Приложение ООП ООО МОУ СШ № 82 ПРОГРАММА учебного курса «Биологическое краеведение» для обучающихся 7 классов Волгоград 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «Биологическое краеведение» составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования. Программа учебного курса «Биологическое краеведение» отражает основные требования ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ. Программа учебного курса «Биологическое краеведение» даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение и структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам обучения, а также основных видов деятельности обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» УЧЕБНОГО КУРСА Краеведение в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о своём родном крае, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание учебного курса «Биологическое краеведение» является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения биологических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного биологического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» Изучение краеведения в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; 5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 6) формирование краеведческих знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы краеведческих знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс «Биологическое краеведение» входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса., в состав предметной области «Естественнонаучные предметы» Освоение содержания учебного курса «Биологическое краеведение» школе происходит с опорой на биологические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение учебного курса «Биологическое краеведение» отводится 34 часа: по одному часу в неделю в 7 классах. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 7 КЛАСС Тема 1. Введение (2ч) Проблема сохранения биоразнообразия. Международная Конвенция о сохранении биоразнообразия (Рио-деЖанейро, 1992г.). Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Стратегия и программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области. История изучения природы родного края. Экспедиции П. С. Палласа, И. И. Лепёхина, С. Г. Гмелина. Природный комплекс и биоразнообразие Волгоградской области. Тема 2. Краткая физико-географическая характеристика территории Волгоградской области (3ч) Географическое положение, рельеф. Климат. Поверхностные и подземные воды. Ландшафты и природные зоны Волгоградской области Отражение природноклиматических факторов в зональной растительности. Ландшафтноэкологические проблемы Волгоградской области. Тема 3. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Волгоградской области (8ч) Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Жизненные формы растений степей и полупустынь. Жизненные формы и экологические группы растений леса. Искусственные растительные сообщества городов и поселков Волгоградской области. Голосеменные растения Волгоградской области. Жизненные формы растений водоемов и солончаков. Практическая работа «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке» (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждаются их санитарное состояние). Лабораторная работа «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса» Лабораторная работа «Определение по гербарию жизненных форм растений степей, полупустынь» Лабораторная работа «Определение жизненных форм растений водоемов» Экскурсии Жизненные формы растений и экологические группы растений леса. Жизненные формы растений степей и полупустынь. Жизненные формы растений водоемов. Тема 4. Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и лишайников (8ч) Систематика растений. Признаки классификации растений. Структура определителей и определительных карточек. Видовое разнообразие растений, лишайников. Волгоградской области. Характеристика растений: морфологоанатомические особенности, распространение, экология и биология, использование и значение. Семейства класса Двудольные. Характеристика растений семейства Розоцветные. Характеристика растений семейства Бобовые. Характеристика семейства Губоцветные. растений Семейства класса Однодольных. Характеристика растений семейства Луковые и Лилейные. Характеристика многообразие и значение растений семейства Мятликовые (Злаки). Искусственные сообщества поля, сада, огорода. Биологические основы выращивания культурных растений. Съедобные и ядовитые грибы Волгоградской области. Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников Волгоградской области. Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные» Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые» Лабораторная работа «Определение по определителям и характеристика растений семейства Луковые и семейства Лилейные». Лабораторная работа «характеристика и определение по определителям растений семейства Мятликовые (Злаки)». Тема 5. Животный мир Волгоградской области (4ч) Животные зональных степных биотопов. Животные древесно-кустарниковых насаждений. Животные водоёмов и околоводных биотопов. Создание и защита презентации «Зоологический музей». Тема 6. Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники Волгоградской области (5ч) Изменения в сообществах под воздействием человека. Основные категории растений, грибов, лишайников и животных.по-видимому, исчезнувшие виды, уязвимые виды; редкие виды; виды с неопределенным статусом. Региональная шкала редкости Клинковой Г., Сагалаева В.А.: виды редкие по всему своему ареалу, уникальные как для флоры региона, так и для России в целом; виды редкие, иногда уникальные для флоры России, но характерные для флористического комплекса региона; виды редкие, уникальные для флористического комплекса других областей России; виды редкие, уникальные для флористического комплекса региона, но более или менее обычные для других областей России; виды достаточно обычные на протяжении всего ареала, но сокращающие число и численность своих популяций в пределах региона под влиянием различных антропогенных факторов; виды редкие или обычные на протяжении своего ареала, уникальность и ценность которых для природного комплекса региона заключается в том, что они были описаны сего территории и потому имеющие здесь свое классическое местонахождение. Лимитирующие факторы и меры по охране. История создания и современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий Волгоградской области: природные памятники, национальные парки, заказники. Лабораторная работа «Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников Волгоградской области». Тема 7. Экскурсии (2ч) Экскурсия в парк. Экскурсия в степь (на пришкольный участок). Тема 8. Развитие живого мира на Земле ( 2ч) Доказательства эволюции животного мира Итоговый урок. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Биологическое краеведение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 2) патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки; 3) духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии; 4) эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием; 6) трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией; 7) экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Биологическое краеведение» основного общего образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями: Познавательные универсальные учебные действия 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинноследственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать биологическую информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой; овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг; овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы учебного курса «Биологическое краеведение» к концу обучения в 7 классе: характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые); приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин) и зарубежных (в том числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях; применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология, бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда обитания, растительное сообщество, высшие растения, низшие растения, споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте; различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам, грибы по изображениям, схемам, муляжам, бактерии по изображениям; выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и однодольных растений; определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной карточки; выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории; выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, лишайников; проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по заданному плану, делать выводы на основе сравнения; описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на Земле; выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для растений; характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров) природных зон Земли; приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека, понимать причины и знать меры охраны растительного мира Земли; раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни; демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по математике, физике, географии, труду (технологии), литературе, и предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства; использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями, грибами, лишайниками, описывать их, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности; владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких источников (2–3), преобразовывать информацию из одной знаковой системыв другую; создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Практические работы 1 0 0.5 1 0 1 Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Введение 1.1 Биоразнообразие природы Волгоградской области Проблемы сохранения биоразнообразия 1.2 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 2 Раздел 2. Краткая физико-географическая характеристика территории Волгоградской области 2.1 Географическое положение, рельеф Волгоградской области 1 0 1 2.2 Климат. Поверхностные и подземные воды 1 0 1 2.3 Ландшафты и природные зоны Волгоградской области 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Итого по разделу 3 Раздел 3. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников области 3.1 3.2 Жизненные формы и экологические группы растений Волгоградской области 1 Жизненные формы и экологические группы растений степей и полупустынь 3.4 Растения леса. Экологические группы растений леса. 3.6 0 0.5 Растения степей и полупустынь 3.3 3.5 1 Растения леса. Экологические группы растений леса. Лабораторная работа "Определение по гербарию" жизненных форм и экологических групп растений леса» Искусственные растительные сообщества 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК городов и поселков области https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК 3.7 Голосеменные растения Волгоградской области 3.8 Растения водоемов и солончаков. Практическая работа "Определение жизненных форм и экологических групп растений водоемов" Итого по разделу 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 1 0 1 8 Раздел 4. Основные систематические группы растений Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и лишайников 4.1 Видовое разнообразие растений области. Систематика. Определители. 4.2 Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Розоцветные 1 0 0.5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f413b38 4.3 Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Бобовые 4.4 Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Сложноцветные 4.5 Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Луковые и Лилейные 4.6 Характеристика, многообразие и значение растений семейства Мятликовые (Злаки) 4.7 Съедобные и ядовитые грибы Волгоградской области 4.8 Разнообразие лишайников Волгоградской области Итого по разделу Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 1 0 0 Библиотека ЦОК 1 0 1 https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК 1 8 0 1 https://m.edsoo.ru/7f413b38 Раздел 5. Животный мир Волгоградской области Животные степей и полупустынь 5.1 5.2 Животные древеснокустарниковых насаждений 5.3 Животные водоемов и околоводных пространств 5.4 Обобщающее повторение по теме «Животный мир области» Итого по разделу 1 0 0.5 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК 1 0 0 https://m.edsoo.ru/7f413b38 4 Раздел 6. Редкие и охраняемые представители флоры и фауны Волгоградской области 6.1 6.2 Изменения в сообществах под воздействием человека По страницам Красной книги 1 0 1 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 6.3 Охраняемые территории Волгоградской области: природные памятники, природные парки, заказники 6.4 Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников и животных области. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 1 0 1 1 0 1 1 0 0,5 1 0 0,5 Биотопонимика Волгоградской области 6.5 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 5 Раздел 7. Экскурсии 7.1 Экскурсии в лес (парк) и водоем 7.2 Экскурсия в степь Итого по разделу Раздел 8. Развитие живого мира на Земле 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Доказательства эволюции животного мира 8.1 1 0 1 1 0 0 34 0 16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 Итоговый урок 8.2 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413b38 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы 1 Биоразнообразие природы Волгоградской области 1 0 0.5 2 Проблемы сохранения биоразнообразия 1 0 1 3 Географическое положение, рельеф Волгоградской области 1 0 1 4 Климат. Поверхностные и подземные воды 1 0 1 5 Ландшафты и природные зоны Волгоградской области 1 0 1 1 0 0.5 1 0 0 1 0 0 6 Жизненные формы и экологические группы растений Волгоградской области 7 Растения степей и полупустынь 8 Жизненные формы и экологические группы растений степей и Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650186 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886502ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865041a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650528 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650640 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650776 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650924 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650b04 полупустынь 9 10 11 12 13 14 15 Растения леса. Экологические группы растений леса. Растения леса. Экологические группы растений леса. Лабораторная работа "Определение по гербарию" жизненных форм и экологических групп растений леса» Искусственные растительные сообщества городов и поселков области Голосеменные растения Волгоградской области Растения водоемов и солончаков. Практическая работа "Определение жизненных форм и экологических групп растений водоемов" Видовое разнообразие растений области. Систематика. Определители. Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Розоцветные 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0.5 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650c26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650d70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88650f0a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651090 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651252 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8865139c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886514b4 16 17 18 19 Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Бобовые Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Сложноцветные Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Луковые и Лилейные Характеристика, многообразие и значение растений семейства Мятликовые (Злаки) 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886516bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886519be Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651ad6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651bf8 20 Съедобные и ядовитые грибы Волгоградской области 1 0 1 21 Разнообразие лишайников Волгоградской области 1 0 1 22 Животные степей и полупустынь 1 0 0.5 23 Животные древеснокустарниковых насаждений 1 0 0 24 Животные водоемов и околоводных пространств 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88651d92 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652008 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886521c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886522ec 25 Обобщающее повторение по теме «Животные мир области» 1 0 0 26 Изменения в сообществах под воздействием человека 1 0 1 27 По страницам Красной книги 1 0 1 1 0 1 1 0 1 28 29 Охраняемые территории Волгоградской области: природные памятники, природные парки, заказники Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников и животных области. 0 1 31 Экскурсии в лес (парк) и водоем 1 0 0,5 1 0 0,5 0 1 Экскурсия в степь 34 Итоговый урок Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652972 1 Доказательства эволюции животного мира Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652724 Биотопонимика Волгоградской области 33 https://m.edsoo.ru/8865240e https://m.edsoo.ru/886525b2 30 32 Библиотека ЦОК 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652bf2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652d50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88652e68 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 16 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ