Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
Рассмотрено
Руководитель кафедры
естественных наук
_________ /С.В. Толика/
Протокол №1
от «29» августа 2025 г
Согласовано
Зам. директора по УВР
Утверждаю
Директор МОУ СШ №82
_________ М.А.
Лавриненко
_____________О.Н.
Чирскова
Приказ №117/3
от «01» сентября 2025 г
«29» августа 2025 г
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Географическое краеведение»
для обучающихся
5 класса
Волгоград 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Географическое краеведение» составлена на
основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в
ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части
образовательной программы основного общего образования.
Программа учебного курса «Географическое краеведение» отражает
основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа учебного курса «Географическое краеведение» даёт
представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение и структурирование его по
разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим
разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения программы основного
общего образования, требований к результатам обучения краеведению, а
также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
УЧЕБНОГО
КУРСА
Краеведение в основной школе — предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
своём родном крае, об основных закономерностях развития природы, о
размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание учебного курса «Географическое краеведение» в основной
школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении,
изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического
образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ»
УЧЕБНОГО
КУРСА
«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
Изучение учебного курса «Географическое краеведение» в общем
образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для
описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование краеведческих знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы краеведческих знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Географическое краеведение» входит в часть,
формируемую участниками образовательного процесса., в состав предметной
области «Общественно-научные предметы»
Освоение содержания учебного курса «Географическое краеведение» в
основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение учебного курса «Географическое краеведение»
отводится 34 часа: по одному часу в неделю в 5 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Введение (1 час)
Вводное занятие. Формирование представлений о источниках получения
географических знаний. История изучения природы родного края.
Экспедиции П.С.Палласа, И.И.Лепехина, С.Г.Гмелина, П.Фалька.
Тема 1. Природа своей местности. (3часа)
Ориентирование на местности: по Полярной звезде и по Солнцу.
Определение сторон горизонта на местности. Определение азимутов
окружающих объектов. Измерение расстояний шагами, «на глаз»,
дальномером. Работа с планом местности. Схема местности и составление
плана. Определение направлений и расстояний, географических координат на
картах России и Волгоградской области.
Практическая работа.
границы.
Географическое положение, территория и
Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение местности
человеком. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных
причин и деятельности человека.
Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни
населения своей местности. Охраняемые территории и объекты своей
местности. Уход за ландшафтом.
Экскурсия в природу «Природные комплексы окрестности школы» и
практическая работа.
Полярная съемка участка школьного двора.
Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и
проведении.
Тема 2. Горные породы и геологические процессы своей местности (3
часа)
Геологическое строение и полезные ископаемые края. Общие понятия о
рельефе. Главные черты рельефа области. Его влияние на формирование
современного рельефа. Наиболее типичные горные породы и минералы края.
Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. Пути
рационального использования ископаемых края. Понятие об исчерпаемых и
неисчерпаемых ресурсах.
Практические работы. Описание по карте географического положения и
высот равнин Волгоградской области. «Определение горных пород и
минералов».
Изучение литературы о родном крае - книг, журналов, газет.
Тема 3. Погода и климат области (2 часа)
Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате.
Климатические факторы и их влияние на формирование и распространение
флоры и фауны, хозяйственная деятельность человека. Характеристика
климата области. Знакомство с картой погоды. Фенологические наблюдения.
Практические работы. «Организация наблюдений за погодой».
Обработка собранных материалов: построение графика хода температур,
составление розы ветров и диаграммы среднемесячного количества осадков.
Тема 4. Человек, вода, водоем (4 часов)
Связи местного населения отдельного человека с водой и водоемом:
потребности в пресной воде для питья и хозяйства. Виды водопользования на
исследуемой территории.
Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы.
Источники снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений и
исследования.
Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень
населения, густота гидрологических объектов, степень использования
водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и
загрязнения.
Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод.
Воздействие их на организм. Минеральные источники своей местности.
Оценка их состояния. Использование местным населением. Оборудование
источника. Составление плана расположения водных источников исследуемой
территории. Связь водоема с другими компонентами территории.
Особенности рельефа: равнинный, холмистый, горный, сильно
расчлененный, наличие котловин, оврагов. Питание водоема. Поверхностный
сток воды в водоем. Загрязнение водоема поверхностными водами. Причины
и меры предупреждения. Тип грунта исследуемой территории (глинистый,
супесчаный, песчаный, торфяной и т. д.). Зависимость состояния грунтовых и
поверхностных вод. Выход грунтовых вод. Характер растительности
исследуемой территории. Роль растительности в сохранении влаги,
регулировании грунтовых вод, полноводности водоемов.
План описания водоема. Условия, необходимые для жизнедеятельности
обитателей водоемов; температура, прозрачность воды, наличие течений,
концентрация кислорода, углекислого газа, биогенных веществ.
Экосистема водоема. Видовой состав растений исследуемого водоема.
Продуценты. Консументы. Редуценты. Расположение растительности, в
водоеме. Определение и описание видового состава растений, мест и условий
их произрастания. Зависимость образа жизни водных животных, от глубины,
освещенности, химического состава воды. Самоочищение воды живыми
организмами.
Влияние хозяйственной деятельности человека на исследуемый водоем.
Определение степени заселения прилегающей к исследуемому водоему
местности. Тип заселения, близость к водоему сельскохозяйственных угодий.
Влияние города на исследуемый водоем. Нарушение поверхностного стока.
Значительное уменьшение питания подземных вод на площади города.
Высокая степень загрязнения вод, стекающих с улиц городов, увеличение
расхода воды на одного человека, общего расхода воды. Сточные воды
(бытовые, промышленные). Химический состав сточных вод. Влияние на
живые организмы, обитающие в водоеме. Определение сточных вод
исследуемого водоема. Влияние дорог на исследуемый водоем. Способы
очистки водоемов. Влияние водного транспорта на условия жизни обитателей
водоема.
Практические работы. Исследование прилегающей к водоему местности.
Паспортизация водных объектов.
Тема 5. Ландшафты и природные комплексы Волгоградской области
(3 часа)
Значение почвы в жизни человека. Почва - естественное богатство Земли.
Взаимодействие живого и неживого в почве. Разнообразие почв. Роль почвы в
жизни и деятельности людей. Необходимость изучения особенностей почв для
сельскохозяйственного производства, строительства дорог, магистральных
трубопроводов, осушительных и гидротехнических сооружений, лесного
хозяйства, здравоохранения. Виды землепользования, сельскохозяйственные
угодья. Плодородие почв – результат деятельности человека. Почва как
экосистема. Природные зоны области. Ландшафтно-экологические проблемы.
Практические занятия. Изучение почвенных разрезов. Описание по
физической карте, карте природных зон (России и Волгоградской области)
природной зоны, в которой мы живем (описание степной зоны).
Тема 6. Многообразие растительного мира родного края (9 часов)
Основные царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии),
их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека
(общий обзор). Жизненные формы и экологические группы растений
Волгоградской области.
Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с
определителями. Работа с определителем растений.
Растения степей и полупустынь. Растения леса. Искусственные
растительные сообщества городов и поселков Волгоградской области.
Лекарственные растения области и их использование.
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила
сбора гербария.
Съедобные и ядовитые грибы Волгоградской области.
Разнообразие лишайников Волгоградской области.
Практические занятия. Определение растений, их описание. Виртуальный
гербарий. Организация выставки «Сохраним растения края». Выступления
воспитанников с лекциями и беседами о редких и исчезающих растениях
родного края.
Тема 7. Многообразие животного мира родного края (5 часов)
Обзор животного мира края. Значение животных в природе и жизни
человека. Знакомство с животным миром края. Редкие и исчезающие
животные. Знакомство с «Красной книгой» животных. Охота как пример
использования диких животных области. Закон об охране животных.
Практические занятия. Определение наиболее типичных животных по следам
жизнедеятельности, голосу и визуально, составление описаний охраняемых
животных. Экскурсия в природу, краеведческий музей.
Тема 8. Практическая природоохранная деятельность (3 часа)
Международное сотрудничество по охране природы. Международные и
российские природоохранные организации.
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные
парки.
Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных
причин и деятельности человека. Охраняемые территории и объекты своей
местности.
Охрана природы как антропогенный фактор. Понятие об охране природы
как деятельности человека. Рациональное природопользование ресурсов края
(водных, растительных, животных, почвенных и т.д.). Понятие о
положительном и отрицательном влиянии антропогенного фактора.
Знакомство с эталонными участками природы. Природные ресурсы края и
перспективы их дальнейшего использования.
Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни
населения своей местности.
Практические занятия. Экскурсия в парк.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Географическое краеведение» должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному
вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и
культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к
символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в
гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды;
развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные
ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для
окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли
этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины;
природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных
задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного курса «Географическое краеведение» в 5 классе В школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений,
основания для их сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом
предложенной географической задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по
установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и
зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
 оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или
исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии
в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм
представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных
источниках географической информации;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
 оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в
устных и письменных текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Приводить примеры объектов краеведения, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями
географической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
выбирать источники географической и краеведческой информации (картографические, текстовые, видео и
фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и
важнейших географических исследований современности;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические
координаты по географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации,
необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на
местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия
представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в
своей местности;
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме
(табличной, графической, географического описания).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Природа своей местности
1.1
Введение
1
0
0.5
1.2
Природа своей местности.
2
0
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
3
Раздел 2. Горные породы и геологические процессы своей местности
2.1
Горные породы своей местности
2
0
1
2.2
Геологические процессы своей местности
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Итого по разделу
3
Раздел 3. Погода и климат области
3.1
Климат Волгоградской области
3.2
Влияние климата на формирование флоры и
фауны области
Итого по разделу
1
1
0
0
0.5
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
2
Раздел 4. Человек, вода, водоем
4.1
Человек, вода, водоем
Итого по разделу
4
0
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
4
Раздел 5. Ландшафты и природные комплексы Волгоградской области
5.1
Ландшафты Волгоградской области
1
0
0.5
5.2
Природные комплексы Волгоградской
области
2
0
0
Итого по разделу
Раздел 6. Многообразие растительного мира родного края
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
6.1
6.2
Растительный мир родного края
5
0
1
3
0
1
Гербарий
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
8
Раздел 7. Многообразие животного мира родного края
7.1
Животный мир Волгоградской области
3
0
0,5
7.2
Красная книга Волгоградской области
2
0
0,5
0
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
5
Раздел 8. Практическая природоохранная деятельность
8.1
Практическая и природоохранная
деятельность
3
Итого по разделу
3
Заключение
1
0
0
Резервное время
2
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Формирование представлений о
источниках получения
географических знаний
1
0
0
2
Ориентирование на местности: по
Полярной звезде и по Солнцу.
Определение сторон горизонта на
местности
1
0
0.5
3
Определение азимутов окружающих
объектов. Измерение расстояний
шагами, «на глаз», дальномером.
Работа с планом местности. Схема
местности и составление плана
1
0
0.5
4
Геологическое строение и полезные
ископаемые края
1
0
0
5
Общие понятия о рельефе. Главные
черты рельефа области. Его влияние
на формирование современного
рельефа
1
0
0
1
0
0
6
Использование
полезных
ископаемых в народном хозяйстве.
Пути
рационального
использования ископаемых края
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650186
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886502ee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865041a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650528
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650640
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650776
7
8
9
10
11
12
Атмосфера. Проблема охраны
атмосферы. Общее понятие о
климате
Климатические факторы и их влияние
на формирование и распространение
флоры и фауны, хозяйственная
деятельность человека
Связи
местного
населения
отдельного человека с водой и
водоемом: потребности в пресной
воде для питья и хозяйства. Виды
водопользования на исследуемой
территории
Воды исследуемой территории:
виды вод местности, водные
ресурсы. Источники снабжения
водой местного населения. Ведение
наблюдений и исследования.
Особенности
местности,
прилегающей к исследуемому
водоему:
степень
населения,
густота гидрологических объектов,
степень использования водоемов в
хозяйстве и быту, их состояние,
охрана от истощения и загрязнения
Целебные воды. Химический состав
некоторых минеральных вод.
Воздействие их на организм.
1
0
0
1
0
0
1
0
0.5
1
0
0
1
0
0.5
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650924
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650b04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650c26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650d70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650f0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651090
Минеральные источники своей
местности
13
Значение почвы в жизни человека.
Почва - естественное богатство
Земли. Взаимодействие живого и
неживого в почве. Разнообразие
почв
1
0
0
14
Роль почвы в жизни и деятельности
людей. Необходимость изучения
особенностей почв для
сельскохозяйственного
производства, строительства дорог,
магистральных трубопроводов,
осушительных и гидротехнических
сооружений, лесного хозяйства,
здравоохранения.
1
0
0.5
15
Виды землепользования,
сельскохозяйственные угодья.
Плодородие почв – результат
деятельности человека. Почва как
экосистема. Природные зоны
области. Ландшафтно-экологические
проблемы
1
0
0
16
Основные царства живой природы
(растения, животные, грибы,
бактерии), их краткая
характеристика
1
0
0.5
17
Значение растений в природе и
жизни человека (общий обзор).
Жизненные
формы
и
1
0
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651252
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865139c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886514b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886516bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886519be
экологические группы растений
Волгоградской области.
18
Понятие об определителе флоры и
фауны.
Методика
работы
с
определителями.
Работа
с
определителем растений
1
0
0
19
Растения степей и полупустынь.
Растения леса.
1
0
0
20
Искусственные растительные
сообщества городов и поселков
Волгоградской области.
Лекарственные растения области и
их использование.
1
1
0
21
Понятие о гербарии. Классификация
гербариев. Методика и правила
сбора гербария
1
0
0
22
Определение растений, их описание.
Виртуальный гербарий. Организация
выставки «Сохраним растения края».
1
0
0
23
Съедобные
и
ядовитые
грибы
Волгоградской области. Разнообразие
лишайников Волгоградской области.
1
0
0
24
Обзор животного мира края
1
0
0.5
25
Значение животных в природе и
жизни человека
1
1
0
26
Знакомство с животным миром края
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651ad6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651d92
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652008
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886521c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886522ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865240e
27
Знакомство с «Красной книгой»
животных.
1
0
0
28
Охота как пример использования
диких животных области. Закон об
охране животных
1
0
0
1
0
0
30
Изменение ландшафтов и экосистем
под влиянием естественных причин
и деятельности человека.
Охраняемые территории и объекты
своей местности.
1
0
0.5
31
Охрана природы как антропогенный
фактор. Понятие об охране природы
как деятельности человека.
Рациональное природопользование
ресурсов края (водных,
растительных, животных, почвенных
и т.д.). Понятие о положительном и
отрицательном влиянии
антропогенного фактора
1
0
0
32
Итоговый урок
1
0
0
34
3
5
29
Международное сотрудничество по
охране природы. Международные и
российские
природоохранные
организации.
Особо охраняемые
территории: заповедники, заказники,
национальные парки.
Резервное время 2 ч
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886525b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652724
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652972
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652bf2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652d50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652e68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ