Рабочая программа Историческое краеведение

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»

Рассмотрено
Руководитель кафедры
гуманитарных наук
_________ /А.В. Крюкова/
Протокол №1
от «29» августа 2025 г

Согласовано
Зам. директора по УВР

Утверждаю
Директор МОУ СШ №82

_________ М.А.
Лавриненко

_____________О.Н.
Чирскова
Приказ №117/3
от «01» сентября 2025 г

«29» августа 2025 г

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА
учебного курса
«Историческое краеведение»
для обучающихся
8 класса

Волгоград 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Историческое краеведение» составлена на
основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в
ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа учебного курса «Историческое краеведение» отражает
основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа учебного курса «Историческое краеведение» даёт представление
о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета,
устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает распределение и структурирование его по разделам и темам
курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Содержание учебного курса «Историческое краеведение» является базой
для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения исторических
фактов в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного
образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЧЕСКОЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ»
Изучение учебного курса «Историческое краеведение» направлено на
достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;

3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для
описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование краеведческих знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы краеведческих знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Историческое краеведение», входит в часть,
формируемую участниками образовательного процесса., в состав предметной
области «Общественно-научные предметы»
Учебным планом на изучение учебного курса «Историческое краеведение»
отводится 34 часа: по одному часу в неделю в 8 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 КЛАСС
Первые обитатели Волгоградской земли
Волгоградская земля в эпоху верхнего палеолита, мезолита и неолита
Особенности развития Волгоградского края в энеолите и бронзовом
веке.
Ранний железный век и первые его обитатели на Волгоградской земле
Волгоградская земля во время господст-ва сарматов
Волгоградский край в эпоху раннего средневековья
Печенеги, огузы. Половцы. Образование Золотой Орды
Расцвет и упадок Золотой Орды
Нижняя Волга и Дон в конце XV XVI в
Царицын и окрестности в XVII веке
Царицын в первой половине XVIII века
Царицын во второй половине XVIII века
Царицын в первой половинеXIX века
Экономическое развитие
Город и горожане
Образование. Культура, церковь

Общественное движение
Революция 1917 года в Царицыне
Начало гражданской войны. Оборона Царицына
Царицын в 1919году
Город в эпоху НЕПа
Сталинград в период социалистической реконструкции
Культурная и общественная жизнь сталинградцев в 1920-30-х гг.
Великая Отечественная война: тыловой Сталинград
Первый этап Сталинградской
битвы
Контрнаступление советских войск и победа под Сталинградом
Возвращение к мирной жизни. Сталинград в середине 1940-х начале 1950-гг
Развитие города в середине 1950-х- начале 1960 –х
годов
Волгоград в «эпоху застоя». Конец 1960-х-начало 1980-х
Волгоград в годы перестройки и реформ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Историческое краеведение» должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной
стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего
и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;

ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности
в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно
относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного курса «Историческое краеведение» способствует
достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических
объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать
географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей

изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и
зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
 оценивать
достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать,
анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
 самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
 оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать
суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в
групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.


Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС







Приводить примеры объектов краеведения, процессов и явлений,
изучаемых различными ветвями географической науки;
выбирать источники информации (картографические, текстовые, видео
и фотоизображения, интернет-ресурсы);
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за
погодой в различной форме (табличной, графической, географического
описания).
проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по
заданным основаниям;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства
Волгоградской области, для решения практико-ориентированных задач;

Календарно-тематическое планирование
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0,5

1

0

1

1

0

0

4

Ранний железный век и первые
его обитатели на Волгоградской
земле

1

0

1

5

Волгоградская земля во время
господст-ва сарматов

1

0

1

6

Волгоградский край в эпоху
раннего средневековья

1

0

1

7

Печенеги, огузы. Половцы.
Образование Золотой Орды

1

0

0,5

8

Расцвет и упадок Золотой Орды

1

0

0

9

Нижняя Волга и Дон в конце XV
XVI в

1

0

0.5

1

2

3

Первые обитатели Волгоградской
земли
Волгоградская земля в эпоху
верхнего палеолита, мезолита и
неолита
Особенности развития
Волгоградского края в энеолите и
бронзовом веке.

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650186

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886502ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865041a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650528

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650640

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650776

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650924

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650b04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650c26

10

Царицын и окрестности в XVII
веке

1

0

0

11

Царицын в первой половине
XVIII века

1

0

0

12

Царицын во второй половине
XVIII века

1

0

0,5

13

Царицын в первой половинеXIX
века

1

0

0,5

14

Экономическое развитие

1

0

0

15

Город и горожане

1

0

0,

16

Образование. Культура, церковь

1

0

0.5

17

Общественное движение

1

0

0.5

18

Революция 1917 года в Царицыне

1

0

1

19

Начало гражданской войны.
Оборона Царицына

1

0

1

20

Царицын в 1919году

1

1

0

21

Город в эпоху НЕПа

1

0

0,5

22

Сталинград в период
социалистической реконструкции

1

0

0,5

23

Культурная и общественная
жизнь сталинградцев в 1920-30-х
гг.

1

0

0

24

Великая Отечественная война:
тыловой Сталинград

2

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650d70

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650f0a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651090

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651252

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865139c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886514b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886516bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886519be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651ad6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651bf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651bf8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651d92

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652008

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886521c0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886522ec

25

Первый этап Сталинградской
битвы

2

1

0

26

Контрнаступление советских
войск и победа под Сталинградом

1

0

0

27

Возвращение к мирной жизни.
Сталинград в середине 1940-х
начале 1950-гг

1

0

0

28

Развитие города в середине 1950х- начале 1960 –х годов

1

0

0

29

Волгоград в «эпоху застоя».
Конец 1960-х-начало 1980-х

1

0

0

30

Волгоград в годы перестройки и
реформ

1

0

0.5

31

Повторительно-обобщающий
урок

1

0

0

Повторительно-обобщающий
урок

1

0

0

Библиотека ЦОК

1

0

0

https://m.edsoo.ru/88652e68

1

0

0

34

0

11

32

33

34

Первые обитатели Волгоградской
земли
Волгоградская земля в эпоху
верхнего палеолита, мезолита и
неолита

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865240e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886525b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652724

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652972

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652bf2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652d50

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».