МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПРИБЫВАЮЩИХ С ТЕРРИТОРИЙ ДНР и ЛНР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА
НАПОЛУЧЕНИЕОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ,ПРИБЫВАЮЩИХ
СТЕРРИТОРИЙДОНЕЦКОЙНАРОДНОЙРЕСПУБЛИКИИЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ
В целях принятия мер по обеспечению в Российской Федерации права каждого
человека

на

образование

Минпросвещения

России

направляет

методические

рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей,
прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной
Республики

(далее

–

методические

рекомендации),дляиспользованияприприемедетей,прибывающихс территорий Донецкой
Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее – ДНР и ЛНР), в том
числе

детей

лиц,

признанных

беженцами,являющихсяиностраннымигражданамиилилицамибез

гражданства,

в

организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным
программам.
Вметодическиерекомендациивключены:
памятка

для

руководителя

организации,

осуществляющей

образовательнуюдеятельностьпообщеобразовательнымпрограммам, при приеме детей,
прибывающих с территорий ДНР и ЛНР;
памятка

для

классных

руководителей,

педагогов-

психологов,социальныхпедагоговииныхпедагогическихработниковпоработе

с

детьми,

прибывающими с территорий ДНР и ЛНР;
памятка

для

родителей

(законных

представителей)

стерриторийДНРиЛНР,повопросамобеспеченияправадетейна

детей,

прибывающих

получение

общего

образования;
памяткапопсихологическойподдержкедетей,прибывающихс территорий ДНР и ЛНР.
МинпросвещенияРоссиипроситдовестиданнуюинформацию
доорганизаций,осуществляющихобразовательнуюдеятельность
пообщеобразовательнымпрограммам,расположенныхнатерритории

субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические
рекомендации на сайтах в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и на
информационных стендах организаций,осуществляющихобразовательнуюдеятельностьпо
общеобразовательным программам.

Приложение
Памятка
дляруководителяорганизации,осуществляющей
образовательнуюдеятельностьпообщеобразовательным программам, при приеме
детей, прибывающих
стерриторийДНРиЛНР
В Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола,
расы,

национальности,

языка,

должностногоположения,места

происхождения,

жительства,

имущественного,социальногои

отношения

к

религии,

убеждений,

принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
ВРоссийскойФедерациигарантируютсяобщедоступностьи
соответствии

с

бесплатность

федеральными

в

государственными

образовательнымистандартаминачальногообщего,основногообщего и среднего общего
образования1.
Иностранныегражданеилицабезгражданстваобладаютравнымис

гражданами

Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и
среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах
освоения

образовательнойпрограммысреднегообщегообразованиянаобщедоступной

и

бесплатной основе2.
Лицо,признанноебеженцем,и прибывшие снимчлены его семьи имеют право на
получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные
или

муниципальные

и

общеобразовательные

организациинаравнесгражданамиРоссийскойФедерациивсоответствии

с

указанным

законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской

Федерации,законами

ииными

нормативнымиправовымиактамисубъектовРоссийскойФедерации,если
1Пункты2и3статьи5Федеральногозаконаот29декабря2012г.№273ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
2Статья78Федеральногозакона№273-ФЗ.

иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации3.
ВРоссийскойФедерацииобразованиеможетбытьполучено:

1) ворганизациях,осуществляющихобразовательнуюдеятельность;
2) внеорганизаций,осуществляющихобразовательнуюдеятельность(в

форме

семейного образования и самообразования)4.
Родителями(законнымипредставителями)ребенкаилипоступающимв

заявлении

указываются следующие сведения:
а)фамилия,имя,отчество(приналичии)ребенкаилипоступающего;

б)

дата

рождения ребенка или поступающего;
в)адресместажительстваи(или)адресместапребыванияребенка или поступающего;
г)

фамилия,

имя,

отчество

(при

наличии)

родителя(ей)

(законного(ых)

представителя(ей) ребенка;
д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей) ребенка;
е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего;
ж)оналичииправавнеочередного,первоочередного или преимущественного приема;
з)опотребностиребенкаилипоступающеговобучении
образовательной

программе

условийдляорганизацииобученияи
возможностями

здоровья

в

и

(или)

в

по
создании

воспитанияобучающегося
соответствии

с

адаптированной
с

заключением

специальных
ограниченными

психолого-медико-

педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации;
и)согласиеродителя(ей)(законного(ых)представителя(ей)ребенка

3Подпункт11пункта1статьи8Федеральногозаконаот19февраля1993г.№4528-1«Обеженцах».
4

Статья17Федеральногозакона№273-ФЗ.

наобучениеребенкапоадаптированнойобразовательнойпрограмме

(в

случае

необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе);
к)согласиепоступающего,достигшеговозраставосемнадцатилет,на
адаптированной

образовательной

программе

(в

случае

обучение

необходимости

по

обучения

указанного поступающего по адаптированной образовательной программе);
л) язык образования (в случае получения образования на родном языкеиз числа
языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);
м)роднойязыкизчислаязыковнародовРоссийскойФедерации (в случае реализации
права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том
числе русского языка как родного языка);
н)

государственный

предоставления

язык

республики

общеобразовательной

Российской

организацией

Федерации
возможности

(в

случае
изучения

государственного языка республики Российской Федерации);
о) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или
поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности,
со

свидетельством

программами

и

о

государственной

другими

документами,

аккредитации,

с

общеобразовательными

регламентирующими

организацию

и

осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
п)согласиеродителя(ей)(законного(ых)представителя(ей)ребенкаили

поступающего

на обработку персональных данных.
Дляприемародитель(и)(законный(ые)представитель(и)ребенкаили

поступающий

представляют следующие документы:
а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя)
ребенка или поступающего;
б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего
родство заявителя;

в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или)
сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по
образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную
или муниципальную образовательнуюорганизацию,вкоторойобучаютсяегополнородныеи
неполнородные брат и (или) сестра);
г)копиюдокумента,подтверждающегоустановлениеопеки или попечительства (при
необходимости);
д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту
жительстваилипоместупребыванияназакрепленнойтерриторииили

справку

о

приеме

документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на
обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории);
е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного
приема

на

обучение

по

основным

общеобразовательным

программамилипреимущественногоприеманаобучение по образовательным программам
основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными
общеразвивающими
программами,имеющимицельюподготовкунесовершеннолетнихграждан к военной или
иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского
казачества;
ж)копиюзаключенияпсихолого-медико-педагогическойкомиссии(при наличии).
При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с
уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и)
(законный(ые)

представитель(и)

ребенка

предъявляет(ют)

оригиналы

документов,указанных в пунктах а)-д), а поступающий - оригинал документа,
удостоверяющего личность поступающего.
Родители(законныепредставители)детей,прибывшиестерриторий

ДНР и ЛНР, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя
(или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право
заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.) в случае
если они не являются гражданами Российской Федерации.
Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению
представлять другие документы, в том числе медицинскуюкарту ребенка.
При приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в 10 и
11 классы представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9
класса) установленного образца.
Руководитель

общеобразовательной

организации

издает

распорядительныйактоприеменаобучениеребенкаилипоступающего
втечение5рабочихднейпослеприемазаявленияоприеменаобучениеи

представленных

документов5.
В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления какихлибо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о
приеме ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность,
рекомендуется

принять

ребенкаворганизацию,осуществляющуюобразовательнуюдеятельность,

на

основании

заявления родителя (законного представителя).
Висключительныхслучаях(еслиребенокприбылстерриторийДНРи
сопровождении

родственника

или

иного

лица,

законногоправапредставлятьинтересыконкретногоребенка,либо

ЛНР
не

без

в

имеющих

сопровождения)

рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в
обеспечении права ребенканаполучениеобщегообразования,либонаоснованииличного
524,26,28,31Порядкаприемагражданнаобучениепообразовательнымпрограммамначал
ьногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования,утвержденногоприказомМин
истерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот2сентября2020г.
№458(зарегистрированМинюстомРоссии11сентября2020г.,регистрационный№ 59783).

заявленияребенка,достигшеговозраста14 лет.
В связи с тем, что уровни общего образования, установленные Законом
обобразовании(утвержденпостановлениемНародногоСоветаДНР

от19июня2015г.№I-

233П-НС)иЗакономЛНРот30сентября2016г.
№128-II«Обобразовании»,атакжепереченьучебныхпредметовпоуровням

общего

образования (Государственные образовательные стандарты начального общего, основного
общего

и

среднего

общего

образования,

утвержденныеприказомМинистерстваобразованияинаукиЛНР от 21 мая 2018 г. № 495-од;
Государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного
общего

образования,

среднего

общегообразования,утвержденныеприказамиМинистерстваобразованияи науки ДНР от 7
августа 2020 г. № 119-НП, от 7 августа 2020 г. № 120-НП, от 7 августа 2020 г. № 121-НП)
соответствуют

уровням

общего

образованияиперечнюучебныхпредметов,установленнымвРоссийскойФедерации
(заисключениемучебныхпредметов«Астрономия»(определен

как

дополнительный

учебный предмет) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (обязательным является
учебный предмет «Начальная военная подготовка») на уровне среднего общего
образования в ЛНР), обучающихся, прибывших с территории ДНР и ЛНР, рекомендуется
принимать

в

класс,

соответствующий

классу

их

обучения

в

предыдущих

на

основании

общеобразовательных организациях.
Всвязистем,чтовобразовательныхорганизациях,действующих

указанных законов используется пятибалльная система оценивания, то отметки,
полученные обучающимися, рекомендуется использовать без перевода в систему
оценивания в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, за
исключением

случаев,

когда

в

российских

общеобразовательных

организациях

используется иная системаоцениванияприосуществлениитекущегоконтроляуспеваемостии
промежуточной

аттестации.

В

таком

случае

общеобразовательная

организациясамостоятельноосуществляетпереводпятибалльнойсистемы

оцениваниявсистемуоценок,принятойеёлокальнымнормативнымактом.
В исключительных случаях, когда образование, ранее полученное ребенком,
прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, не может быть подтверждено документально, с
согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная
аттестация6, итоги которой позволят рекомендовать класс обучения.
Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся (собеседование, тест и
др.), а также учебные предметы, по которым проводится промежуточная аттестация, и их
количество определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
самостоятельно7, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей.
При предоставлении необходимых документов и установлении класса обучения
ребенка издается распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную
деятельность, о его приеме в данную организацию, осуществляющую образовательную
деятельность.
Обучающимся

организаций,

предоставляются

осуществляющих

академические

права

образовательную

деятельность,

меры

социальной

поддержкиистимулирования,установленныеФедеральнымзаконом
№ 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными
нормативными актами8.
Обучающимся,осваивающимосновныеобразовательныепрограммыза

счет

бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации

и

местных

бюджетов

в

пределах

федеральных

государственных

образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных
стандартов

и

осуществляющими

самостоятельно

устанавливаемых

образовательную

требований,

организациями,

деятельность,бесплатнопредоставляютсяв

пользование навремяполученияобразованияучебникииучебныепособия,атакже

Часть1статьи58Федеральногозакона№273-ФЗ.
Часть2статьи30Федеральногозакона№273-ФЗ.
8
Статья34Федеральногозакона№273-ФЗ.
6
7

учебно-методическиематериалы,средстваобученияивоспитания9.
Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление,
хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетнихобучающихсяи их родителей (законных
представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей)
обучающихся.
(Персональнымиданнымиявляетсялюбаяинформация,относящаяся к определенному
физическому лицу)10.
Права

и

обязанности

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетнихобучающихсяустанавливаютсяФедеральнымзаконом
№273-ФЗ,инымифедеральнымизаконами,договоромобобразовании (при его наличии)11.
Не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся к
внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со
стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных
при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов,
попечительских

советоввчастипринудительногопривлеченияродительскихвзносов

и

благотворительных средств.
Родителиобучающихсянеобязаныфинансироватьдеятельность

по

содержанию

и

охране зданий образовательных учреждений, материально- техническому обеспечению и
оснащению образовательного процесса.
Любая

инициативная

группа

граждан,

в

том

числе

родительскийкомитет,

попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения,
вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя
самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей,
посещающих данное учреждение12.

Статья35Федеральногозакона№273-ФЗ.
Статьи3и6Федеральногозаконаот27июля2006г.№152-ФЗ«Оперсональныхданных».
11
Статья44Федеральногозакона№273-ФЗ.
12ПисьмоМинобрнаукиРоссииот9сентября2015г.№ВК9

10

2227/08«Онедопущениинезаконныхсборовденежныхсредств».

Приприемедетей,прибывающихстерриторийДНРиЛНР,необходимо:
предусмотретьвозможностьобеспеченияобучающихсянеобходимыми
учебниками

и

учебными

пособиями

исходя

из

расчета

не

менее

одного

учебногоиздания(включаяучебникииучебныепособия),достаточного
дляосвоенияпрограммыучебногопредмета,накаждогообучающегося

по

каждомуучебномупредмету, входящемув учебный план образовательной программы, в
зависимости от уровня образования;
обеспечитьпринеобходимостиучастиевитоговомсобеседованиипо русскому языку по
программам основного общего образования в качестве допуска к государственной
итоговой аттестации по программам основного общего образования;
обеспечитьучастиеобучающихсяXI(XII)классоввитоговомсочинении (изложении) по
образовательным программам среднего общего образования;
обеспечить

возможность

пройти

государственную

итоговую

обучающимсяпообразовательнымпрограммамосновногообщегоисреднего

аттестацию
общего

образования;
выдать документ об образовании лицам, успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, подтверждающий получение общего образования следующего
уровня:
а) основноеобщее образование (подтверждается аттестатомоб основном общем
образовании);
б) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем
образовании)13.
организоватьподдержку обучающихся,попавших втруднуюжизненную ситуацию, в
том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,
выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в единстве
урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов
системы общегообразования,семьиидругихинститутовобществаиобеспечить

13

Часть6статьи60Федеральногозакона№273-ФЗ.

интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную
деятельность;
организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого- медикопедагогическойкомиссиикаждомуобучающемуся,попавшемувтруднуюжизненнуюситуаци
ю(втомчислеобучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам),
комплексной, индивидуальноориентированной,сучетомсостоянияздоровьяи особенностей
психофизического

развития

психолого-медико-

педагогической

поддержки

и

сопровождения в условиях образовательной деятельности;
обеспечитьвозможностьпреподаваниярусскогоязыкакакнеродного.
Для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

обучение

можетбытьорганизованокаксовместносдругимиобучающимися,так и в отдельных классах,
группах

или

организациях,

осуществляющих

образовательную

деятельность,

по

адаптированным общеобразовательным программам.
Для данной категории обучающихся необходимо создать специальные условия для
получения образования.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и
развития

таких

обучающихся,

образовательных

включающиев

себя

использование

программ

и

обученияивоспитания,специальныхучебников,учебныхпособий
материалов,

специальных

индивидуального

технических

пользования,

средств

предоставление

услуг

методов
и

обучения

специальных
дидактических

коллективного

ассистента

и

(помощника),

оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации,
осуществляющейобразовательнуюдеятельность,идругиеусловия,безкоторыхневозможноил
изатрудненоосвоениеобразовательных

программобучающимисясограниченнымивозможностямиздоровья.
Лица,

зачисленные

в

образовательную

организацию

на

территории

РоссийскойФедерации,проходятгосударственнуюитоговуюаттестациюпо
образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) в качестве
выпускников текущего года в соответствии с Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. №
189/1513 (далее – Порядок ГИА-9).
К

ГИА-9

допускаются

обучающиеся,

не

имеющие

академической

задолженности,вполномобъемевыполнившиеучебныйпланили индивидуальный учебный
план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс
не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое
собеседование по русскому языку.
Кроме того, Порядком ГИА-9 предусмотрено, что лица, обучающиеся по не
имеющим государственной аккредитации образовательнымпрограммам основного общего
образования,

вправе

пройти

ГИА-9

экстерном

ворганизации,осуществляющейобразовательнуюдеятельностьпоимеющим
государственную

аккредитацию

образовательным

программам

основного

общего

образования (далее – образовательная организация), в формах, установленных Порядком
ГИА-9 (далее – экстерны).
Экстерны–лица,зачисленныевобразовательнуюорганизациюдля

прохождения

промежуточной аттестации и ГИА-9.
После зачисления в образовательную организацию в качестве экстерна указанным
лицам необходимо пройти процедуру допуска к ГИА-9. Экстерны допускаются к ГИА-9
при

условии

получения

на

промежуточной

отметокненижеудовлетворительныхатакжеимеющиерезультат«зачет»

аттестации
за

собеседование по русскому языку.
Дополнительныесрокипроведения собеседованияпорусскомуязыку–

итоговое

9марта2022годаи16мая2022года.
ГИА-9проводитсявформеОГЭ,втомчиследлябеженцеви
переселенцев,

освоивших

вынужденных

образовательные

основногообщегообразованиявочной,очно-заочнойилизаочнойформах,

программы
а

также

для

экстернов, допущенных в текущем году к ГИА-9.
Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов предусмотрена возможность прохождения ГИА-9 в форме ГВЭ.
Заявление об участии в ГИА-9 подается до 1 марта 2022 года участником в
образовательную организацию, в которую он зачислен.
Лица,

зачисленные

в

образовательную

организацию

на

территории

РоссийскойФедерации,проходятгосударственнуюитоговуюаттестациюпо
образовательным программам среднего общего образования (далее –ГИА-11) в качестве
выпускников текущего года в соответствии Порядком проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. №
190/1512 (далее – Порядок ГИА-11).
К

ГИА-11

допускаются

обучающиеся,

не

имеющие

академической

задолженности,вполномобъемевыполнившиеучебныйпланили индивидуальный учебный
план

(имеющие

годовые

отметки

по

всем

учебнымпредметамучебногопланазакаждыйгодобучения по образовательным программам
среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат
«зачет» за итоговое сочинение (изложение).
Кроме того, Порядком ГИА-11 предусмотрено, что лица, обучающиеся по не
имеющим государственной аккредитации образовательнымпрограммам среднего общего
образования,

вправе

пройти

ГИА-11

ворганизации,осуществляющейобразовательнуюдеятельностьпоимеющим
государственнуюаккредитациюобразовательнымпрограммамсреднего

экстерном

общего образования (далее – образовательная организация), в формах, установленных
Порядком ГИА-11,(далее – экстерны).
Экстерны–лица,зачисленныевобразовательнуюорганизациюдля

прохождения

промежуточной аттестации и ГИА-11.
После зачисления в образовательную организацию в качестве экстерна указанным
лицам необходимо пройти процедуру допуска к ГИА-11. Экстерны допускаются к ГИА-11
при

условии

получения

на

промежуточной

аттестации

отметок

не

ниже

удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение
(изложение).
Дополнительныйсрокпроведенияитоговогосочинения–4мая2022г.
При необходимости органы исполнительной власти, осуществляющие управление в
сфереобразования,могут обратиться с официальным запросом в Рособрнадзор для
установления дополнительной даты проведения итогового сочинения ранее 4 мая 2022
года.
ГИА-11проводитсявформеЕГЭ,втомчиследлябеженцев
переселенцев,

освоивших

и

вынужденных

образовательные

программы

среднегообщегообразованиявочной,очно-заочнойилизаочнойформах,

а

также

для

экстернов, допущенных в текущем году к ГИА-11.
Для участников ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов предусмотрена возможность прохожденияГИА в форме ГВЭ.
ЗаявлениеобучастиивГИА-9иГИА-11можетбытьподано

в

государственную

экзаменационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации после
установленных

сроков

(1

февраля

и

приналичииуважительнойпричины,приэтомпричина«переездизДНР

1
или

марта)
ЛНР»

может

считаться уважительной.
Регистрация для участия в ГИА-9 и ГИА-11 осуществляется посредством внесения
соответствующих сведений в региональные информационные системы обеспечения
проведения
итоговойаттестацииобучающихся,освоившихосновныеобразовательные

государственной

программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС).
ВРИСмогутбытьвнесенысведенияизлюбогодокумента,
удостоверяющеголичностьучастникаГИА-9иГИА-11(паспортгражданина

Российской

Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации,
выдаваемое на период оформления паспорта;паспорт иностранного гражданина либо иной
документ,

установленный

международным

федеральнымзакономилипризнаваемыйвсоответствии

договором

Российской

Федерации

в

качестве

удостоверяющеголичностьиностранногогражданина;свидетельство
временного

убежища

предоставлении

на

территории

временного

несовершеннолетнего;

убежища,

Российской

Федерации;

выдаваемое
иные

о

одному

с

документа,

предоставлении
свидетельство
из

о

родителей
документы,

предусмотренныефедеральнымзакономилипризнаваемыевсоответствии с международным
договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица
без гражданства и т.д.).
В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11документа, удостоверяющего
личность, в РИС могут быть внесены реквизитыдокумента, которым образовательная
организация подтверждает личные данные обучающегося. Допуск участника ГИА
непосредственно

в

ППЭ

осуществляетсяприналичиидокумента,удостоверяющегоеголичность, и при наличии его в
списке распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11
документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного
подтверждения его личности сопровождающим от школы.

Памятка
для классных руководителей, педагогов-психологов,
социальныхпедагоговииныхпедагогическихработников
поработесдетьми,прибывающимистерриторийДНРиЛНР
Педагогам

необходимо

помнить,

что

ситуация,

в

которой

оказался

ребенок,прибывшийстерриторийДНРиЛНР(далее-ребенок(дети)
изсемейбеженцев),рассматриваетсякактруднаяжизненнаяситуация.В

психолого-

педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная,
объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном
цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации
важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств;
ситуация,

объективно

внутренних

связей;

нарушающая

невозможность

жизнедеятельность;
реализации

нарушение

внутренних

стимулов

привычных
(мотивов,

стремлений, ценностей).
Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные
функции:
образовательную(организацияипроведениеконсультацийдля родителей);
психологическую

(организация

работы

с

ребенком

и

его

семьей);

посредническую(информирование,организацияикоординация
деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений
между семьей и организацией, осуществляющейобразовательную деятельность по
общеобразовательным программам).
Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся
в адаптации к новым условиям и должна быть построенас учетом сложности ситуации, в
которой оказались семьи беженцев.
Возможныепсихолого-педагогическиепроблемы,характерныедлядетей
беженцев

в

возрасте

от

7

до

12

лет:

трудности

в

отдельныхпредметов;невротическиереакции,фобии,нарушениясна

обучении,

из

семей
усвоении

и аппетита, как следствие перенесенного травматического шока; нарушения поведения;
низкий уровень общей социальной и психологической адаптации.
Удетейввозрастеот13до16летвозможнынизкаясоциальнаяактивность,недостаточнаясоциаль
но-психологическаяадаптация,сложности
вмежличностныхконтактах,невротическиеиневрозоподобныереакции.
Возможные методы психологической помощи детям из семей беженцев: тренинги
толерантности,

позитивного

взаимодействия

исоциокультурнойадаптации;
групповаяработапопреодолениюстрахов;
психологическое консультирование и психотерапия (семейная терапия, арт-терапия).
В

работе

с

детьми

из

семей

беженцев

важны

приемы

организацииработыспостравматическимстрессом,направленные
травматического

опыта,

на

последствий

и

методы

преодоление
травматического

события,коммуникативныхбарьеров,изоляции,котораявозниклавходе
«капсулирования» травматического опыта, формирование навыков толерантного общения,
адекватного

психологического

саморегуляции.

контакта,

бесконфликтного

поведения,

навыков

Памятка
для родителей (законных представителей) детей,
прибывающихстерриторийДНРиЛНР,повопросамобеспечения
правадетейнаполучениеобщегообразования
Уважаемые родители!
В

соответствии

с

Федеральным

законом

«Об образовании

Федерации»вРоссийскойФедерациигарантированаобщедоступностьи
соответствии

с

федеральными

государственными

в Российской

бесплатность

образовательными

в

стандартами

начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все
программы учебных предметов,факультативныхзанятий,внеурочнойдеятельности для
Вашего ребенка реализуются бесплатно.
Иностранныегражданеилицабезгражданстваобладаютравнымис

гражданами

Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и
среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской
Федерации.
Лицо,признанноебеженцем,иприбывшиеснимчленыегосемьиимеют
получение

содействия

в

устройстве

детей

лица,

признанного

право
беженцем,

на
в

государственные или муниципальные организации, осуществляющие образовательную
деятельность по общеобразовательным программам (далее - школа), наравне с
гражданами Российской Федерации.
Приемребенка в школуосуществляется по личномузаявлению родителя (законного
представителя) ребенка или поступающего при предъявлении оригинала документа,
удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом,
признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца.
Взаявлениинеобходимоуказатьследующиесведения:
а)фамилия,имя,отчество(приналичии)ребенкаилипоступающего;
рождения ребенка или поступающего;

б)

дата

в)адресместажительстваи(или)адресместапребыванияребенка или поступающего;
г)

фамилия,

имя,

отчество

(при

наличии)

родителя(ей)

(законного(ых)

представителя(ей) ребенка;
д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей) ребенка;
е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего;
ж)оналичииправавнеочередного,первоочередного или преимущественного приема;
з)опотребностиребенкаилипоступающеговобучении
образовательной

программе

и

условийдляорганизацииобученияи
возможностями

здоровья

в

(или)

в

по
создании

воспитанияобучающегося
соответствии

с

адаптированной
с

заключением

специальных
ограниченными

психолого-медико-

педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации;
и)согласиеродителя(ей)(законного(ых)представителя(ей)ребенка
наобучениеребенкапоадаптированнойобразовательнойпрограмме

(в

случае

необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе);
к)согласиепоступающего,достигшеговозраставосемнадцатилет,на
адаптированной

образовательной

программе

(в

случае

обучение

необходимости

по

обучения

указанного поступающего по адаптированной образовательной программе);
л) язык образования (в случае получения образования на родном языкеиз числа
языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);
м)роднойязыкизчислаязыковнародовРоссийскойФедерации (в случае реализации
права

на

изучение

родного

языка

из

народовРоссийскойФедерации,втомчислерусскогоязыкакакродного

числа

языков

языка);
н)

государственный

предоставления

язык

республики

общеобразовательной

Российской

организацией

Федерации

(в

возможности

случае
изучения

государственного языка республики Российской Федерации);
о) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или
поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности,
со

свидетельством

программами

и

о

государственной

другими

документами,

аккредитации,

с

общеобразовательными

регламентирующими

организацию

и

осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
п)согласиеродителя(ей)(законного(ых)представителя(ей)ребенкаили

поступающего

на обработку персональных данных
Дляприемародитель(и)(законный(ые)представитель(и)ребенкаили

поступающий

представляют следующие документы:
а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя)
ребенка или поступающего;
б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего
родство заявителя;
в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или)
сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по
образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную
или муниципальную образовательнуюорганизацию,вкоторойобучаютсяегополнородныеи
неполнородные брат и (или) сестра);
г)копиюдокумента,подтверждающегоустановлениеопеки или попечительства (при
необходимости);
д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту
жительстваилипоместупребыванияназакрепленнойтерриторииили
документов

для

оформления

регистрации

жительства(вслучаеприеманаобучениеребенкаилипоступающего,

справку
по

о

приеме
месту

проживающегоназакрепленнойтерритории);
е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного
приема

на

обучение

по

основным

общеобразовательным

программамилипреимущественногоприеманаобучение по образовательным программам
основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными
общеразвивающими
программами,имеющимицельюподготовкунесовершеннолетнихграждан к военной или
иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского
казачества;
ж)копиюзаключенияпсихолого-медико-педагогическойкомиссии(при наличии).
Припосещениишколыи(или)очномвзаимодействии

с

уполномоченными

должностными лицами школы родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка
предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего.
Родители (законные представители) детей, прибывших с территорийДНР и ЛНР (в
том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами или
лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ, подтверждающий
родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ,
подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная
карта, удостоверение беженца и др.).
В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления какихлибо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о
приеме ребенка в школу ребенка могут принять в школу на основании заявления родителя
(законного представителя).
Висключительныхслучаях(еслиребенокприбылстерриторийДНРиЛНРвсопровождени
иродственникаилииноголица,неимеющих

законногоправапредставлятьинтересыконкретногоребенка,

либо

без

сопровождения)

ребенка могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица,
заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо
на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.
Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том
числе медицинскую карту ребенка.
Приприемевшколудляполучениясреднегообщегообразования

(10

и

11

классы)

представляется аттестат об основном общем образовании(об окончании 9 класса)
установленного образца.
При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования,
полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего согласия
организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест
и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются школой
самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. По итогам
промежуточной аттестации издается распорядительный акт школы о приеме Вашего
ребенка в школу.
Если

Ваш

ребенок

нуждается

в

специальных

условиях

образования,Вамнеобходимообратитьсякруководителюшколылибов

получения

органы

местного

самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с
личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК).
Для

учащегося

с

ограниченными

возможностями

здоровья

обучение

можетбытьорганизованокаксовместносдругимиучащимися, так и в отдельных классах,
группах или в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные
программы.
Крометого,Выкакродительимеете право:
знакомиться

с

уставом

школы

и

другими

регламентирующимиорганизациюиосуществлениеобразовательной

документами,

деятельности;
знакомиться

с

содержанием

образования,

используемыми

обученияивоспитания,образовательнымитехнологиями,атакжесоценками

методами
успеваемости

своих детей.
ПослезачислениявшколуВашемуребенкудолжныпредоставить
вбесплатноепользованиеучебникивсоответствиисоспискомучебников
(впределахфедеральногоперечняучебников,рекомендуемых
реализации имеющих государственную

аккредитацию

к

использованию

при

образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования), определенных
школой для реализации основной образовательной программы.
Такжеучащиесяимеютправона:
бесплатное

пользование

библиотечно-информационными

ресурсами,

учебной,

производственной, научной базой школы и др.;
предоставлениеусловийдляобучениясучетомособенностей

их

психофизического

развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и
психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
обучение

по

индивидуальному

учебному

плану

в

пределах

осваиваемой

образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными
актами;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и
психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление,
хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетнихобучающихсяи их родителей (законных
представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей)
обучающихся.
(Персональнымиданнымиявляетсялюбаяинформация,относящаяся к определенному
физическому лицу).
Родителиобучающихсяимеютпреимущественноеправонаобучение

и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми
общего образования.
Крометого,родителиимеютправо:
защищать права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся;
получать

информацию

о

всех

видах

планируемых

обследований

(психологических,психолого-педагогических)обучающихся,даватьсогласие на проведение
таких

обследований

или

участие

в

таких

отказатьсяотихпроведенияилиучастиявних,получатьинформацию

обследованиях,
о

результатах

проведенных обследований обучающихся;
принимать участие в управлении школой через деятельность органов школьного
самоуправления (управляющего совета, совета учащихся, совета родителей), поднимая
вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности.
ОбращаемВашевнимание,чтопривлечениедополнительныхсредств на нужды школы
(добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется органами
школьного самоуправления в составе представителей всех участников образовательных
отношений (педагогических работников, обучающихся, их родителей, администрации
школы) исключительно на добровольной основе.

Памятка
попсихологическойподдержкедетей,прибывающих с
территорий ДНР и ЛНР

1. Опсихическомипсихологическомсостояниидетей,прибывающих с территории
ДНР и ЛНР.
На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату
дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь
заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения,
несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима.
Ребенку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем взрослому, и это может
отразиться на его психическоми психологическом здоровье.
Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами
заметите

у

них

признаки

душевного

неблагополучия

и

сумеете

оказатьнеобходимуюподдержку.Детиждутеевпервуюочередь не от учителей и врачей, а от
самых близких и дорогих им людей - от своих родителей.
Важно помнить,что«запас прочности» и силуребенканамного меньше, чем у
взрослого.

Некоторые

детские

проблемы

часто

кажутся

взрослым

несерьезными,однакодляребенкаониважныизначимы.Взрослые и не подозревают, как
легко

можно

ранить

ребенка.

У

детей

возможностейрассказатьотом,чтоихмучаетибеспокоит-имсамимэто

слишком

мало

не

ясно.

вполне

Иногда ребенок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их
огорчать и расстраивать.
Как же взрослым узнать о том, что ребенок испытывает душевное страдание?
Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они
могут проявляться в виде:
проблем в школе - ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к учебе;
конфликтоввсемье-частыессорыиразногласиямеждуребенком

иродителями,братьямиисестрами;
трудностейвобщении:замкнутость,неумениенаходитьобщийязык со сверстниками,
агрессивное или вызывающее поведение;
душевных страданий: частые слезы, подавленность, неожиданные смены настроения
без видимых причин, раздражительность, обидчивость, многочисленные страхи,
кошмарные сны;
проблем со здоровьем: расстройство сна или аппетита, боли в животе, головные
боли, заикание, энурез, нервные тики.

2. Дети-свидетеливойни конфликтов
Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбежек, смерть родных и близких
людей. Даже если дети и не видели военных действий вблизи, не находились
непосредственно в горячих точках, война все равно присутствовала в их жизни и
постоянно напоминала о себе.
Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о них значит,

им

нужна

помощь.

Вы,

как

и

положено

хорошим

родителям,стремитесьоградитьсвоихдетейотпереживаниягоря и отчаяния. Но делать вид,
что

ничего

не

случилось

-

это

ошибка.

Тяжелые

воспоминаниямогутоставатьсясВашимидетьмидотехпор,покагорене будет пережито и
разделено с близкими людьми.
Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат возможность выразить то,
что их мучает и беспокоит.
Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний.
Если

ребенок

пережил

утрату

близкого

человека

-

поделитесь

воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребенку.

3. Междудвумямирами
Переездвдругуюстрану-тяжелоеиспытаниедляВасиВашихдетей.
ВсвоевремяВыпережилипотрясениеотсоприкосновениясчужим,

своими

негостеприимныммиром,укоторогосвоиправилаизаконы.
Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и
восприимчивы.

А

родителям

хотелось

бы,

чтобы

их

дети

сохранилипривычкииценности,принятыенародине.Жесткость и неуступчивость родителей
в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными и вести себя в школе и дома поразному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.
Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны,
новтожевремяпозволяйтеимзнакомитьсясместнойкультурой

и

перенимать

некоторые

привычки и особенности поведения местного населения.
Ходитесребенкомнапраздники,посещайтевыставки,музеи,не

отказывайтесь

от

приглашений в гости.
С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, Вы позволите ему
бывать у них дома или пригласите их к себе.
Разговаривайте с ребенком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе
их понять, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного населения.
Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях, клубах и
других творческих, научных и спортивных объединениях детей и молодежи.

5. Новая школа
ЕслиВашидетипосещаютновуюшколувдругойстране,помните:импотребуетсявремядл
ятого,чтобыпривыкнутькней.Иззаперерывавзанятиях,стресса,вызванногоновойобстановкой,детимогутучиться

не

так

хорошо, как Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень
расстраивают ребенка - никому не хочется быть двоечником.
Ненаказывайтеребенкаслишкомстрогозаплохиеоценки:вряд
возможность сейчас учиться лучше.

ли

у

него

есть

Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимания на его
неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с трудностями.
Интересуйтесь учебой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте
выполнять домашние задания, поощряйте дополнительные занятия.
Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям ситуацию, в
которой находится ваша семья, советуйтесь с ними.

6. Детииродители дома
Тяжелыебытовыеусловия,теснота,неустроенность.Усталость
ипостоянныестрессынеоставляютсилнаполноценноеобщениесдетьми,
адетиоченьпереживаютиз-занедостаткатеплаивнимания,несправедливых

наказаний.

По

сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как напряженный
режим дня ребенка, его страхи, переживания, душевные потребности, кажутся
второстепенными. Но детство - фундамент будущей жизни любого человека. И сделать
его по-настоящему прочным могут только родители.
Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша любовь
останутся с ними.
Жизньдетейдолжнабытьупорядоченной,особенноеслионинеходят в школу. Важно,
чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать
примерно в одно и то же время.
Избегайтессоривыясненияотношенийвприсутствиидетей.
Интересуйтесьдомашнимизанятиямидетей,рисуйтеииграйтевместе с ними.
Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают чтонибудьнетак,ноненаказывайтеихфизическиинеугрожайтенаказанием,
аспокойнопоговоритеснимииобъясните,почемуребенкунеследовало бы делать так, при
этом не настаивая, а давая совет.

Будьтепоследовательнымивнаказанияхипохвалах.
Старайтесьуделятьвсемдетямравноевнимание,невыделяякого-то из них.
КогдаВыраздраженыиустали,несрывайтесвоенастроениенадетях, а лучше объясните
им причину Вашего состояния.
Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях семьи, не
называйте их "обузой". Это может навредитьребенку: он будет чувствовать себя
ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и неуверенным, а ведь вы родители - его единственная поддержка и опора.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть Вас Ваши дети?
Конечно же, добрыми, любящими, веселыми, жизнерадостными.
ВозможнолитакоевВашемположении,когдаприходитьсянежить,авыживать?Когдаодн
овременнододесятичеловекютятсяводнокомнатных квартирах?
Для каждого ребенка его родители - самые лучшие, добрые и сильные. Постарайтесь
не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с Вами.
Не запугивайте детей, особенно милицией.
Вселяйтевдетейверувбудущееивсобственные силы.
Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас видеть
Ваши дети.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».