МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА НАПОЛУЧЕНИЕОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ,ПРИБЫВАЮЩИХ СТЕРРИТОРИЙДОНЕЦКОЙНАРОДНОЙРЕСПУБЛИКИИЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В целях принятия мер по обеспечению в Российской Федерации права каждого человека на образование Минпросвещения России направляет методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее – методические рекомендации),дляиспользованияприприемедетей,прибывающихс территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее – ДНР и ЛНР), в том числе детей лиц, признанных беженцами,являющихсяиностраннымигражданамиилилицамибез гражданства, в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам. Вметодическиерекомендациивключены: памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательнуюдеятельностьпообщеобразовательнымпрограммам, при приеме детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР; памятка для классных руководителей, педагогов- психологов,социальныхпедагоговииныхпедагогическихработниковпоработе с детьми, прибывающими с территорий ДНР и ЛНР; памятка для родителей (законных представителей) стерриторийДНРиЛНР,повопросамобеспеченияправадетейна детей, прибывающих получение общего образования; памяткапопсихологическойподдержкедетей,прибывающихс территорий ДНР и ЛНР. МинпросвещенияРоссиипроситдовестиданнуюинформацию доорганизаций,осуществляющихобразовательнуюдеятельность пообщеобразовательнымпрограммам,расположенныхнатерритории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах организаций,осуществляющихобразовательнуюдеятельностьпо общеобразовательным программам. Приложение Памятка дляруководителяорганизации,осуществляющей образовательнуюдеятельностьпообщеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих стерриторийДНРиЛНР В Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, должностногоположения,места происхождения, жительства, имущественного,социальногои отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. ВРоссийскойФедерациигарантируютсяобщедоступностьи соответствии с бесплатность федеральными в государственными образовательнымистандартаминачальногообщего,основногообщего и среднего общего образования1. Иностранныегражданеилицабезгражданстваобладаютравнымис гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательнойпрограммысреднегообщегообразованиянаобщедоступной и бесплатной основе2. Лицо,признанноебеженцем,и прибывшие снимчлены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные и общеобразовательные организациинаравнесгражданамиРоссийскойФедерациивсоответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,законами ииными нормативнымиправовымиактамисубъектовРоссийскойФедерации,если 1Пункты2и3статьи5Федеральногозаконаот29декабря2012г.№273ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(далее - Федеральный закон № 273-ФЗ). 2Статья78Федеральногозакона№273-ФЗ. иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации3. ВРоссийскойФедерацииобразованиеможетбытьполучено: 1) ворганизациях,осуществляющихобразовательнуюдеятельность; 2) внеорганизаций,осуществляющихобразовательнуюдеятельность(в форме семейного образования и самообразования)4. Родителями(законнымипредставителями)ребенкаилипоступающимв заявлении указываются следующие сведения: а)фамилия,имя,отчество(приналичии)ребенкаилипоступающего; б) дата рождения ребенка или поступающего; в)адресместажительстваи(или)адресместапребыванияребенка или поступающего; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего; ж)оналичииправавнеочередного,первоочередного или преимущественного приема; з)опотребностиребенкаилипоступающеговобучении образовательной программе условийдляорганизацииобученияи возможностями здоровья в и (или) в по создании воспитанияобучающегося соответствии с адаптированной с заключением специальных ограниченными психолого-медико- педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; и)согласиеродителя(ей)(законного(ых)представителя(ей)ребенка 3Подпункт11пункта1статьи8Федеральногозаконаот19февраля1993г.№4528-1«Обеженцах». 4 Статья17Федеральногозакона№273-ФЗ. наобучениеребенкапоадаптированнойобразовательнойпрограмме (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе); к)согласиепоступающего,достигшеговозраставосемнадцатилет,на адаптированной образовательной программе (в случае обучение необходимости по обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе); л) язык образования (в случае получения образования на родном языкеиз числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке); м)роднойязыкизчислаязыковнародовРоссийскойФедерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка); н) государственный предоставления язык республики общеобразовательной Российской организацией Федерации возможности (в случае изучения государственного языка республики Российской Федерации); о) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством программами и о государственной другими документами, аккредитации, с общеобразовательными регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся; п)согласиеродителя(ей)(законного(ых)представителя(ей)ребенкаили поступающего на обработку персональных данных. Дляприемародитель(и)(законный(ые)представитель(и)ребенкаили поступающий представляют следующие документы: а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя; в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательнуюорганизацию,вкоторойобучаютсяегополнородныеи неполнородные брат и (или) сестра); г)копиюдокумента,подтверждающегоустановлениеопеки или попечительства (при необходимости); д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительстваилипоместупребыванияназакрепленнойтерриторииили справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории); е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программамилипреимущественногоприеманаобучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами,имеющимицельюподготовкунесовершеннолетнихграждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества; ж)копиюзаключенияпсихолого-медико-педагогическойкомиссии(при наличии). При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов,указанных в пунктах а)-д), а поступающий - оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего. Родители(законныепредставители)детей,прибывшиестерриторий ДНР и ЛНР, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.) в случае если они не являются гражданами Российской Федерации. Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскуюкарту ребенка. При приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в 10 и 11 классы представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца. Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительныйактоприеменаобучениеребенкаилипоступающего втечение5рабочихднейпослеприемазаявленияоприеменаобучениеи представленных документов5. В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления какихлибо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, рекомендуется принять ребенкаворганизацию,осуществляющуюобразовательнуюдеятельность, на основании заявления родителя (законного представителя). Висключительныхслучаях(еслиребенокприбылстерриторийДНРи сопровождении родственника или иного лица, законногоправапредставлятьинтересыконкретногоребенка,либо ЛНР не без в имеющих сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенканаполучениеобщегообразования,либонаоснованииличного 524,26,28,31Порядкаприемагражданнаобучениепообразовательнымпрограммамначал ьногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования,утвержденногоприказомМин истерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот2сентября2020г. №458(зарегистрированМинюстомРоссии11сентября2020г.,регистрационный№ 59783). заявленияребенка,достигшеговозраста14 лет. В связи с тем, что уровни общего образования, установленные Законом обобразовании(утвержденпостановлениемНародногоСоветаДНР от19июня2015г.№I- 233П-НС)иЗакономЛНРот30сентября2016г. №128-II«Обобразовании»,атакжепереченьучебныхпредметовпоуровням общего образования (Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденныеприказомМинистерстваобразованияинаукиЛНР от 21 мая 2018 г. № 495-од; Государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общегообразования,утвержденныеприказамиМинистерстваобразованияи науки ДНР от 7 августа 2020 г. № 119-НП, от 7 августа 2020 г. № 120-НП, от 7 августа 2020 г. № 121-НП) соответствуют уровням общего образованияиперечнюучебныхпредметов,установленнымвРоссийскойФедерации (заисключениемучебныхпредметов«Астрономия»(определен как дополнительный учебный предмет) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (обязательным является учебный предмет «Начальная военная подготовка») на уровне среднего общего образования в ЛНР), обучающихся, прибывших с территории ДНР и ЛНР, рекомендуется принимать в класс, соответствующий классу их обучения в предыдущих на основании общеобразовательных организациях. Всвязистем,чтовобразовательныхорганизациях,действующих указанных законов используется пятибалльная система оценивания, то отметки, полученные обучающимися, рекомендуется использовать без перевода в систему оценивания в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда в российских общеобразовательных организациях используется иная системаоцениванияприосуществлениитекущегоконтроляуспеваемостии промежуточной аттестации. В таком случае общеобразовательная организациясамостоятельноосуществляетпереводпятибалльнойсистемы оцениваниявсистемуоценок,принятойеёлокальнымнормативнымактом. В исключительных случаях, когда образование, ранее полученное ребенком, прибывшим с территорий ДНР и ЛНР, не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация6, итоги которой позволят рекомендовать класс обучения. Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым проводится промежуточная аттестация, и их количество определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно7, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. При предоставлении необходимых документов и установлении класса обучения ребенка издается распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о его приеме в данную организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Обучающимся организаций, предоставляются осуществляющих академические права образовательную деятельность, меры социальной поддержкиистимулирования,установленныеФедеральнымзаконом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами8. Обучающимся,осваивающимосновныеобразовательныепрограммыза счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и осуществляющими самостоятельно устанавливаемых образовательную требований, организациями, деятельность,бесплатнопредоставляютсяв пользование навремяполученияобразованияучебникииучебныепособия,атакже Часть1статьи58Федеральногозакона№273-ФЗ. Часть2статьи30Федеральногозакона№273-ФЗ. 8 Статья34Федеральногозакона№273-ФЗ. 6 7 учебно-методическиематериалы,средстваобученияивоспитания9. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетнихобучающихсяи их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. (Персональнымиданнымиявляетсялюбаяинформация,относящаяся к определенному физическому лицу)10. Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетнихобучающихсяустанавливаютсяФедеральнымзаконом №273-ФЗ,инымифедеральнымизаконами,договоромобобразовании (при его наличии)11. Не допускается принуждение родителей (законных представителей) обучающихся к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советоввчастипринудительногопривлеченияродительскихвзносов и благотворительных средств. Родителиобучающихсянеобязаныфинансироватьдеятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально- техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса. Любая инициативная группа граждан, в том числе родительскийкомитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение12. Статья35Федеральногозакона№273-ФЗ. Статьи3и6Федеральногозаконаот27июля2006г.№152-ФЗ«Оперсональныхданных». 11 Статья44Федеральногозакона№273-ФЗ. 12ПисьмоМинобрнаукиРоссииот9сентября2015г.№ВК9 10 2227/08«Онедопущениинезаконныхсборовденежныхсредств». Приприемедетей,прибывающихстерриторийДНРиЛНР,необходимо: предусмотретьвозможностьобеспеченияобучающихсянеобходимыми учебниками и учебными пособиями исходя из расчета не менее одного учебногоиздания(включаяучебникииучебныепособия),достаточного дляосвоенияпрограммыучебногопредмета,накаждогообучающегося по каждомуучебномупредмету, входящемув учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования; обеспечитьпринеобходимостиучастиевитоговомсобеседованиипо русскому языку по программам основного общего образования в качестве допуска к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования; обеспечитьучастиеобучающихсяXI(XII)классоввитоговомсочинении (изложении) по образовательным программам среднего общего образования; обеспечить возможность пройти государственную итоговую обучающимсяпообразовательнымпрограммамосновногообщегоисреднего аттестацию общего образования; выдать документ об образовании лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждающий получение общего образования следующего уровня: а) основноеобщее образование (подтверждается аттестатомоб основном общем образовании); б) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании)13. организоватьподдержку обучающихся,попавших втруднуюжизненную ситуацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общегообразования,семьиидругихинститутовобществаиобеспечить 13 Часть6статьи60Федеральногозакона№273-ФЗ. интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность; организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого- медикопедагогическойкомиссиикаждомуобучающемуся,попавшемувтруднуюжизненнуюситуаци ю(втомчислеобучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам), комплексной, индивидуальноориентированной,сучетомсостоянияздоровьяи особенностей психофизического развития психолого-медико- педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности; обеспечитьвозможностьпреподаваниярусскогоязыкакакнеродного. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучение можетбытьорганизованокаксовместносдругимиобучающимися,так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным общеобразовательным программам. Для данной категории обучающихся необходимо создать специальные условия для получения образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, образовательных включающиев себя использование программ и обученияивоспитания,специальныхучебников,учебныхпособий материалов, специальных индивидуального технических пользования, средств предоставление услуг методов и обучения специальных дидактических коллективного ассистента и (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации, осуществляющейобразовательнуюдеятельность,идругиеусловия,безкоторыхневозможноил изатрудненоосвоениеобразовательных программобучающимисясограниченнымивозможностямиздоровья. Лица, зачисленные в образовательную организацию на территории РоссийскойФедерации,проходятгосударственнуюитоговуюаттестациюпо образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) в качестве выпускников текущего года в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 (далее – Порядок ГИА-9). К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности,вполномобъемевыполнившиеучебныйпланили индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Кроме того, Порядком ГИА-9 предусмотрено, что лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательнымпрограммам основного общего образования, вправе пройти ГИА-9 экстерном ворганизации,осуществляющейобразовательнуюдеятельностьпоимеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее – образовательная организация), в формах, установленных Порядком ГИА-9 (далее – экстерны). Экстерны–лица,зачисленныевобразовательнуюорганизациюдля прохождения промежуточной аттестации и ГИА-9. После зачисления в образовательную организацию в качестве экстерна указанным лицам необходимо пройти процедуру допуска к ГИА-9. Экстерны допускаются к ГИА-9 при условии получения на промежуточной отметокненижеудовлетворительныхатакжеимеющиерезультат«зачет» аттестации за собеседование по русскому языку. Дополнительныесрокипроведения собеседованияпорусскомуязыку– итоговое 9марта2022годаи16мая2022года. ГИА-9проводитсявформеОГЭ,втомчиследлябеженцеви переселенцев, освоивших вынужденных образовательные основногообщегообразованиявочной,очно-заочнойилизаочнойформах, программы а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА-9. Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов предусмотрена возможность прохождения ГИА-9 в форме ГВЭ. Заявление об участии в ГИА-9 подается до 1 марта 2022 года участником в образовательную организацию, в которую он зачислен. Лица, зачисленные в образовательную организацию на территории РоссийскойФедерации,проходятгосударственнуюитоговуюаттестациюпо образовательным программам среднего общего образования (далее –ГИА-11) в качестве выпускников текущего года в соответствии Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512 (далее – Порядок ГИА-11). К ГИА-11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности,вполномобъемевыполнившиеучебныйпланили индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебнымпредметамучебногопланазакаждыйгодобучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение). Кроме того, Порядком ГИА-11 предусмотрено, что лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательнымпрограммам среднего общего образования, вправе пройти ГИА-11 ворганизации,осуществляющейобразовательнуюдеятельностьпоимеющим государственнуюаккредитациюобразовательнымпрограммамсреднего экстерном общего образования (далее – образовательная организация), в формах, установленных Порядком ГИА-11,(далее – экстерны). Экстерны–лица,зачисленныевобразовательнуюорганизациюдля прохождения промежуточной аттестации и ГИА-11. После зачисления в образовательную организацию в качестве экстерна указанным лицам необходимо пройти процедуру допуска к ГИА-11. Экстерны допускаются к ГИА-11 при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение). Дополнительныйсрокпроведенияитоговогосочинения–4мая2022г. При необходимости органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфереобразования,могут обратиться с официальным запросом в Рособрнадзор для установления дополнительной даты проведения итогового сочинения ранее 4 мая 2022 года. ГИА-11проводитсявформеЕГЭ,втомчиследлябеженцев переселенцев, освоивших и вынужденных образовательные программы среднегообщегообразованиявочной,очно-заочнойилизаочнойформах, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА-11. Для участников ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов предусмотрена возможность прохожденияГИА в форме ГВЭ. ЗаявлениеобучастиивГИА-9иГИА-11можетбытьподано в государственную экзаменационную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации после установленных сроков (1 февраля и приналичииуважительнойпричины,приэтомпричина«переездизДНР 1 или марта) ЛНР» может считаться уважительной. Регистрация для участия в ГИА-9 и ГИА-11 осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в региональные информационные системы обеспечения проведения итоговойаттестацииобучающихся,освоившихосновныеобразовательные государственной программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС). ВРИСмогутбытьвнесенысведенияизлюбогодокумента, удостоверяющеголичностьучастникаГИА-9иГИА-11(паспортгражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный международным федеральнымзакономилипризнаваемыйвсоответствии договором Российской Федерации в качестве удостоверяющеголичностьиностранногогражданина;свидетельство временного убежища предоставлении на территории временного несовершеннолетнего; убежища, Российской Федерации; выдаваемое иные о одному с документа, предоставлении свидетельство из о родителей документы, предусмотренныефедеральнымзакономилипризнаваемыевсоответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и т.д.). В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11документа, удостоверяющего личность, в РИС могут быть внесены реквизитыдокумента, которым образовательная организация подтверждает личные данные обучающегося. Допуск участника ГИА непосредственно в ППЭ осуществляетсяприналичиидокумента,удостоверяющегоеголичность, и при наличии его в списке распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА-9 и ГИА-11 документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим от школы. Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальныхпедагоговииныхпедагогическихработников поработесдетьми,прибывающимистерриторийДНРиЛНР Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок,прибывшийстерриторийДНРиЛНР(далее-ребенок(дети) изсемейбеженцев),рассматриваетсякактруднаяжизненнаяситуация.В психолого- педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно внутренних связей; нарушающая невозможность жизнедеятельность; реализации нарушение внутренних стимулов привычных (мотивов, стремлений, ценностей). Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции: образовательную(организацияипроведениеконсультацийдля родителей); психологическую (организация работы с ребенком и его семьей); посредническую(информирование,организацияикоординация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющейобразовательную деятельность по общеобразовательным программам). Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям и должна быть построенас учетом сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев. Возможныепсихолого-педагогическиепроблемы,характерныедлядетей беженцев в возрасте от 7 до 12 лет: трудности в отдельныхпредметов;невротическиереакции,фобии,нарушениясна обучении, из семей усвоении и аппетита, как следствие перенесенного травматического шока; нарушения поведения; низкий уровень общей социальной и психологической адаптации. Удетейввозрастеот13до16летвозможнынизкаясоциальнаяактивность,недостаточнаясоциаль но-психологическаяадаптация,сложности вмежличностныхконтактах,невротическиеиневрозоподобныереакции. Возможные методы психологической помощи детям из семей беженцев: тренинги толерантности, позитивного взаимодействия исоциокультурнойадаптации; групповаяработапопреодолениюстрахов; психологическое консультирование и психотерапия (семейная терапия, арт-терапия). В работе с детьми из семей беженцев важны приемы организацииработыспостравматическимстрессом,направленные травматического опыта, на последствий и методы преодоление травматического события,коммуникативныхбарьеров,изоляции,котораявозниклавходе «капсулирования» травматического опыта, формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического саморегуляции. контакта, бесконфликтного поведения, навыков Памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающихстерриторийДНРиЛНР,повопросамобеспечения правадетейнаполучениеобщегообразования Уважаемые родители! В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Федерации»вРоссийскойФедерациигарантированаобщедоступностьи соответствии с федеральными государственными в Российской бесплатность образовательными в стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это значит, что все программы учебных предметов,факультативныхзанятий,внеурочнойдеятельности для Вашего ребенка реализуются бесплатно. Иностранныегражданеилицабезгражданстваобладаютравнымис гражданами Российской Федерации правами на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Лицо,признанноебеженцем,иприбывшиеснимчленыегосемьиимеют получение содействия в устройстве детей лица, признанного право беженцем, на в государственные или муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее - школа), наравне с гражданами Российской Федерации. Приемребенка в школуосуществляется по личномузаявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение беженца. Взаявлениинеобходимоуказатьследующиесведения: а)фамилия,имя,отчество(приналичии)ребенкаилипоступающего; рождения ребенка или поступающего; б) дата в)адресместажительстваи(или)адресместапребыванияребенка или поступающего; г) фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; д) адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка; е) адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего; ж)оналичииправавнеочередного,первоочередного или преимущественного приема; з)опотребностиребенкаилипоступающеговобучении образовательной программе и условийдляорганизацииобученияи возможностями здоровья в (или) в по создании воспитанияобучающегося соответствии с адаптированной с заключением специальных ограниченными психолого-медико- педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; и)согласиеродителя(ей)(законного(ых)представителя(ей)ребенка наобучениеребенкапоадаптированнойобразовательнойпрограмме (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе); к)согласиепоступающего,достигшеговозраставосемнадцатилет,на адаптированной образовательной программе (в случае обучение необходимости по обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе); л) язык образования (в случае получения образования на родном языкеиз числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке); м)роднойязыкизчислаязыковнародовРоссийскойФедерации (в случае реализации права на изучение родного языка из народовРоссийскойФедерации,втомчислерусскогоязыкакакродного числа языков языка); н) государственный предоставления язык республики общеобразовательной Российской организацией Федерации (в возможности случае изучения государственного языка республики Российской Федерации); о) факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством программами и о государственной другими документами, аккредитации, с общеобразовательными регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся; п)согласиеродителя(ей)(законного(ых)представителя(ей)ребенкаили поступающего на обработку персональных данных Дляприемародитель(и)(законный(ые)представитель(и)ребенкаили поступающий представляют следующие документы: а) копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего; б) копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя; в) копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную или муниципальную образовательнуюорганизацию,вкоторойобучаютсяегополнородныеи неполнородные брат и (или) сестра); г)копиюдокумента,подтверждающегоустановлениеопеки или попечительства (при необходимости); д) копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительстваилипоместупребыванияназакрепленнойтерриторииили документов для оформления регистрации жительства(вслучаеприеманаобучениеребенкаилипоступающего, справку по о приеме месту проживающегоназакрепленнойтерритории); е) копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программамилипреимущественногоприеманаобучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами,имеющимицельюподготовкунесовершеннолетнихграждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества; ж)копиюзаключенияпсихолого-медико-педагогическойкомиссии(при наличии). Припосещениишколыи(или)очномвзаимодействии с уполномоченными должностными лицами школы родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в пунктах а)-д), а поступающий оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего. Родители (законные представители) детей, прибывших с территорийДНР и ЛНР (в том числе лица, признанные беженцами, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства), дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и др.). В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления какихлибо документов на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в школу ребенка могут принять в школу на основании заявления родителя (законного представителя). Висключительныхслучаях(еслиребенокприбылстерриторийДНРиЛНРвсопровождени иродственникаилииноголица,неимеющих законногоправапредставлятьинтересыконкретногоребенка, либо без сопровождения) ребенка могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет. Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка. Приприемевшколудляполучениясреднегообщегообразования (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании(об окончании 9 класса) установленного образца. При отсутствии документов, позволяющих определить уровень образования, полученного ребенком, и класс, в котором ему предстоит обучаться, с Вашего согласия организуется промежуточная аттестация, формы проведения которой (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым она проводится, определяются школой самостоятельно, с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. По итогам промежуточной аттестации издается распорядительный акт школы о приеме Вашего ребенка в школу. Если Ваш ребенок нуждается в специальных условиях образования,Вамнеобходимообратитьсякруководителюшколылибов получения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования с личным заявлением о прохождении Вашим ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для учащегося с ограниченными возможностями здоровья обучение можетбытьорганизованокаксовместносдругимиучащимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Крометого,Выкакродительимеете право: знакомиться с уставом школы и другими регламентирующимиорганизациюиосуществлениеобразовательной документами, деятельности; знакомиться с содержанием образования, используемыми обученияивоспитания,образовательнымитехнологиями,атакжесоценками методами успеваемости своих детей. ПослезачислениявшколуВашемуребенкудолжныпредоставить вбесплатноепользованиеучебникивсоответствиисоспискомучебников (впределахфедеральногоперечняучебников,рекомендуемых реализации имеющих государственную аккредитацию к использованию при образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования), определенных школой для реализации основной образовательной программы. Такжеучащиесяимеютправона: бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой школы и др.; предоставлениеусловийдляобучениясучетомособенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетнихобучающихсяи их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. (Персональнымиданнымиявляетсялюбаяинформация,относящаяся к определенному физическому лицу). Родителиобучающихсяимеютпреимущественноеправонаобучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Крометого,родителиимеютправо: защищать права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся; получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,психолого-педагогических)обучающихся,даватьсогласие на проведение таких обследований или участие в таких отказатьсяотихпроведенияилиучастиявних,получатьинформацию обследованиях, о результатах проведенных обследований обучающихся; принимать участие в управлении школой через деятельность органов школьного самоуправления (управляющего совета, совета учащихся, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности. ОбращаемВашевнимание,чтопривлечениедополнительныхсредств на нужды школы (добровольные пожертвования, целевые взносы и др.) осуществляется органами школьного самоуправления в составе представителей всех участников образовательных отношений (педагогических работников, обучающихся, их родителей, администрации школы) исключительно на добровольной основе. Памятка попсихологическойподдержкедетей,прибывающих с территорий ДНР и ЛНР 1. Опсихическомипсихологическомсостояниидетей,прибывающих с территории ДНР и ЛНР. На долю вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребенку труднее справляться с тяжелыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическоми психологическом здоровье. Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказатьнеобходимуюподдержку.Детиждутеевпервуюочередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей - от своих родителей. Важно помнить,что«запас прочности» и силуребенканамного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы часто кажутся взрослым несерьезными,однакодляребенкаониважныизначимы.Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребенка. У детей возможностейрассказатьотом,чтоихмучаетибеспокоит-имсамимэто слишком мало не ясно. вполне Иногда ребенок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать. Как же взрослым узнать о том, что ребенок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде: проблем в школе - ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к учебе; конфликтоввсемье-частыессорыиразногласиямеждуребенком иродителями,братьямиисестрами; трудностейвобщении:замкнутость,неумениенаходитьобщийязык со сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение; душевных страданий: частые слезы, подавленность, неожиданные смены настроения без видимых причин, раздражительность, обидчивость, многочисленные страхи, кошмарные сны; проблем со здоровьем: расстройство сна или аппетита, боли в животе, головные боли, заикание, энурез, нервные тики. 2. Дети-свидетеливойни конфликтов Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбежек, смерть родных и близких людей. Даже если дети и не видели военных действий вблизи, не находились непосредственно в горячих точках, война все равно присутствовала в их жизни и постоянно напоминала о себе. Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о них значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям,стремитесьоградитьсвоихдетейотпереживаниягоря и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось - это ошибка. Тяжелые воспоминаниямогутоставатьсясВашимидетьмидотехпор,покагорене будет пережито и разделено с близкими людьми. Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат возможность выразить то, что их мучает и беспокоит. Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний. Если ребенок пережил утрату близкого человека - поделитесь воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребенку. 3. Междудвумямирами Переездвдругуюстрану-тяжелоеиспытаниедляВасиВашихдетей. ВсвоевремяВыпережилипотрясениеотсоприкосновениясчужим, своими негостеприимныммиром,укоторогосвоиправилаизаконы. Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранилипривычкииценности,принятыенародине.Жесткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными и вести себя в школе и дома поразному, иначе новые друзья могут отвернуться от них. Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, новтожевремяпозволяйтеимзнакомитьсясместнойкультурой и перенимать некоторые привычки и особенности поведения местного населения. Ходитесребенкомнапраздники,посещайтевыставки,музеи,не отказывайтесь от приглашений в гости. С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, Вы позволите ему бывать у них дома или пригласите их к себе. Разговаривайте с ребенком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного населения. Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях, клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и молодежи. 5. Новая школа ЕслиВашидетипосещаютновуюшколувдругойстране,помните:импотребуетсявремядл ятого,чтобыпривыкнутькней.Иззаперерывавзанятиях,стресса,вызванногоновойобстановкой,детимогутучиться не так хорошо, как Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребенка - никому не хочется быть двоечником. Ненаказывайтеребенкаслишкомстрогозаплохиеоценки:вряд возможность сейчас учиться лучше. ли у него есть Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимания на его неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с трудностями. Интересуйтесь учебой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте выполнять домашние задания, поощряйте дополнительные занятия. Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям ситуацию, в которой находится ваша семья, советуйтесь с ними. 6. Детииродители дома Тяжелыебытовыеусловия,теснота,неустроенность.Усталость ипостоянныестрессынеоставляютсилнаполноценноеобщениесдетьми, адетиоченьпереживаютиз-занедостаткатеплаивнимания,несправедливых наказаний. По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как напряженный режим дня ребенка, его страхи, переживания, душевные потребности, кажутся второстепенными. Но детство - фундамент будущей жизни любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители. Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша любовь останутся с ними. Жизньдетейдолжнабытьупорядоченной,особенноеслионинеходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время. Избегайтессоривыясненияотношенийвприсутствиидетей. Интересуйтесьдомашнимизанятиямидетей,рисуйтеииграйтевместе с ними. Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают чтонибудьнетак,ноненаказывайтеихфизическиинеугрожайтенаказанием, аспокойнопоговоритеснимииобъясните,почемуребенкунеследовало бы делать так, при этом не настаивая, а давая совет. Будьтепоследовательнымивнаказанияхипохвалах. Старайтесьуделятьвсемдетямравноевнимание,невыделяякого-то из них. КогдаВыраздраженыиустали,несрывайтесвоенастроениенадетях, а лучше объясните им причину Вашего состояния. Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях семьи, не называйте их "обузой". Это может навредитьребенку: он будет чувствовать себя ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и неуверенным, а ведь вы родители - его единственная поддержка и опора. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть Вас Ваши дети? Конечно же, добрыми, любящими, веселыми, жизнерадостными. ВозможнолитакоевВашемположении,когдаприходитьсянежить,авыживать?Когдаодн овременнододесятичеловекютятсяводнокомнатных квартирах? Для каждого ребенка его родители - самые лучшие, добрые и сильные. Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией. Вселяйтевдетейверувбудущееивсобственные силы. Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас видеть Ваши дети.