Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
Рассмотрено
Руководитель кафедры
гуманитарных наук
_________ /А.В. Крюкова/
Протокол №1
от «29» августа 2025 г
Согласовано
Зам. директора по УВР
Утверждаю
Директор МОУ СШ №82
_________ М.А.
Лавриненко
_____________О.Н.
Чирскова
Приказ №117/3
от «01» сентября 2025 г
«29» августа 2025 г
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА
учебного курса
«Историческое краеведение»
для обучающихся
8 класса
Волгоград 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Историческое краеведение» составлена на
основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в
ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа учебного курса «Историческое краеведение» отражает
основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа учебного курса «Историческое краеведение» даёт представление
о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета,
устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает распределение и структурирование его по разделам и темам
курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Содержание учебного курса «Историческое краеведение» является базой
для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения исторических
фактов в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного
образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЧЕСКОЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ»
Изучение учебного курса «Историческое краеведение» направлено на
достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для
описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование краеведческих знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы краеведческих знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Историческое краеведение», входит в часть,
формируемую участниками образовательного процесса., в состав предметной
области «Общественно-научные предметы»
Учебным планом на изучение учебного курса «Историческое краеведение»
отводится 34 часа: по одному часу в неделю в 8 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 КЛАСС
Первые обитатели Волгоградской земли
Волгоградская земля в эпоху верхнего палеолита, мезолита и неолита
Особенности развития Волгоградского края в энеолите и бронзовом
веке.
Ранний железный век и первые его обитатели на Волгоградской земле
Волгоградская земля во время господст-ва сарматов
Волгоградский край в эпоху раннего средневековья
Печенеги, огузы. Половцы. Образование Золотой Орды
Расцвет и упадок Золотой Орды
Нижняя Волга и Дон в конце XV XVI в
Царицын и окрестности в XVII веке
Царицын в первой половине XVIII века
Царицын во второй половине XVIII века
Царицын в первой половинеXIX века
Экономическое развитие
Город и горожане
Образование. Культура, церковь
Общественное движение
Революция 1917 года в Царицыне
Начало гражданской войны. Оборона Царицына
Царицын в 1919году
Город в эпоху НЕПа
Сталинград в период социалистической реконструкции
Культурная и общественная жизнь сталинградцев в 1920-30-х гг.
Великая Отечественная война: тыловой Сталинград
Первый этап Сталинградской
битвы
Контрнаступление советских войск и победа под Сталинградом
Возвращение к мирной жизни. Сталинград в середине 1940-х начале 1950-гг
Развитие города в середине 1950-х- начале 1960 –х
годов
Волгоград в «эпоху застоя». Конец 1960-х-начало 1980-х
Волгоград в годы перестройки и реформ
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Историческое краеведение» должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной
стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего
и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности
в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно
относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного курса «Историческое краеведение» способствует
достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических
объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать
географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и
зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
 оценивать
достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать,
анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
 самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
 оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать
суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в
групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Приводить примеры объектов краеведения, процессов и явлений,
изучаемых различными ветвями географической науки;
выбирать источники информации (картографические, текстовые, видео
и фотоизображения, интернет-ресурсы);
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за
погодой в различной форме (табличной, графической, географического
описания).
проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по
заданным основаниям;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства
Волгоградской области, для решения практико-ориентированных задач;
Календарно-тематическое планирование
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0
0,5
1
0
1
1
0
0
4
Ранний железный век и первые
его обитатели на Волгоградской
земле
1
0
1
5
Волгоградская земля во время
господст-ва сарматов
1
0
1
6
Волгоградский край в эпоху
раннего средневековья
1
0
1
7
Печенеги, огузы. Половцы.
Образование Золотой Орды
1
0
0,5
8
Расцвет и упадок Золотой Орды
1
0
0
9
Нижняя Волга и Дон в конце XV
XVI в
1
0
0.5
1
2
3
Первые обитатели Волгоградской
земли
Волгоградская земля в эпоху
верхнего палеолита, мезолита и
неолита
Особенности развития
Волгоградского края в энеолите и
бронзовом веке.
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650186
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886502ee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865041a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650528
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650640
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650776
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650924
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650b04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650c26
10
Царицын и окрестности в XVII
веке
1
0
0
11
Царицын в первой половине
XVIII века
1
0
0
12
Царицын во второй половине
XVIII века
1
0
0,5
13
Царицын в первой половинеXIX
века
1
0
0,5
14
Экономическое развитие
1
0
0
15
Город и горожане
1
0
0,
16
Образование. Культура, церковь
1
0
0.5
17
Общественное движение
1
0
0.5
18
Революция 1917 года в Царицыне
1
0
1
19
Начало гражданской войны.
Оборона Царицына
1
0
1
20
Царицын в 1919году
1
1
0
21
Город в эпоху НЕПа
1
0
0,5
22
Сталинград в период
социалистической реконструкции
1
0
0,5
23
Культурная и общественная
жизнь сталинградцев в 1920-30-х
гг.
1
0
0
24
Великая Отечественная война:
тыловой Сталинград
2
0
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650d70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650f0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651090
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651252
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865139c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886514b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886516bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886519be
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651ad6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651d92
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652008
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886521c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886522ec
25
Первый этап Сталинградской
битвы
2
1
0
26
Контрнаступление советских
войск и победа под Сталинградом
1
0
0
27
Возвращение к мирной жизни.
Сталинград в середине 1940-х
начале 1950-гг
1
0
0
28
Развитие города в середине 1950х- начале 1960 –х годов
1
0
0
29
Волгоград в «эпоху застоя».
Конец 1960-х-начало 1980-х
1
0
0
30
Волгоград в годы перестройки и
реформ
1
0
0.5
31
Повторительно-обобщающий
урок
1
0
0
Повторительно-обобщающий
урок
1
0
0
Библиотека ЦОК
1
0
0
https://m.edsoo.ru/88652e68
1
0
0
34
0
11
32
33
34
Первые обитатели Волгоградской
земли
Волгоградская земля в эпоху
верхнего палеолита, мезолита и
неолита
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865240e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886525b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652724
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652972
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652bf2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652d50
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ