Рабочая программа Мир вокруг нас 2-3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»

Рассмотрено
Руководитель кафедры
учителей начальных классов
_________ /С.С. Горбенко/
Протокол №1
от «29» августа 2025 г

Согласовано
Зам. директора по УВР

Утверждаю
Директор МОУ СШ №82

_________ М.А. Лавриненко

_____________О.Н. Чирскова

«29» августа 2025 г

Приказ №117/2
от «01» сентября 2025 г

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Мир вокруг нас»
для обучающихся 2-3 классов

Рабочая программа
составлена на основе Конструктора рабочих программ

Волгоград 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Мир вокруг нас» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место
в структуре учебногоплана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам
и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в
каждом классеначальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и
регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного курса «Мир вокруг нас» с
учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом и втором классах
предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление
универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что
выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных
(определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и
доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий,
их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в
начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам
содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации
обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении
той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа учебного курса «Мир вокруг нас» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, программы
воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение учебного курса «Мир вокруг нас», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам детей младшегошкольного возраста и направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостноговзгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
-развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление
уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками
мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил
построения взаимоотношений в социуме;
-приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в
соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного
проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их

взглядам, мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения
в среде обитания иосвоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек
и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание».
Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого
гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на
основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки
возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
-раскрытие роли человека в природе и обществе;
-освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Мир вокруг нас» — 68 ч:
2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте.
Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни
России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное
государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и
культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и
его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии
жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного
древа, историисемьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила
взаимоотношений членовобщества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия,
наблюдения звёздногонеба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни
на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение
сторон горизонта при помощи компаса.Ориентирование на местности по местным природным
признакам, Солнцу. Компас, устройство;
ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных.
Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика
внешних признаков. Связи в природе.
Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных
Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного
поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления

здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях,
переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила
безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке,
посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном
транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании
компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
-ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
-на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
-различать символы РФ;
-различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
-группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах
изученного);
-различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
-различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
-читать информацию, представленную в схеме, таблице;
-используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
-соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
-понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы
чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина,
столица, родной край, регион);
-понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество;
заповедник);
-понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим,
правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной
системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие
бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как
живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере
своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
-контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению
учебной задачи;
-оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников,
спокойно,без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
-строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правиламиповедения, принятыми в обществе;
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения,
проявлениятерпения и уважения к собеседнику;
-проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода,
молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее
дело;
-определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их

разрешения.
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная
символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи.Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям сограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность вкультуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество.
Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов.
Свойства воздуха.Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды.
Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и
хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав,
значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Рольрастений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Условия, необходимыедля жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности
питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения
— пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3
примера на основе наблюдений).
Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека.
Измерениетемпературы тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора
и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в
аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий,
защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
-проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
-устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями
жизниживотного;
-определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
-моделировать цепи питания в природном сообществе;
-различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое
событие сдатой (историческим периодом).
Работа с информацией:
-понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу
страну, столицу, свой регион;
-читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
-находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах,
схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
-соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
-понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет,
памятниккультуры);
-понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли,
царствоприроды, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
-понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения,
дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
-описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
-на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные
признаки;
-приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
-называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
-описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
-планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (принебольшой
помощи учителя);
-устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
-участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
-справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на

советы и замечания в свой адрес;
-выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
-самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного курса "Мир вокруг нас" на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебногопредмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения учебного курса «Мир вокруг нас» характеризуют
готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения
и должныотражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
-становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности кроссийскому народу, к своей национальной общности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственностичеловека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
-проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию ихиндивидуальности;
-принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения идоброжелательности;
-применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вредадругим людям.
Эстетического воспитания:
-понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявлениеуважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разныхвидах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образажизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
-приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение кфизическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
-осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видахтрудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
-осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения,бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:

-ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
-осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе сиспользованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
-понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
-на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и
впространстве);
-сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливатьаналогии;
-объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
-определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
-находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
наоснове предложенного алгоритма;
-выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
-проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимымпод руководством учителя;
-определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
-формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
-моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённогонаблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
-использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
-находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальнуюинформацию;
-читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
-соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
-анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
-фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
-в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
-признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
-соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
-использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
-конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытнойработы, подкреплять их доказательствами;
-находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явленияхприроды, событиях социальной жизни;
-готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото,
плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
-планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебнойзадачи;
-выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2)Самоконтроль:
-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
-находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
принеобходимости (с небольшой помощью учителя);
-предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
-объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
-оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректироватьих.
Совместная деятельность:
-понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
-коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
-проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
-ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
-находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный
город;
-узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
своего региона;
-проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного
поведения в социумеи на природе;
-распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям,различать их в окружающем мире;
-приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;

важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родногокрая;
-проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природнымиобъектами, измерения;
-приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие
значениеприроды в жизни человека;
-описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
-описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные
объекты иявления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
-группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным
признакам;
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
-ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу;
-создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
-использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
-соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать
примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания,
помощилюдям, нуждающимся в ней;
-соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажираназемного транспорта и метро;
-соблюдать режим дня и питания;
-безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа
вИнтернет;
-безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в
случаенеобходимости.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
-различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлятьуважение к государственным символам России и своего региона;
-проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
другихнародов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
-приводить
примеры
памятников
природы,
культурных
объектов
и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и
культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и
уважение к истории и культуре народовРоссии;
-показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
-различать расходы и доходы семейного бюджета;
-распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различатьих в окружающем мире;
-проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдатьбезопасность проведения опытов;
-группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
-сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя ихсущественные признаки и характерные свойства;
-использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
-использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объясненияпростейших явлений и процессов в природе, организме человека;
-фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельностиобобщать полученные результаты и делать выводы;
-создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,

человеке иобществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
-соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
-соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
-соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
-соблюдать правила нравственного поведения на природе;
-безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ Наименование разделов и тем программы
п/п
Раздел «Земля - наш общий дом»
1.
Солнечная система.
2.
Значение Солнца для жизни на Земле. Распространение
тепла от его источника.
3.
Водная и воздушная оболочка Земли.
4.
Изображение Земли.
5.
Проектная работа по теме "Земля - наш общий дом"
Итого по разделу
Раздел «Царства природы»
6.
Бактерии и грибы.
7.
Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было
растений
8.
Дикорастущие растения
9.
Культурные растения
10. Красная книга Волгоградской области.
11. Проектная работа по теме "Жизнь растений"
12. Животные – часть природы. Роль животных в природе.
13. Разнообразие животных.
14. Беспозвоночные животные.
15. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
16. Птицы и млекопитающие.
17. Заповедники Волгоградской области.
18. Заповедники России.
19. Проектная работа по теме "Жизнь животных"
Итого по разделу
Раздел «Твоя семья и друзья»
20. Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.
21. Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть
опасным?
22. Без друга в жизни туго. Мои друзья.

Количество часов
Всего
Контрольные
работы

Электронные
Практические образовательные ресурсы
работы

1
1

0
0

0
1

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

1
1
1
5

0
0
0
0

0
1
1
3

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

1
1

0
1

0
0

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
2

0
0
1
1
0
0
0
0
0
1
0
1
4

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

1
1

0
0

0
0

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

1

0

0

http://schoolcollection.edu.ru

Итого по разделу
Раздел «Что нас окружает»
23. Мой город. Достопримечательности города.
24. Мы пешеходы.
25. Проектная работа по теме "Правила дорожного движения."
26. Транспорт. Мы – пассажиры.
Итого по разделу
Раздел «Живые обитатели планеты»
27. Живое и неживое.
28. Домашние любимцы и комнатные растения.
29. Собака – верный друг человека
30. Правила поведения в природе.
31. Земля – наш общий дом.
32. Проектная работа по теме "Живые обитатели планеты."
33. Итоговое занятие
Итого по разделу
Всего
3 класс
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
Раздел «Земля - наш общий дом»
1.
Солнечная система.
2.
Значение Солнца для жизни на Земле. Распространение
тепла от его источника.
3.
Водная и воздушная оболочка Земли.
4.
Изображение Земли.
5.
Проектная работа по теме "Земля - наш общий дом"
Итого по разделу
Раздел «Царства природы»
6.
Бактерии и грибы.
7.
Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было
растений

3

0

0

1
1
1
1
4

0
0
0
1
1

1
0
1
0
2

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

1
1
1
1
2
1
1
8
34

0
0
0
0
1
0
0
1
4

0
0
0
1
0
1
0
2
11

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

Количество часов
Электронные
Всего
Контрольные Практические образовательные ресурсы
работы
работы
1
1

0
1

0
0

http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

1
1
1
5

0
0
0
1

0
1
1
2

http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

1
1

0
1

0
0

http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

8.
Дикорастущие растения
9.
Культурные растения
10.
Красная книга Волгоградской области.
11.
Проектная работа по теме "Жизнь растений"
12.
Животные – часть природы. Роль животных в природе.
13.
Разнообразие животных.
14.
Беспозвоночные животные.
15.
Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
16.
Птицы и млекопитающие.
17.
Заповедники Волгоградской области.
18.
Заповедники России.
19.
Проектная работа по теме "Жизнь животных"
Итого по разделу
20.
Наша Родина: от Руси до России.
21.
Древнерусское государство.
22.
Деревянная Москва.
23.
Северная столица. Пётр I Великий – император России.
24.
Последний русский император Николай II.
25.
СССР.
26.
Проектная работа по теме "Наша Родина: от Руси до России".
27.
Скажи, какой у тебя дом. По одёжке встречают.
28.
Что создавалось трудом крестьянина?
29.
О гончарном ремесле.
30.
О труде ткачей.
31.
Первые пароходы и поезда в России.
32.
Автомобилестроение в России.
33.
Самолётостроение в России. Космические полёты.
34.
Проектная работа по теме "Что создавалось трудом
ремесленника и рабочего"
Итого по разделу
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
2
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0

0
0
1
1
0
0
0
0
0
1
0
1
4
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
1
0
0
1

15
34

1
4

3
9

http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ Тема урока
Количество часов
Дата
Виды, формы
п/п
Всего Контрольные Практические изучения контроля
работы

работы

1
1

0
0

0
1

1

0

0

1

0

1

5.

Проектная работа по 1
теме "Земля - наш
общий дом"

0

1

6.
7.

Бактерии и грибы.
Растения встречаются
повсюду. Если бы на
Земле не было растений
Дикорастущие растения
Культурные растения
Красная
книга
Волгоградской области.

1
1

0
1

0
0

1
1
1

0
0
0

0
0
1

11.

Проектная работа по 1
теме "Жизнь растений"

0

1

12.

Животные
–
часть
природы.
Роль
животных в природе.
Разнообразие
животных.
Беспозвоночные
животные.
Рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся.
Птицы
и
млекопитающие.
Заповедники
Волгоградской области.

1

1

0

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

Заповедники России.
1
Проектная работа по 1
теме "Жизнь животных"

0
0

0
1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Устный опрос
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

1.
2.

3.
4.

8.
9.
10.

13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

Солнечная система.
Значение Солнца для
жизни
на
Земле.
Распространение тепла
от его источника.
Водная и воздушная
оболочка Земли.
Изображение Земли.

Устный опрос
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Устный опрос
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Устный опрос
Контрольная
работа
Устный опрос
Устный опрос
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Контрольная
работа

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

24.
25.

Мы пешеходы.
1
Проектная работа по 1
теме
"Правила
дорожного движения."

0
0

0
1

26.

Транспорт.
Мы
–
пассажиры.
Живое и неживое.
Домашние любимцы и
комнатные растения.
Собака – верный друг
человека
Правила поведения в
природе.

1

1

0

1
1

0
0

0
0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Устный опрос
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Контрольная
работа
Устный опрос
Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

31.

Земля – наш общий дом. 2

1

0

32.

Проектная работа по 1
теме "Живые обитатели
планеты."

0

1

0
4

0
11

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Контрольная
работа
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Устный опрос

20.

21.

22.
23.

27.
28.
29.
30.

Наша дружная семья.
Мои обязанности в
семье.
Что окружает нас дома?
Что вокруг нас может
быть опасным?
Без друга в жизни туго.
Мои друзья.
Мой
город.
Достопримечательности
города.

33. Итоговое занятие
Всего

1
34

3 класс
№ Тема урока
п/п

Количество часов
Всего Контрольные Практические

1.
2.

3.
4.

5.

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

работы

работы

1
1

0
1

0
0

Устный опрос
Контрольная
работа

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

Проектная работа по 1
теме "Земля - наш
общий дом"

0

1

Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
Самооценка
с
использованием

Солнечная система
Значение Солнца для
жизни
на
Земле.
Распространение тепла
от его источника.
Водная и воздушная
оболочка Земли.
Изображение Земли.

6.
7.

Бактерии и грибы.
Растения встречаются
повсюду. Если бы на
Земле не было растений
Дикорастущие растения
Культурные растения
Красная
книга
Волгоградской области.

«Оценочного
листа»
Устный опрос
Контрольная
работа

1
1

0
1

0
0

1
1
1

0
0
0

0
0
1

11.

Проектная работа по 1
теме "Жизнь растений"

0

1

12.

Животные
–
часть
природы.
Роль
животных в природе.
Разнообразие
животных.
Беспозвоночные
животные.
Рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся.
Птицы
и
млекопитающие.
Заповедники
Волгоградской области.

1

1

0

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

18.
19.

Заповедники России.
1
Проектная работа по 1
теме "Жизнь животных"

0
0

0
1

20.

Древнерусское
государство.
Деревянная Москва.
Северная столица. Пётр
I Великий – император
России.
Последний
русский
император Николай II.
СССР.
Проектная работа по
теме "Наша Родина: от
Руси до России".
Скажи, какой у тебя
дом.
По
одёжке
встречают.

1

0

0

Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
Устный опрос
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
Устный опрос

1
1

0
0

0
0

Устный опрос
Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1
1

0
1

0
0

Устный опрос
Контрольная
работа

1

0

1

Что создавалось трудом 1
крестьянина?

0

0

Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
Устный опрос

8.
9.
10.

13.
14.
15.
16.
17.

21.
22.

23.
24.
25.

26.

27.

Устный опрос
Устный опрос
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
Контрольная
работа

28.
29.
30.
31.

32.

33.

34.

О гончарном ремесле.
1
О труде ткачей.
1
Первые пароходы и 1
поезда в России.
Автомобилестроение в 1
России.

0
0
0

0
0
0

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос

0

1

Самолётостроение
в
России. Космические
полёты.
Проектная работа по
теме "Что создавалось
трудом ремесленника и
рабочего"
Повторение
Всего

1

0

0

Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1
34

0
4

0
9

Устный опрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».