»
на 2025/2026 учебный год
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных
программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах,
отличных от урочной. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими
нормативными документами и методическими рекомендациями:
− Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
− Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями и дополнениями);
− Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных стандартов начального общего образования и основного общего
образования»;
− Письма Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»;
− Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
− Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
− Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
− Устава МОУ «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В.
Катериничева Дзержинского района Волгограда».
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы.
Реализуемые направления внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности школьника с
учетом намеченных задач внеурочной деятельности. При выборе направлений и отборе
содержания обучения школа учитывает: возможность обеспечить условия для организации
разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды школы, национальные и культурные
особенности региона.
Направление внеурочной
Кол-во
Основное содержание занятий
деятельности
часов
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно1
Основная цель: развитие ценностного отношения
просветительские занятия
обучающихся к своей Родине - России,
патриотической, нравственной
населяющим ее людям, ее уникальной истории,
и экологической
богатой природе и великой культуре. Основная
направленности "Разговоры о
задача: формирование соответствующей
важном"
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
1
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
1
Вариативная часть
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
3
внутренней позиции личности школьника,
необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе. Основные
темы занятий связаны с важнейшими аспектами
жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной
культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Основная цель: развитие способности
обучающихся применять приобретённые знания,
умения и навыки для решения задач в различных
сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи
обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской, математической,
естественнонаучной, финансовой, направленной
и на развитие креативного мышления и
глобальных компетенций.
Основная цель: развитие ценностного отношения
обучающихся к труду, как основному способу
достижения жизненного благополучия и
ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей
профессии, осознание важности получаемых в
школе знаний для дальнейшей профессиональной
и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты, решение кейсов, изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий и способами получения
профессионального образования; создание
условий для развития надпрофессиональных
навыков (общения, работы в команде, поведения
в конфликтной ситуации и т.п.); создание
условий для познания обучающимся самого себя,
своих мотивов, устремлений, склонностей как
условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно оценивать свои силы и
возможности.
Основная цель: интеллектуальное и
общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и
потребностей обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитии способностей и
талантов
2
Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение деятельности
социально-ориентированных
ученических сообществ,
2
интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу
их собственного будущего, и к культуре в целом,
как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность
народов России. Основные направления
деятельности: занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных предметов или
модулей; занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности; занятия, связанные с
освоением регионального компонента
образования или особыми этнокультурными
интересами участников образовательных
отношений; дополнительные занятия для
школьников, испытывающих затруднения в
освоении учебной программы или трудности в
освоении языка обучения; специальные занятия
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья или испытывающими
затруднения в социальной коммуникации.
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих
способностей школьников, формирование у них
чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре; физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на
защиту слабых; оздоровление школьников,
привитие им любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего
труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников в различных творческих
объединениях школьников в спортивных
объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований); занятия
школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии,
развитие школьных музеев);
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку зрения и
принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического
детских общественных
объединений, органов
ученического самоуправления,
на организацию совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной
направленности
благополучия обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для
развития ответственности за формирование макро
и микро коммуникаций, складывающихся в
образовательной организации, понимания зон
личного влияния на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое сопровождение деятельности
Российского движения школьников и
Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых,
Экологических отрядов, создаваемых для
социально ориентированной работы; выборного
Совета обучающихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления
Образовательной организацией, для облегчения
распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от
классных коллективов; постоянно действующего
школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых
для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов); творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников группы по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе и т.п
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется
с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся.
Внеурочная деятельность организована в режиме пятидневной рабочей недели.
Продолжительность занятия составляет не менее 40 минут, перемена - 10 минут.
Максимальный объем нагрузки учащихся соответствует максимально допустимому
количеству часов внеурочной деятельности для класса не более 10 часов.
Цель и идеи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у
обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для
многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время,
создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных,
интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей
личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
способной на социально значимую практическую деятельность.
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МОУ СШ № 82 являются:
− создание
условий для достижения обучающимися
соответствующего их личностному потенциалу;
уровня
образованности,
− ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
− удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этом
решаются следующие основные педагогические задачи:
− включение учащихся в разностороннюю деятельность;
− формирование навыков позитивного коммуникативного общения; развитие навыков
организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями,
старшими детьми в решении общих проблем;
− воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости в достижении результата;
− развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
− формирование стремления к здоровому образу жизни;
− подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире.
Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования, за
адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса
возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам
обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Содержание занятий внеурочной деятельности
1. Направления, рекомендуемые для всех учащихся 1-4 классов.
Направление «Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и
экологической
направленности
«Разговоры
о
важном»
представлено
программой «Разговоры о важном».
Основная цель: развитие ценностного отношения учащихся к своей Родине - России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе
Направление «Занятия по формированию функциональной грамотности учащихся»
представлено программой «Основы функциональной грамотности».
Основная цель: развитие способностей учащихся применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности (обеспечение
связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной
грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой
компетенции.
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей учащихся» представлено программой «Мир профессий».
Основная цель: развитие ценностного отношения учащихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и вне профессиональной
деятельности.
2. Направления вариативной части.
Направление «Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей учащихся» реализуются через деятельность кружков
«Знатоки немецкого языка», «Английский язык – дорога в мир театра», а также занятия
исследовательской и проектной деятельностью, занятия для школьников испытывающих
затруднения в обучении.
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся, удовлетворение
их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, как залогу
их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность народов России.
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей,
учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов» реализуются через деятельность кружков «Бумажные
чудеса», «Мир красок», «ОФП», через подготовку к спортивным мероприятиям, а также
экскурсии, посещение музеев и театров.
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей учащихся в физическом
развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов,
оздоровительных потребностей и интересов; формирование у детей эстетическихудожественных ориентиров в познании окружающего мира, умений видеть в нем красоту и
развивать свои художественные способности.
Основная задача:
− физическое развитие учащихся, привитие им любви к спорту, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
− развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое
воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного,
воспитание интереса и любви к искусству;
− ознакомить с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного
искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна и архитектуры.
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с учащимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности» представлено программой «Я-гражданин», а
также участие в акциях, праздникам, подготовка к праздникам .
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений
– заботиться о других, организовывать свою собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
Основная
задача: обеспечение
психологического
благополучия
учащихся
в
образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за
формирование макро- и микро- коммуникаций, складывающихся в общеобразовательном
учреждении, понимание зон личного влияния на уклад школьной жизни.
Реализация плана внеурочной деятельности обеспечена необходимым количеством
педагогических кадров, дидактическим материалом, литературой, электронными пособиями,
мультимедийными учебными материалами.
Ожидаемые результаты
Личностные:
− готовность и способность к саморазвитию;
− сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных
качеств;
− сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
− получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
− освоение универсальных учебных действий;
− овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного
духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования
строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Формы организации внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
учащихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав учащихся, проектную
и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и прочее.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
− целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
− преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной);
− учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
− использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие:
учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования; общественно полезные практики и др.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Текущий контроль за посещением обучающимися класса занятий внеурочной
деятельности в школе осуществляется педагогами, ведущими внеурочную деятельность,
классными руководителями.
При организации внеурочной деятельности используются программы внеурочной
деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в
соответствии с рабочей программой учителя).
Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС начального
общего образования, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется
заместителем директора по УВР МОУ СШ № 82 в соответствии с должностной инструкцией.
План внеурочной деятельности
МОУ СШ №82
1-4 классов
Направление внеурочной
деятельности
Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о важном»
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Занятия, связанные с реализацией
особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов
Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности
социально-ориентированных
ученических сообществ, детских
общественных объединений,
органов ученического
самоуправления, на организацию
совместно с обучающимися
комплекса мероприятий
воспитательной направленности
Итого:
Программы,
обеспечивающие
данное направление
Количество часов (по классам)
I
II
III
IV
Итого
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
4
«Основы
функциональной
грамотности»
«Мир профессий»
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
«Знатоки немецкого
языка»
«Английский язык дорога в мир театра»
Занятие проектной
деятельностью, занятия
для школьников,
испытывающих
затруднения в обучении.
ОФП
«Бумажные чудеса»
«Мир красок»
Подготовка к
спортивным
мероприятиям,
экскурсии, посещение
музеев, театров.
«Я – гражданин»
Акции, праздники,
подготовка к
мероприятиям.
3
3
3
3
12
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
10
10
10
10
40