Рабочая программа Деловой русский язык 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»

Рассмотрено
Руководитель кафедры
гуманитарных наук
_________ /А.В. Крюкова/
Протокол №1
от «29» августа 2025 г

Согласовано
Зам. директора по УВР

Утверждаю
Директор МОУ СШ №82

_________ М.А. Лавриненко

_____________О.Н. Чирскова

«29» августа 2025 г

Приказ №117/4
от «01» сентября 2025 г

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Деловой русский язык»

для обучающихся 10 классов
среднего общего образования

Волгоград 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Деловой русский язык» разработана на основе
основополагающих документов современного российского образования: федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Это
изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и
результатов обучения требованиям федеральных документов.
Рабочая программа учебного курса разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СШ № 82.
- Авторской программы: «Деловой русский язык» (для обучающихся 10 класса) Авторсоставитель: М.Ю. Касумова М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.-2019г.
Изменений в авторской программе нет.
Предлагаемая программа учебного курса «Деловой русский язык» рассчитана на
использование в системе с курсом предмета «Русский язык» для 10 класса и направлена на
формирование представлений учащихся в области официально - деловой стилистики
русского языка. Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к
программам учебных курсов. В совокупности они призваны составить предметный блок,
выводящий изучение русского языка на качественно новый, более высокий уровень.
Актуальность предлагаемого учебного курса заключается в возможности
использования функционального аспекта русского языка в формировании деловой
речевой культуры учащихся и обусловлена тем, что недостаточно уделяется внимания
вопросу практического использования средств деловой коммуникации, делового этикета.
Включение в круг школьного изучения делового русского языка значительно изменяет
ракурс учебной деятельности учеников. Учащийся целенаправленно включается в реалии
делового общения, в его стилистически обусловленные особенности
Содержание данного курса предполагает не только материал по русскому языку, но и по
истории, культуре.
Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают практические
занятия, лекционные занятия.
Цель:
реализация важнейших целей образования: воспитание этики делового общения с
позиции языковой грамотности использования средств языкового материала для
самореализации в условиях динамично развивающегося общества.
Задачи:
- развивать способности эстетически воспринимать и оценивать явления русского языка
и на этой основе формировать собственные эстетические вкусы и потребности;
- понимать, как русский язык делового общения «сделан» и как он функционирует;
- осознавать сведения о «внетекстовой», внеязыковой реальности, которые связаны с
литературным деловым языком, отражаются в нем или им открываются.

На изучение учебного курса «Деловой русский язык» в 10 классе отводится 1 час в
неделю, за курс 34 часа.
Контроль осуществляется по основным разделам курса. В течение изучения курса
проводятся различные формы контроля: текущий и итоговый. Виды текущего контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тест.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуальногрупповые, фронтальные, классные и внеклассные. Для рациональной организации
педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного
подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей, обучающихся при
определении домашнего задания.
Технологии обучения, используемые в образовательном процессе:
 проблемное обучение;
 проектное обучение;
 здоровьесберегающие технологии;
 технологии уровневой дифференциации;
 интерактивные технологии;
 нестандартные уроки.
Ожидаемые результаты:
 Развитие навыков оформления текстов официально - делового стиля;
 Овладение знаниями в области делового производства.
 Освоение практических навыков в использовании речевых штампов, клише в текстах
деловых;
 Овладение практическими навыками редактирования текстов в соответствии с
требованиями к жанру деловой бумаги;
 Формирование осознанного отношения в выборе профессии
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения учебного курса «Деловой русский язык» учащиеся:
Научатся:
 анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
 оценивать стилистические ресурсы языка;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
 соблюдать культуру делового общения в устной и письменной форме, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
 соблюдать нормы речевого поведения в официально-деловой сферах общения;
 использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
Получат возможность научиться:
 выделять и описывать социальные функции русского языка;

проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями
языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
 проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
 редактировать письменные тексты официально-делового стиля на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
 использовать приобретенные знания и умения для дальнейшей профессиональной
ориентации.


Личностные результаты
• Знание истории, языка, культуры своего народа, усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной в осуществлении
профессиональной ориентации;
• освоение социальных норм, форм социальной жизни в группах и сообществах, с учётом
социальных особенностей;
• развитие компетентности в решении проблем на основе личностного выбора
Метапредметные результаты
• анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков
• проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
• осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационного
контроля («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
• выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
• осуществлять фиксацию указанной учителем информации об изучаемом языковом
факте;
Предметные результаты
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
 знать языковые средства, характерные для официально-делового стиля, уметь
правильно их выбирать и употреблять при составлении деловых бумаг;
 владеть стилистическими нормами, уметь оценивать деловой текст с точки зрения
соблюдения в нем стилистических норм;
 понимать природу стилистических ошибок; уметь находить в деловых бумагах
стилистические ошибки, характерные для делового стиля, и исправлять их, т. е. владеть
навыками стилистической правки текста;
Формы оценки результатов освоения данного учебного курса:
 оценка личного участия конкретных обучающихся в решении учебно-познавательных
заданий на занятиях учебного курса;
 анализ использования учащимися дополнительной литературы и других источников в
качестве иллюстративного материала по конкретным темам в процессе изучения и
обсуждения содержания курса;
 итоги тестирования на уроках промежуточного контроля.

Содержание учебного курса «Деловой русский язык»
Введение.
Цели и задачи, структура и содержание курса.
Деловая коммуникация.
Культура делового общения. Формы и культура деловой коммуникации.
Устное и письменное деловое общение.
Деловой этикет. Риторика – часть культуры делового общения. Деловая коммуникация и
паралингвистика. Документация – разновидность письменной деловой речи.
Официально-деловой стиль.
Официально-деловой стиль как язык документов. Язык деловой переписки. Жанры
письменной деловой речи. Деловые письма. Виды деловых писем.
Нормы деловой речи.
Языковые аспекты официально-делового стиля. Лексические нормы письменной и устной
деловой речи. Фразеология деловой речи. Грамматические особенности письменной и
устной деловой речи. Фонетические нормы и фонационные средства устной деловой речи.
Признаки официально-делового стиля, его разновидности, жанры, языковые
особенности
Сфера использования: правовые, международные и деловые отношения. Разновидности
официально-делового стиля: законодательный, дипломатический и деловой подстили.
Жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ, заявление, характеристика,
справка, нота, присяга, коммюнике и другие.
Языковые особенности официально-делового стиля.
Законодательный подстиль и его жанры (закон, устав, указ, гражданские и деловые акты и
др.)
Регулирование отношений между гражданами и государством. Графическое оформление
текста (членение на сегменты, цифровое обозначение частей и т.п.). Особая манера, стиль
изложения, языковые особенности.
Нравственные нормы общества в статьях законов.
Дипломатический подстиль и его жанры (нота, меморандум, коммюнике, конвенция и
др.).
Обслуживание сферы международных отношений. Специфика лексики и фразеологии.
Слияние с публицистическим стилем речи: эмоциональность и экспрессивность,
связанные с содержанием текстов.
Административно-канцелярский (собственно-деловой) подстиль
Деловые бумаги. Единая государственная система делопроизводства.
Регулирование деловых отношений между людьми, учреждениями, гражданами и
учреждениями.
Юридическая обоснованность деловых бумаг, единая внешняя форма, общепринятое
стандартное расположение частей.
Разновидности деловых бумаг
Три типа документов: документы, которые должны точно соответствовать принятому в
обществе стандарту, иначе они не имеют юридической силы (паспорт, диплом и т.п.);
документы, которые для удобства и быстроты оформляются на специальных бланках
(справка, квитанция и т.п.);
документы, в которых общественно закреплен общий принцип составления, но языковые
средства подбирает пишущий (автобиография, характеристика и т.п.).
Приказ. Распоряжение. Инструкция Стилевая окраска долженствования, императивность.
Характер изложения. Языковые особенности, определяющие специфику документов.
Отсутствие эмоциональности, экспрессивности. Заявление. Заявка. Счет
Заявление как официальное сообщение. Заявка и счет как документы, регулирующие
материально-денежные отношения. Стандартизация документов (воспроизведение по
особым шаблонам). Построение, структурные части, графическое оформление текстов.
Реквизиты.
Варианты написания заявления.
Объяснительная записка. Докладная записка. Отчет

Документы, содержащие письменное сообщение руководству о служебных делах. Схема
составления, речевые клише.
Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил
составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и
художественно-литературных средств языка.
Доверенность. Расписка. Справка. Извещение
Структурные части документов. Схема составления доверенности и расписки. Заверение
подписи частного лица. Отличие расписки от квитанции.
Изготовление бланков для справок и извещений.
Объявление Сущность объявления. Разновидности объявлений: сугубо официальные,
частные, объявления-рекламы, объявления о предстоящих мероприятиях и др.
Различия в написании объявления, зависящие от его назначения и сферы употребления.
Протокол простого и сложного типа Документ, содержащий запись выступлений
участников собрания, совещания, заседания и принятые ими решения. Составление
протокола по определенной форме. Понятие “протокольный язык”. Оформление
выступлений в виде прямой и косвенной речи (описательно).
Характеристика Документ, характеризующий учебную или профессиональную
деятельность.
Использование в производственной и научной сфере. Примерный план составления
характеристики.
Автобиография (служебная и литературная) Жизнеописание какого-либо лица,
составленное им самим. Использование речевых средств разных стилей речи.
Автобиография как деловой документ, предназначенный для административных
учреждений. Строгость и лаконичность в изложении материала, отсутствие
эмоциональности, неуместность образных средств языка, соответствие стандарту.
Автобиография как литературно-публицистическое произведение.
Признаки художественного стиля речи в литературной автобиографии.
Анкета. Резюме Назначение анкеты. Разновидности анкет. Использование специальных
бланков для анкетирования. Переосмысление слова “резюме” в современной деловой
речи. Резюме как деловой документ. Практические рекомендации по составлению резюме.
Устные формы деловой речи
Устные формы деловой речи: доклады на деловых совещаниях, выступления на
заседаниях, служебный диалог. Сохранение основных признаков деловой речи (точность,
ясность, лаконичность и т.д.). Отличия устных форм деловой речи от письменных.
Нарушение стилистической нормы: построение устных официальных выступлений по
законам письменной речи. Язык рекламы Особое место рекламы в современной жизни.
Разновидности рекламы.
Использование различных языковых (и внеязыковых) средств, в зависимости от
содержания и назначения рекламы. Соблюдение норм литературного языка и этических
норм. Практическое овладение языком рекламы.
Повторение и обобщение
Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. Опасность
“канцелярита” (К.Чуковский).
Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование
Темы
№

1.

2.

3.

4.
5.
6.

7.

8.

9.
10.
11.
12.
13.

14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.

Деловая коммуникация.
Характеристика
профессионально-деловой сферы
коммуникации
Деловое общение. Его виды.
Особенности деловой речи.
Жанровые разновидности
письменного и устного общения.
Речевая ситуация деловой
коммуникации.
Деловая беседа: виды и
структура. Деловое совещание
как жанр делового общения.
Пресс-конференция как жанр
делового общения.
Традиционные жанры деловой
коммуникации (Публичные
речи. Интервью. Комментарий)
Инновационные формы делового
общения (Презентация, брифинг
и т.д.)
Специфические жанры деловой
коммуникации (Спор.
Дискуссия. Полемика. Дебаты.
Прения)
Спор. Его жанровые
разновидности. Практикум.
Речевой этикет. Деловая этика.
Эмоциональность речи. Средства
ее создания. Риторические
фигуры.
Виды вопросов, употребляемых
в деловом взаимодействии.
История официально-делового
стиля. Официально-деловой
стиль как язык документов.
Язык деловой переписки. Жанры
письменной деловой речи.
Деловые письма. Виды деловых
писем
Практикум по теме
«Официально-деловой стиль.
Жанры деловой речи»
Особенности лексики и
фразеологии деловой переписки.
Особенности синтаксиса деловой
переписки.
Грамматические особенности
деловой речи
Синтаксис устной и письменной
деловой речи.
Фонетические нормы деловой
речи.

Колво
часов
1

Тип занятия
Беседа

Вид
контроля,
измерители
Текущий
Устный

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

Текущий
Устный

1

Исследовательская
работа
Исследовательская
работа

Текущий
Устный
Текущий
Устный

1

Беседа

Текущий
Устный

1

Текущий
Устный

1

Исследовательская
работа «Стилевые
особенности
текста».
Беседа

1

Исследование.

1

Исследовательская
работа.

1

Исследовательская
работа.
Беседа

Текущий
Устный
Текущий
Устный

1

Проверочная
работа.

Текущий
Письменный

1

Проверочная
работа.

Текущий
Письменный

1
1

Проверочная
работа.
Лекция.

1

Исследование.

1

Практическая
работа.
Беседа.

Текущий
Письменный
Текущий
Устный
Текущий
Устный
Текущий
Письменный
Текущий
Устный

1

1

1

Текущий
Устный
Текущий
Устный

Текущий
Устный
Текущий
Устный
Текущий
Устный

Дата
план

факт

21.
22.

23.

24.

25.

26.
27.

28.

29.

30.
31.

32.

33.

Практикум по теме «Нормы
деловой речи»
Разновидности официальноделового стиля, жанры
Регулирование отношений
государством. Реализация в
государственных
документах двух функций языка:
информативной (сообщение) и
волюнтативной (повеление).
Законодательный подстиль и его
жанры (закон, указ, устав,
гражданские и
деловые акты и др.).
Дипломатический подстиль и его
жанры (нота, меморандум,
коммюнике,
конвенция и др.)
Деловые бумаги. Единая
государственная система
делопроизводства.
Приказ. Распоряжение.
Инструкция
Заявление как официальное
сообщение. Заявка и счёт как
документы,
регулирующие материально –
денежные отношения
Документы, содержащие
письменное сообщение
руководству о служебных
делах. Объяснительная записка
Доверенность. Расписка. Схема
составления доверенности и
расписки
Справка. Извещение.

1
1

Практическая
работа.
Лекция

Объявление. Разновидности:
официальные, частные,
объявления –
рекламы, объявления о
предстоящих мероприятиях
Резерв.

1

1

Лекция

1

Лекция.

Текущий
Устный

1

Проверочная
работа.

Текущий
Письменный

1

Лекция.

Текущий
Устный

1

Лекция.

1

Лекция.

Текущий
Устный
Текущий
Устный

1

Исследовательская
работа.

Текущий
Устный

1

Лекция.

Текущий
Устный

1

Самостоятельная
работа.
Письменная работа

Текущий
Письменный
Текущий
Устный

2

Текущий
Устный
Текущий
Устный
Текущий
Устный

Текущий
Устный

Библиографический список
1. Рогожин, М. Ю. Как правильно и быстро подготовить резюме, характеристики,
рекомендации, отзывы. – СПб
2. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е. В. Ганапольская,
Т. Ю. Волошинова, Н. В. Анисина, Ю. А. Ермолаева, Я. В. Лукина, Т. А. Потапенко, Л.
В. Степанова; под ред. Е. В. Ганапольской, А. В. Хохлова. – СПб.
3. Токарева Г.В. Культура русской речи: учеб. пособие. Иваново, 2021. – 160 с. 9. Фалина
В.А. Основы делового общения: первые шаги к профессиональному успеху Иваново,
2022. – 108 с.
4. Введенская, Л.А. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Л.А.
Введенская. – Ростов н/Д, 2020. – 337с.
5. Введенская, Л.А. Учебный словарь антонимов русского языка. Л.А. Введенская. –
Ростов н/Д., 2021. – 315с.
6. 3. Введенская, Л.А. Учебный словарь омонимов русского языка / Л.А. Введенская,
Н.П. Колесников. – М., Ростов н/Д, 2021. – 254с.
7. Новинская, Н.И. Орфоэпический словарь русского языка [Текст] / Н.И.Новинская. –
Ростов н/Д, 2020. – 336
8. Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка: Около 30000 слов / Д.Э.
Розенталь, М.А. Теленкова – М., 2021. – 832 с. 11. Д.Э. Розенталь, В.В. Краснянский. –
М., 2021. – 416 с.
Электронные ресурсы
1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
http://www.gramota.ru.
2. Интернет-проект «Культура письменной речи». http://www.gramma.ru.
3. http://www.doc-style.ru3. Сайт «Стиль документа».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».