Введено в действие
приказом МОУ СШ № 82
№ 117/3 от 29.08.2025
Изменения к основной образовательной программе основного общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
Приложение 3
План
внеурочной деятельности
основного общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 82
имени Героя Российской Федерации А. В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
на 2025/2026 учебный год
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных
программ
(предметных,
метапредметных
и
личностных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие
программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного
раздела основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями:
− Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
− Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
− Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных стандартов начального общего образования и основного
общего образования»;
− Письма Министерства просвещения РФ от 17.06.2022 №03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»;
− Письма Министерства просвещения РФ от 17.08.2023 г. N ДГ-1773/05 «О
направлении информации» (по организации занятий «Россия – мои горизонты»);
− Письма Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ – 976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных
технологий»;
− Письма Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О
направлении методических рекомендаций». Приложение 1. Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования;
− Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
− Устава МОУ «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации
А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда».
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным
условием организации направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания
школы.
Реализуемые направления внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. При выборе
направлений и отборе содержания обучения школа учитывает: возможность обеспечить
условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с
урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды школы,
национальные и культурные особенности региона.
Направление внеурочной Кол-во
Основное содержание занятий
деятельности
часов
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационно1
Основная
цель:
развитие
ценностного
просветительские занятия
отношения обучающихся к своей Родине патриотической,
России, населяющим ее людям, ее уникальной
нравственной
и
истории, богатой природе и великой культуре.
экологической
Основная
задача:
формирование
направленности "Разговоры
соответствующей
внутренней
позиции
о важном"
личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в
обществе. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории
и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением
природы,
ориентацией
в
мировой
художественной культуре и повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Занятия по формированию
1
Основная
цель:
развитие
способности
функциональной
обучающихся
применять
приобретённые
грамотности обучающихся
знания, умения и навыки для решения задач в
различных
сферах
жизнедеятельности,
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской,
математической,
естественнонаучной,
финансовой,
направленной и на развитие креативного
мышления и глобальных компетенций.
Занятия, направленные на
1
Основная
цель:
развитие
ценностного
удовлетворение
отношения обучающихся к труду, как
профориентационных
основному способу достижения жизненного
интересов и потребностей
благополучия и ощущения уверенности в
обучающихся
жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников
к
осознанному
выбору
направления продолжения своего образования
и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные
организационные
формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий
и
способами
получения
профессионального образования; создание
условий для развития надпрофессиональных
навыков (общения, работы в команде,
поведения в конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности.
Вариативная часть
Занятия,
связанные
с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей обучающихся
3
Основная
цель:
интеллектуальное
и
общекультурное
развитие
обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу
их собственного будущего, и к культуре в
целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность
народов России. Основные направления
деятельности: занятия по дополнительному
или
углубленному
изучению
учебных
предметов или модулей; занятия в рамках
исследовательской и проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального
компонента
образования
или
особыми
этнокультурными интересами участников
образовательных отношений; дополнительные
занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы
или трудности в освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья или
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов
и
потребностей
обучающихся в творческом
и физическом развитии,
помощь в самореализации,
раскрытии
и
развитии
способностей и талантов
2
Занятия, направленные на
удовлетворение
социальных интересов и
потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социальноориентированных
ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления,
на
организацию совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
2
испытывающими затруднения в социальной
коммуникации.
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих
способностей школьников, формирование у
них чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре; физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы
воли,
ответственности,
формирование
установок на защиту слабых; оздоровление
школьников, привитие им любви к своему
краю, его истории, культуре, природе,
развитие
их
самостоятельности
и
ответственности,
формирование
навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников
в
различных
творческих
объединениях школьников в спортивных
объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований);
занятия
школьников
в
объединениях
туристско-краеведческой
направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев);
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку зрения
и принимать другие точки зрения.
Основная
задача:
обеспечение
психологического благополучия обучающихся
в образовательном пространстве школы,
создание
условий
для
развития
ответственности за формирование макро и
микро коммуникаций, складывающихся в
образовательной организации, понимания зон
личного влияния на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое сопровождение деятельности
Российского
движения
школьников
и
Юнармейских
отрядов;
волонтерских,
трудовых,
Экологических отрядов, создаваемых для
социально
ориентированной
работы;
выборного
Совета обучающихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления
Образовательной
организацией,
для
облегчения
распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от
классных
коллективов;
постоянно
действующего
школьного
актива,
инициирующего и организующего проведение
личностно значимых для школьников событий
(соревнований,
конкурсов,
фестивалей,
капустников, флешмобов); творческих советов,
отвечающих за проведение тех или иных
конкретных
мероприятий,
праздников,
вечеров, акций; созданной из наиболее
авторитетных старшеклассников группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в
школе и т.п
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,
формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся.
Внеурочная деятельность организована в режиме пятидневной рабочей недели.
Продолжительность занятия составляет не менее 40 минут, перемена - 10 минут.
Максимальный объем нагрузки учащихся соответствует максимально допустимому
количеству часов внеурочной деятельности для класса не более 10 часов.
Содержание занятий внеурочной деятельности
1. Направления, рекомендуемые для всех учащихся 5-9-х классов.
Направление
«Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» представлено
программой «Разговоры о важном».
Основная цель: развитие ценностного отношения учащихся к своей Родине – России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Направление «Занятия по формированию функциональной грамотности учащихся»
представлено программой «Основы функциональной грамотности».
Основная цель: развитие способностей учащихся применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности (обеспечение
связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной
грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной,
финансовой компетенции.
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей учащихся» представлено программой «Россия – мои
горизонты».
Основная цель: развитие ценностного отношения учащихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и вне профессиональной
деятельности.
2. Направления вариативной части.
Направление «Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей учащихся» реализуются через занятия исследовательской
и проектной деятельностью, занятия для школьников, испытывающих затруднения в
обучении. Это направление представлено программами «Занимательный английский», «В
мире немецкого языка»
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся,
удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, как
залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству
общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей,
учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов» реализуются через деятельность кружков «Палитра»,
«Бумажная фантазия», «Общефизическая подготовка», через подготовку к спортивным
мероприятиям, а также экскурсии, посещение музеев и театров.
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей учащихся в физическом
развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов,
оздоровительных потребностей и интересов; формирование у детей эстетическихудожественных ориентиров в познании окружающего мира, умений видеть в нем красоту
и развивать свои художественные способности.
Основная задача:
− физическое развитие учащихся, привитие им любви к спорту, побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
− развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое
воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание
прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
− ознакомить с особенностями работы в области декоративно - прикладного и
народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна и архитектуры.
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с учащимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности» реализуется через участие в акциях,
праздникам, подготовка к праздникам. А также направление представлено
программой «Я – гражданин».
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных
умений - заботиться о других, организовывать свою собственную деятельность,
лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать
свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического благополучия учащихся в
образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за
формирование макро- и микро- коммуникаций, складывающихся в общеобразовательном
учреждении, понимание зон личного влияния на уклад школьной жизни.
Реализация плана внеурочной деятельности обеспечена необходимым количеством
педагогических кадров, дидактическим материалом, литературой, электронными
пособиями, мультимедийными учебными материалами.
Ожидаемые результаты
Личностные:
− готовность и способность к саморазвитию;
− сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных
качеств;
− сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
− получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
− освоение универсальных учебных действий;
− овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует
в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Формы организации внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
учащихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав учащихся,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и
прочее.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
− целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
− преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
− учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или
иное направление внеучебной деятельности;
− использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть
следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные
студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования; общественно полезные практики и др.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Текущий контроль за посещением обучающимися класса занятий внеурочной
деятельности в школе осуществляется педагогами, ведущими внеурочную деятельность,
классными руководителями.
При организации внеурочной деятельности используются программы внеурочной
деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в
соответствии с рабочей программой учителя).
Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС
начального общего образования, в том числе за организацией внеурочной деятельности,
осуществляется заместителем директора по УВР МОУ СШ № 82 в соответствии с
должностной инструкцией.
План внеурочной деятельности
МОУ СШ №82
5-9 классы
Направление внеурочной
деятельности
Информационно-просветительские
занятия патриотической,
нравственной и экологической
направленности «Разговоры о
важном»
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Занятия, связанные с реализацией
особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов
Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности
социально-ориентированных
ученических сообществ, детских
общественных объединений,
органов ученического
самоуправления, на организацию
совместно с обучающимися
комплекса мероприятий
воспитательной направленности
Итого:
Программы,
обеспечивающие
данное направление
V
Количество часов
(по классам)
VI VII VIII IX
Итого
«Разговоры о
важном»
1
1
1
1
1
5
«Основы
функциональной
грамотности»
1
1
1
1
1
5
«Мир профессий»
«Россия – мои
горизонты»
1
1
1
1
1
5
«Занимательный
английский»
«В мире немецкого
языка»
Занятие проектной
деятельностью,
занятия для
школьников,
испытывающих
затруднения в
обучении.
«Палитра»
ОФП
«Бумажная
фантазия»
Подготовка к
спортивным
мероприятиям,
экскурсии,
посещение музеев,
театров.
Акции, праздники,
подготовка к
мероприятиям.
3
3
3
3
3
15
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
10
10
10
10
10
50