Рабочая программа "ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ"

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
_______________________________________________________________________________

«Рассмотрено»
Руководитель МО
______/ С.С.горбенко /
Протокол № 1
от «30» августа 2024г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ СШ № 82
___________ /М.А.Лавриненко/

«Утверждено»
Директор
МОУ СШ № 82
__________/О.Н.Чирскова/

от «30» августа 2024г.

от «31» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для обучающихся 1-4 классов

г.Волгоград
2022 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы НОО с
учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности.
Рабочая программа данного учебного
разработана в соответствии с требованиями:

курса

внеурочной

деятельности

✓ Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
✓ Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
✓ СанПиН 1.2.3685-21;
✓ Основной образовательной программой начального общего образования МОУ
СШ № 82.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
• формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
• совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
• учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
• учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
• развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
• обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и т.д.;
• воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
• учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
• поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
• приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока:
«Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
2

активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование
у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые
вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Место курса:
На реализацию рабочей программы в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз
в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135
часов.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
•
•

•

в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной
программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

3

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные универсальные учебные действия:
✓ осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами исследованиями;
✓ использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
✓ использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
✓ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
✓ делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
✓ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
✓ перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
✓ овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
✓ преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные универсальные учебные действия:
✓ проявлять познавательную и творческую инициативу;
✓ принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
4

✓ контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
✓ уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
✓ оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
✓ адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
✓ слушать и понимать речь других;
✓ совместно договариваться о правилах работы в группе;
✓ доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
✓ учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
✓ способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
✓ умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
✓ умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
✓ умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Етественно-научная
грамотность»:
✓ способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
✓ способность понимать основные;
✓ особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
✓ способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
✓ способность проводить математические рассуждения;
✓ способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
✓ способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному
и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
✓ понимание и правильное использование финансовых терминов;
✓ представление о семейных расходах и доходах;
✓ умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
✓ представление о различных видах семейных доходов;
✓ представление о различных видах семейных расходов;
5

✓ представление о способах экономии семейного бюджета.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
п/п

Тема занятия

Колво
часов

1 класс (33 ч)
Содержание занятия

Форма
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Читательская грамотность (8 часов)
1.

В. Бианки. Лис и
мышонок.

1

2.

Русская народная
сказка. Мороз и
заяц.

1

3.

В. Сутеев. Живые
грибы.

1

4.

Г. Цыферов.
Петушок и
солнышко.

1

5.

М. Пляцковский.
Урок дружбы.

1

6.

Грузинская
сказка. Лев и
заяц.

1

7.

Русская народная
сказка. Как лиса
училась летать.

1

8.

Е.
Пермяк.
Четыре брата.

Сформировать
установку на
активное участие в
решении
практических задач,
осознанием важности
образования
Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности;
стремление быть
полезным.
Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству. При
обрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Сформировать
установку на
активное участие в
решении
практических задач,
осознанием важности
образования
Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству. При
обрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Викторина

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Игра

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Дискуссия

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Парная
работа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Беседа с
обсуждение
м

Игра

Математическая грамотность (8 часов)
6

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)

9.

Про
курочку
рябу, золотые и
простые яйца.

1

10.

Про козу, козлят
и капусту.

1

11.

Про петушка и
жерновцы.

1

12.

Как петушок и
курочки делили
бобовые
зернышки

1

13.

Про наливные
яблочки.

1

14.

Про Машу и
трех медведей.

1

15.

Про
старика,
старуху, волка и
лисичку.

1

Про медведя,
лису и мишкин
мед.

1

16.

Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Развить активное участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных
и
других
творческих работах.
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.

Викторина

Парная
работа
Работа
группах

Беседа

Игра

За покупками.

18.

Находчивый
колобок.

1

19.

День рождения
мухи-цокотухи

1

20.

Буратино

и

1

финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
7

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)

Беседа
с Портал Российской
обсуждение электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
м
ru/)

Финансовая грамотность (8 часов)
Выявлять и анализировать Игра
1

17.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
в Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)

Квиз

Работа
парах

Игра

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
в Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Портал Российской

карманные
деньги.

21.

Кот
Василий
продает молоко.

1

22.

Лесной банк.

1

23.

Как мужик и
медведь
прибыль делили.

1

24.

Как мужик
золото менял.

1

25.

Как Иванушка
хотел
попить
водицы.

полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения
значений
данных
понятий.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Беседа

Работа
группах

26.

Пятачок, Виннипух
и
воздушный
шарик.

1

27.

Про репку
другие
корнеплоды.

и

1

28.

Плывет, плывет
кораблик.

1

29.

Про Снегурочку
и превращения
воды.

1

30.

Как
делили
апельсин.

1

Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения
значений
данных
понятий.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
8

в Портал Российской

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Беседа
с Портал ИСРО РАО
обсуждение http://skiv.instrao.ru
м
Работа
парах

Естественно-научная грамотность (9 часов)
Выявлять и анализировать Проведение
1
финансовую информацию. опыта
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Работа
парах

Викторина

в Портал Российской

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

в Портал Российской

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа
с Портал Российской
обсуждение электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
м
u.ru/)

Проведение
опыта

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

31.

Крошка енот и
Тот, кто сидит в
пруду.

1

32.

Иванова соль.

1

33.

В. Сутеев.
Яблоко

1

№
п/п

Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи

Тема занятия

Колво
часов

1.

Михаил
Пришвин.
Беличья память.

1

2.

И.
Соколов- 1
Микитов.
В
берлоге.

3.

Лев
Толстой. 1
Зайцы.

4.

Николай
Сладков.
Веселая игра.

1

5.

Обыкновенные
кроты.

1

6.

Эдуард
Шим. 1
Тяжкий труд.

2 класс (34 ч)
Содержание занятия

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Игра

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Форма
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Читательская грамотность (8 часов)
Сформировать
установку на
активное участие в
решении
практических задач,
осознанием важности
образования
Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности;
стремление быть
полезным.
Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству. При
обрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Сформировать
установку на
активное участие в
решении
практических задач,
осознанием важности
образования
Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности;
стремление быть
полезным.
9

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Викторина

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Игра

Дискуссия

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Парная
работа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

7.

Полевой хомяк.

8.

Про бобров.

Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству. При
обрести опыт
успешного
межличностного
общения.

1

Игра

Математическая грамотность (8 часов)
Использование
1
Игра

9.

Про
беличьи
запасы.

10.

Медвежье,
потомство.

11.

Про зайчат
зайчиху.

12.

Лисьи забавы.

1

13.

Про крота.

1

14.

Про ежа.

1

15.

Про
полевого
хомяка.

1

16.

Бобры
строители.

1

17.

Беличьи деньги.

1

1

и

Беседа с
обсуждение
м

1

полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Развить активное участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных
и
других
творческих работах.
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.

Беседа

Парная
работа
Работа
группах

Беседа

Игра

10

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
в Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)

Беседа
с Портал Российской
обсуждение электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
м
Викторина

Финансовая грамотность (8 часов)
Выявлять и анализировать Игра
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)

ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

18.

Поврежденные и
фальшивые
деньги.

1

19.

Банковская
карта.

1

20.

Безопасность
денег
на
банковской
карте.

1

21.

Про кредиты.

1

22.

Про вклады.

1

23.

Ловушки
денег.

24.

Такие
деньги.

для

1

разные

1

практической задачи
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения
значений
данных
понятий.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.

Квиз

Работа
парах

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
в Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Игра

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Беседа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Работа
группах

в Портал Российской

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Беседа
с Портал ИСРО РАО
обсуждение http://skiv.instrao.ru
м
Работа
парах

в Портал Российской

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Естественно-научная грамотность (8 часов)
Проведение
простых Работа
1
в Портал Российской
исследований и анализ их парах
электронной школы

2526.

Про белочку и
погоду.

27.

Лесные
сладкоежки.

1

28.

Про зайчишку и
овощи.

1

результатов.

29.

Лисьи норы.

1

30.

Корень
часть
растения.

1

Развивать
активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.
Проведение
простых
исследований и анализ их
11

Викторина

(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа
с Портал Российской
обсуждение электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
м
u.ru/)

Беседа
с Портал ИСРО РАО
обсуждение http://skiv.instrao.ru
м
Беседа

Портал Российской
электронной школы

результатов.

31.

Занимательные
особенности
яблока.

1

32.

Про хомяка и
его запасы.

1

33.

Материал
плотин.

1

34.

Позвоночные
животные.

№
п/п

для

1

Тема занятия

Колво
часов

1.

Про дождевого
червяка.

1

2.

Кальций.

1

3.

Сколько весит
облако?

1

4.

Хлеб, всему
голова.

1

5.

Про мел.

1

(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Развивать
активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.

Проведение
опыта

Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.

Беседа
с Портал ИСРО РАО
обсуждение http://skiv.instrao.ru
м

3 класс (34 ч)
Содержание занятия

Игра

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Игра

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.e
du.ru/)

Форма
проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Читательская грамотность (8 часов)
Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству. При
обрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.
Сформировать
установку на
активное участие в
решении
практических задач,
осознанием важности
образования
Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности;
стремление быть
полезным.
12

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Викторина

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Игра

Дискуссия

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству. При
обрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.

Парная
работа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

6.

Про мыло.

1

7.

История свечи.

1

8.

Магнит.

1

9.

Дождевые черви.

Естественно-научная грамотность (8 часов)
Проведение
простых Игра
1

10.

Полезный
кальций.

1

11.

Про облака.

1

12.

Про хлеб и
дрожжи.

1

13.

Интересное
вещество мел.

1

14.

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»?

1

Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.

Игра

15.

Про свечи.

1

Развивать
активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.

Беседа
с Портал Российской
обсуждение электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
м

16.

Волшебный
Магнит.

1

17.

Что такое
«бюджет»?

1

исследований и анализ их
результатов.
Развивать
активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.
Проведение
простых
исследований и анализ их
результатов.

Беседа с
обсуждение
м

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Парная
работа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Работа
группах
Беседа

в Портал Российской

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)

ru/)

Викторина

Финансовая грамотность (8 часов)
Выявлять и анализировать Беседа
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи
13

Портал
Российской
электронной
школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической задачи

Квиз

Игра

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

1

Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.

Беседа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

1

Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения
значений
данных
понятий.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения.

Работа
группах

18.

Семейный
бюджет.

1

19.

Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата.

1

20.

Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и
социальные
пособия.
Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство,
вклад выигрыш.
На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов.

1

23.

На что тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи.

1

24.

Как сэкономить
семейные
деньги?

1

25.

Расходы и
доходы
бюджета.

21.

22.

Планируем
семейный
бюджет.

1

27.

Подсчитываем
семейный доход.

1

Пенсии и
пособия.

1

заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.

Развить активное участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных
и
других
творческих работах.
14

в Портал Российской

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Беседа
с Портал ИСРО РАО
обсуждение http://skiv.instrao.ru
м

Работа
парах

Математическая грамотность (8 часов)
Использование
1
Работа
полученных (из самих парах

26.

28.

Работа
парах

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
в Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Викторина

в Портал Российской

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

в Портал Российской

электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Беседа
с Портал Российской
обсуждение электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
м
u.ru/)

Проведение
опыта

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы.
Подсчитываем
расходы.

1

Развить
интерес
к
сотрудничеству. Приобрес
ти
опыт
успешного
межличностного общения

Беседа

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

1

Игра

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

31.

Расходы
на
обязательные
платежи.

1

Игра

32.

Подсчитываем
сэкономленные
деньги.

1

Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

3334.

Проверь себя

2

29.

30.

№
п/п

Игра

Проверочные работы (2 часа)
Выдвижение
идей
и Игра
обсуждение
способов
креативности

Тема занятия

Колво
часов

1.

Старинная
женская одежда.

1

2.

Старинные
женские головные
уборы.

1

3.

Старинная
мужская одежда и

1

различных
проявления

4 класс (34 ч)
Содержание занятия

Форма
проведения
занятий

Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов Российской
Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/)

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Читательская грамотность (8 часов)
Сформировать
установку на
активное участие в
решении
практических задач,
осознанием важности
образования
Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности;
стремление быть
полезным.
Проведение простых
исследований и
15

Беседа.
Практическа
я работа

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Викторина.
Практическа
я работа.

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Дискуссия.
Практическа

Портал Российской
электронной школы

головные уборы.
Жилище
крестьянской
семьи на Руси.

1

Внутреннее
убранство и
предметы обихода
русской избы.

2

7.

История посуды
на Руси.

1

8.

Какие деньги
были раньше в
России

9.

Томат

10.

Болгарский перец

11.

Картофель

12.

Баклажан.
Семейства
Пасленовые

13.

Лук

14.

Капуста

15.

Горох

16.

Грибы

4.

5-6.

анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству. При
обрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.

я работа.
Парная
работа.
Практическа
я работа
Самостояте
льная
работа

(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

Проведение простых
Беседа с
Портал Российской
исследований и
обсуждение
электронной школы
анализ их
м
(РЭШ, https://fg.resh.ed
результатов.
u.ru/);
1
Проведение простых
Мозговой
Портал Российской
исследований и
штурм
электронной школы
анализ их
(РЭШ, https://fg.resh.ed
результатов.
u.ru/)
Естественно-научная грамотность (8 часов)
1
Проведение простых
Игра
Портал ИСРО РАО
исследований и анализ их
http://skiv.instrao.ru
результатов.
1
Развивать
активное Беседа
Портал Российской
участие в коллективных
электронной школы
учебно-исследовательских,
(РЭШ, https://fg.resh.ed
проектных
и
других
u.ru/);
творческих работах
1
Выявлять и анализировать Парная
Портал Российской
финансовую информацию. работа
электронной школы
Проведение
простых
(РЭШ, https://fg.resh.ed
исследований и анализ их
u.ru/);
результатов.
1
Проведение
простых Работа
в Портал Российской
исследований и анализ их группах
электронной школы
результатов.
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)
1
Развить
интерес
к Беседа
Портал Российской
сотрудничеству. Приобрес
электронной школы
ти
опыт
успешного
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
межличностного общения.
ru/)
1
Проведение
простых Игра
Портал Российской
исследований и анализ их
электронной школы
результатов.
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)
1
Развить
интерес
к Беседа
с Портал Российской
сотрудничеству. Приобрес обсуждением электронной школы
ти
опыт
успешного
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
межличностного
ru/)
общения. Оценивать
результаты
своей
деятельности.
1
Развивать
активное Викторина
Портал Российской
участие в коллективных
электронной школы
16

1718.

Потребительская
корзина.

2

19.

Прожиточный
минимум.

1

20.

Инфляция.

1

2122.

Распродажи,
скидки, бонусы.

2

23.

Благотворительно
сть.

1

24.

Страхование

1

25.

В бассейне.

1

2627.

Делаем ремонт.

2

28.

Праздничный
торт.

1

29.

Обустраиваем
участок.

1

30-

Поход в кино.

2

учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах
Финансовая грамотность (8 часов)
Проведение
простых Игра
исследований и анализ их
результатов.
Выявлять и анализировать Квиз
финансовую информацию.
Выдвижение
идей
и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности. Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Выдвижение
идей
и Работа
в
обсуждение
различных парах
способов
проявления
креативности:
Развивать
активное Игра
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах
Использовать информацию Беседа
из текста для решения
практической задачи
Выявлять и анализировать Работа
в
финансовую информацию. группах
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности
Математическая грамотность (8 часов)
Использование
Проведение
полученных (из самих опыта
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Выявлять и анализировать Работа
в
финансовую информацию. парах
Использовать информацию
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Использование
Викторина
полученных (из самих
заданий)
знаний
для
объяснения явлений.
Развить активное участие в Беседа
с
коллективных
учебно- обсуждением
исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах.
Развить
интерес
к Проведение
17

(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
Портал ИСРО РАО

31.

32.

Отправляемся в
путешествие.

1

33.

Составляем
словарик по
финансовой
грамотности.
Составляем
словарик по
финансовой
грамотности.

1

34.

1

сотрудничеству. Приобрес опыта
ти
опыт
успешного
межличностного общения
Использовать информацию Беседа
из текста для решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей деятельности.
Творческие работы (2 часа)
Проведение
простых Беседа с
исследований и анализ их обсуждением
результатов.
Развивать
активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах

18

Беседа с
обсуждением

http://skiv.instrao.ru
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/);
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.ed
u.ru/)
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».