Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда» _____________________________________________________________________________ «Рассмотрено» Руководитель МО ______/ С.С.Черняева / Протокол № 1 от «30 » августа 2024г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 82 ___________ /М.А.Лавриненко/ «Утверждено» Директор МОУ СШ № 82 __________/О.Н.Чирскова/ от «30» августа 2024г. от «31» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «БУМАЖНЫЕ ЧУДЕСА» для обучающихся 1-4 классов Автор-составитель: Овчарова В.А., учитель изобразительного искусства г.Волгоград 2022 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа создана с учетом требований Федерального образовательного стандарта начального общего образования нового поколения и отвечает основным направлениям и ценностным основам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: • воспитание гражданственности, патриотизма; • воспитание нравственных чувств и этического сознания; • воспитание ценностного отношения к прекрасному, становление представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Программой предусматривается организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественноконструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Любая работа с аппликацией не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебноисследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Программа основана на реализации следующих педагогических принципов: • Индивидуально-творческий подход – удовлетворение интересов и потребностей ребенка в разнообразных видах познавательной деятельности. • Природосообразность – учет возрастных особенностей, закономерностей природного развития ребенка, укрепление его физического и психического здоровья. • Культуросообразность – обучение, воспитание ребенка в контексте культуры. • Сотрудничество – объединение целей ученика и учителей, общая деятельность, взаимоуважение, взаимопомощь, взаимоподдержка. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи: • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм; • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами; развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству; • формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности; • развивать мелкую моторику рук. Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих условий: • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний; • системность и последовательность занятий: от простого к сложному, от неизвестного к известному;; • проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск ее решения; • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, научной и справочной литературы. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ Взаимосвязь с программой воспитания • Программа курса внеурочной деятельности «Бумажные чудеса» разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • • • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. Программой предусматривается организация работы, которая развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные универсальные учебные действия Учающиеся получит возможность для формирования: • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; • выраженной познавательной мотивации; • устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся получит возможность научиться: • планировать свои действия; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; • адекватно воспринимать оценку учителя; • проявлять познавательную инициативу; • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся получит возможность научиться: • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться, приходить к общему решению; • задавать вопросы по существу; • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Учащиеся получат возможность научиться: • анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез (целое из частей); • проводить сравнение, классификацию по разным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения об объекте. Программа адресована учащимся 1-4 классов и рассчитана в 1 классе на 33 часа, 2-4 классах на 34 часа в год Периодичность занятий – 1 час в неделю. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 класс) № п/п Тема занятия Колво час Содержание занятия Правила поведения в кружке. Беседа, игра http://pedПравила техники безопасности kopilka.ru при работе с инструментами. http:alexeyПравила работы с бумагой savrasov.ru Беседа об осени. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций из книг о осени и практическая http:gallerix.ru 1 Вводное занятие 1 2 Листопад 1 Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 3 Дождик, дождик 1 – кап, кап… 4 Ромашка 5 На лесной 1 полянке 6 На грядке 1 7 В саду 1 8 Осминожка 1 9 Бабочка 1 10 Совята 1 11 Геометрический орнамент 1 12 1 19 Геометрический орнамент в полосе Геометрический орнамент в квадрате Геометрический орнамент в круге Растительный орнамент Растительный орнамент в полосе Растительный орнамент в квадрате Растительный орнамент в круге Птички 20 Домик в лесу 1 13 14 15 16 17 18 1 листопаде работа Беседа об осени. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций из книг о осени практическая работа Беседа о ромашке. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций. Чтение загадок и практическая стихов. работа Беседа о грибах. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций. Чтение загадок и практическая стихов о грибах. работа Беседа о овощах. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций. Чтение загадок и практическая стихов о овощах работа Беседа о фруктах. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций. Чтение загадок и практическая стихов о фруктах работа Беседа о подводном мире. Беседа, игра, Рассматривание иллюстраций. практическая Чтение загадок и стихов о морях и работа океанах. Беседа о бабочках Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций. Чтение загадок и практическая стихов о бабочках работа Беседа о совах. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций. Чтение загадок и практическая стихов о совах работа Приемы вырезания Практическая геометрических фигур: квадрат, работа треугольник, прямоугольник, ромб, круг, овал Приемы составления орнамента в Практическая полосе работа 1 Приемы составления орнамента в Практическая квадрате работа 1 Приемы составления орнамента в круге Приемы вырезания растительных элементов: листочек, ягода, цветок Приемы составления орнамента в полосе 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 Приемы составления орнамента в Практическая квадрате работа 1 Приемы составления орнамента в круге Беседа о птицах .Рассматривание иллюстраций. Чтение загадок и стихов о птицах. Беседа о домике. Рассматривание 1 Практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, 21 Гусеница 1 22 Цыплята 1 2324 Неваляш ка 2 2526 Листья 2 2728 2930 3132 33 Лепестки цветов 2 Цветы 2 Ваза с цветами 2 иллюстраций. Чтение загадок и стихов о домиках. Беседа о гусеницах Рассматривание иллюстраций. Чтение загадок и стихов о гусеницах Беседа о цыплятах Рассматривание иллюстраций. Чтение загадок и стихов о цыплятах Беседа о игрушке-неваляшке. Рассматривание иллюстраций. Чтение загадок и стихов о игрушке Беседа о листьях Рассматривание иллюстраций. Чтение загадок и стихов о листьях Беседа о лепестках цветов Рассматривание иллюстраций. Рассматривание иллюстраций. Чтение загадок и стихов о цветах Подготовка к выставке. Выставка творческих работ 1 Выставка творческих работ практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Выставка ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2класс) № п/п Тема занятия Колво часо в Содержание занятия Форма проведения занятий Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Правила работы с бумагой Беседа о полевых цветах. Рассматривание книг и иллюстраций. Чтение загадок. Беседа о осеннем лесе. Рассматривание иллюстраций . Чтение загадок о деревьях. Беседа о рыбках. Рассматривание иллюстраций. Чтение загадок и стихов о рыбах. Беседа о парусниках. Рассматривание иллюстраций. Беседа, игра 1 Вводное занятие 1 2 Цветы полянке. на 1 3 Осенний лес 1 4 Волшебная рыбка 1 5 По волнам, по 1 морям Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://pedkopilka.ru http:alexeysavrasov.ru Беседа, игра, http:gallerix.ru практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа 6 Фрукты 1 7 Овощи 1 8 Подсолнух 1 9 Бабочка 1 10 Рыбка 1 1112 Декоративные листья 2 1314 Волшебный лес 2 1516 Бабочка 2 1718 Сказочная птица 2 1920 Декоративные цветы 2 21 Азбука оригами 1 22 Веселая геометрия 1 23 2526 Квадрат - 1 основная фигура оригами Простые 1 базовые формы оригами Оригами: 2 «Птицы» 2728 Оригами: «Рыбы» 2 29 Апплика 1 24 Беседа об осени. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций из книг о осени практическая работа Беседа о ромашке. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций. Чтение загадок и практическая стихов. работа Беседа о полевых цветах. Беседа, игра, Рассматривание книг и практическая иллюстраций. Чтение загадок. работа Беседа о деревьях. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций . Чтение загадок о практическая деревьях. работа Беседа о грибах. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций. Чтение загадок и практическая стихов о грибах. работа Рассматривание иллюстраций. Беседа, игра, практическая работа Рассматривание иллюстраций. Беседа, игра, практическая работа Беседа о бабочках Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций. практическая работа Беседа о птицах. Рассматривание Беседа, игра, иллюстраций. практическая работа Рассматривание иллюстраций. Беседа, игра, практическая работа Знакомство с коллекцией бумаги, Беседа, игра, материалами для проведения практическая практической работы, историей работа Японии. Обобщение знаний о Беседа, игра, геометрических фигурах, практическая знакомство с свойствами работа геометрических фигур. Способы заготовки квадрата. Беседа, игра, практическая работа Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы. Складывание оригами: «Птицы» Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Складывание оригами: «Рыбы» Беседа, игра, практическая работа Беседа: «Обитатели водоемов» Беседа, игра, 30 ция «Аквариум» Апплика ция «У озера» Выполнение апплика ции Беседа: «Обитатели водоемов» Выполнение аппликации практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа: «Обитатели леса» Беседа, игра, Выполнение аппликации практическая работа Подготовка к выставке Беседа, игра, практическая работа Выставка творческих работ Выставка 1 3132 Апплика ция «В лесу» 33 Подготовка выставке к 1 34 Выставка творческих работ 1 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс) № п/п Тема занятия Колво час Содержание занятия 1 Знакомство с основными Беседа материалами и оборудованием; инструктаж по ТБ. Выполняют аппликацию: Беседа, игра, Осенние листья практическая работа Выполняют аппликацию: Беседа, игра, Осенний лес практическая работа Изготавливают осенние Беседа, игра, листья-березы, клена ,дуба, практическая тополя. работа Изготавливаютобъемные Беседа, игра, осенние листья-клена, березы, практическая тополя работа Изготавливают осеннюю Беседа, игра, композицию из листьев практическая работа Выполняют предметную Беседа, игра, мозаику- стрекоза практическая работа 1 Вводное занятие 2 Аппликация из 1 цветной бумаги. 3 Осенний лес 4 5 Конструирование 1 объёмных фигур из бумаги. Осенние листья 1 6 Осенний букет 7 Мозаика из 1 бумаги -стрекоза 8 Мозаика из 1 бумаги -бабочка 1 1 Выполняют мозаику -бабочка Форма проведения занятий сюжетную Беседа, игра, практическая работа Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://pedkopilka.ru http:alexeysavrasov.ru http:gallerix.ru 9 Декоративная мозаика 1 Выполняют декоративную Беседа, игра, мозаику по замыслу практическая работа Выполнение ажурных Беседа, игра, элементов квилинга практическая работа Выполняют проект.Панно: Беседа, игра, Зеленый виноград практическая работа Составлять план действий, Беседа, игра, выполнять проект. Панно: практическая Цветы работа Выполняют поздравительная Беседа, игра, открытка по замыслу детей в практическая технике квилинг работа Изготовление Беседа, игра, игрушки:цыплята-неваляшки практическая работа 10 Основы квилинга 1 11 Зеленый виноград 1 12 Цветы 1 1314 Поздравительная открытка 2 15 Игрушки сувениры 1 16 Гриб мухомор 1 Изготовление гриба мухомора 17 Ежик 1 Изготовление ежика 18 Ежик в лесу 1 Коллективная работа: Ежик в лесу 1920 Водные обитатели 2 Изготовление фигур ( кит, рыбка, медуза, краб) 2122 Животный мир 2 Изготовление животных( слон, лиса, заяц, лев) 2324 Птицы 2 Изготовление птиц (павлин, попугай, курица, орел) 2526 Подводный мир 2 Коллективная Подводный мир. 2728 Мир природы 2 Коллективная работа. Пейзаж 2930 Цветной луг 2 Коллективная работа. Цветной луг работа: Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая 3132 Ваза с цветами 2 33 Вселенная 1 34 Выставка творческих работ 1 работа Коллективная работа. Ваза с Беседа, игра, цветами практическая работа Коллективная работа. Беседа, игра, Вселенная практическая работа Выставка творческих работ Выставка ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4 класс) № п/п Тема занятия Кол- Содержание занятия во часов 1 Вводное занятие. 1 Инструменты и материалы. 2-3 Предметная аппликация 2 4-5 Сюжетная аппликация 2 6 Декоративная аппликация 1 7-8 Проект № 1 Сюжетная аппликация Аппликация из геометрических фигур Аппликация с растительным орнаментом Аппликация с животным орнаментом Проект № 2 Аппликация с орнаментом Цветы. Объемные 2 9 10 11 12 13 1 1 1 1 1 Форма проведения занятий Знакомство с основными Творческая материалами и работа. оборудованием; инструктаж Устный опрос по ТБ. Выполняют аппликацию: Творческая Осенние листья работа. Устный опрос Выполняют аппликацию: Творческая Осенний лес работа. Устный опрос Изготавливают декоративную Творческая аппликацию работа. Устный опрос Выполняют проект № 1 Творческая Сюжетная аппликация работа. Устный опрос Изготавливают композицию Творческая из геометрических фигур работа. Устный опрос Выполняют композицию из Творческая растительных фигур работа. Устный опрос Выполняют аппликацию с Творческая животным орнаментом работа. Устный опрос Выполняют Проект № 2 Творческая работа. Устный опрос Выполнение ажурных Творческая Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы http://pedkopilka.ru http:alexeysavrasov.ru http:gallerix.ru цветы элементов квилинга Выполняют Проект № 2 16 Аппликация с 2 объемными цветами. Проект № 3 1 Апплика ция с цветами Контурная мозаика 1 17 Сплошная мозаика 1819 Проект № 4 2 Мозаика из бумаги". Изготовление 1 рыбки, водоросли. Изготовление Проект № 4 Мозаика из бумаги". 21 Изготовление ёлки, дерева 1 Коллективная работа: Елки в лесу 22 Изготовление цветка . 1 Изготовление фигур цветы 23 Изготовление бабочки 1 Изготовление Проект № 4 24 Изготовление птицы. 1 Изготовление птиц (павлин, попугай, курица) 2526 Изготовление животных 2 Коллективная Животный мир. 2728 Проект № 5 На 2 лесной полянке Коллективная работа. Пейзаж 29 Изделия из полос: 1 рыбка, птичка. Коллективная работа. Птички в лесу, рыбки в озере 30 Изделия из полос: 1 зайчик, пингвин. Коллективная Животный мир 14 15 20 1 Выполняют Цветы проект. Панно: Выполняют поздравительная открытка по замыслу Изготовление Изготовление водоросли. рыбки, работа: работа. работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос Творческая работа. Устный опрос 31 32 Изделия из конуса: 2 лисичка, мышка, зайчик Изделия из конуса: лисичка, Творческая мышка, зайчик работа. Устный опрос 33 Проект № 6 1 Объемные игрушки из бумаги Выставка 1 творческих работ Выставка творческих работ 34 Выставка Творческая работа. Устный опрос Выставка СПИСОК ЛИТЕРАТУРА 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. 2. Нагибина М.И. «Волшебная бумага» ООО «Академия развития», 2011г. 3. Выготский Л.О «Воображение и творчество в детском возрасте». 2-е изд. Просвещение 1987-1993г 4. Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2011г. 5. Васина.Н.С. «Бумажные чудеса» М.: «Айрис-пресс».2014г. 6.Интернет ресурсы: -http://ped-kopilka.ru -http://www.maam.ru -http:alexey-savrasov.ru -http:gallerix.ru