biblioteka

Чирскова
Ольга
Николаевна

Подписано цифровой подписью:
Чирскова Ольга Николаевна
DN: cn=Чирскова Ольга Николаевна,
o=Муниципальное
общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №82 Дзержинского
района Волгограда",
email=school-82@mail.ru, c=RU
Дата: 2021.05.03 09:35:13 +03'00'

2.1. Основными целями и задачами библиотеки образовательной организации являются:
- обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов
образовательной организации на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
- привлечение учащихся к систематическому чтению учебной, художественной,
научнопопулярной литературы;
- организация чтения в целях успешного изучения учащимися учебных предметов, лучшего
усвоения общеобразовательных программ;
- содействие развитию познавательных интересов и способностей учащихся;
- обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
- содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической литературы,
информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
- совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
2.2. Библиотека выполняет следующие функции:
2.2.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
организаций;
- аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательной организации (публикаций и
работ педагогов образовательной организации, лучших научных работ и рефератов учащихся и
др.);
- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
2.2.2. Создает информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю образовательной организации;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.).
2.2.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся:
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности учащихся;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности;
- содействует педагогическим работникам в организации образовательного процесса и досуга
учащихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр).
2.2.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием учащихся;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий;

- содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению квалификации, проведению
аттестации;
- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций);
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры учащихся;
является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами.
2.2.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей
(законных представителей) учащихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся.
З. Организация деятельности библиотеки
З.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель образовательной
организации.
3.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь,
библиотекарь), который назначается руководителем образовательной организации.
3.3. Заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь, библиотекарь) несет ответственность в
пределах своей компетенции за организацию и результаты деятельности библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями.
3.4. Заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь, библиотекарь) разрабатывает и представляет
руководителю образовательной организации на утверждение следующие документы:
- положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
- структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ;
- положение о платных услугах библиотеки;
- планово-отчетную документацию;
- технологическую документацию.
Заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь, библиотекарь):
- производит сверку библиотечного фонда с Федеральным списком Экстремиских материалов не
реже 1 раза в месяц, с целью прямого запрета на распространение и хранение экстремисткой
литературы в фонде библиотеки;
- исключает из открытого доступа печатные издания, соответствующие знаку информационной
продукции 18+.
3.5. К информации, запрещенной для распространения среди детей относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в
том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и
одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукция,
принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или
попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая
осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения
и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера;

- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, включая
фамилии, имена, отчества, фото и видео изображения такого несовершеннолетнего, его
родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего,
аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его
учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность
такого несовершеннолетнего.
3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с программами и
планами работы библиотеки образовательной организации на основе библиотечноинформационных ресурсов.
3.7. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень
которых определяется уставом образовательной организации.
3.8. Библиотека обеспечивается:
- комплектованием библиотечно-информационных ресурсов;
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой
библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров и в соответствии с
положениями санитарных правил и нормативов, обеспечивающими сохранность книг;
- современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной
техникой и необходимыми программными продуктами.
3.9. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
руководитель образовательной организации в соответствии с уставом образовательной
организации.
3.10. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (педагогомбиблиотекарем, библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При
определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
-одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
- не менее одного раза в месяц — методического дня.
4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Сведения о включаемых в библиотечный фонд документах фиксируются в книге суммарного
учета библиотечного фонда (листы суммарного учета библиотечного фонда, журнал).
4.2. Суммарный учет поступления электронных сетевых локальных документов ведется в
электронном реестре.
4.3. Документы, подготовленные к приему в библиотечный фонд, подвергаются первичной
обработке и индивидуальному учету.
4.4. Индивидуальный учет документов осуществляется путем присвоения каждому экземпляру
документа регистрационного номера, иного знака в качестве регистрационного номера (системного
номера компьютерной программы, штрих-кода и других). Индивидуальный номер закрепляется за
документом на все время его нахождения в фонде библиотеки. Регистрационные номера
исключенных из фонда документов не присваиваются вновь принятым документам.
4.5. Регистрационные номера проставляются непосредственно на документах и отражаются в
регистре индивидуального учета документов, принятом в библиотеке.
4.6. В регистр вписываются данные о каждом документе: дата записи в регистре, регистрационный
номер, краткое библиографическое описание документа (автор, заглавие, том, часть, выпуск, место
и год издания), цена документа.
4.7. Индивидуальный учет периодических изданий ведется в регистрационной картотеке
периодических изданий, предназначенной для учета каждого названия и каждого экземпляра (б
автоматизированной базе Данных).

4.8. Документы, включаемые в фонд библиотеки, маркируются. При этом могут быть использованы
штемпели, книжные знаки, индивидуальные штриховые коды, другие виды маркировки.
4.9. На документах, являющихся приложением к основному носителю и его неотъемлемой частью,
проставляются те же реквизиты, что и на основном документе.
4.10. На принятых первичных учетных документах производится запись, подтверждающая, что
поступившие документы приняты в библиотечный фонд как в объект особо ценного движимого
имущества или как в объект иного движимого имущества.
4.11. Первичные учетные документы, подтверждающие факт поступления, передаются в
бухгалтерию для включения в учет библиотечного фонда.
4.12. Документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной
либо полной утратой потребительских свойств. Выбывающие документы исключаются из
библиотечного фонда и списываются.
4.13.
Выбытие документов из библиотечного фонда оформляется актом о списании
исключенных объектов библиотечного фонда по форме 0504144 (далее — акт о списании),
утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2015 52н.
4.14.
К акту о списании прилагается список на исключение объектов библиотечного фонда
(далее — список), который включает следующие сведения: регистрационный номер и шифр
хранения документа, краткое библиографическое описание, цену документа, зафиксированную в
регистре индивидуального учета документов, коэффициент переоценки, цену после переоценки и
общую стоимость исключаемых документов.
4.15.
Для печатных документов временного хранения допускается замена списка книжными
формулярами.
4.16.
Для документов, обработанных групповым (упрощенным) способом, вместо списка
дается перечень регистрационных номеров, вид исключаемых изданий, их количество.
4.17.
К акту о списании по причине утраты и списку прилагаются документы, подтверждающие
утрату (пояснительная записка, в случае кражи или хищения — протокол, акт, заключение
уполномоченных органов, при возмещении ущерба — финансовый документ о возмещении
ущерба).
4.18.
После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, первый экземпляр
акта о списании со списком и документом, подтверждающим выбытие, передается в бухгалтерию,
второй экземпляр остается в библиотеке.
5. Проверка наличия документов библиотечного фонда
5.1. Проверка наличия документов библиотечного фонда (далее проверка фонда) производится в
обязательном порядке:
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных
экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации библиотеки.
5.2. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и невозможности
установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в соответствии с действующим
законодательством.
6. Библиотечный фонд учебников
6.1 Обеспечение фонда учебников осуществляется за счет средств:
- федерального бюджета
- регионального бюджета
- иных источников, не запрещенных законодательством.

6.2 Школа приобретает учебники для учащихся в соответствии с утвержденным федеральным
перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию программ начального, основного, среднего общего образования.
6.3 Допускается использование только учебно-методических комплектов. утвержденных приказом
директора школы и входящих в федеральный перечень учебников.
6.4 Учащиеся обеспечиваются бесплатными учебниками по обязательным для изучения предметам
из фондов школьной библиотеки.
6.5 Комплекты учебников выдаются и принимаются классными руководителями в библиотеке
согласно графику. Классные руководители получают в библиотеке учебники на класс и
гарантируют их возврат по окончании учебного года; доводят до сведения родителей информацию
о комплекте учебников, по которому ведется обучение; о наличии данных учебников в учебном
фонде; о сохранности учебников учащимися класса; о компенсации ущерба в случае потери или
порчи учебника.
6.6. За каждый полученный учебник учащийся расписывается в формуляре читателя, который
хранится в библиотеке.
6.7. Если учебник утерян или испорчен, родители (законные представители) возмещают
нанесенный ущерб в соответствии с законодательством. Учебники, утраченные или поврежденные
учащимися, заменяются такими же.
6.8. В целях контроля за сохранностью учебников проводятся рейды по классам в соответствии с
планом работы библиотеки.
6.9. Все операции по учету библиотечного фонда школьных учебников проводятся педагогомбиблиотекарем. Педагог-библиотекарь (заведующий библиотекой): ведет учет поступающей
учебной литературы, обеспечивает правильное хранение и несет ответственность за сохранность
школьного фонда учебников, ведет работу с учащимися по бережному отношению к книгам; при
необходимости предоставляет информацию классным руководителям, учащимся школы и
родителям (законным представителям) о комплекте учебников.
7. Делопроизводство
7.1. Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по
правилам ведения делопроизводства.
7.2. В библиотеке ведутся и хранятся:
- регистры индивидуального и суммарного учета документов библиотечного фонда:
- регистрационные книги;
- инвентарные книги;
- книги суммарного учета;
- учетный каталог;
- топографические описи и каталоги;
- журнал выдачи электронных носителей;
- журнал регистрации пользователей компьютерного зала;
- акты о списании исключенных объектов библиотечного фонда;
- учетные документы, подтверждающие поступление документов в библиотечный фонд
(накладные, акты о приеме, акты сдачи-приемки);
- акты о результатах проведения проверки наличия документов библиотечного фонда.

Заместитель директора по УВР

МА. Лавриненко


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».