Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
Рассмотрено
Руководитель кафедры
учителей начальных классов
_________ /С.С. Горбенко/
Протокол №1
от «29» августа 2025 г
Согласовано
Зам. директора по УВР
Утверждаю
Директор МОУ СШ №82
_________ М.А. Лавриненко
_____________О.Н. Чирскова
«29» августа 2025 г
Приказ №117/2
от «01» сентября 2025 г
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Секреты орфографии»
для обучающихся 2-3 классов
Рабочая программа
составлена на основе Конструктора рабочих программ
Волгоград 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Секреты орфографии» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее— ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в программевоспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его
изученииво многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык
как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать
информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Школьный компонент «Секреты орфографии» обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как
языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего
школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России.
Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом
определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления
себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных
социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове
дения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.
Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка
как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа.
Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного
интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты
русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс,
разворачивающийся на протяжении изучениясодержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать
первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературногоязыка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и
письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития
всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского
литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературноечтение».
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Секреты орфографии», —
68 (1 час в неделю в каждом классе): 2-3 классы- 34 часа.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии
младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и
универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение учебного курса «Секреты орфографии» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐
нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐
мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устнойи письменной речи как показателя общей культуры человека;
- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах
языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.
Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира.
Методыпознания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и
безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас ных
звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и]
(повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные
звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная
характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный
твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего соглас‐ ного в конце и в середине слова;
разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и
после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование
знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между
словами, знакпереноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учеб‐ нике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника)
для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту
или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова
(простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных(родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных
слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание
как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение
изменяемых и неизменяемыхслов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть
слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление
вречи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок.
Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как
единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за
выделением в устной
речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды
предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички
животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без
учётаморфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных
в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря
учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке
соб‐ ственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места
возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфо‐
графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и
самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
· разделительный мягкий знак;
· сочетания чт, щн, нч;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
· прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных,географические названия;
· раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и
орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и
приходитьк общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой
работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по
личнымнаблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в
тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли.
Тема текста.
Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательностьчастей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком
предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения
формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное
чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы.
3 КЛАСС
Дружим с грамматикой (17 часов)
Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь
ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты
знаешь?” Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о
том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов
(имен собственных и нарицательных). Как корень слова учил окончания уму – разуму. Иногда
согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
(Непроизносимые согласные).
Дружим с орфографией (5 часов)
А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии.
Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с
использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы,
загадки.
Изучаем части страны «Речь» (12 часов)
Слова – части речи. Имя существительное – часть страны Речь. Доброе утро, имя
прилагательное! Имя прилагательное – часть страны Речь. Моя мама – имя существительное.
(О связи имени прилагательного с именем существительным). Глагол – часть страны Речь. Как
мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного курса «Секреты орфографии» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного курса «Секреты орфографии» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и др.);
- устанавливать аналогии языковых единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов);
- классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);проводить по предложенному плану несложное
лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
-формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
-осознавать язык как основное средство общения;
-характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный
парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;
-определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на
слоги;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций
букв е, ё, ю, я;
-обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
-находить однокоренные слова;
-выделять в слове корень (простые случаи);выделять в слове окончание;
-выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять
значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния
терминов);
-распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,«что?»;
-распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
-распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
-определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
-находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
-применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне
слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными,
разделительный мягкий знак;
-правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом
не более 50 слов;
-писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмомне
более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
-находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
-пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
-строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной ин‐
тонации;
-формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно
(1—2 предложения);
-составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
-определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
-составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
-писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы;
-объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени
прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Различать приставки и предлоги.
Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем.
Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Дружим с грамматикой
17
2
Изучаем части страны «Речь»
12
3
Дружим с орфографией
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
34
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
3 класс
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Дружим с грамматикой
17
2
Изучаем части страны «Речь»
12
3
Дружим с орфографией
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
Тема урока
Количество часов
Контрольные
Практические
п/п
Всего
работы
работы
Как обходились без
письма?
Древние письмена.
2
1
0
2
0
1
3.
Как возникла наша
письменность?
2
0
1
4.
Меня зовут Фонема
2
0
1
5.
Для всех ли фонем
есть буквы?
Тайны фонемы
Опасные согласные
На сцене гласные
Когда ь пишется, а
когда не пишется?
Правила о
непроизносимых
согласных
Где же хранятся
слова?
Поговорим о
приставках
Слова –
«родственники»
1
0
0
1
0
0
1
1
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
2
1
0
2
0
1
2
1
0
2
1
2
1
1
2
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
2
0
1
34
4
5
1.
2.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Кто командует
корнями
14. Слова -синонимы
15. Слова антонимы
16. Слова- омонимы
17. Добрые слова
18. Трудные слова
19. Откуда пришли наши
имена
20. Создаем текстырассуждения.
21. Учимся
редактировать
тексты
22. Создаем текстыповествования.
23. Представление
проектных заданий,
выполненных при
изучении раздела
«Секреты речи и
текста»
Всего
13.
Дата
изучения
Электронные
образовательн
ые ресурсы
3 класс
№
Тема урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Хорошо ли ты
знаешь грамматику?
Сокровища родного
языка.
Незаменимый
мягкий знак.
Путешествие по
стране “Удвоенных
согласных”.
Хорошо ли ты
знаешь алфавит?
Волшебник
“Ударение”.
Из чего же, из чего
же состоят слова?
Часть слова, которая
изменяется,
окончанием
называется. Как
корень слова учил
окончания уму –
разуму.
В стране парных
звонких и глухих
согласных.
В стране парных
звонких и глухих
согласных.
В стране одиноких
согласных.
Дружим с
грамматикой.
(Безударные
гласные,
проверяемые
ударением).
Дружим с
грамматикой.
(Безударные
гласные,
проверяемые
ударением).
Досадное
недоразумение.
(Непроверяемые
безударные гласные)
Иногда согласные
играют с нами в
Количество часов
Электронные
Дата
Всего Контрольные Практические изучения образовательные
ресурсы
работы
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
прятки. Они не
произносятся, но
пишутся в тетрадке.
(Непроизносимые
согласные)
Новые друзья корней
– приставки.
Твердый знак не
отдыхает: приставку
с корнем разделяет.
(Разделительный
твердый знак)
Слова – части речи
Имя
существительное –
часть страны Речь
Как у
существительных
род появился.
Доброе утро, имя
прилагательное!
Имя прилагательное
– часть страны Речь.
Моя мама – имя
существительное. (О
связи имени
прилагательного с
именем
существительным).
Глагол – часть
страны Речь.
Глагол – часть
страны Речь.
Глагол и его друзья.
Как мама Глаголиха
учила глагольчиков.
(Неопределенная
форма глаголов)
Как мама Глаголиха
учила глагольчиков.
( Прошедшее,
настоящее, будущее
времена глаголов).
Как мама Глаголиха
учила глагольчиков.
(Времена глагола)
С глаголами
раздельно частицу
НЕ пиши!
С глаголами
раздельно частицу
НЕ пиши!
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
А все–таки она
хорошая! (О роли
орфографии).
Группировка слов,
подбор слов на
определенные
33
правила (с
использованием
словарей).
Итоговое занятие.
34 Для чего надо
изучать грамматику.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
32
1
1
1
34
0
0