Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда» ___________________________________________________________________________ __ «Рассмотрено» Руководитель МО ______/ С.С.Черняева / Протокол № 1 от «30 » августа 2024г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 82 ___________ /М.А.Лавриненко/ «Утверждено» Директор МОУ СШ № 82 __________/О.Н.Чирскова/ от «30» августа 2024г. от «31» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по немецкому языку «ЗНАТОКИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА» для обучающихся 3 класса Автор-составитель: Федотьева Н.С., учитель немецкого языка г.Волгоград 2022 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса, реализуемая в рамках внеурочной деятельности в 3 классе по немецкому языку «Знатоки немецкого языка» составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы начального общего образования по иностранному языку (немецкий язык), учебно-методического комплекта «Немецкий язык» по немецкому языку для 3-го класса авторов Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. Рабочая программа курса рассчитана на 34 часа для учащихся 3 класса. В программу внесены изменения в количестве часов по изучаемым темам для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Авторская программа сокращена до объема 34 часа, так как курс «Знатоки немецкого языка» рассчитан на 1 час в неделю. Программа представляет для ученика опыт освоения иностранного языка, как части культуры народа иной страны и как средство иноязычного общения. Содержание программы призвано обеспечить основу не только для овладения начальными навыками иностранного языка, но и для его личностного развития, включая в себя опыт обретения нравственных ценностей и качеств (учим сопереживать персонажам, помогать преодолевать им трудности), опыт заинтересованного и рефлексивного овладения иноязычной речью, опыт знакомства с иной культурой. Все вместе это создает на наших занятиях общую культуру общения и культуру учебного труда. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем. Цели курса: дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных тем и стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами немецкого язык. Изучение курса «Знатоки немецкого языка» направлено на достижение следующих задач: • формирование умения общаться на иностранном языке, на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной и письменных формах; • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство с миром зарубежных сверстников, зарубежным детским фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; • развитию речевых механизмов (памяти, речевого слуха, вероятностного прогнозирования, внимания и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранного языка; • воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка. 2 • • • • • • Формы организации деятельности детей: Занятие с использованием ролевых игр. Занятие – диалог. Занятие – игра. Формы контроля. 1.Устный опрос 2. Ролевые игры. 3. Постановка сказки. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Взаимосвязь с программой воспитания Программа внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; • в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: • освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла ученика; • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Метапредметные результаты. • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; • освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки); • использование знаково-символических средств и представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 3 • • • • умение работать в группе и определять общую цель и пути и пути её достижения; готовность конструктивно разрешать конфликты по средствам учёта интересов сторон и сотрудничества; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования. Предметные результаты. В коммуникативной сфере: лексика • основные буквосочетания, звуки, словарный запас в объёме 200 ЛЕ за данный год обучения: • особенности интонации основных типов предложений; • название страны изучаемого языка, столицы, названия крупных городов; • наизусть рифмованные произведения детского немецкого фольклора. аудирование • понимать содержание учебных, а также небольших аутентичных текстов, соответствующих уровню развития детей и их интересам, и адекватно реагировать на содержание прослушанного, преимущественно невербально; • понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке. говорение • в условиях непосредственного общения с человеком, говорящим на немецком языке, понимать и адекватно реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики, ситуаций, обозначенных в программе; • делать элементарные высказывания о себе, о членах семьи, о друге, о школе, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к предмету высказывания. чтение • выразительно читать вслух; • читать с пониманием основного содержания короткие, простые тексты, имеющие ясную логическую структуру и соответствующие интересам и уровню подготовки учащихся; • читать с извлечением полной информации из текстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале; • читать с извлечением необходимой/интересующей школьника информации. письмо • писать короткое личное письмо с опорой на образец; • писать короткое поздравление с праздником (днем рождения, Новым годом, Рождеством, Пасхой и др.). 4 грамматика понимать основные коммуникативные типы предложений, порядок слов в них; употреблять утвердительное и отрицательное предложения; составлять простые предложения опорой на речевые образцы. Социокультурная осведомленность • небольшие произведения детского фольклора страны изучаемого языка; • элементарные формы речевого и неречевого поведения, принятые в странах изучаемого языка: формы приветствия, типичные восклицания, жесты. Использовать приобретенные умения при общении с носителями языка. Учебно-методическое обеспечение. 1. Стандарт начального общего образования по немецкому языку. 2. Примерная программа начального общего образования по немецкому языку. 3. Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез. Немецкий язык.3 класс. Книга для учителя, М.: Дрофа, 2015. — 75с. 4. Аудиоприложения в формате MP3,CD. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, дидактический материал, грамматические схемы, лексико – грамматические карточки. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 № п/п 1. 2. 3-4. 5-6. 7. Тема занятия Времена года. Что за время года ты любишь, а какое нет? Какая погода? Кол-во часов 1 1 2 Погода хорошая. Что я делаю? Погода плохая. Что делаю я? 2 Идет дождь. 1 Содержание занятия Форма проведения занятий • Догадаться о значении слова Jahresuhr и названий времен года и месяцев (которые могут быть предварительно написаны учителем на доске).• Затем идет отработка техники чтения вслух новых слов.•Вписывать в слова недостающие буквы. • Учащиеся, опираясь на вопросы и подсказку учителя, пытаются сказать, какое время года нравится им больше всего. •Воспринимать на слух, понимать и читать новые рифмовки, опираясь на новые слова на плашках и рисунки. • Учить песню “Jahreszeiten” (с. 4 учебника), дети могут инсценировать эту песню или нарисовать соответствующую иллюстрацию. Составлять предложения, употребляя глагол-связку werden в разных формах ед. и мн. числа. •Заполнять пропуски в предложениях, употребляя глагол-связку werden в правильной форме. • Воспроизводить наизусть рифмовки прошлых уроков. • Читать и понимать небольшие по объёму тексты, содержащие как изученный языко во й матер иал, так и но вые сло ва. •Чи та ть вслух тексты, соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания правил чтения. • Ввод новых слов с опорой на изобразительную наглядность на с. 5 учебника. • Ввод названия частей света, работа над стихотворением и над новой лексикой, связанной с описанием погоды.• Рассказывать о себе, осуществляя перенос ситуации на себя.• игра “Ist es richtig oder falsch?”• Отработка техники чтения вслух. работа в группах • Активизация новой лексики .• Обратить внимание на порядок слов в простом повествовательном предложении (прямой и обратный) и в вопросительном предложении без 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru Занятие – диалог http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru Занятин-игра http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru Занятие -игра Занятие – диалог. http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru 8-9. Что мы сегодня делаем? 1-2 10. Праздники. 1 11-12. Что я хочу себе к празднику и чему я радуюсь? 2 13. Скоро Рождество и Новый год! 1 14-15. Рождественские подарки. 2 16-17. С Днем рождения! 2 вопросительного слова.• Воспринимать на слух и понимать короткий текст, опираясь на картинки и предварительно прочитав новые слова. •Вести этикетный диалог в ситуации «Что мы делаем сегодня». •Конструирование предложений из заданных слов•Группы обмениваются карточками и получают задание как можно быстрее составить правильные предложения •Отработка техники чтения вслух стихотворения , •Ввод новой лексики, владение которой позволит учащимся более развернуто высказываться о том, что они делают в ту или иную погоду. •Пытаются догадаться о том, что написано на открытках и о названии подтемы. • Учиться называть праздники и высказываться о своих пожеланиях к празднику (на уровне одного предложения). •Отработка техники чтения вслух. •Систематизация знаний учащихся о родах существительных, об употреблении определенного и неопределенного артиклей в Akkusativ. •Написание открытки со своим пожеланиями. •Использование речевого образца Ich freue mich..., Ich freue mich auf... • Систематизировать имеющиеся знания. •Узнать что, знают ли о празднике Рождества, предрождественское время, которое называется Advent. приходит Nikolaus. •Ввод новой лексики: Was bringen uns Weihnachten und Neujahr? •Описать (письменно и устно) елку, используя следующую песенку: Tannenzweig/-e, grün, die Geschenke, bunt: rot, gelb, ..., а также речевой образец Ich mag... •Активизировать новый языковой материал. чтение с пониманием основного содержания. •Отрабатать технику чтения вслух и чтение по ролям. • Разыграть сценки, спеть известные песни, инсценировать диалог. •Ввод новой лексики, владение которой позволит учащимся более развернуто высказываться о дне рождения. •Отрабатывается техника чтения вслух. •Спряжение слабых глаголов в Präsens. •Активизировать употребление глагола sich freuen в 1-м лице единственного и множественного числа, 2-м лице единственного 7 http://www.schoolcollection.edu.ru ролевая игра http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru практическое занятие – диалог занятие – диалог http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru занятие – игра практическое http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru 18-19. Дело мастера боится. 2 20-21. Домашние животные. 2 22-23. Животные в нашей жизни. 2 24. В зоопарке. 1 25-26. Что умеют делать животные? 2 27. Моя собака заболела. 1 28-29. Лечим маму. 2 числа и 3-м лице единственного и множественного числа настоящего времени. •Активизация речевого образца es gibt... •Отдифференцирование случаи употребления глаголов haben и es gibt. •Активизация личных местоимений Singular Nominativ. •Активизация новой лексики — названия животных. •Звукоподражание животным в русском и немецком языках. •Активизация речевых образцов Ich habe einen/ein/ eine... Ich habe keinen/kein/keine... •Анкетирование учащихся группы. •Активизация речевого образца Ich habe…, речевого образца Ich kann spielen… •Чтение с пониманием основного содержания. •Ответы на вопросы. •Отработка выразительного чтения. •Ввод новой лексики с опорой на наглядность. Описание картинки, изображающей зоопарк. •Играв цепочку “Kreisspiel”: дети сидят кружком, один из учеников говорит: “Ich gehe in den Zoo. Ich sehe Krokodile”. Второй ученик продолжает: “Ich gehe in den Zoo. Ich sehe Krokodile und Tiger” и т. д. •Ввод новых слов: der Kopf, der Zahn, der Schwanz, der Bauch, groß, klein, lang, kurz, jung, alt, schnell, langsam, kriechen. •Активизация новых лексических единиц. •Систематизация знаний учащихся при спряжении глагола laufen в настоящем времени, активизация речевого образца Ich kann laufen. •Развитие умений читать текст с полным пониманием содержания. • Игра «Угадай».«Заколдованный» ученик говорит: “Ich bin ein Tier. Ich kann... Ich mag... Ich mag nicht... Wer bin ich?” Остальные ученики должны отгадать. •Ввод нового языкового материала с опорой на учебник. •Систематизация знаний школьников о модальных глаголах. •Развитие умений читать текст с пониманием основного содержания. •Игра“GegenWörter”: один из учеников говорит, например, lustig, второй ученик повторяет это слово, называет Gegen-Wort — traurig и говорит новое слово и т. д. •Грамматическая игра на 8 практическое занятие – диалог занятие – диалог урок - игра http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru урок - игра http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru занятие – диалог занятие – диалог http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru спряжение глаголов. •Развитие у учащихся умений строить микродиалоги по теме. •Отработка техники чтения вслух (чтение по ролям). • Отработка техники чтения •Ввод числительные от 11 до 24• Ввод лексики по теме дни недели и названия предметов. • “Ratet mal!” Один из учеников называет уроки одного дня расписания, другие учащиеся должны отгадать, о каком дне недели идет речь; 30. Я иду в школу. 1 31-32. Мы считаем. 2 • Отработка речевого образца Ich lese gern. • Отработка речевого образца с существительным в дательном падеже (с предлогом). • Развитие умения читать про себя текст с полным пониманием содержания. практическое 33. Наш класс. 1 урок - игра 34. Наш праздник в классе. 1 • Ввод новой лексики (школьные принадлежности). • игры: “Was ist verschwunden?”, игру в мяч (русский вариант — немецкое слово), лото (русское слово — немецкий вариант или слово в единственном числе и слово во множественном числе). • Активизация ранее пройденный материал в режиме «парная работа». Итоговое занятие. 9 практическое праздник http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru