Введено в действие
приказом МОУ СШ № 82
№ 117/4 от 29.08.2025
Изменения к основной образовательной программе среднего общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
Приложение 3
План
внеурочной деятельности
среднего общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 82
имени Героя Российской Федерации А. В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
на 2025/2026 учебный год
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
основных образовательных программ среднего общего образования.
План внеурочной деятельности МОУ СШ № 82 сформирован в соответствии с:
− Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
− Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №
413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования»;
− Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 г. № 1028
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего
общего образования (зарегистрировано в Минюсте России 2 февраля 2024 г. № 77121);
− Письма Минпросвещения России от 17.06.2022 №03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»;
− Письма Министерства просвещения РФ от 17 августа 2023 г. N ДГ-1773/05 "О
направлении информации" (по организации занятий «Россия – мои горизонты»);
− Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
− Письма Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О
направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности»;
− Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648 -20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
− Устава МОУ «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В.
Катериничева Дзержинского района Волгограда».
Реализуемые направления внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности школьника с
учетом намеченных задач внеурочной деятельности. При выборе направлений и отборе
содержания обучения школа учитывает: возможность обеспечить условия для организации
разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды школы, национальные и культурные
особенности региона.
Направление внеурочной Кол-во
деятельности
часов
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационнопросветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
"Разговоры о важном"
1
Занятия по формированию
функциональной
грамотности обучающихся
1
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
1
Основное содержание занятий
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование
соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в
обществе. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением
природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной
культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Основная цель: развитие способности
обучающихся применять приобретённые знания,
умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности,
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской, математической,
естественнонаучной, финансовой, направленной
и на развитие креативного мышления и
глобальных компетенций.
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в
жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей
профессии, осознание важности получаемых в
школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты, решение кейсов, изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий и способами получения
профессионального образования; создание
условий для развития надпрофессиональных
навыков (общения, работы в команде, поведения
в конфликтной ситуации и т.п.); создание
условий для познания обучающимся самого
себя, своих мотивов, устремлений, склонностей
как условий для формирования уверенности в
себе, способности адекватно оценивать свои
силы и возможности.
Вариативная часть
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
3
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов
и потребностей
обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
2
Основная
цель:
интеллектуальное
и
общекультурное
развитие
обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу
их собственного будущего, и к культуре в
целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность
народов России. Основные направления
деятельности: занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных предметов
или
модулей;
занятия
в
рамках
исследовательской и проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального
компонента
образования
или
особыми
этнокультурными
интересами
участников
образовательных отношений; дополнительные
занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы или
трудности в освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья или
испытывающими затруднения в социальной
коммуникации.
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации,
раскрытии
и
развитии
способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих
способностей школьников, формирование у них
чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
способностей и талантов
Занятия, направленные на
удовлетворение
социальных интересов и
потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности социальноориентированных
ученических сообществ,
детских общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
2
формирование ценностного отношения к
культуре; физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на
защиту слабых; оздоровление школьников,
привитие им любви к своему краю, его истории,
культуре,
природе,
развитие
их
самостоятельности
и
ответственности,
формирование навыков самообслуживающего
труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников
в
различных
творческих
объединениях школьников в спортивных
объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований); занятия
школьников
в
объединениях
туристскокраеведческой направленности (экскурсии,
развитие школьных музеев);
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку зрения
и принимать другие точки зрения.
Основная
задача:
обеспечение
психологического благополучия обучающихся в
образовательном пространстве школы, создание
условий для развития ответственности за
формирование макро и микро коммуникаций,
складывающихся
в
образовательной
организации, понимания зон личного влияния
на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое сопровождение деятельности
Российского
движения
школьников
и
Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых,
Экологических отрядов, создаваемых для
социально ориентированной работы; выборного
Совета обучающихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления
Образовательной организацией, для облегчения
распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от
классных
коллективов;
постоянно
действующего
школьного
актива,
инициирующего и организующего проведение
личностно значимых для школьников событий
(соревнований,
конкурсов,
фестивалей,
капустников, флешмобов); творческих советов,
отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций; созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников группы по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе и т.п
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется
с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся.
Внеурочная деятельность организована в режиме пятидневной рабочей недели.
Продолжительность занятия составляет не менее 40 минут, перемена – 10 минут.
Максимальный объем нагрузки учащихся соответствует максимально допустимому
количеству часов внеурочной деятельности для класса не более 10 часов.
Содержание занятий внеурочной деятельности
1. Направления, рекомендуемые для всех учащихся 10-11-х классов.
Направление «Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности «Разговоры о важном» представлено программой
«Разговоры о важном».
Основная цель: развитие ценностного отношения учащихся к своей Родине – России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Направление «Занятия по формированию функциональной грамотности учащихся»
представлено программой «Основы функциональной грамотности».
Основная цель: развитие способностей учащихся применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности (обеспечение
связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной
грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой
компетенции.
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей учащихся» представлено программой «Россия – мои горизонты».
Основная цель: развитие ценностного отношения учащихся к труду, как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору
направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и вне профессиональной
деятельности.
2. Направления вариативной части.
Направление «Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей учащихся» реализуются через занятия исследовательской и
проектной деятельностью, занятия для школьников, испытывающих затруднения в обучении.
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся, удовлетворение
их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, как залогу
их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность народов России.
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей,
учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов» кружков «Общефизическая подготовка», через
подготовку к спортивным мероприятиям, а также экскурсии, посещение музеев и
театров.
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей учащихся в физическом
развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов,
оздоровительных потребностей и интересов; формирование у детей эстетическихудожественных ориентиров в познании окружающего мира, умений видеть в нем красоту и
развивать свои художественные способности.
Основная задача:
− физическое развитие учащихся, привитие им любви к спорту, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
− развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое
воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного,
воспитание интереса и любви к искусству;
− ознакомить с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного
искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна и архитектуры.
Направление «Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию совместно с учащимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности» реализуется через участие в акциях,
праздникам, подготовка к праздникам. А также направление представлено программой
«Я – гражданин».
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений
– заботиться о других, организовывать свою собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
Основная
задача: обеспечение
психологического
благополучия
учащихся
в
образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за
формирование макро- и микро- коммуникаций, складывающихся в общеобразовательном
учреждении, понимание зон личного влияния на уклад школьной жизни.
Реализация плана внеурочной деятельности обеспечена необходимым количеством
педагогических кадров, дидактическим материалом, литературой, электронными пособиями,
мультимедийными учебными материалами.
Ожидаемые результаты
Личностные:
− готовность и способность к саморазвитию;
− сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных
качеств;
− сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
− получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
− освоение универсальных учебных действий;
− овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования
строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
Формы организации внеурочной деятельности
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
учащихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав учащихся, проектную
и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и прочее.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
− целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
− преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной);
− учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
− использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие:
учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования; общественно полезные практики и др.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Текущий контроль за посещением обучающимися класса занятий внеурочной
деятельности в школе осуществляется педагогами, ведущими внеурочную деятельность,
классными руководителями.
При организации внеурочной деятельности используются программы внеурочной
деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в
соответствии с рабочей программой учителя).
Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС начального
общего образования, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется
заместителем директора по УВР МОУ СШ № 82 в соответствии с должностной инструкцией.
План внеурочной деятельности
МОУ СШ №82
10-11-х классов
Направление внеурочной
деятельности
Информационно-просветительские
занятия патриотической,
нравственной и экологической
направленности «Разговоры о
важном»
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Занятия, связанные с реализацией
особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей
и талантов
Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности
социально-ориентированных
ученических сообществ, детских
общественных объединений, органов
ученического самоуправления, на
организацию совместно с
Программы,
обеспечивающие
данное направление
«Разговоры о
важном»
«Основы
функциональной
грамотности»
«Россия – мои
горизонты»
«Педагогика и
психология»
Занятие проектной
деятельностью,
занятия для
школьников,
испытывающих
затруднения в
обучении.
ОФП
Подготовка к
спортивным
мероприятиям,
экскурсии,
посещение музеев,
театров.
Акции, праздники,
подготовка к
мероприятиям.
Количество часов
(по классам)
X
XI
1
1
Итого
2
1
1
2
1
1
2
2
2
4
2
2
4
1
1
2
обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной
направленности
ИТОГО
7
7
14