Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда» _____________________________________________________________________________ «Рассмотрено» Руководитель МО ______/ С.С.Черняева / Протокол № 1 от «30 » августа 2024г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 82 ___________ /М.А.Лавриненко/ «Утверждено» Директор МОУ СШ № 82 __________/О.Н.Чирскова/ от «30» августа 2024г. от «31» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «МИР КРАСОК» для обучающихся 1-4 классов Автор-составитель: Овчарова В.А., учитель изобразительного искусства г.Волгоград 2022 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа создана с учетом требований Федерального образовательного стандарта начального общего образования нового поколения и отвечает основным направлениям и ценностным основам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: • воспитание гражданственности, патриотизма; • воспитание нравственных чувств и этического сознания; • воспитание ценностного отношения к прекрасному, становление представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Программа направлена на развитие у младших школьников способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения России, на развитие умений обоснования собственной эстетической оценки произведений изобразительного искусства. Искусство входит в жизнь ребенка естественно, и точно так же, как родная речь дает ему средство познания, преобразования, выражения своего отношения к миру. Искусство способствует развитию у ребенка умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников развивается образное мышление, наблюдательность и воображение, эстетические чувства, происходит становление эмоционально-ценностного отношения к миру. Художественная деятельность в начальном образовании может стать основой развития общих способностей, так как в этом возрасте именно искусство является адекватным языком самоактуализации ребенка. Программа основана на реализации следующих педагогических принципов: • Индивидуально-творческий подход – удовлетворение интересов и потребностей ребенка в разнообразных видах познавательной деятельности. • Природосообразность – учет возрастных особенностей, закономерностей природного развития ребенка, укрепление его физического и психического здоровья. • Культуросообразность – обучение, воспитание ребенка в контексте культуры. • Сотрудничество – объединение целей ученика и учителей, общая деятельность, взаимоуважение, взаимопомощь, взаимоподдержка. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, раскрытие творческих способностей, решение задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Задачи: – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосознания – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих иде – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих условий: • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний; • системность и последовательность занятий: от простого к сложному, от неизвестного к известному;; • проблемность: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск ее решения; • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, научной и справочной литературы. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности «Мир красок» разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; • в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика) Метапредметные результаты проявятся в: - желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.); - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием; - умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественнотворческой деятельности. Предметные результаты в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности; Программа адресована учащимся 1-4 классов и рассчитана в 1 классе на 33 часа в год, 2-4 на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю № п/п Тема занятия ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 класс) КолСодержание занятия во час 1 Вводное занятие. 1 2 Радуга -дуга 1 Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Вводное занятие. Разнообразие линий Беседа, игра, http://pedПостроить простой геометрический практическая kopilka.ru, орнамент из прямых линий с работа http://www.maa использованием штриховки m.ru, При помощи красного, жёлтого и синего, Беседа, игра, http:alexey, последовательно, накладывая один цвет практическая savrasov.ru, на другой, дети рисуют волшебную работа радугу. 3-4 Цветовая угадайка. 2 56 Желтая сказка. 2 78 Красная сказка. 2 9-10 Тёплые цвета. 2 1112 Холодные цвета 2 1314 Зелёная сказка 2 1516 Светлые цвета. 2 1718 Тёмные цвета 2 1920 Коричневая сказка 2 2122 Контраст. 2 2324 Выразительно 2 сть цвета 2526 Многоголоси е тёплого цвета Многоголоси е холодного цвета Рисуем по воображению Подготовка к выставке Выставка 2728 2930 3132 33 2 2 2 2 1 Последовательно, заполняют лист цветными пятнами, запоминая названия красок: желто-лимонный, желтый, охра, оранжевый, алый, рубиновый, голубой, синий, фиолетовый, зелёный. Знакомятся с новым художественным предметом – палитрой. Последовательно, осваивают приёмы смешения красок, заполняя, в зависимости от замысла. Знакомятся с оттенками: свекольный, клюквенный, брусничный, багровый, гранатовый, рубиновый, алый, кровавый, кумачовый, томатный, коралловый... Работа с репродукциями художников – отыскать тёплые краски. Рисуем под «диктовку» натюрморт из фруктов и овощей тёплой окраски. Знакомятся с цветами: голубой. бирюзовый, лазурный, небесный Под «диктовку» заполняем лист волнообразными мазками синего, синезеленого... Знакомятся с цветом: горчичный, табачный, хаки, гороховый, болотный, бутылочный. Работа широкой кистью. Получение очень светлых оттенков различных цветов путём разбавления с водой, либо смешением с белой краской. (акварель, гуашь) Добавление черной краски в разные цвета. Заполнение листа прямоугольниками, квадратами, работа над фоном. Изучение оттенков коричневого цвета на примере русской деревянной архитектуры. Беседа, игра, http:gallerix.ru практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практичработа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Рассматривают цветовой круг и по этому Беседа, игра, кругу «ползают» разноцветные жучки, практическая отыскивая цвет, на котором они работа становятся более яркие. Птица счастья», «Птица печали». Беседа, игра, Одинаковые по силуэту белые фигуры практическая «превратить в добрые или злые сказочные работа персонажи. Знакомятся с палитрой теплых цветов Беседа, игра, Выполняют рисунок: «Дворец солнца» практическая работа Знакомятся с палитрой холодных цветов Беседа, игра, С помощью цветового круга определяются практическая цвета для портрета Зимы работа Выполняют рисунки по воображению при практическая помощи цвета передают настроение. работа Подготовка к выставке практическая работа Выставка работ Выставка № п/п Тема занятия Колво час ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 класс) Содержание занятия Форма проведения занятий Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы Инструктаж по технике безопасности. Беседа http://pedkopilka.ru, Техника «Монотипия». Приемы Беседа, игра, http://www.maa m.ru, выполнения работ в этой технике. практическая http:alexey, "Обитатели морских глубин», работа savrasov.ru, «Динозавры». Знакомство с приёмом рисования Беседа, игра, http:gallerix.ru «набрызгом». Выполнение работы в этой практическая технике: «Ночное небо». работа Выполнение декоративной композиции: Беседа, игра, "Рыбки в аквариуме», «Сказочные практическая птицы». работа Изображение силуэтов с помощью Беседа, игра, трафаретов. Композиция «В космосе» практическая работа Рисование пейзажа по замыслу в технике Беседа, игра, рисования акварелью и солью. практич.работа Рисование прямых, кривых линий. Беседа, Рисование плоской линии- окружность и практическая пружины работа Рисование веточки деревьев с с натуры Практическая работа Вводное занятие. «Чудеса монотипии» 1 1 5-6 «Приём рисования «набрызгом» «Витраж» 7 «Силуэт» 1 8 «Акваре ль и соль» Типы линий 1 Работа цветными карандашами Работа фломастером Линия и штрих в графике. 1 Изображать можно пятном Первичные цвета. Цветовая гамма. Знакомство с приемом тампования. Узоры на крыльях 2 2223 2425 2627 Сюжетная работа. Рисуем рыб. 2 Рисуем насекомых. 2 2829 30- Рисуем птиц. 2 Как рисовать птиц. Птицы вокруг нас. Рисуем 2 Изображение 1 2-3 4 9 10 11 1213 1415 1617 1819 2021 2 2 1 1 2 2 2 2 2 Рисуем природу: озеро, лес, Практическая луг работа Выполнение компоновки и линейного Беседа, игра, рисунка практическая Рисование с натуры крупных цветов работа (георгины, астры). Превратить пятно в – зверюшки и т.д. Беседа, игра, Серые зайчата и т.д. практическая работа Выполнение упражнений на смешивание Беседа, игра, цветов, практическая заливки поверхностей цветом. работа Изображение цветущего луга с использованием тампона, например «маковое поле» и т.д. Изображение с натуры, по памяти и воображению крыльев бабочки. Иллюстрирование русской народной сказки» Приёмы рисования рыб. Жители аквариума. В морских просторах. Простейшие приёмы рисования насекомых (жуки, бабочки…) животных на основе Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Практическая работа Практическая работа Беседа, игра, практическая работа Практическая работа Беседа, 31 животных. простейших геометрических форм. 3233 34 Подготовка к выставке Выставка 2 Подготовка к выставке 1 Выставка работ практическая работа практическая работа Выставка ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 класс) № п/п Тема занятия Колво час Содержание занятия Форма проведения занятий 1 Вводное занятие. 1 Инструктаж по технике безопасности. 2-3 Холодные цвета. 2 4-5 Тёплые цвета. 2 Холодные цвета. Изображение Стихии - Беседа, игра, вода. практическая работа Тёплые цвета. Изображение стихии - Беседа, игра, огонь. практическая работа 6-7 Основные цвета. 2 8-9 Жанр пейзаж 2 1011 «Осень. Листопад». 2 1213 Жанр натюрморт 2 1415 1617 Фрукты вазе. Жанр портрет. 1819 Рисование лица человека. «Анималисти ческий жанр». Рисуем животных Виды орнаментов 2 Орнаменталь ная композиция Геометрическ ий орнамент 2 2021 2223 2425 2627 2829 в 2 2 Беседа, практическая работа Основные цвета. Выполняют смешивание Беседа, игра, красок на листе практическая работа Жанр пейзаж. Выполняют рисунокБеседа, пейзаж по памяти практическая работа «Осень. Листопад». Выполняют рисунок- Беседа, игра, Природная форма - лист. практич работа Жанр натюрморт Выполняют рисунок Беседа, практич. по памяти работа натюрморт Выполняют рисунок Практическая по памяти с фруктами. работа Жанр портрет. «Как рисовать портрет». Беседа, практич. Выполняют рисунок работа с натуры человека Рисование лица человека. Выполняют Практическая рисунок с натуры лица работа 2 Изображение «Анималистический жанр». 2 Изображение животных на основе Практическая геометрических форм. работа Виды орнаментов Выполняют рисунок Беседа, орнаментов практическая работа Составляют орнаментальную композицию Практическая работа 2 2 животных Беседа, игра, практич. работа Составляют геометрический орнамент Практическая работа Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://pedkopilka.ru, http://www.maam .ru, http:alexey, savrasov.ru, http:gallerix.ru 3031 Растительный орнамент 2 Составляют растительный орнамент 3233 Рисуем орнамент 2 Рисуем орнаменты 34 Выставка 1 Выставка работ № п/п Тема занятия Колво час ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4класс) Содержание занятия Форма проведения занятий 1 Вводное занятие. 1 Инструктаж по технике безопасности. 2-3 Виды деревьев. 2 4-5 Зарисовка растений с натуры в цвете Натюрморт. 2 8-9 Осенний натюрморт. 2 1011 Небо искусстве. 1213 «Отражение в воде». 2 1415 Движение в композиции. 2 1617 « Скачущая лошадь». 2 1820 «Улицы моего города». 3 2123 Композиция в круге. 3 «Деревья». Акварель, гуашь. Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. Монотипия. Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. « Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. «Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам. «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. 2426 «Цветы травы». 3 6-7 в и 2 2 Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Выставка Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Беседа, http://pedпрактическая kopilka.ru, работа http://www.maam Беседа, игра, .ru, http:alexey, savrasov.ru, практическая http:gallerix.ru работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Беседа, игра, практическая работа Практическая работа Беседа, практическая работа «Цветы и травы». Декоративная роспись. Практическая Ассиметричная композиция. работа Декоративная переработка природной формы. Плакат – вид прикладной графики. Кукольный антураж. 3 3233 Флористика. 2 34 Выставка 2729 3031 2 1 Плакат – вид прикладной графики. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах. Кукольный антураж. Орнамент. Работа над образом. Практическая работа Беседа, игра, практическая работа Флористика. Применение основных Беседа, игра, принципов построения композиции. практическая Выражение образа, чувств с помощью работа природных форм и линий. Оформление работ к выставке. Выставка Выставка работ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Беда Г.В. “Основы изобразительной грамоты” М., 1989. 2. Компанцева Л.В. “Поэтический образ природы в детском рисунке” – М., 1985 г. 3. Маслов Н.Я. “Пленэр” – М., 1989 г. 4. Неменский Б.М. “Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания” – М., 1987 г. 5. Одноралов Н.В. “Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве” М., 1983 г. 6. “Основы декоративного искусства в школе”. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. – М., 1981 г. 7. Полуянов Ю.А. “Дети рисуют” Москва “Педагогика” 1988 г. 8. “Рисунок. Живопись. Композиция” хрестоматия “Просвещение” 1989. 9. Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе”. – М., 1999 г. 10. Сокольникова Н.М. “Основы живописи”. Обнинск. 1996 г. 11. Сокольникова Н.М. “Основы композиции”. Обнинск, 1996 г. 12. Сокольникова Н.М. “Основы рисунка”. Обнинск, 1996 г. 13. Стасевич В.Н. “Пейзаж: картина и действительность”. М., 1978 г. 14. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 г. 15. Шитов Л.А. “Живопись” М., 1995. 16. Интернет ресурсы: http://ped-kopilka.ru , http://www.maam.ru, http:alexey, savrasov.ru , http:gallerix.ru