Рабочая программа Актуальные вопросы обществознания 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»

Рассмотрено
Руководитель кафедры
гуманитарных наук
_________ /А.В. Крюкова/
Протокол №1
от «29» августа 2025 г

Согласовано
Зам. директора по УВР

Утверждаю
Директор МОУ СШ №82

_________ М.А. Лавриненко

_____________О.Н. Чирскова

«29» августа 2025 г

Приказ №117/4
от «01» сентября 2025 г

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса
«Актуальные вопросы обществознания»

для обучающихся 11 классов
среднего общего образования

Волгоград 2025

Пояснительная записка
Представленный курс составлен на основе основополагающих документов
современного
российского
образования:
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования. Это изначально обеспечивает
полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям
федеральных документов.
Рабочая программа учебного курса разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СШ № 82.
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что
позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум
предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а
также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к
обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и
практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится к консультированию
учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация
обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и
Интернет-ресурсов.
Цель:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств
коммуникации (включая ресурсы Интернета),
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных
источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных
суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие
в дискуссиях о современных социальных проблемах;
- успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.
Задачи:
- повышение предметной компетентности обучающихся;
- закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
- отработать задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.
Согласно основной образовательной программе среднего общего образования
МОУ СШ № 82 на изучение учебного курса отводится 1 час в неделю, за курс 34 часа.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые,
индивидуально-групповые, фронтальные, внеклассные. Для рациональной организации
педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного
подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Технологии обучения, используемые в образовательном процессе:
- проблемное обучение;
- проектное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии уровневой дифференциации;
- интерактивные технологии;
- нестандартные уроки.
Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки учащихся).
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
• сформированность
гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
• принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
• сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
• идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

Эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
• убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
• стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
• сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
• готовность к активной социально направленной деятельности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету
общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
• готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни.
Экологического воспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
•
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
•
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека,
включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
•
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
•
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении
всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе
в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
• готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать
типичные социальные роли;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
•

Предметные
 рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
 знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории;
 определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
 представлять культурное наследие России и других стран;
 работать с различными историческими источниками ( сравнивать различные
исторические документы, давать им общую характеристику, соотносить иллюстративный
материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации; составлять описание исторических объектов и памятников на
основе текста, иллюстраций, макетов, интернет- ресурсов; работать с хронологическими
таблицами, картами и схемами);
 критически анализировать информацию из различных источников;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
 оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версия
Предметные результаты
1) Владеть знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии основных сфер и социальных институтов; общественных потребностях и
общественных отношениях; социальной динамике и ее формах; особенностях процесса
цифровизации и влияния массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного
общества, тенденциях развития Российской Федерации; человеке как субъекте
общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации
личности и ее этапах в современных условиях; деятельности и ее структуре; сознании,
самосознании и социальном поведении; познании мира; истине и ее критериях; формах и
методах мышления; особенностях профессиональной деятельности в области науки;

об историческом и этническом многообразии культур, связи духовной и материальной
культуры, особенностях профессиональной деятельности в области науки и культуры;
об экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе
государственной политике поддержки малого бизнеса и предпринимательства,
конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной
экономике; роли государственного бюджета в реализации полномочий органов
государственной власти, механизмах принятия бюджетных решений; особенностях
профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда,
норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия,
справедливости,
коллективизма,
исторического
единства
народов
России,
преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и
традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства на
примерах разделов «Человек в обществе», «Духовная культура», «Экономическая жизнь
общества».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, в том числе
достижений российской науки и искусства, направлений научно-технологического
развития Российской Федерации, при изложении собственных суждений и построении
устных и письменных высказываний, включая понятия: общество и его типы, социальный
институт, общественный прогресс, деятельность, социальные интересы, глобализация,
личность, социализация, истина, мышление, духовная культура, духовные ценности,
народная культура, массовая культура, элитарная культура, ценности и идеалы;
образование, наука, искусство, религия, мораль, мировоззрение, экономическая система,
экономический рост, экономический цикл, ограниченность ресурсов, общественные блага,
валовой внутренний продукт, факторы долгосрочного экономического роста; механизмы
государственного регулирования экономики, международное разделение труда.

Тематический план (34 часа)
№п/п Название тем курса

1
2
3
4
5
6
7-8
9-10
1112
1314
15
16
17
18
19
20
21
22
23
2425
26
27
28
2930
31
3233
34

Тип
занятия

Экономика и экономическая наука. Факторы
производства. Экономические системы
Рынок и рыночный механизм. Спрос и
предложение
Банковская система. Ценные бумаги
Рынок труда. Безработица
Экономический рост и развитие. Инфляция
Роль государства экономики. Налоги.
Государственный бюджет
Мировая экономика
Решение заданий по теме
Понятие власти. Государство и его функции

Входной
контроль
Семинар

Кол- Вид
Дата
во
контроля,
проведения
час.
измерители план факт
1
Тест
1

Практикум

1
1
1
1

Практикум
Практикум
Практикум
Практикум

Семинар
2
Практикум 2
Семинар
2

Практикум
Практикум
Практикум

Политическая система

Семинар

2

Практикум

Типология
политических
режимов.
Демократия
Гражданское
общество
и
правовое
государство
Политические
партии
и
движения.
Избирательная кампания в РФ
Политический
процесс.
Политическое
участие. Политическая элита
Органы государственной власти РФ
Решение заданий по теме
Право в системе социальных норм
Система
российского
права.
Законотворческий процесс в РФ
Юридическая ответственность
Субъекты гражданского права.

Семинар

1

Практикум

Семинар

1

Практикум

Семинар

1

Практикум

Семинар

1

Практикум

Семинар
Практикум
Семинар
Семинар

1
1
1
1

Практикум
Практикум
Практикум
Практикум

Семинар
Семинар

1
2

Практикум
Практикум

Организационно-правовые
формы Семинар
предпринимательской деятельности
Административное право
Семинар
Уголовное право
Семинар
Семейное и трудовое право
Семинар

1

Практикум

1
1
2

Практикум
Практикум
Практикум

Решение заданий по теме
Решения практических заданий

Практикум 1
Практикум 2

Практикум
Практикум

Итоговый контроль

Контроль
1
знаний и
умений

Контроль в
форме ЕГЭ

Семинар
Семинар
Семинар
Семинар

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный
справочник.
2. Москва, АСТ, 2021
3. П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.
Москва, АСТ, 2021.
4. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва,
Политика, АСТ, 2021.
5. П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспресс-репетитор для
подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2021.
6. П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспресс-репетитор для
подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2021.
7. П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.
Москва, Астрель, 2021.
8. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Человек.
Познание. Москва, Астрель, 2021.
9. П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2021.
10.
П.А. Баранов. Право. 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2021.
11.
Единый государственный экзамен 2022. Обществознание. Универсальные
материалы для подготовки учащихся. Москва, Интеллект-Центр, 2022.
12.
А.В. Клименко. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших
классов и поступающих в вузы. Москва, Дрофа, 2021.
13.
Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и
повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2021.
14.
Г.Э. Королева. Экономика: 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2020.
15.
Е.Л.Рутковская. ЕГЭ 2023. Обществознание: сборник заданий. Москва, Эксмо,
2023.
16.
Е.Л.Рутковская. Обществознание. Тема «Человек и общество»: тестовые задания
базового и повышенного уровня сложности: А1 – А4. Москва, Астрель, 2021.
17.
Е.Л.Рутковская Е.Л. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого
государственного экзамена по обществознанию. Москва, Русское слово, 2021.
18.
Е.Л.Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание.
Решение сложных заданий. Москва, Интеллект-Центр, 2021.
19.
О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ:
2020. Обществознание. Москва, Астрель, 2020.
20.
О.А. Котова, Т.Е. Лискова Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ:
2019. Обществознание. Москва, Астрель, 2021.
21.
О.А. Котова, Т.Е. Лискова Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ:
2022. Обществознание. Москва, Астрель, 2022.
22.
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Человек и общество. 10-11
класс. Москва, Просвещение, 2023.
23.
О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 классе.
Москва, Русское слово, 2023.
Ресурсы Интернета по обществознанию
http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации
http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста
http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка
http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений
России
http://sernyarossii.ru - Семья России
http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами

http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
Рекомендуемые сайты
http: //evolbiol.ru/ markov_anthropogenes. htm
http: //expert.ru/
http: //slon.ru/
http: //scepsis.ru/
http: //www.antropogenez. ru/
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение
методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго
поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».