Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда» _____________________________________________________________________________ «Рассмотрено» Руководитель МО ______/ С.С.Черняева / Протокол № 1 от «30 » августа 2024г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 82 ___________ /М.А.Лавриненко/ «Утверждено» Директор МОУ СШ № 82 __________/О.Н.Чирскова/ от «30» августа 2024г. от «31» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по немецкому языку «ПЕРВЫЕ ШАГИ» для обучающихся 2 класса Автор-составитель: Федотьева Н.С., учитель немецкого языка г.Волгоград 2022 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса, реализуемая в рамках внеурочной деятельности во 2 классе по немецкому языку «Первые шаги» составлена на основе: Федерального государственного стандарта НОО, примерные программы по немецкому языку, авторской программы И.Л. Бим, Л.И.Рыжовой. Рабочая программа курса рассчитана на 34 часа для учащихся 2 класса. В программу внесены изменения в количестве часов по изучаемым темам для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Авторская программа сокращена до объема 34 часа, так как курс «Первые шаги» рассчитан на 1 час в неделю. Общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем. Актуальность программы «Первые шаги» оказывает большое влияние на общее развития учащихся. Данная программа призвана помочь увлечённым изучением немецкого языка учащихся в разных аспектах: чем большим количеством языков человек владеет, тем более развиты его речемыслительные механизмы (такие, например, как кратковременная память, механизмы восприятия – зрительно и на слух, механизмы выбора, комбинирования, механизмы продуцирования при говорении и письме и др.). Цели курса: формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в таких видах речевой деятельности как аудировании, говорении, чтении и письме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфере общения, доступных для младших школьников. Изучение иностранному языку во 2 классе направлено на достижение следующих задач: - формировать умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной формах; - приобщать детей к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; - развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также их общеучебные умения; развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком; - воспитывать и разносторонне развивать младшего школьника средствами немецкого языка; - знакомить с немецкой графикой, каллиграфией, орфографией. Указанные цели и задачи, возможно, реализовать при условии, что обучение иностранному языку в начальной школе осуществляется в контексте коммуникативно – 2 деятельностного, социокультурного и личностно – ориентированного подходов к коммуникативному развитию школьников. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Взаимосвязь с программой воспитания Программа внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • • • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: • освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла ученика; • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Метапредметные результаты. • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; • освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки); • использование знаково-символических средств и представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; • умение работать в группе и определять общую цель и пути и пути её достижения; • готовность конструктивно разрешать конфликты по средствам учёта интересов сторон и сотрудничества; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования. Предметные результаты. 3 учащиеся научатся: в коммуникативной сфере: Диалогическая речь. • ученик научится участвовать в элементарных диалогах этикетного характера; • диалог -знакомство со сверстниками и взрослыми. Объем диалога – 3 реплики. Монологическая речь. • игровые ситуации представления любимых сказочных персонажей; • научится составлять небольшое описание сказочных и литературных персонажей; рассказывать о себе, своей семье. Объем – 4-7 фраз. аудирование • понимать на слух речь учителя и одноклассников и реагировать на неё вербально и невербально; • воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты, построенных на знакомом речевом и языковом материале; чтение • соотносить графический образ слова с его звуковым образом; • читать вслух небольшой текст, построенный на знакомом языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования; письмо • уметь писать все буквы немецкого алфавита; • восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с учебной задачей; графика и орфография • правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала; фонетика • адекватное произношение и различение на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка; • соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений; лексика • не мене 200 лексических единиц для обсуждения типичных ситуаций общения; • простые интернациональные слова; • оценочная лексика и речевые клише; грамматика • основные коммуникативные типы предложений, порядок слов в них; • • • • • • • утвердительное и отрицательное предложения; простые предложения с глаголом связкой; личные, притяжательные местоимения; количественные числительные; существительные с определенным и неопределенным артиклем. Социокультурная осведомленность: небольшие произведения детского фольклора страны изучаемого языка; элементарные формы речевого и неречевого поведения, принятые в странах изучаемого языка: (реплики-клише, наиболее распространённая оценочная лексика). 4 Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный. Формы организации деятельности детей: Занятие с использованием ролевых игр. Занятие практикум. Эстафеты. Занятие игра. Формы контроля. 1.Устный опрос 2. Ролевые игры. 3. Постановка сценок типичных ситуаций и сфере общения. 4. Контрольные карточки по каждой теме. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 № п/п Тема занятия 1. Давайте познакомимся! Колво часов 1 2. Здороваемся и представляемся понемецки? 1 3. О чем говорят куклы? 1 4. Игра эстафета. Как ты знаешь буквы? 5. Как представить одного персонажа или несколько? 6. Как уточнить, переспросить? 1 1 1 Содержание занятия Форма проведения занятий Вести этикетный диалог в ситуации бытового общения Занятие- игра (приветствовать, прощаться). Воспроизводить графически и каллиграфически корректно по образцу буквы: Аа, Ее, И, Оо, Uu, а также различать на слух и адекватно произносить звуки. Фронтальный этикетный диалог « Знакомство». Занятие- игра Воспроизводить наизусть текст считалки. • Играть в игру «живая картинка», используя материал прошлого занятия. • Читать предложения и слова, соблюдая правила чтения удвоенных согласных •Воспроизводить графически и каллиграфически (Ss, Hh, Dd, Cc,), буквосочетания (ей, ck), немецкие имена. •Разыгрывать диалоги « Знакомство». • Зачитывать немецкие имена, содержащие знакомые буквы и буквосочетания. • Понимать на слух диалог, опираясь на картинки учебника. • Читать диалог за диктором. • Разыгрывать диалог, заменяя имена. •Составлять предложения, используя речевой образец Das ist ... Das sind ..., представлять при знакомстве друзей. •Воспроизводить графически и каллиграфически новые буквы (Ff, Rr, Ww). • Зачитывать немецкие имена, в которых встречаются новые буквы. • Вести этикетный диалог в ситуации «Знакомство». • Воспроизводить графически и каллиграфически новые 6 Занятие развития речи, графика и правил чтения. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»; http://www.school.e du.ru– Российский общеобразовательн ый портал; http://www.school- Занятие повторение полученных знаний collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных Занятие – игра. ресурсов; http://startdeutsch.ru - программы для изучения Занятие обучения устной речи, немецкого языка 7. Как дать отрицательный ответ? 1 8. Игра эстафета. Как ты знаешь буквы и буквосочетания? 1 9. Как выяснить, кто это? 1 10. Итак, как спросить, кто это? 1 буквы и буквосочетания. • Вписывать недостающие буквы в предложениях. • Записывать предложения под знакомыми схемами предложений. • Воспринимать на слух знакомый рифмованный и песенный материал. • Рассматривать новый персонаж — Щелкунчика и узнать новую страноведческую информацию, связанную с ним. • Рассматривать схему немецкого предложения, с помощью которой даётся отрицательный ответ на вопрос-сомнение. •Воспроизводить графически и каллиграфически новые буквы (Bb, Kk, ck). • Представление других лиц при знакомстве», выяснять, кто это, при помощи вопроса и давать на него ответ. • Разучивать новую грамматическую песенку. • Воспроизводить графически и каллиграфически новые буквы и буквосочетание • Считать до 7. •Рассказывать наизусть рифмованный и песенный материал, а также воспроизводить графически и каллиграфически имена, цифры. • Разыгрывать диалоги в ситуации «Знакомство». • Вести этикетный диалог бытового общения. • Воспроизводить грамматическую песенку „ Wer ist das?". •Расспрашивать одноклассников, кто изображён на картинках, и давать ответ, используя схемы. • Расспрашивать, как кого зовут. • Зачитывать немецкие имена мальчиков и девочек. • Читать и разыгрывать диалоги в ситуации «Знакомство» с использованием вопроса, работая в парах и группах. 7 графики. Занятие развития навыков диалогической речи и письма. Занятие развития навыков диалогической речи и письма. Обобщающее повторение. Занятие развития устной речи и письма. 11. Спрашиваем, как зовут сверстников, как зовут взрослых. 1 12. Игра в жмурки и эстафета. 1 13. Спросим, кто откуда. 1 14. Как спросить о возрасте? 1 15. Расскажем о себе. 1 • Рассказывать наизусть считалку „Eins, zwei, drei — und du bist frei" и разучивать новую. • Воспроизводить графически и каллиграфически новые буквы Üȕ, Ȍȍ, Äӓ, Хх Вписывать недостающие слова в рифмовку и названия немецких городов, содержащие новые буквы и буквосочетания. • Воспринимать на слух и понимать диалоги, содержание которых основано на знакомом материале. • Считать от 1 до 12. •Рассказывать наизусть рифмованный материал на отработку произношения и лексики. • Составлять предложения, используя известные схемы, •Вспоминать, как меняется глагол-связка sein в зависимости от того, идёт ли речь об одном лице или нескольких лицах. •Разучивать начало алфавитной песенки. • Считать от 1 до 12. • Воспроизводить графически и каллиграфически корректно по образцу новые буквосочетания (sch, sp, st). •Иметь представления о городах Германии, уметь называть города, номера телефонов. •Находить информацию на вопрос- Woher kommst du? • Зачитывать текст новой считалки. • Задавать друг другу вопросы, и отвечать на запрашиваемую информацию. • Воспроизводить графически и каллиграфически корректно по образцу новые буквосочетания tz, th, ph. • Воспроизводить новые буквы и буквосочетания, учитывая правила произношения немецкого языка. •Делать краткое сообщение о себе, используя выражения: Ich heiße ... Ich komme aus ... Ich bin ...Jahre alt. •Иметь представление о географическом положении Германии, ее особенностях и культурных традициях, 8 Занятие развития устной речи и письма. Занятие развития устной речи и письма. Занятие обобщающего повторения. тренировочное занятие Занятие изучения нового материала 16. Повторяем то, что знаем. 1 17. Мы готовимся к « Празднику алфавита»? 1 18. Как сказать, кто какой? 1 19. Учимся описывать сказочных персонажей. 1 20. Готовимся к «Празднику алфавита». 1 уважать культуру страны. • Вспоминать количественные числительные и считать от 1 до 12. •Знать персонажей немецких сказок (сопоставлять с героями русских сказок) •читать имена сказочных героев, опираясь на картинки. • Называть предметы и лица, имена существительные, нарицательные, употребляя определённый и неопределённый артикль. • Заменять существительные всех трёх родов в ед. числе личными местоимениями. • Воспроизводить графически и каллиграфически корректно по образцу новые буквы (Qq, Yy) и буквосочетания (qu, quа). • Воспроизводить наизусть немецкий алфавит и петь алфавитную песенку. • Составлять предложения с помощью известных схем и записывать их. • Употреблять определённый и неопределённый артикль, а также личные местоимения в ед. числе в предложениях. • Читать названия немецких городов и отыскивать их на карте Германии. • Читать и понимать содержание диалога, пользуясь сносками в учебнике. • Задавать вопросы о качестве предмета/лица с опорой на схемы и отвечать на них. • Разыгрывать диалог о себе в роли сказочных персонажей. • Называть буквы немецкого алфавита. • Вписывать в слова с пропусками нужные буквы и буквосочетания, дополнять предложения необходимыми словами. 9 Обобщающее повторение, практикум. Занятие обобщающего повторения. Занятие изучения нового материала Занятие обобщающего повторения. Занятие изучения нового материала 21. « Праздник алфавита». 1 • Воспроизводить наизусть изученную лексику и употреблять её в речи. 22. А вот новые персонажи. 1 23. Откуда приехали наши новые друзья? Что они делают? 1 24. Почта пришла. 1 25. Какие названия красок мы знаем? 1 • Вспоминать, из каких сказок персонажи, изображённые на картинках. •Вписывать в слова недостающие буквы. • Писать имена и рассказывать о персонажах немецких сказок, употребляя необходимую для этого лексику. •Воспринимать на слух, понимать и читать новые рифмовки, опираясь на новые слова на плашках и рисунки. • Читать вслух спряжение глагола-связки sein в Präsens. • Составлять предложения, употребляя глагол-связку sein в разных формах ед. и мн. числа. •Заполнять пропуски в предложениях, употребляя глаголсвязку sein в правильной форме. • Воспроизводить наизусть рифмовки прошлых занятий. • Читать про себя и понимать небольшие по объёму тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и новые слова. •Читать вслух, соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания правил чтения. • Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. • Кратко рассказывать о ком-либо • Читать вслух и понимать рассказы-загадки и отгадывать их. • Рассказывать о себе, осуществляя перенос ситуации на себя. • Вписывать в слова, обозначающие названия цветов, буквы. • Читать диалог по ролям и инсценировать его. 10 Занятие обобщающего повторения. Занятие-игра Занятие по изучению нового материала Грамматико – ориентированное занятие Занятие Практикум. 26. Семейные фотографии из Германии. 1 27. А чьё это семейное фото? 1 28. Письмо от немецкого друга. 1 29. Игра «Это моя семья». 1 30. Что хочет сказать Щелкунчик? 1 • Читать и воспринимать на слух новую лексику по теме «Семья». • Читать небольшие тексты с полным пониманием содержания, пользуясь сносками. •Вести этикетный диалог в ситуации «Номер набран неправильно». •Употреблять в речи лексику по теме «Семья». • Читать и воспринимать на слух новую лексику по теме. • Воспринимать на слух и понимать основное содержание текста. • Произносить новые слова на плашке, соблюдая правильное ударение в словах и правила чтения. • Читать текст стихотворения с опорой на аудиозапись. •Употреблять в речи вопросительные слова Wo? и Warum? » •Читать высказывания детей и понимать их содержание. • Заполнять пропуски в предложениях, используя необходимую лексику. •Оперировать необходимым языковым и речевым материалом, отвечать на вопросы собеседника, задавать вопросы, узнавать на слух знакомые языковые средства и догадываясь о значении незнакомых. •Читать и воспринимать на слух лексику по теме, произносить слова, соблюдая правильное ударения и правила чтения, употреблять в речи родительный падеж имён собственных и вопросительные слова, знать формы притяжательных местоимений, уметь составлять с ними предложения. • Читать и понимать названия профессий, опираясь на картинки. • Рассказывать о семье, опираясь на вопросы и рисунки. • Употреблять в речи притяжательные местоимения sein, ihr и отвечать на вопрос Wessen?, используя их. 11 Занятие Практикум. Занятие по изучению нового материала Занятие Практикум. Занятие Практикум. Занятие обобщающего повторения. 31. Что охотно делают ребята? А вы? 1 32. А что делают ребята не очень охотно? 1 33. Разговор по телефону 1 34. Мы играем и поем. 1 •Воспроизводить наизусть рифмовки. • Читать вслух и понимать содержание новой рифмовки „Wessen?", опираясь на перевод новых слов на плашке. • Читать про себя и понимать микротексты, опираясь на перевод незнакомых слов на плашках. • Читать микротексты вслух друг другу. • Отвечать на вопросы по теме, осуществляя перенос ситуации на себя. • Вписывать необходимые слова в рифмовку. •Читать вслух, соблюдая нормы произношения немецкого языка. • Читать и понимать названия профессий, опираясь на картинки. • Рассказывать о семье, опираясь на вопросы и рисунки. • Употреблять в речи притяжательные местоимения sein, ihr и отвечать на вопрос Wessen?, используя их. •Воспроизводить наизусть считалки, рифмовки и песни из предыдущих занятий. • Называть свои действия и действия других лиц, пользуясь речевыми образцами. • Рассказывать о себе и о своей семье. » Воспринимать на слух и понимать основное содержание телефонного разговора. • Инсценировать общение друг с другом по телефону, соблюдая нормы общения по телефону в Германии. • Соблюдать нормы произношения немецкого языка. • Воспроизводить наизусть изученную лексику и употреблять её в речи. 12 Занятие по развитию навыков чтения, аудирования. Занятие Практикум. Занятие по развитию навыков чтения, аудирования. Занятие Практикум. Ролевая игра. Учебно-методическое обеспечение. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2. Авторская программа И.Л.Бим, Л. И. Рыжовой для 2-4 классов. Немецкий язык: Первые шаги. 3. Примерные программы по немецкому языку. 4. И.Л.Бим Немецкий язык. 2 класс учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч-М.: Просвещение, 2019-203с. 4. И.Л.Бим Немецкий язык. Рабочая тетрадь 2 класс, М.: Просвещение, 2019. 5. Компьютерные игры для начальной ступени обучения немецкому языку. 6. CD к учебнику 2 класса. Основные Интернет-ресурсы: http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»; http://www.school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал; http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://startdeutsch.ru - программы для изучения немецкого языка Материально-техническое обеспечение Телевизор, компьютер, экран, мультимедийный проектор, магнитофон, классная доска с набором приспособлений таблиц, плакатов и картинок. 13 для крепления