Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда» _____________________________________________________________________________ «Рассмотрено» Руководитель МО ______/ С.С.Черняева / Протокол № 1 от «30 » августа 2024г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 82 ___________ /М.А.Лавриненко/ «Утверждено» Директор МОУ СШ № 82 __________/О.Н.Чирскова/ от «30» августа 2024г. от «31» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по немецкому языку «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!» для обучающихся 1 класса Автор-составитель: Федотьева Н.С., учитель немецкого языка г.Волгоград 2022 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса, реализуемая в рамках внеурочной деятельности в 1 классе по немецкому языку «Добрый день!» составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы начального общего образования по иностранному языку (немецкий язык), УМК «Добрый день!» по немецкому языку для 1го класса авторов Яцковской Г. В. Каменецкой Н.П. Рабочая программа курса рассчитана на 34 часа для обучающихся 1 класса. В программу внесены изменения в количестве часов по изучаемым темам для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Предлагаемая программа отвечает требованиям к знакомству с иностранным языком на начальном этапе обучения школьников, помогают подготовить обучающихся к изучению иностранного языка во 2 классе, через игру и общение вызвать интерес к предмету. Авторская программа сокращена до объема 34 часа, так как курс «Первые шаги в изучении немецкого языка» рассчитан на 1 час в неделю. Программа представляет для ученика новый социальный опыт – опыт освоения иностранного языка, как части культуры народа иной страны и как средство иноязычного общения. Содержание программы призвано обеспечить основу не только для овладения начальными навыками иностранного языка, но и для его личностного развития, включая в себя опыт обретения нравственных ценностей и качеств (учим сопереживать сказочным персонажам, помогать преодолевать им трудности), опыт заинтересованного и рефлексивного овладения иноязычной речью, опыт знакомства с иной культурой. Все вместе это создает на наших занятиях общую культуру общения и культуру учебного труда. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем. Цели курса: обучения немецкому языку в 1 классе является пробуждение интереса к языку и духовное и нравственное развитие личности. Освоение элементарной коммуникативной компетенции понимается, как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого языка в устной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Изучение немецкого языка в 1 классе направлено на достижение следующих задач: - формировать детский кругозор; - формировать умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) форме; - приобщать детей к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; - развивать их общеучебные умения; развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком, а так же фантазии, активности, инициативности, рефлексивности и творчеству; 2 - воспитывать разностороннее развитие младшего школьника средствами немецкого языка; - впервые знакомить с представлениями о нормах немецкого языка (фонетических, лексических, грамматических). Формы организации деятельности детей: Занятие с использованием ролевых игр. Занятие – диалог. Формы контроля. 1.Устный опрос 2. Ролевые игры. 3. Постановка сказки. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Взаимосвязь с программой воспитания Программа внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • • • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ Личностными результатами изучения немецкого языка в 1 классе являются: • общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; • осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, в том числе немецкого, как основного средства общения между людьми; • знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции). Метапредметными результатами изучения немецкого языка в 1 классе являются: • развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; 3 • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению немецкого языка; Предметными результатами изучения немецкого языка в 1 классе являются: • овладение начальными представлениями о нормах немецкого языка (фонетических, лексических, грамматических); • умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, слово; А. В коммуникативной сфере (т. е. во владении немецким языком как средством бщения) Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорение: • вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог расспрос (вопрос - ответ) и диалог — побуждение к действию; • уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку; кратко характеризовать персонаж; аудирование: • понимать на слух речь учителя и одноклассников; • воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты, построенные на изученном языковом материале; Языковая компетенция (владение языковыми средствами) •адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка; • соблюдение правильного ударения в словах и фразах; • соблюдение особенностей интонации основных типов предложений; • распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений. Социокультурная осведомлённость • знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка. Б. В познавательной сфере: • умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных звуков, слов, простых предложений; • умение действовать по образцу при составлении собственных высказываний в пределах тематики курса; • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах. В. В ценностно-ориентационной сфере: 4 представление об изучаемом немецком языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; • приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора. Г. В эстетической сфере: • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке; • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ • 5 Колво часов Содержание занятия Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы № п/п Тема занятия 1-2 Давайте познакомимся! 2 С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений. Некоторые формы речевого этикета. Занятие – беседа. 3-4 Как дела? 2 Некоторые формы речевого этикета. Занятие – игра. 5 Знакомство со сказочными персонажами. 1 Ситуации «Знакомство». Формы речевого этикета. Ролевые игры. 6-7 Мы играем в цирк! 2 Давайте играть в цирк! Тигр заболел. Как вылечить тигра? Тигр выздоровел. А ты? Занятие – игра. Ролевые игры. ol.edu.ru– 8-9 Что тигр умеет делать? 2 Мы многое умеем! Давайте рассмешим Несмеяну! Ролевые игры. http://www.schoo 10-11 Приятного аппетита! 2 Давайте поиграем в магазин! Что ты хочешь купить? l-collection.edu.ru 12-13 У тебя есть домашнее животное? 2 Что любит твое домашнее животное кушать? Что твое домашнее животное умеет делать? Занятие – беседа. Ролевые игры. Занятие – игра. Ролевые игры. 14-18 Новый год! Рождество! 5 Постановка сказки « 12 месяцев». Разучивание немецких песен, рифмовок. Занятие – игра. Ролевые игры. 19 Новогодняя сказка «12 месяцев». 1 Немецкие песни, стихи, рифмовки. Приглашение гостей. Занятие – игра. Ролевые игры. 20 Мы идем в школу! 1 Доброе утро! Вставай! 21-22 Мы собираем ранец в школу. 2 Покажи, что у тебя в ранце? Буквы алфавита. Занятие – игра. Ролевые игры. праздник 23-24 Мы помогаем друзьям. 2 Мы любим помогать. Мы нашли бездомного котенка. Он голодный. Мы накормим его. Буквы алфавита. Занятие – игра. Ролевые игры. 25-27 Давай назовем членов твоей семьи. 3 Давайте навестим Лесную бабушку. Что мы для неё принесли? Буквы алфавита. Занятие – игра. Ролевые игры. 6 http://www.edu. ru http://www.scho 28-29. Наши игрушки. 2 Почему игрушки плачут? Поможем им! Дарим игрушки друзьям. Буквы алфавита. Занятие – игра. Ролевые игры. 30-31. Мы готовимся к празднику алфавита. 2 Разучивание немецких песен, рифмовок. Буквы алфавита. Занятие – игра. Ролевые игры. 32-33. Что мы уже знаем и умеем? 2 Буквы алфавита. Разучивание алфавитной песенки. Занятие – беседа. Занятие – игра. 34. Праздник Алфавита. 1 Немецкие песни, стихи, рифмовки. Приглашение гостей. Занятие – беседа. Занятие – игра. Учебно-методическое обеспечение. 1. Стандарт начального общего образования по немецкому языку. 2. Примерная программа начального общего образования по немецкому языку. 3. Яцковская Т. В., Каменецкая Н. П. Добрый день!: Проб. учебное пособие по нем. яз. для 1 кл. сред. шк. –М: Просвещение, 1992. 4. Компьютерные игры для начальной ступени обучения немецкому языку. Основные Интернет-ресурсы: http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»; http://www.school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал; http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; Материально-техническое обеспечение компьютер, мультимедийный проектор, классная доска с набором приспособлений для крепления плакатов и картинок, стенд для размещения творческих работ учащихся. 7