Рабочая программа Секреты орфографии

Приложение ООП НОО МОУ СШ № 82

ПРОГРАММА
учебного курса
«Секреты орфографии»
для 1- 3 классов
начального общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Секреты орфографии» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее— ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «СЕКРЕТЫ
ОРФОГРАФИИ»
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной
школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся
по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших
школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из
различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Школьный компонент «Секреты орфографии» обладает значительным
потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников,
особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская,
общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой
русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего
школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и
выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие,
участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций,
истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком,
умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют
возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления
себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых
в обществе правил и норм пове дения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности.
Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с
осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка
и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются

развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты
русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный
процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения является признание равной значимости работы по
изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших
школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи младших
школьников направлено на решение практической задачи развития всех
видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм
русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в
процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию
речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Секреты
орфографии», — 101 (1 час в неделю в каждом классе): 1 класс- 33 часа, 2-3
классы34
часа.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
КУРСА
«СЕКРЕТЫ
ОРФОГРАФИИ»
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в
развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в
жизни.
Изучение учебного курса «Секреты орфографии» в начальной школе
направлено на достижение следующих целей:
- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о
многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной
из главных духовно‐ нравственных ценностей народа; понимание роли языка как
основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; пони‐ мание роли русского
языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека;

- овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного
языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
КЛАСС
Обучение грамоте Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения.
Установление последовательности звуков в слове и количества звуков.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой
анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового
состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение
гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых
и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная
произносительная единица. Количество слогов в слове.
Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип
русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости
согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий
знак как показатель мягкости предшествующего со гласного звука в конце
слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических
текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению
целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной
1

доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время
письма. Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Приёмы и последовательность правильного списывания текста. Функция
небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации
общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове.
Гласные ударные и
безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и
глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и].
Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости
согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме
мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий
знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах
типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между
словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их
последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета,
признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов,
значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение

(наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в
предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление
деформированных
предложений.
Составление
предложений из набора форм слов.
Орфография
Правила правописания и их применение:
- раздельное написание слов в предложении;
- прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в
именах и фамилиях людей, кличках животных;
- перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
- гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу;
- сочетания чк, чн;
- слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи
(ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение.
Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр
видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой).
2
КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение,
анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и
безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких
и глухих соглас ных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’];
обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е,

ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1
классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные
и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная
характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный;
согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий —
глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости
предшествующего соглас‐ ного в конце и в середине слова; разделительный.
Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я
(в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при
стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац
(красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб‐ нике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью
толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи,
наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.
Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в
словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова.
Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и
неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть
слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы
(«что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное

(ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие
предлогов от приставок.
Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от
слова. Наблюдение за выделением в устной
речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды
предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по
интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена,
фамилии, клички
животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после
шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря
учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и
самоконтроль при проверке соб‐ ственных и предложенных текстов.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфо‐
графического словаря учебника для определения (уточнения) написания
слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов.
Правила правописания и их применение:
·
разделительный мягкий знак;
·
сочетания чт, щн, нч;
·
проверяемые безударные гласные в корне слова;
·
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
·
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
·
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор
(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм
речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового
общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста:
смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста.
Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным
текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие
умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в
тексте. Выразительное чтение текста вслух с
соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы.
·

КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный,
согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий,
парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия
3

использования на письме разделительных
мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение
звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с
непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со
словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение
слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова;
признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в
словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова
(повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание
(ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Имена существительные единственного и множественного числа. Имена
существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён
существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам
(склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён
прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их
употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения
неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая
форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение
глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения —
подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на
виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за
однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая
зоркость как
осознание
места
возможного
возникновения орфографической ошибки, различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль
и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение
и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова. Правила правописания и их применение:
—
разделительный твёрдый знак;
—
непроизносимые согласные в корне слова;
—
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
—
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных
(на уровне наблюдения);
—
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных
(на уровне наблюдения);
—
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
—
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
— раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и
орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и
аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и
приходить к общему решению в совместной
деятельности; контролировать (устно координировать) действия при

проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом,
начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста,
основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному
плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов,
союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному
плану. Изучающее, ознакомительное чтение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного курса «Секреты орфографии» в начальной
школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные
новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том
числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из художественных произведений;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;

- стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка
как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного курса «Секреты орфографии»
в
начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,

тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.);
- устанавливать аналогии языковых единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов);
- классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);проводить по предложенному
плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
-формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику);соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении
слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
- различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
- вычленять звуки из слова;
- различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове
согласный звук [й’] и гласный звук [и]);
- различать ударные и безударные гласные звуки;
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне
слова и в слове);
- различать понятия «звук» и «буква»;
- определять количество слогов в слове;

- делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных);
-определять в слове ударный слог;
-обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и
буквой ь в конце слова;
-правильно называть буквы русского алфавита;
-использовать знание последовательности букв русского алфавита для
упорядочения небольшого списка слов;
-писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и
строчные буквы, соединения букв, слова;
-применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении;
-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
-прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена,
фамилии, клички животных);
-перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный
+ гласный»);
-гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу;
-непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
-правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
-писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание
которых не расходится с произношением;
-находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
-понимать прослушанный текст;
-читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением
интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
-находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
-составлять предложение из набора форм слов;
-устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и
наблюдениям;
-использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
2

КЛАСС

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
-осознавать язык как основное средство общения;
-характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный
парный/непарный по звонкости/глухости;
-определять количество слогов в слове (в том числе при стечении
согласных); делить слово на слоги;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я;
-обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в
середине слова;
-находить однокоренные слова;
-выделять в слове корень (простые случаи);выделять в слове окончание;
-выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их
значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления
синонимов и антонимов (без называния терминов);
-распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,«что?»;
-распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.;
-распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»;
-определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
-находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
-применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк,
чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие
и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов
с именами существительными, разделительный мягкий знак;
-правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
-писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил
правописания;

-находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
-пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями
учебника;
-строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной ин‐тонации;
-формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного)
устно и письменно (1—2 предложения);
-составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую
связь по вопросам;
-определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
-составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
-писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45
слов с опорой на вопросы;
-объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия.
КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
-объяснять значение русского языка как государственного языка
Российской Федерации;
-характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове
по заданным параметрам;
-производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);
-определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с
непроизносимыми согласными;
-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
-различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без
называния термина);
-различать однокоренные слова и синонимы;
-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс;
-выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать
синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
3

-распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении
(простые случаи);
-определять значение слова в тексте;
-распознавать имена существительные; определять грамматические
признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном
числе имена существительные с ударными окончаниями;
-распознавать имена прилагательные; определять грамматические
признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена
прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в
соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
-распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что
делать?» и «что сделать?»;
-определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число,
род (в прошедшем времени);
-изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени —
по родам;
-распознавать личные местоимения (в начальной форме);
-использовать личные местоимения для устранения неоправданных
повторов в тексте;
-различать предлоги и приставки;
-определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
-распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
-находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
-применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий
знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами;
раздельное написание предлогов со словами;-правильно списывать слова,
предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
-писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом
изученных правил правописания;
-находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
-понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

-формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной)
информации устно и письменно (1—2 предложения);
-строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5
предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации;
-создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения),
содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с
использованием норм речевого этикета;
-определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но);
-определять ключевые слова в тексте;
-определять тему текста и основную мысль текста;
-выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
предложений их смысловое содержание;
-составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
-писать подробное изложение по заданному, коллективно или
самостоятельно составленному плану;
-объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать
изученные понятия;
-уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы
Раздел «Звуки и буквы»

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Всего

1.

Звуки речи. Как
работает наш голос?

1

0

0

2.

Звуки художники
словесных картин.
Звукопись.

1

0

0

3.

«Хитрый» звук.

1

0

0

4.

В городе Букваринске.

1

0

0

5.

Путешествие к
славянской азбуке.

1

0

0

6.

Буква обычная
выросла.

1

0

0

Итого по разделу
Раздел «Слова»
7.
В гостях у деда
Слоговеда.

6

0

0

1

0

0

1

0

0

8.

«Пульс» в слове.
(Ударение)

Электронные образовательные ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

9.

Мастер
перевоплощений.

1

0

0

10.

Переноси слова
правильно!

1

0

0

11.

Конкурс знатоков по
теме «Ударение»

1

0

1

12.

Собирал человек слова.

1

0

0

13.

Слова-малютки и
слова-гиганты.

1

0

0

14.

Живые свидетели
прошлого.

1

0

0

15.

Известный фокусник Ь.

1

0

0

16.

Метаграммы.

1

0

0

17.

Сочиняем загадки.

1

0

1

18.

В гости к словамродственникам

1

0

0

19.

На острове звонких и
глухих согласных.

1

0

0

20.

Загадки правописания
(почему всё-таки жи –
ши?)

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

21.

Викторина «Написание
сочетаний с
шипящими»

1

0

1

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

22.

В океане слов. Слова –
названия предметов.

1

0

0

23.

В океане слов. Слова –
названия признаков
предметов.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

24.

В океане слов. Слова –
названия действий
предметов.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

25.

Путешествие в
Словоград. Улица
антонимов.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

26.

Путешествие в
Словоград. На улице
синонимов.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

27.

Путешествие в
Словоград.
Перекрёсток сложных
слов.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

28.

Путешествие в
Словоград. Площадь
«вежливых» слов.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

29.

Занятие-игра
«Счастливый случай».

1

0

1

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

30.

Проект «Многозначные 1
слова».

0

0

31.

Защита проектов
1
«Многозначные слова».

0

0

32.

Игра путешествие
1
«Грамотеи следопыты».

0

1

33.

Итоговое занятие. КВН
«Волшебная страна
слов».

1

0

0

27
33

0
0

5
5

Итого по разделу
Всего

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

2 КЛАСС
№
п/п

Наименование
Количество часов
разделов и тем
Всего
Контрольные
Практические
программы
работы
работы
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»
1.

Как обходились без
письма?

2

1

0

2.

Древние письмена.

2

0

1

3.

Как возникла наша
письменность?

2

0

1

4.

Меня зовут Фонема

2

0

1

5.

Для всех ли фонем есть
буквы?

1

0

0

6.

Тайны фонемы Опасные 1
согласные

0

0

7.

На сцене гласные

1

0

0

8.

Когда ь пишется, а
когда не пишется?

1

0

0

9.

Правила о
непроизносимых
согласных

1

0

0

10.

Где же хранятся слова?

1

0

0

Электронные образовательные ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

11.

Поговорим о приставках 2

1

0

12.

Слова – «родственники» 2

0

1

13.

Кто командует корнями

2

1

0

14.

Слова -синонимы

2

1

0

15.

Слова антонимы

1

0

0

16.

Слова- омонимы

2

0

0

17.

Добрые слова

1

0

0

18.

Трудные слова

1

0

0

19.

Откуда пришли наши
имена

2

0

0

Итого по разделу
29
Раздел «Секреты речи и текста»
20. Создаем тексты1
рассуждения.

4

4

0

0

21.

Учимся редактировать
тексты

1

0

0

22.

Создаем текстыповествования.

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

23.

Представление
проектных заданий,
выполненных при
изучении раздела
«Секреты речи и
текста»

Итого по разделу
Всего

2

0

1

5
34

0
4

1
5

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

3 КЛАСС
№
п/п

Наименование
Количество часов
разделов и тем
Всего
Контрольные
Практические
программы
работы
работы
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»
1.
Отношения между
2
0
1
людьми. Правда - ложь.
2.

Кто друг прямой, тот
брат родной.

2

0

1

3.

Дождик вымочит, а
красно солнышко
высушит.

2

1

0

4.

Сошлись два друга –
мороз да вьюга.

2

0

0

5.

Ветер без крыльев
летает.

2

0

0

6.

Какой лес без чудес.

2

1

0

7.

Дело мастера боится.

2

0

1

8.

Заиграйте, мои гусли

2

0

0

9.

Что ни город, то норов.

2

1

0

10.

У земли ясно солнце, у
человека – слово.

1

0

0

Электронные образовательные ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

11.

Представление
проектных заданий и
результатов миниисследований,
выполненных при
изучении раздела
«Русский язык:
прошлое и настоящее»

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

1

0

0

20

3

3

2

1

0

13.

Какие особенности рода 1
имен существительных
есть в русском языке?

0

0

14.

Все ли имена
существительные
«умеют» изменятся по
числам?

2

1

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

15.

Как изменяются имена
существительные во
множественном числе?

2

0

1

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

16.

Зачем в русском языке
такие разные предлоги?

1

0

0

17.

Творческая
проверочная работа
«Что нового мне
удалось узнать об
особенностях русского
языка»

1

0

0

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

Итого по разделу
Раздел «Язык в действии»
12. Для чего нужны
суффиксы?

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

Итого по разделу
9
Раздел «Секреты речи и текста»
18. Создаем тексты1
рассуждения.

2

1

0

0

19.

Учимся редактировать
тексты

1

0

0

20.

Создаем текстыповествования.

1

0

0

2

0

1

5
34

0
5

1
5

Представление
проектных заданий,
выполненных при
изучении раздела
«Секреты речи и
текста»
Итого по разделу
Всего
21.

Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Звуки речи. Как работает наш голос?
Звуки художники словесных картин. Звукопись.
«Хитрый» звук.
В городе Букваринске.
Путешествие к славянской азбуке.
Буква обычная выросла вдруг
В гостях у деда Слоговеда.
«Пульс» в слове. (Ударение)
Мастер перевоплощений.
Переноси слова правильно!
Конкурс знатоков по теме «Ударение»

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
1

12.
13.
14.
15.
16.
17.

Собирал человек слова.
Слова-малютки и слова-гиганты.
Живые свидетели прошлого.
Известный фокусник Ь.
Метаграммы.
Сочиняем загадки.

1
1
1
1
1
1

0
0
0
0
0
0

0
0
0
0
0
1

18.
19.
20.
21.

В гости к словам-родственникам
На острове звонких и глухих согласных.
Загадки правописания (почему всё-таки жи – ши?)
Викторина «Написание сочетаний с шипящими»

1
1
1
1

0
0
0
0

0
0
0
1

22.
23.

В океане слов. Слова – названия предметов.
В океане слов. Слова – названия признаков
предметов.
В океане слов. Слова – названия действий
предметов.
Путешествие в Словоград. Улица антонимов.

1
1

0
0

0
0

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос
Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

24.
25.

Тема урока

Виды, формы контроля

1
1

0
0

0
0

Устный опрос
Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

29.

Путешествие в Словоград. На улице синонимов.
Путешествие в Словоград. Перекрёсток сложных
слов.
Путешествие в Словоград. Площадь «вежливых»
слов.
Занятие-игра «Счастливый случай».

1

0

1

30.
31.
32.

Проект «Многозначные слова».
Защита проектов «Многозначные слова».
Игра путешествие «Грамотеи следопыты».

1
1
1

0
0
0

0
0
1

33.
Итоговое занятие. КВН «Волшебная страна слов».
Всего

1
33

0
0

0
5

Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос
Устный опрос
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос

26.
27.
28.

2 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

1.
2.

Как обходились без письма?
Древние письмена.

2
2

Количество часов
Контрольны Практические
е работы
работы
1
0
0
1

3.

Как возникла наша письменность?

2

0

1

4.

Меня зовут Фонема

2

0

1

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Для всех ли фонем есть буквы?
Тайны фонемы Опасные согласные
На сцене гласные
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Правила о непроизносимых согласных
Где же хранятся слова?
Поговорим о приставках
Слова – «родственники»

1
1
1
1
1
1
2
2

0
0
0
0
0
0
1
0

0
0
0
0
0
0
0
1

13.

Кто командует корнями

2

1

0

Всего

Виды, формы контроля
Контрольная работа
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Контрольная работа
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Контрольная работа

Слова -синонимы
Слова антонимы
Слова- омонимы
Добрые слова
Трудные слова
Откуда пришли наши имена
Создаем тексты-рассуждения.
Учимся редактировать тексты
Создаем тексты-повествования.
Представление проектных заданий, выполненных
при изучении раздела «Секреты речи и текста»
Всего
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

2
1
2
1
1
2
1
1
1
2

1
0
0
0
0
0
0
0
0
0

0
0
0
0
0
0
0
0
0
1

34

4

5

Контрольная работа
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»

3 КЛАСС
№
п/п
1.

Отношения между людьми. Правда - ложь.

Количество часов
Всего Контрольны Практические
е работы
работы
2
0
1

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Кто друг прямой, тот брат родной.
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Сошлись два друга – мороз да вьюга.
Ветер без крыльев летает.
Какой лес без чудес.
Дело мастера боится.

2
2
2
2
2
2

0
1
0
0
1
0

1
0
0
0
0
1

8.
9.
10.
11.

Заиграйте, мои гусли
Что ни город, то норов.
У земли ясно солнце, у человека – слово.
Представление проектных заданий и результатов
мини-исследований, выполненных при изучении
раздела «Русский язык: прошлое и настоящее»
Для чего нужны суффиксы?
Какие особенности рода имен существительных
есть в русском языке?

2
2
1
1

0
1
0
0

0
0
0
0

Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос
Контрольная работа
Устный опрос
Устный опрос
Контрольная работа
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос
Контрольная работа
Устный опрос
Устный опрос

2
1

1
0

0
0

Контрольная работа
Устный опрос

12.
13.

Тема урока

Виды, формы контроля

Все ли имена существительные «умеют» изменятся
по числам?
15. Как изменяются имена существительные во
множественном числе?
16. Зачем в русском языке такие разные предлоги?
17. Творческая проверочная работа «Что нового мне
удалось узнать об особенностях русского языка»
18. Создаем тексты-рассуждения.
19. Учимся редактировать тексты
20. Создаем тексты-повествования.
21. Представление проектных заданий, выполненных
при изучении раздела «Секреты речи и текста»
Всего
14.

2

1

0

Контрольная работа

2

0

1

1
1

0
0

0
0

Самооценка с использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос
Устный опрос

1
1
1
2

0
0
0
0

0
0
0
1

34

5

5

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Самооценка с использованием
«Оценочного листа»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».