Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда» _____________________________________________________________________________ «Рассмотрено» Руководитель МО ______/ С.С.Черняева / Протокол № 1 от «30 » августа 2024г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 82 ___________ /М.А.Лавриненко/ «Утверждено» Директор МОУ СШ № 82 __________/О.Н.Чирскова/ от «30» августа 2024г. от «31» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по немецкому языку «НЕМЕЦКИЙ С ИНТЕРЕСОМ» для обучающихся 4 классов Автор-составитель: Федотьева Н.С., учитель немецкого языка г.Волгоград 2022 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Немецкий с интересом» в 4 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по учебно-методического комплекта «Немецкий язык» по немецкому языку для 4-го класса авторов Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез. Рабочая программа курса рассчитана на 34 часа для учащихся 4 класса. В программу внесены изменения в количестве часов по изучаемым темам для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Авторская программа сокращена до объема 34 часа, так как курс «Немецкий с интересом» рассчитан на 1 час в неделю. Данная рабочая программа курса нацелена на реализацию интегративного подхода, являющегося системной совокупностью личностноориентированного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению немецкому языку. Интегративной целью изучения иностранного языка является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности обучающихся осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с другими участниками общения, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Представленная программа информирует о целях обучения, воспитания и развития школьников средствами немецкого языка. Актуальность данной программы вызвана запросом родителей и учащихся в освоении немецкого языка и объясняется тем, что данный курс поможет учащимся восполнить знания, которых недостаточно, чтобы свободнее и комфортнее чувствовать себя на в общении на иностранном языке. Он дает ориентир учащимся в выборе наиболее уместной формулы речевого этикета при общении с иноязычным партнером. Данный курс поможет формированию функциональной грамотности учащихся, культуре общения, поможет углубить и расширить знания по немецкому языку. Цели курса: дальнейшее развитие общих компетенций, формирование коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, развитие межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков. Изучение курса «Немецкий с интересом» направлено на достижение следующих задач: - формировать дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; - формировать и совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию; расширять и систематизировать знания о языке, расширять лингвистический кругозор и лексический запас, дальнейшее овладение общей речевой культурой; - создавать основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию 2 иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Взаимосвязь с программой воспитания Программа внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; • в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в процессе учения; • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире; • формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов; Метапредметные результаты: • формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов; • формирования умения понимать причины успеха \ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки); • использование знаково – символических средств и представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 3 • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений; • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение работать в группе и определять общую цель и пути и пути её достижения; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; Предметные результаты. говорение • умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; • сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; • описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; аудирование • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; •воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудиои видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью); • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной интересующей информации; чтение • читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов; • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации; письменная речь 4 • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка; • составлять план, устного или письменного сообщения. Формы организации деятельности учащихся: 1. Практическое занятие, развивающее навыки устной речи с опорой на схемы. 2. Занятие – беседа. 3. Занятие – диалог. 4. Практическое занятие, развивающее навыки и умения аудирования. 5. Занятие - лексический тренинг с использованием тестовых заданий. 6. Занятие – грамматический тренинг с использованием тестовых заданий. 7. Занятие – игра. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться мультимедийные технологии, которые дадут возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся. Формы контроля: 1.Диктант. 2. Лексико-грамматические задания по контролю сформированности навыков в аудировании, чтении, письме, разработанные по материалам глав. 3. Карточки с контрольными заданиями для проверки говорения. 4. Итоговый контроль. Учебно – методическое обеспечение. 1. Стандарт начального общего образования по немецкому языку. 2. Примерная программа начального общего образования по немецкому языку. 3. Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез. Немецкий язык. Книга для учителя, — М.: Дрофа, 2013. — 63 с. 4. Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез. Немецкий язык. 4 класс, — М.: Дрофа, 2013. — 163с. 5. Компьютерные игры для начальной ступени обучения немецкому языку. Основные Интернет-ресурсы: http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»; http://www.school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал; http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://startdeutsch.ru - программы для изучения немецкого языка Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, магнитофон, дидактический материал, грамматические таблицы, лексико – грамматические карточки. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 № п/п Тема занятия Кол-во часов Содержание занятия Форма проведения занятий Образуют диалоги-расспросы о своих интересах и хобби и интересах своих товарищей. Рассказывают устно и письменно о своих хобби, о том, что каждый из них коллекционирует. Употребляют речевые образцы с возвратным глаголом sich interessieren, систематизируют склонение возвратного местоимения; употребляют правильный порядок слов в предложениях со сказуемым выраженным возвратным глаголом. Систематизируют склонение притяжательных местоимений. Употребляют степени сравнения прилагательных. Рассказывают о том, как дети проводят каникулы, что любят читать. Составляют и воспроизводят микродиалоги по образцу. Играют в лексическую игру. Выразительно читают короткие тексты и стихи, воспроизводят наизусть тексты рифмовок. Догадываются о значении новых слов по рисункам, словообразовательным элементам. Оперируют активной лексикой в процессе общения. Читают сказки с полным пониманием содержания, письма немецких школьников в детский журнал с целью понимания необходимой информации. Употребляют речевые образцы с глаголами haben и sein в Imperfekt, систематизируют формы слабых глаголов в настоящем и прошедшем времени. Составляют предложения по образцу и с заданными языковыми средствами. Заполняют пропуски в предложениях необходимыми словами в нужной форме. Читают тексты, с разным уровнем проникновения в их содержание, раскрывая значение новых слов с помощью картинок, языковой догадки, ссылок с переводом. работа в группах 1 Мои увлечения. 1 2 Что ты охотно делаешь? 1 3-4 Коллекция. 2 5-6 Книги. Любимые книги и их герои, мир сказок 2 7-8 Распорядок дня. Который час? (минуты и часы, занятия в 1 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru Ролевая игра http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru Занятие – диалог. http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru занятие -игра http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru работа в группах http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.school- разное время суток). 9 Мой рабочий день. 1 10-11 В субботу вечером программа передач. 2 12 Путешествие по Германии. 1 13 Письмо из Мюнхена. 1 14 У карты Германии. 1 Выразительно читают вслух тексты и стихи, воспроизводят стихи наизусть. Составляют предложения по образцу, с заданными языковыми средствами, с опорой на схемы. Выразительно читают вслух тексты и стихи. Употребляют правильный порядок слов в предложении со сказуемым, выраженным возвратным глаголом. Составляют предложения по образцу, с заданными языковыми средствами, с опорой на схемы. Заполняют пропуски в предложениях необходимым словами в нужной форме. Употребляют и узнают в тексте предложения с глаголами в Perfekt, а также с глаголами в настоящем времени для выражения действия в будущем времени (Morgen gehe ich …). Составляют предложения по образцу, с заданными языковыми средствами, с опорой на схемы. Составляют микродиалоги-расспросы о том, кто что делает в определенный день недели и определенное время суток. Письменно составляют программы любимых телепередач. Догадываются о значении новых слов по картинкам и контексту. Заполняют пропуски в предложениях необходимыми словами. Систематизируют существительные в единственном и множественном числе. Читают вслух текст письма, соблюдая нормы произношения немецкого языка. Строят монологические высказывания о друге, о себе, используя в этих целях вербальные опоры. Заполняют пропуски в предложениях необходимыми словами в нужной форме. Работают с картой Германии, называют крупные города, реки. Сравнивают города, реки, животных и людей по заданным параметрам, употребляя разные степени сравнения прилагательных. 7 collection.edu.ru http://startdeutsch.ru ролевая игра http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru практическое http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru Занятие – диалог http://www.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru практическое http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru Занятие – диалог http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru 15-16 Я еду в… 2 17-18 Немецкие и российские города, реки. 2 19-20 Мы едем на природу. 2 Поиск партнера по переписке. 1 22-23 Новые немецкие друзья, их имена. 2 24-25 Любимые виды деятельности, домашние животные. 2 26-27 Любимые учебные 2 21 Пишут письмо в детский журнал, стенную газету на основе образца. Составляют предложения по образцу, с заданными языковыми средствами, с опорой на схемы. Систематизируют модальные глаголы в настоящем времени, глаголы с отделяемыми приставками. Используют в собственных высказываниях и понимают в тексте предложения со сказуемым в повелительном наклонении – вежливая форма. Играют в лексические игры, используя заданные речевые образцы и схему построения диалогов.• Называют свои действия и действия других лиц, пользуясь речевыми образцами. Восстанавливают текст из разрозненных частей. Соблюдают нормы произношения немецкого языка Читают разные типы текстов с разным уровнем проникновения в содержание на основе текста, догадываясь о значении новых слов с помощью картинок, языковой догадки, ссылок с переводом. Передают содержание диалога в монологической форме. Пересказывают прочитанные тексты. Пишут рассказ, приглашения на спектакль, сводку погоды, используя в качестве опоры текст. Считают до 100, употребляют предлоги durch, zu. Читают приглашения, переводят их на русский язык, сравнивают тексты и находят отличия. Читают вслух текст сказки по ролям, пишут сценарий, инсценируют сказку. Называют свои действия. Соблюдают нормы произношения немецкого языка. Заполняют пропуски в предложениях необходимым словами в нужной форме. Составляют предложения по образцу, с заданными языковыми средствами, с опорой на схемы. Заполняют пропуски в предложениях необходимым словами в нужной форме. Высказываются о погоде (на основе текста-образца). Передают содержание диалога в монологической форме. 8 занятие -игра http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru ролевая игра http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru ввод новой лексики http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru практическое http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru занятие - игра http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru практическое практическое http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru предметы Письменно кратко передают содержание сказки. Обсуждение идеи поставить спектакль. 1 Бременские музыканты и подготовка инсценировки. 3 32 Поездка за город, природа. 1 33 Мы приглашаем всех на праздник! 2 34 Наш праздник в классе. 1 28 29-31 Составляют диалоги, расспрашивают друг друга о том, как прошел выходной день. Строят монологические высказывания о друге, о себе, используя в этих целях вербальные опоры. Составляют предложения по образцу, с заданными языковыми средствами, с опорой на схемы. Воспроизводить наизусть рифмованный материал, пройденный на предыдущих уроках. Воспринимать на слух и понимать содержание новой сказки, основанной на знакомом языковом материале. Читать про себя текст с пропусками в картинках, вставляя нужную лексику. Читать текст друг другу. Прогнозировать дальнейшее содержание сказки . Кратко рассказывать содержание прочитанного материала с опорой на текст с пропусками. Воспринимать на слух текст сказки и понимать его содержание, предварительно ознакомившись с новыми словами на плашке. Читать последнюю сценку в сказке по ролям. Обсуждать содержание прочитанного с помощью вопросов. Выражать своё мнение о прочитанной сказке. Осуществлять поиск нужной информации в тексте и письменно её фиксировать. Воспринимать на слух текст сказки и понимать его содержание, предварительно ознакомившись с новыми словами на плашке. Читать последнюю сценку в сказке по ролям. Обсуждать содержание прочитанного с помощью вопросов. Выражать своё мнение о прочитанной сказке. Осуществлять поиск нужной информации в тексте и письменно её фиксировать. Итоговое занятие. 9 http://startdeutsch.ru практическое http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru ролевая игра http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru ролевая игра http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru ролевая игра http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://startdeutsch.ru праздник http://startdeutsch.ru 10