Аннотация к учебным программам на 2025-2026 учебный год
Образователь
ная
область
Филология
Учебный
предмет
Русский
язык
Русский
язык
Русский
язык
Русский
язык
Русский
язык
Русский
язык
Литературное
чтение
Литературное
чтение
Автор, название,
издательство, год издания
используемых учебников
Горецкий В.Г., Кирюшкин
В.А., Виноградская Л.А.,
Бойкина М.В.
Русский язык. Азбука: 1класс.
в 2- х частях.- М.:
Просвещение.
Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Русский язык.1,2,3 класс. М.: Просвещение.
Иванов С.В., Евдокимова
А.О., Кузнецова М.И. / Под
ред. Журовой Л.Е. и Иванова
С.В.
Русский язык. 4 классы. В 2–х
частях.– М.:ВЕНТАНАГРАФ.
Ладыженская Т.А., Баранов
М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
Русский язык. 5 класс. В 2-х
частях.– М.: Просвещение.
Баранов М.Т. и др.
Русский язык. 6,7 классы. В
2-х частях.– М.:
Просвещение.
Тростенцова Л.А.
Русский язык.8,9 классы. М.: Просвещение.
Гусарова И.В.
Русский язык.10,11 класс. М.: Просвещение.
Литературное
чтение
Климанова Л.Ф., Горецкий
В.Г., Голованова М.В. и др.
Литературное чтение. 1,2,3
класс.
В 2- х частях.- М.:
Просвещение.
Литературное
чтение
Виноградова Н.Ф., Хомякова
И.С., Сафонова И.В., Петрова
В.И. / Под ред. Виноградовой
Н.Ф.
Литературное чтение. 4
классы. – М.: ВЕНТАНАГРАФ.
Краткая аннотация учебника
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель
обучения: сформировать у учащихся начальной школы
познавательную мотивацию к изучению русского языка,
которая выражается в осознанном стремлении. Научиться
использовать языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач и познакомиться с основами
научного описания родного языка.
Учебник "Русский язык" входит в образовательную систему
"Школа России". Содержание учебника направлено на
формирование у обучающихся функциональной грамотности
и коммуникативной компетентности. Системный подход к
изучению русского языка, реализованный в заданиях разного
типа и рубриках "Страничка для любознательных", "Наши
проекты", "Проверь себя", позволит развивать у
обучающихся прочные языковые навыки и формировать
интерес к обучению. Материал учебника позволяет
организовать дифференцированное обучение и обеспечивает
достижение личностных, предметных и мета предметных
результатов освоения Основной образовательной программы
начального общего образования.
Учебник соответствует ФГОС и рекомендован
Министерством образования и науки Российской
Федерации."Русский язык" Иванова С.В., входит в УМК
«Начальная школа 21 века». Содержание учебника позволяет
организовать дифференцированное и индивидуальное
обучение: помимо материала для обязательного усвоения
представлены темы ознакомительногохарактера.
Обновлённый учебник реализует идею интегрированного
обучения языку и речи, предполагающего формирование
лингвистической и коммуникативной компетенций, а также
привлечение большого объёма сведений
культурологического характера. Новое художественное
оформление, усовершенствованный методический аппарат
учебника способствуют оптимизации учебного процесса.
Учебники созданы с учетом современных требований к
знаниям и умениям ученика, формируют научнолингвистическое мировоззрение, развивают
коммуникативные умения учащихся.
Год
изда
ния
2023
2023
2024
2025
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2024
2025
2019
2020
Учебник предназначен для старшеклассников, изучающих
русский язык как на базовом, так и на углублённом уровне.
Содержит расширенный теоретический материал,
творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку
к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурнотворческую модель образования.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/408936/
Содержание учебника способствует художественноэстетическому развитию обучающихся, формированию
функциональной грамотности и коммуникативной
компетентности. Содержание переработанного учебника
имеет ряд изменений: обновлен иллюстративный ряд,
усовершенствован методический аппарат учебника. К
каждой теме сформулирована учебная задача, разделы
начинаются с рубрики "Что уже знаем и умеем", система
заданий дополнена полезными советами для выполнения
практических работ.
В учебнике произведения помогут развить у детей
литературный вкус и расширить их читательский кругозор.
Основное внимание уделяется навыку чтения, однако при
этом продолжается систематическая работа над
литературным образованием и универсальными учебными
действиями учащихся, формированием их мировоззрения и
любви к чтению.
2023
2025
2023
2024
2025
2019
2020
2021
Литература
Литература
Литература
Литература
Коровина В.Я. и др.
Литература. Учебникхрестоматия.
5 класс. В 2-х частях. - М.:
Просвещение.
Полухина В.П. Литература.
Учебник- хрестоматия. 6
класс. В 2-х частях. -М.:
Просвещение.
Коровина В.Я. и др.
Литература. Учебник –
хрестоматия. 7,8,9 классы. В
2-частях - М.: Просвещение.
Коровин В.И. и др.
Литература. Учебник. 10
класс. Углубленный уровень.
В 2-х частях - М.:
Просвещение.
Михайлов О.Н., Шайтанов
И.О. и др./под ред. Журавлева
В.П. Литература. (базовый и
профильный уровень). 11
класс. В 2-х частях.
– М.: Просвещение.
Иностранный
язык
Английский
язык
Быкова Н.И., Дули Д,
Поспелова М.Д. и др.
Английский язык.-2,3,4
классы. В 2-х ч. - М.:
Просвещение.
Ваулина Ю.Е., Дули Д.,
Подоляко О.Е. и др.
Английский язык. 5,6,7 класс.
– М.: Просвещение.
Баранова К.М., Дули Д.,
Копылова В.В.
Английский язык. 8,9 классы.
-М.: Просвещение.
Афанасьева О.В., Дули Д.,
Михеева И.В. и др.
Английский язык.(базовый
уровень). 10,11 класс. – М.:
Просвещение.
Учебник входит в учебно-методический комплект для
5—9 классов завершённой предметной линии под
редакцией В. Я. Коровиной, призванной обеспечить
достижение личностных, мета предметных и
предметных результатов, определённых во ФГОС ООО
по предмету «Литература», овладение системой
универсальных учебных действий. Учебник
способствует развитию творческих и коммуникативных
способностей обучающихся.
В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую
проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе
художественное произведение и его автор, в 7 классе –
особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь
литературы и истории, 9 класс – начало курса на историколитературной основе.
Учебник охватывает всю историю «золотого» столетия
русской литературы — от творчества В. А. Жуковского до
творчества А. П. Чехова. Особое внимание уделяется
анализу языковых выразительных средств и возможностей
различных литературных жанров. Выполняя творческие
задания и проектные работы, учащиеся и смогут проявить
себя в самостоятельной исследовательской деятельности,
научатся писать рефераты, сочинения, эссе, рецензии и
приобретут другие полезные навыки и компетенции.
Учебник по русской литературе XX века, знакомит с новым
взглядом на отечественную литературу XX столетия, если
вас интересуют драматические судьбы крупнейших русских
писателей нашего века, если вам необходима книга,
написанная научно, содержательно и одновременно
увлекательно коллективом ведущих писателей,
литературоведов, критиков.
Учебники разделены по трем классам (2,3 и 4) для удобства
ученика и учителя. Каждый учебник имеет своиувлекательные сюжеты учебников; учебный
материал,создающий естественные условия для обучения
младших школьников;
- ролевые игры, познавательные лингвистические
упражнения, доступные проектные задания, помогающие
учащимся решать разнообразные коммуникативные задачи.
Учебник рассчитан на 3 часа в неделю в
общеобразовательных организациях. Имеет четкую
модульную структуру: вводный модуль, 10 тематических
модулей, раздел аутентичной информации о России,
грамматический справочник на русском языке, а также
многочисленные приложения, такие как неправильные
глаголы, географические названия и многое другое. Учебник
характеризуется тем, что ученики знакомятся с
рациональными приемами изучения иностранного языка
(StudySkills) и используют английский язык как средство
изучения других дисциплин.
Учебники являются центральным элементом учебнометодического комплекта серии «Звёздный английский» для
учащихся 8,9 классов общеобразовательных учреждений и
школ с углублённым изучением английского языка.
Отличительной особенностью УМК является модульное
построение учебников, наличие аутентичного материала о
России, заданий, соответствующих требованиям
международных экзаменов, постепенно готовящим к
государственной итоговой аттестации в 9 классе.
Учебник является центральным элементом учебнометодического комплекта серии «Английский в фокусе» для
10 классов общеобразовательных организаций.
Отличительной особенностью УМК является модульное
построение учебника, наличие аутентичного материала о
России, заданий, соответствующих требованиям
международных экзаменов, готовящим постепенно к
Единому государственному экзамену по английскому языку.
Учебник получил положительные заключения по итогам
научной, педагогической и общественной экспертиз на
2023
2024
2024
2025
72025
8,92019
2020
2021
2025
2021
2022
2023
2024
2025
2023
2024
2025
2019
2021
2021
2022
Немецкий язык
Математика и
информатика
Математика
Бим И.Л. и др.
Немецкий язык. 6,7,8,9
классы. – М.: Просвещение.
Радченко О.А., ЛытаеваМ.А.,
ГутбродО.В. Немецкий язык
(базовый и углубленный
уровни).
10,11классы.- М.:
Просвещение.
Моро М.И., Волкова С.И.,
Степанова С.В. Математика.
1,2,3 класс. 2-х частях.- М.:
Просвещение.
Рудницкая В.Н., Юдачева
Т.В. Математика. 4 классы. В
2-х частях. - М.: ВЕНТАНАГРАФ
Виленкин Н.Я., Жохов В.И.,
Чесноков А.С., Александрова
Л.А., Шварцбурд С.И.
Математика. 5,6 класс. В 2-х
частях.- М.:Просвещение.
Алгебра
Вероятность и
статистика
Алгебра и
начала
математическо
го анализа.
Геометрия
Макарычев Ю.Н., Миндюк
Н.Г., Нешков К.И. и др./ Под
ред. Теляковского С.А.
Алгебра. 7,8,9 класс.- М.:
Просвещение.
Высоцкий И.Р., Ященко И.В./
под ред. Ященко И.В.
Вероятность и статистика. 7-9
классы. В 2-х частях.– М.:
Просвещение.
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.,
Ткачева М.В. и др.
Алгебра и начала
математического
анализа(базовый и
углубленный уровень).10-11
классы. – М.: Просвещение.
Атанасян Л.С. и др.
Геометрия. 7–9 классы. – М.:
Просвещение.
соответствие Федеральному государственному
образовательному стандарту среднего (полного) общего
образования.
Учебники состоят из глав, каждая из которых включает от 5
до 7 блоков, которые направлены как на овладение
средствами языка (лексикой и грамматикой), так и умениями
во всех видах речевой деятельности. Во всех учебниках
УМК присутствуют тексты различных жанров и форм
(описание, диалог, интервью, письмо и т.п.) о России. В
каждой главе есть также блок, посвященный культуре,
традициям, достопримечательностям и особенностям
немецкоязычных стран.
Учебник курса предназначен для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений, а также для учащихся
15-17 лет с базовым курсом немецкого языка и завершает
весь курс обучения немецкому языку в
общеобразовательных учреждениях.
Учебник «Математика. 1 класс» (в двух частях) авторов М.
И. Моро и др. является составной частью завершённой
предметной линии учебников «Математика» системы
учебников «Школа России». Содержание и структура
учебника направлены на достижение учащимися
личностных, мета предметных и предметных результатов.
Учебники соответствуют ФГОС начального общего
образования. В них содержатся теоретические сведения и
система упражнений, предназначенные для формирования
новых знаний, закрепления ранее изученного материала, а
также задачи и упражнения повышенного уровня сложности,
задания, которые используются для повышения уровня
математической подготовки учащихся (выделены зеленым
цветом), и некоторые сведения из истории математики.
Учебники созданы на основании концепции и методических
идей обучения математике С. И. Шварцбурда, Н. Я.
Виленкина, А.С.Чеснокова. Состоят из двух частей. Первая
часть посвящена изучению натуральных чисел и знакомству
с начальными сведениями из геометрии. Учебники имеют
большую и хорошо организованную систему заданий,
подразделяющуюся на три основные группы: для работы в
классе, для повторения ранее пройденного материала и для
домашней работы.
Данный учебник является первой частью трёхлетнего курса
алгебры для общеобразовательных школ. Новое издание
учебника дополнено и переработано. Его математическое
содержание позволяет достичь планируемых результатов
обучения, предусмотренных Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего
образования. В задачный материал включены новые по
форме задания: задания для работы в парах и задачиисследования.
Учебник предназначен для знакомства учащихся с формами
представления и описания данных в статистике, случайными
событиями, вероятностью и её свойствами. В учебнике в
равной мере уделяется внимание статистике, комбинаторике
и теории вероятностей и их роли в изучении явлений
окружающего мира.
В данном учебнике завершается развитие основных идей
курса алгебры 7—9 классов. Элементарные функции
изучаются в 10 классе классическими элементарными
методами без привлечения производной; числовая линия и
линия преобразований развиваются параллельно с
функциональной; начала математического анализа
рассматриваются в 11 классе. Система упражнений
представлена на трёх уровнях сложности. Задачи
повышенной трудности в конце учебника содержат богатый
материал для подготовки в вузы с повышенными
требованиями по математике.
В изложении материала учебника сочетаются наглядность и
строгая логика. Основные геометрические понятия вводятся
на основе наглядных представлений, что делает учебник
доступным для самостоятельного изучения школьниками.
Основные задачи даются после параграфов, дополнительные
в конце каждой главы. Ко всем задачам есть ответы, а к
2019
2020
2021
2019
2021
2022
2023
2024
2025
2019
2021
2023
2024
2025
2023
2024
2025
2023
2024
2025
2021
2022
2023
2024
2025
Атанасян Л.С. и др.
Геометрия (базовый и
профильный уровни). 10–11
классы. – М.: Просвещение.
Информатика
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Информатика. 7,8,9 класс. –
М.: Просвещение.
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Информатика. 10,11 класс. –
М.: Просвещение.
Общество
знание
Окружающий
мир
Окружающий
мир
Обществознан
ие
История
История
Плешаков А.А.
Окружающий мир. 1,2,3
класс.
В 2-х ч.– М.: Просвещение.
Виноградова Н.Ф.
Окружающий мир. В 2-х ч. 4
классы.- М.: ВЕНТАНАГРАФ.
Боголюбов Л.Н., Матвеев
А.И., Жильцова Е.И. и др. /
Под ред. Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю.,
Матвеева А.И.
Обществознание. 8,9 классы.
-М.: Просвещение.
Боголюбов Л.Н.
Обществознание.10, 11
классы. – М.: Просвещение.
Мединский В. Р., Чубарьян А.
О. История. Всеобщая
история. История Древнего
мира. 5 класс. – М.:
Просвещение.
Мединский В. Р., Чубарьян А.
О. История. Всеобщая
история. История Средних
наиболее трудным - указания по их решению.
В учебнике реализован принцип преемственности с
традициями российского образования в области геометрии.
Он характеризуется доступностью изложения материала,
сочетающейся с достаточной строгостью, краткостью,
схематичностью. Его отличает хорошо подобранная
трёхступенчатая система задач, включающая типовые задачи
к каждому параграфу, дополнительные задачи к каждой
главе и задачи повышенной трудности. Позволяет
обеспечить вариативность, дифферинцированность и другие
принципы обучения.
Содержание учебника структурировано по темам
"Компьютер - универсальное устройство обработки
данных" (тематический раздел "Цифровая грамотность"),
"Информация и информационные процессы"
(тематический раздел "Теоретические основы
информатики"), "Обработка текстовой информации",
"Обработка графической информации", "Мультимедиа"
(тематический раздел "Информационные технологии").
Теоретический материал поддержан развёрнутым
аппаратом организации усвоения изучаемого материала.
Содержание учебного издания опирается на материал,
изученный в 7-9 классах основной школы. Учебное
издание позволяет каждому обучающемуся овладеть
ключевыми понятиями и закономерностями, на которых
строится современная информатика, научиться
выполнять задания ЕГЭ базового уровня сложности.
Мотивированный обучающийся научится выполнять ряд
заданий ЕГЭ повышенного уровня сложности.
Система заданий учебника обеспечивает освоение знаний,
умений и навыков через практическую деятельность.
Инструментарий для организации проектной и учебноисследовательской деятельности будет способствовать
формированию экологического мышления, творческих
способностей, познавательного интереса, функциональной
грамотности. Материал учебника позволяет реализовать
системно деятельностный подход и организовать
дифференцированное обучение.
Учебники на доступном учащимся уровне дают начальные
представления о человеке, природе и обществе, знакомят с
разнообразием и красотой окружающего мира, а также
начинают формирование универсальных учебных действий.
В учебниках рассказывается о современном обществе, его
четырёх сферах — экономической, политической,
социальной и духовной, единстве мира и глобальных
проблемах, о российском обществе: его устройстве,
конституционных основах, особенностях развития в начале
XXIв.
Учебники представляют краткий вариант
обществоведческого курса, содержат обширный
теоретический и фактический материал по курсу. С учетом
современных научных представлений автор рассматривает
проблемы сущности человека, духовного мира личности,
социальной структуры и общественных отношений.
Учебник разработан в соответствии с актуальными
требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования
и Федеральной образовательной программы основного
общего образования. В учебнике освещены основные
события всеобщей истории Древнего мира. Представленные
в учебнике вопросы и задания нацелены на подготовку к
промежуточной и итоговой аттестации. Значительное место
в учебнике занимают материалы по истории духовной жизни
общества, культуры и повседневности. Главным
результатом изучения курса, должно стать формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой
истории, понимание места России в мире, вклада её народов
и культуры в общую историю, а также определение
личностной позиции к прошлому и настоящему Отечества.
Учебник разработан в соответствии с актуальными
требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования
2021
2022
2023
2024
2025
2023
2025
2023
2024
2025
2019
2022
2019
2022
2021
2022
2025
веков. 6 класс. – М.:
Просвещение.
Мединский В. Р., Чубарьян А.
О.
История. Всеобщая история.
История Нового времени.
Конец XV — XVII в. 7 класс.
– М.: Просвещение.
Мединский В. Р., Торкунов А.
В.
История. История России. IX
— начало XVI в. 6 класс. –
М.: Просвещение.
Мединский В. Р., Торкунов А.
В. История. История России.
XVI—XVII вв. 7 класс. – М.:
Просвещение.
Юдовская А.Я., Баранов П.А.,
Ванюшкина Л.М.
Всеобщая история. История
нового времени. 8 класс. – М.:
Просвещение.
и Федеральной образовательной программы основного
общего образования. В учебнике освещены основные
события всеобщей истории Средних веков, большое
значение уделено вопросам интеграции событий
отечественной и зарубежной истории. Представленные в
учебнике вопросы и задания нацелены на подготовку к
промежуточной и итоговой аттестации. Значительное место
в учебнике занимают материалы по истории духовной жизни
общества, культуры и повседневности. Главным результатом
изучения курса должно стать формирование у обучающихся
целостной картины российской и мировой истории,
понимание места России в мире, вклада её народов и
культуры в общую историю, а также определение
личностной позиции к прошлому и настоящему Отечества.
Учебник разработан в соответствии с актуальными
требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования
и Федеральной образовательной программы основного
общего образования. В учебнике освещены основные
события всеобщей истории Нового времени конца XV —
XVII в., большое значение уделено вопросам интеграции
событий отечественной и зарубежной истории.
Представленные в учебнике вопросы и задания нацелены на
подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.
Значительное место в учебнике занимают материалы по
истории духовной жизни общества, культуры и
повседневности. Главным результатом изучения курса
должно стать формирование у обучающихся целостной
картины российской и мировой истории, понимание места
России в мире, вклада её народов и культуры в общую
историю, а также определение личностной позиции к
прошлому и настоящему Отечества.
Учебник разработан в соответствии с актуальными
требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования
и Федеральной образовательной программы основного
общего образования. В учебнике освещены основные
события истории России IX — начала XVI в., большое
значение уделено вопросам интеграции событий
отечественной и зарубежной истории. Представленные в
учебнике вопросы и задания нацелены на изучение
региональной истории, подготовку к промежуточной и
итоговой аттестации. Значительное место в учебнике
занимают материалы по истории духовной жизни общества,
культуры и повседневности. Главным результатом изучения
курса должно стать формирование у обучающихся
целостной картины российской и мировой истории,
понимание места России в мире, вклада её народов и
культуры в общую историю, а также определение
личностной позиции к прошлому и настоящему Отечества.
Учебник разработан в соответствии с актуальными
требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования
и Федеральной образовательной программы основного
общего образования. В учебнике освещены основные
события истории России XVI—XVII вв., большое значение
уделено вопросам интеграции событий отечественной и
зарубежной истории. Представленные в учебнике вопросы и
задания нацелены на изучение региональной истории,
подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.
Значительное место в учебнике занимают материалы по
истории духовной жизни общества, культуры и
повседневности. Главным результатом изучения курса
должно стать формирование у обучающихся целостной
картины российской и мировой истории, понимание места
России в мире, вклада её народов и культуры в общую
историю, а также определение личностной позиции к
прошлому и настоящему[ЛМ1] Отечества.
Учебники разработаны в соответствии с актуальными
требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования
и Федеральной образовательной программы основного
общего образования. Главным результатом изучения курса
должно стать формирование у обучающихся целостной
2025
2025
2025
2025
2019
2022
Юдовская А.Я., Баранов П.А.,
Ванюшкина Л.М.
Всеобщая история. Новейшая
история. 9 класс. – М.:
Просвещение.
Мединский В. Р., Чубарьян А.
О.
История. Всеобщая история.
1914—1945 годы. 10 класс. –
М.: Просвещение.
Мединский В. Р., Чубарьян А.
О.
История. Всеобщая история.
1945 год — начало XXI века.
11 класс. – М.: Просвещение.
Андреев И.Л., Ляшенко Л.М.,
Амосова И.В., Артасов И.А.,
Федоров И.Н.
История России конец XVII XVIII века. 8 класс.– М.:
ДРОФА
Ляшенко Л.М., Волобуев
О.В., Симонова Е.В.
История России. XIX –
начало XX века. 9 класс.– М.:
ДРОФА.
Мединский В. Р., Торкунов А.
В.
История России. 1914—1945
годы. 10 класс. – М.:
Просвещение.
Мединский В. Р., Торкунов А.
В.
История.
История России. 1945 год —
начало XXI века.11 класс. –
М.: Просвещение.
Естество
знание
География
Алексеев А.И., Николина
В.В., Липкина Е.К. и др.
География.5-6,7,8 класс. – М.:
Просвещение.
картины российской и мировой истории, понимание места
России в мире, вклада её народов и культуры в общую
историю, а также определение личностной позиции к
прошлому и настоящему Отечества.
Учебник освещает основные события всеобщей истории
1914—1945 гг. Большое значение в учебнике уделено
вопросам взаимосвязи событий отечественной и зарубежной
истории. Значительное место в учебнике уделено вопросам
истории духовной жизни общества, культуры и
повседневности.
Учебник освещает основные события всеобщей
истории 1945 г. — начала 2020-х гг., большое значение
уделено вопросам взаимосвязи событий отечественной
и зарубежной истории. В учебнике представлены
вопросы и задания, в том числе нацеленные на
подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.
Значительное место в учебнике уделено вопросам
истории духовной жизни общества, культуры и
повседневности.
Учебник, подготовленный в соответствии с историкокультурным стандартом, охватывает период отечественной
истории с конца XVII до конца XVIII в. Содержание
учебника направлено на развитие познавательных интересов
учащихся. В основе методики учебника — системнодеятельностный подход, учит самостоятельно работать с
информацией и использовать её в практической
деятельности.
Учебник, подготовлен в соответствии с историкокультурным стандартом, охватывает период отечественной
истории XIX - начала XX века. Содержание учебника
направлено на развитие познавательных интересов
учащихся. В основе методики учебника – системно
деятельностный подход, способствующий формированию
умений самостоятельно работать с информацией и
использовать ее в практической деятельности.
В учебнике освещены основные события истории
России 1914—1945 гг., большое значение уделено
вопросам интеграции событий отечественной и
зарубежной истории. Представленные в учебнике
вопросы и задания нацелены на изучение региональной
истории, подготовку к промежуточной и итоговой
аттестации. Значительное место в учебнике занимают
материалы по истории духовной жизни общества,
культуры и повседневности. Главным результатом
изучения курса должно стать формирование у
учащихся патриотизма и российской гражданской
идентичности.
В учебнике освещены основные события истории
России 1945 г. — начала 2020-х гг., большое значение
уделено вопросам интеграции событий отечественной и
зарубежной истории. Представленные в учебнике
вопросы и задания нацелены на изучение региональной
истории, подготовку к промежуточной и итоговой
аттестации. Значительное место в учебнике занимают
материалы по истории духовной жизни общества,
культуры и повседневности. Главным результатом
изучения курса должно стать формирование у
учащихся патриотизма и российской гражданской
идентичности.
Учебники «География» для 5—6, 7, 8 классов открывают
завершённую предметную линию «Полярная звезда» для
основной школы, разработанную в рамках системнодеятельностного подхода в обучении с учётом требований,
предусмотренных Федеральным государсвенным
образовательным стандартом основного общего
образования. Учебники выступают как организаторы
учебной деятельности и содержит в связи с этим систему
деятельностных параграфов «Учимся с «Полярной звездой»;
систему разнообразных разно уровневых заданий;
инструктивную систему помощи в самостоятельной работе;
графически выделенную систему подготовки к аттестации.
Учебник "География" для 8 класса продолжает предметную
2023
2023
20192022
2019
2022
2023
2023
2023
2020
2021
Домогацких Е.М.,
Алексеевский Н.И.
География. 9 класс. – М.:
ООО «Русское слово». ООО
«Русское слово».
Биология
Домогацких Е.М.,
Алексеевский Н.И.
География. Ч.1,2. 10,11 класс.
– М.: ООО «Русское слово».
Пасечник В. В., Суматохин С.
В., Гапонюк З.Г., Швецов
Г.Г./ Под ред. Пасечника В.
В.
Биология. 5,6,7 класс.– М.:
Просвещение.
Сивоглазов В.И., Сарычева
Н.Ю., Каменский А.А.
Биология. 8 класс. – М.:
Дрофа.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б.
и др. Биология. Общие
закономерности. 9 класс. –
М.: Дрофа.
Физика
Сивоглазов В.И., Агафонова
И.Б., Захарова Е.Т.
Общая биология.10,11 класс.
Базовый уровень. – М.:
Дрофа.
Перышкин А.В., Иванов А.И.
Физика. 7,8,9 класс. – М.:
Просвещение.
Мякишев Г.Я.
Физика. 10,11 класс. –М.:
Просвещение.
Химия
Искусство
Музыка
Габриелян О.С., Остроумов
И.Г., Сладков С.А.
Химия. 8,9 класс. – М.:
Просвещение.
Габриелян О.С., Остороумов
И.Г., Сладков С.А.
Химия. 10,11 класс. Москва.: Просвещение.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Шмагина Г.С.
линию УМК "Полярная звезда" для основной школы.
Содержание учебника нацелено на формирование
географического образа России как страны с огромной
территорией, разнообразными природными условиями и
уникальными природными ресурсами, самобытными
традициями населяющих её народов.
Учебник 9 класса представляют курс «География России»,
который занимает центральное место в школьном
географическом образовании. Данный курс опирается на
систему географических знаний, полученных в 6,7,8 классах.
Развивает общие географические понятия, определения,
закономер-ности на новом, более высоком уровне, используя
для этого, как базу, географию родной страны.
В учебнике представлен курс экономической и социальной
географии мира: рассматриваются особенности развития
мирового хозяйства, даётся характеристика, как регионов
мира, так и отдельных стран.
Предлагаемый учебник - основной элемент информационнообразовательной среды предметной линии УМК по биологии
"Линия жизни" для 5 класса. В нём рассмотрены основные
признаки и закономерности жизнедеятельности организмов.
Большое внимание уделено отбору содержания и
методическому аппарату учебника. Разнообразие вопросов,
заданий и деятельностный блок "Моя лаборатория"
позволяют организовать разные формы и виды учебной
деятельности.
Учебники подготовлен в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования. Учебники являются
надёжным инструментом, помогающим в достижении
образовательных результатов по биологии. Основной
материал параграфов расширяет рубрика «Для
любознательных», а методическая составляющая содержит
систему заданий, которая позволяет отрабатывать широкий
перечень.
Содержание учебного материала включает проблемные
вопросы вводного характера, задания, контрольные
упражнения, обобщающие выводы. Разработана система
заданий, развивающих такие приемы мыслительной
деятельности, как обобщение, сравнение, классификация,
систематизация. Оригинально конструируются тексты
параграфов, в зависимости от смыслового назначения.
Учебник адресован учащимся 10,11 классов
общеобразовательных учреждений и завершает линию
Н.И.Сонина. Однакоособенности изложения материала
позволяют использовать его на завершающем этапе изучения
биологии после учебников всех существующих линий.
Структура и содержание учебников определены
логическими связями научно-физических знаний.
Дополнительные сведения и любопытные факты
способствуют эффективному усвоению материала.
В 9 классе начинается изучение основных физических
законов. Учебники описывают факты, определение понятий,
формулируют выводы.
В учебнике изложены основы механики, молекулярной
физики и электростатики. Приведено много примеров
проявления и применения физических законов в
окружающей жизни, сведений из истории
физическихоткрытий, дано иллюстрированное описание
физических опытов. Приведены примеры ключевых задач.
Большое внимание в учебнике уделено не только развитию
универсальных учебных действий, но и формированию
экспериментальных, расчётных умений и навыков.
Учебник является первой частью линии учебников по химии
базового уровня О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и С. А.
Сладкова для средней школы. Он знакомит
старшеклассников с богатым миром органических веществ и
реализует идею взаимосвязи химического строения этих
веществ с их свойствами и применением. Учебник создан в
соответствии с ФГОС.
Учебники знакомят учащихся с лучшими произведениями
народной, духовной, классической и современной музыки,
2019
2021
2022
2023
2024
2025
2019
2022
2019
2021
2022
2023
2024
2025
2021
2022
2023
2024
2021
2022
2023
2025
Музыка. 1, 2,3, 4 классы. –
М.: Просвещение.
Сергеева Г. П., Критская Е. Д.
Музыка. 5класс. – М.:
Просвещение.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Музыка. 8 класс. – М.:
Просвещение.
Изобразительн
ое
искусство
Неменская Л. А./ под
редакцией Неменского Б. М.
Изобразительное
искусство.1,2,3 класс. – М.:
Просвещение.
Савенкова Л.Г., Ермолинская
Е.А. и др. под ред.
Савенковой Л.Г.
Изобразительное искусство. 4
класс. - М.: ООО «Русское
слово - учебник».
Технология
Технология
Горяева Н.А., Островская
О.В. Изобразительное
искусство. 5, 6 класс. – М.:
Просвещение.
Питерских А.С., Гуров
Г.Е./под ред. Неменского
Б.М. Изобразительное
искусство. 7 класс. – М.:
Просвещение.
Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Технология. 1,2,3класс.- М.:
Просвещение.
Лутцева Е.А.
Технология. 4 класс.- М.:
ВЕНТАНА-ГРАФ.
Глозман Е.С., Кожина О.А.,
Хотунцев Ю.Л. и др.
Технология. 6,7 класс.- М.:
Просвещение.
Физическая
культура
Физическая
культура
Казакевич В.М., Пичугина
Г.В., Семенова Г.Ю. и
др./Под ред. Казакевича В.М.
Технология. 8-9 класс.- М.:
Просвещение.
Матвеев А.П.
Физическая культура. 1,2,3
класс.- М.: Просвещение.
учит слушать и слышать музыку не только в концертном
зале, театре, но и в природе, в своей душе.
Учебник продолжает линию учебных изданий, выпущенных
по предмету "Музыка" для начальной школы, построенный
на основе музыкального, литературного, изобразительного
материала раскрывает темы "Музыка и литература" и
"Музыка и изобразительное искусство".
В учебнике на основе музыкального материала с широким
привлечением произведений изобразительного искусства и
литературы раскрываются темы «Классика и современность»
и «Традиции и новаторство в музыке». После каждой темы
даётся система вопросов и заданий для повторения и
закрепления материала. В конце представлены темы
проектов для самостоятельной разработки и зашиты
учащимися.
Учебник поможет ребёнку сделать первые шаги в мире
изобразительного искусства: научит рисовать, лепить,
строить, смотреть на мир глазами художника. Ребёнок
узнает, что деятельность художника состоит из
изображения", украшения" и "постройки", научится работать
красками, мелками и другими художественными
материалами. По каждой теме в учебнике даётся система
художественно-творческих заданий для учащихся.
Учебники «Изобразительное искусство» для 1–4 классов
авторов Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской и др.
Разработаны в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом.
Особенностью учебников является их интегрированная и
полихудожественная основа. Обучаясь по ним, школьники
смогут получить системные знания.
Учебник рассказывает о русском народном декоративноприкладном искусстве, его современных формах, о роли
декоративного искусства в жизни человека и общества.
Учебники знакомят с особенностями образновыразительного языка конструктивных искусств – дизайна и
архитектуры - в рамках предмета "Изобразительное
искусство".
Учебник помогает воспитывать уважение к мастерам, труду
и его результатам, качественно и последовательно
формировать элементарные технико-технологические знания
и умения, развивать основы творческой деятельности.
Практическая работа в 1 классе строится таким образом,
чтобы подготовить учеников к дальнейшей проектной
деятельности. Опытным путём ученики исследуют
изучаемые материалы и инструменты, формулируют их
свойства. Выстроенная система работы с памятками учит
детей правильным алгоритмам изготовления изделий.
Построение учебников направлены на всестороннее развитие
ребёнка, формирование его учебной деятельности,
становление активной, самостоятельно мыслящей личности,
готовой к творческому взаимодействию с окружающим
миром. В рубрике «Учимся мастерству» содержатся
практические задания, развивающие исследовательские
возможности учеников.
Учащиеся знакомятся с различными технологиями:
промышленными, производственными, машиностроения и
получения материалов с заданными свойствами;
технологиями обработки конструкционных, текстильных
материалов и пищевых продуктов. Получают сведения об
электротехнических работах, роботах, использовании
электроники в робототехнике.
Учебник не предполагает деления на отдельные курсы для
мальчиков и для девочек; и знакомит учащихся не только с
традиционными темами (обработки древесины, металлов,
тканей, пищевых продуктов), но и в целом с производством
и миром современных технологий.
Материал учебника поможет первоклассникам на основе
обширного иллюстративного материала и доступного текста
усвоить необходимые знания о физической культуре,
научиться самостоятельно составлять режим дня, делать
зарядку, упражнения для улучшения осанки, проводить
2022
2023
2020
2022
2023
2025
2019
2020
2022
2023
2025
2025
2023
2025
2019
2020
2022
2023
2025
2019
2022
2023
2025
Лях В.И. Физическая
культура.
1–4 классы.М.:Просвещение.
Матвеев А.П.
Физическая культура. 5,6-7
класс. - М.: Просвещение.
Лях В.И., Зданевич А.А.
Физическая культура. 8–9
классы. -М.: Просвещение.
Лях В.И., Зданевич А.А.
Физическая культура
(базовый уровень). 10–11
классы. - М.: Просвещение.
Основы
безопасности и
защиты
Родины
Основы
безопасности и
защиты
Родины
Рудаков Д. П., Приорова Е.
М., Позднякова О. В. и др./
под науч. ред. Шойгу Ю.С.
Основы безопасности
жизнедеятельности. 8-9
класс.- М.: Просвещение.
Хренников Б. О.,
Гололобов Н. В., Льняная
Л. И. и др./ Под ред.
Егорова С. Н Основы
безопасности
жизнедеятельности. 10
класс. - М.: Просвещение.
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Основы
религиозных
культур и
светской
этики.
Ким С.В., Горский В.А.
Основы безопасности
жизнедеятельности (базовый
уровень)10-11 классы.- М.:
ВЕНТАНА-ГРАФ,2019.
Васильева О.Ю., Кульберг
А.С., Корытко О.В. и др./ под
науч. ред. Васильевой О.Ю.
Основы религиозных культур
и светской этики. Основы
православной культуры. В 2-х
ч. 4 класс. – М.:
Просвещение.
физкультминутки, играть в подвижные игры.
Учебник на основе многочисленных иллюстраций и
доступного для учащихся начальных классов текста
знакомит их с азами физической культура, здорового образа
жизни, основными программными упражнениями.
В учебнике приводятся сведения об Олимпийских играх
древности, раскрываются понятия "физическое развитие",
"физическая культура" и др. Большое внимание уделяется
формированию у учащихся навыков и умений в организации
самостоятельных занятий физическими упражнениями. В
учебнике также даётся материал, касающийся укрепления
здоровья учащихся.
Учебник содержит теоретические сведения об основах
физической культуры, обязательный учебный материал по
спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, элементам
единоборств, плаванию и лыжной подготовке.
В учебниквключены теоретические сведения об основах
физической культуры, обязательный учебный материал по
спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, элементам
единоборств, лыжной подготовке и плаванию. Описаны
самостоятельные занятия роликовыми коньками, дартсом,
ритмической и атлетической гимнастикой.
Учебник "Основы безопасности жизнедеятельности"
направлен на освоение учащимися 8-9 классов
общеобразовательных организаций практических навыков
поведения в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях. Учащиеся приобретут навыки поведения в
трудных и опасных ситуациях. Особое внимание уделено
формированию культуры безопасной жизнедеятельности,
основанной на принципе: "Чем вероятнее наступление
негативного события, чем больше его риск, тем выше
должны быть меры защиты".
Учебник соответствует ФГОС 2021 г. Учебник
написан в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом
среднего общего образования и пособием «Основы
безопасности жизнедеятельности. Примерные рабочие
программы. Предметная линия учебников под
редакцией С. Н. Егорова. 10—11 классы». Учебник,
построенный по модульному принципу, содержит
важнейшие правила поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и
социального происхождения), которые могут
возникнуть в повседневной жизни. Учебник также
содержит разделы, посвящённые здоровью и
здоровому образу жизни, оказанию первой помощи
при различных несчастных случаях. Большое
внимание уделяется обороне государства и подготовке
юношей-старшеклассников к службе в Вооружённых
Силах Российской Федерации.
Учебник рассматривает теоретические и практические
задачи в области безопасности жизнедеятельности (в том
числе противодействие терроризму). Излагаются основы
начальных знаний о воинской обязанности и об обороне
государства.
Учебник (в двух частях) создан в соответствии с
Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования. Часть 2
учебника раскрывает темы: «Храмы России», «Икона»,
«Церковнославянский язык», «Православная молитва»,
«Церковь», «Причастие», «Подвиг», «Брак», «Родители и
дети», «Монашество», «Труд и творчество», «Любовь —
вершина добродетелей» и другие. В конце уроков —
обобщающие вопросы и задания; последний урок включает
итоговый опрос. Все задания направлены на духовнонравственное воспитание, развитие интеллектуальных
способностей и креативного мышления учащихся.
2019
2022
2023
2025
2019
2022
2021
2022
2023
2025
2019
2025