Рабочая программа Современная литература 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»

Рассмотрено
Руководитель кафедры
гуманитарных наук
_________ /А.В. Крюкова/
Протокол №1
от «29» августа 2025 г

Согласовано
Зам. директора по УВР

Утверждаю
Директор МОУ СШ №82

_________ М.А. Лавриненко

_____________О.Н. Чирскова

«29» августа 2025 г

Приказ №117/4
от «01» сентября 2025 г

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Современная литература»

для обучающихся 11 классов
среднего общего образования

Волгоград 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленный учебный курс «Современная литература», составлен на основе
основополагающих документов современного российского образования: федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Это
изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и
результатов обучения требованиям федеральных документов.
Рабочая программа учебного курса разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СШ № 82.
В российской школе литература - ведущий предмет в системе нравственного,
патриотического и эстетического воспитания школьников. Цели литературного
образования значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль
литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Учебный курс «Современная литература» призван продолжить знакомство учащихся со
спецификой отечественной художественной литературы. Он направлен на изучение
основных тенденций литературного процесса нашего времени. Курс также призван
систематизировать знания учащихся об истории отечественного литературного процесса в
целом; укреплять их в заинтересованном и ценностном отношении к отечественной
литературе – как классической, так и современной; развивать способность восприятия
литературных произведений различных эстетических проблем; совершенствовать навыки
детального анализа текстов.
Цели:
- становление духовного мира человека;
- создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном
совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- познакомить учащихся с наиболее характерными направлениями в современной прозе и
лирике, - дать представления о самых ярких авторах различных направлений, течений;
- показать сложность и неоднозначность современного литературного процесса, его
богатство и разнообразие, эстетическую неравноценность произведений, особенности
идейных и нравственных поисков современной литературы;
- выяснить, что объединяет нравственный, идейный, эстетический поиск современной
прозы с духовными и художественными традициями русской классической литературы;
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать художественные
произведения современной литературы;
- развитие личности, направленное на формирование социальной активности, готовности
к сознательному и ответственному действию в сфере общественных отношений, в том
числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия социальным нормам, к
самостоятельному принятию решений, реализации гражданской позиции и несению
ответственности.

На изучение учебного курса «Современная литература» в 11 классе отводится 1 час
в неделю, за курс 34 часа.
Контроль осуществляется по основным разделам курса. В течение изучения курса
проводятся различные формы контроля: текущий и итоговый. Виды текущего контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тест.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с тестами и
текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат
самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач,
мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание
сочинений, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические
работы, использование различных каналов поиска информации.
Технологии обучения, используемые в образовательном процессе:
- проблемное обучение;
- проектное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии уровневой дифференциации;
- интерактивные технологии;
- нестандартные уроки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения курса у учащихся появится возможность обобщения и закрепления,
совершенствования знаний:
Личностными результатами освоения выпускниками программы по современной
литературе являются:
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви
к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к
культурам других народов;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации;
-овладение началами психологической грамотности, что способствует успешной
социализации и самоидентификации личности.
Метапредметными результатами освоения программы по современной литературе
являются:
-владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, различные виды
чтения, умение извлекать информацию из любых источников, отбирать и
систематизировать информацию, самостоятельно искать и преобразовывать информацию,
определять цели деятельности, планировать ее, оценивать, уметь свободно излагать свои
мысли и выступать перед аудиторией);
-применение полученных знаний в повседневной жизни и на межпредметном уровне;
-коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
-сформированность ценностно-мировоззренческих основ личности.

Предметные результаты
В результате изучения литературы ученик научится:
- понимать образную природу словесного искусства;
- понимать содержание изученных произведений;
- понимать изученные теоретико-литературные понятия;
- понимать основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по
теории и истории литературы (тематика, проблематика, идейный пафос, система образов,
особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-аргументированно формулировать своѐ отношение к прочитанному произведению;
-писать сочинения разных жанров на литературные темы.
Выпускник школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и
использования информации в области литературы.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.

Тема занятия

К- Тип
Вид
Дата
во занятия контроля, проведения
час.
измерители план факт

Введение. Основные направления и тенденции 1
развития современной литературы

Беседа Текущий

«Эти непростые 30-е годы»
2.

“Так
это
было
на
Земле”.
произведений,
посвященных
коллективизации)

(Обзор 1
теме

Лекция Текущий

3.

Крушение мечты о “всеобщем счастье”. Тема 2
“раскрестьянивая” в романах Б.Можаева
“Мужики и бабы”, С.Антонова “Овраги”,
С.Залыгина “На Иртыше”

Лекция Текущий

Годы репрессий
4.

Отражение эпохи 30-40-х годов в современной 2
литературе. В. Дудинцев “Белые одежды”, Д.
Гранин “Зубр”

Лекция Текущий

5.

“…Сильней надежд мои воспоминанья”. 1
Жизнь и творчество В.Т. Шаламова.
“Колымские рассказы”

Лекция Текущий

6.

О. Волков “Погружение во тьму”. Судьба 1
российской интеллигенции

Лекция Текущий

7.

“Былые годы в памяти не стерты”. Г. 1
Владимиров “Верный Руслан”. С. Довлатов
“Зона”

Лекция Текущий

“Остаться человеком в пламени войны”
8.

Тема памяти живых и погибших

1

Лекция Текущий

9.

Тема исторической правды в рассказе Е. 1
Носова “Костер на ветру”

Лекция Текущий

10. Образ молодого солдата. Г. Бакланов “Навеки 1
– девятнадцатилетние”

Лекция Текущий

11. В. Кондратьев “Сашка”

1

Лекция Текущий

12. М. Карим “Помилование”

1

Лекция Текущий

13. “Написанная кровью сердца…” Повесть К. 2
Воробьева“Это мы, Господи”

Лекция Текущий

14. В. Астафьев “Прокляты и убиты”. Правда о 1
войне

Лекция Текущий

15. Обобщение по теме: “Человек, природа и 1
будущее цивилизации

Лекция Текущий

“Остаться человеком в пламени войны”
16. Женщина и война. С. Алексиевич “У войны не 2
женское лицо”

Лекция Текущий

17. В. Быков ‘Полюби меня, солдатик”

1

Лекция Текущий

18. В. Астафьев “Пастух и пастушка”

1

Лекция Текущий

19. Стихи Ю. Друниной

1

Лекция Текущий

20. “Афганская проза”. С. Дышев “Да воздастся”

1

Лекция Текущий

21. О Ермаков “Последний рассказ о войне”

1

Лекция Текущий

К. 1

Лекция Текущий

23. “Чеченская проза”. А. Иванов “Вход в плен 2
бесплатный”, “Спецназ, который не вернется”

Лекция Текущий

24. В. Маканин “Кавказский пленный”

2

Лекция Текущий

25. А. Проханов “Чеченский блюз”

1

Лекция Текущий

26. Сочинение – рецензия на прочитанную книгу

2

Лекция Текущий

27. Подведение итогов года

1

Лекция Текущий

не
вытоптать
22. “Сапогами
Таривердиев “Ловушка”

ИТОГО

душу”.

34

Цифровые образовательные ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru
2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window
3.Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru
4.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
5.Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
6. Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».