Рабочая программа «ПАЛИТРА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»
_____________________________________________________________________________

«Рассмотрено»
Руководитель МО
______/ И.С.И /
Протокол № 1
от «30» августа 2024г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ СШ № 82
___________ /М.А.Лавриненко/

«Утверждено»
Директор
МОУ СШ № 82
__________/О.Н.Чирскова/

от «30» августа 2024г.

от «31» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ПАЛИТРА»
для учащихся 5-7х классов

Автор-составитель: Овчарова В.А, учитель
изобразительного искусства

г.Волгоград
2022 г.

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Палитра» является программой художественно-эстетической
направленности, предполагает освоения знаний и практических навыков, по функциональному
предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (3 года
обучения).
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о
простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,
цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, рисовани, а также о красоте
природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1) Уровневый подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся,
поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с
учетом зоны ближайшего развития ребенка.
2) Формирование ИКТ – компетентности обучающихся повышают эффективность приобретения
ключевых навыков и коммуникаций.
3) Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит
обучающимся проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин.
4) Колористическое восприятие художественных произведений учит понимать красоту цвета в
произведениях искусства и в реальной жизни.
Сфера углубленного изучения изобразительного искусства позволяет школьникам использовать
занятия по интересам для повышения начальной профессиональной культуры. Особенностью
современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать
свой
досуг.
Цель: способствовать самовыражению и развитию личности посредством творческой и
академической живописи для всестороннего развития и удовлетворения потребностей учащихся,
формирования общей культуры школьника и развития мотивации личности к познанию и
творчеству.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
• воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как
основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
• художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения,
образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в
реализации творческих идей;
• технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства
(рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию
личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом.

3
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего
мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения
детей к миру искусства.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития
обучающихся на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход,
зависящий от степени одаренности и возраста . Этапы программы:
• ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 5 класса;
• развивающий – 1 год обучения для обучающихся 6 класса;
• исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 7 класса.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения, учет возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с
учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в
этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной
и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве
активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие
начала.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования
опыта общения и чувства коллективизма.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности «Палитра» разработана с учётом
рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе
воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

4

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
результате
изучения
курса
«Палитра»
у
учащихся
будут
сформированы
определенные личностные,
регулятивные,
познавательные
и
коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Таким образом, курс направлен на формирование общей культуры обучающегося, на его
духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной
организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.
Планируемые личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывая культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к
собственным поступкам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира.
- умение анализировать произведения искусства;
- понимание особенности образного языка;
- создавать с натуры и по воображению образы живописными материалами;
- эмоциональное восприятие образов природы, отраженных в картине;
- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
- усвоение принципа построения изображения и пространственно-временного развития;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к курсу «Живопись»
через освоение роли автора своих художественных работ;
- ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
- мотивации к коллективной творческой работе; представления о труде художника, его роли в
жизни каждого человека;
- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о
мире профессий в изобразительном искусстве.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу;
- понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- организовывать совместную деятельность и совместное сотрудничество.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать варианты выполнения работы;
- понимать содержание художественных произведений;
- читать простое схематическое изображение;

5
- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной
выразительности;
- создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально – пространственных
искусств;
работать различными живописными художественными материалами;
- развивать индивидуальные творческие способности, формирующие интерес к творческой
деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения
живописи;
- вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания;
- ответственно и осознанно относится к собственным поступкам.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- владеть живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
- принимать условность и субъективность художественного образа;
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях
искусства, и объяснять разницу;
- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Прогнозируемые результаты
Обучаемые первого года обучения
Должны знать:
➢ названия основных и составных цветов;
➢ понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент;
аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
➢ изобразительные основы декоративных элементов;
➢ материалы и технические приёмы оформления;
➢ названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
➢ пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
➢ полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
➢ подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
➢ владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их
смешением;
➢ пользоваться материалами.
Обучаемые второго – третьего года обучения
Должны знать:
➢ особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
➢ разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
➢ основы графики;

6
➢ правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
➢ пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
➢ пользоваться графическими материалами и инструментами;
➢ различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
➢ проявлять творчество в создании работ.
➢ разнообразие возможных выразительных средств изображения;
➢ значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная
перспективы;
➢ основы дизайна;
➢ правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
➢ работать в определённой цветовой гамме;
➢ добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной
формы;
➢ передавать пространственные планы способом загораживания;
➢ сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
➢ решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс)
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Вводное занятие. 1
Цветовой круг.

2-3

Декоративный
цветок.

2

4-5

МонотипияВеселые
кляксы.

2

6-7

Рисование фруктов, 2
овощей.

8-9

Золотая осень.

2

1011

Золотые узоры.

2

1213

Осенний пейзаж

2

Содержание занятия

Форма
проведения
занятий

Изучение основ цветоведения,
смешанные и основные цвета,
спектр.
Рисунки волшебных цветов
Декоративное
рисование,
отработка
живописной
техники, «мазок», условность
декоративного изображения.
Живописная
техника,
цветоведение,
простейшие
виды печати .
Рисование с натуры и по
памяти, работа с палитрой,
освоение основ цветоведения,
фрукты, овощи
Рисование с натуры и по
памяти, работа с палитрой,
освоение основ цветоведения,
смешанные и основные цвета.
Работа с трафаретом.
Декоративная
роспись
Украшение и стилизация.
Работа с трафаретом.
Рисунок осеннего дерева с
натуры, по памяти.
Изучение строения дерева.

Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

7

1415

Натюрморт из 2-3 2
геометрических
тел.

1617

Жанр натюрморт

1820

Наброски модели 3
домика с натуры.

2123

Старинный терем.

3

2426

Рисуем человека

3

2729

Портрет

3

3033

Сюжетная картина

4

34

Выставка

1

2

Живопись. Жанр пейзажа.
Конструкция.
Линейное
(сквозное)
построение.
Техника
штриха
и
его
культура.
Светотень, цвет. Работа в
технике
гризайль.
Материальность в рисунке.
Конструкция.
Жанр
натюрморта.
Рисование
с
натуры.
Карандаш.
Линейное
построение.
Предметы
и
анализ
их
формы.
Перспектива.
Рисунок по представлению из
геометрических
форм
(карандаш).
Развитие
аналитических способностей,
воображения.
Сквозной
рисунок, штриховка по форме,
конструирование.
Жанр
портрета
в
изобразительном искусстве.
Пропорции лица.
Рисунок.
Живопись,
рисование 4-х лиц по одной
схеме.
Общее
и
индивидуальное,
мимика,
возраст, пол. Детский портрет
в
живописи.
Дружеский
шарж.
Знакомство с техникой работы
над сюжетной картиной
Выставка творческих работ

Беседа, игра,
практичработа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа

Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа

Беседа, игра,
практическая
работа
Выставка

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Вводное
занятие. 1
Живопись
–
искусство цвета

2-3

Основы
цветоведения.

2

4-5

Ахроматические
цвета.

2

6-7

Понятие
локального цвета

2

Содержание занятия

Форма
проведения
занятий

Основы
цветоведение.
Введение.
Основные
и
дополнительные цвета. Цвета
спектра.
Спектральный
круг.
Взаимодополнительные
цвета. Смешение цветов.
Упражнение по цветоведению
«Рисуем
бабочку
ахроматическими цветами»

Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа

Беседа, игра,
практическая
работа
Тон, светлота, насыщенность, Беседа, игра,
светлые и темные тона. практическая
Понятие локального цвета
работа

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

8
8-9

Хроматические
цвета.

2

1011

Основные
характеристики
цвета.
Контраст и нюанс.

2

1213

2

1415

Цвет
создает 2
настроение.

1617

Колорит.

2

1820

Гризайль.

3

2123

Полихромная
живопись.

3

2426

Особенности
работы с акварелью

3

2729

Методы работы с 3
гуашевыми
красками

3033

Методы работы с 4
пастелью

34

Выставка

1

«Рисуем
бабочку Беседа, игра,
хроматическими цветами»
практическая
работа
Основные
характеристики Беседа, игра,
цвета. Теплые и холодные практическая
тона.
работа
Контраст
и
нюанс. Беседа, игра,
Светлотный
контраст. практическая
Цветовой контраст
работа
Психологическое, оптическое Беседа, игра,
воздействие
цвета.
Цвет практичработа
создает настроение. Передача
настроения
в
творческой
работе с помощью цвета,
композиции. Музыкальность
цвета
Практическая работа:
Рисуем картину «Сады под
дождем»
Колорит. Монохромная
Беседа, игра,
живопись. Гризайль.
практическая
Светотональные возможности работа
одной краски.
Практическая работа:
Рисуем городской пейзаж в
пастельных тонах
Гризайль.
Светотональные Беседа, игра,
возможности одной краски
практическая
Практическая работа:
работа
Рисуем
натюрморт
с
осенними листьями в технике
гризайль
Полихромная
живопись. Беседа, игра,
Полихромная живопись и ее практическая
особенности.
Отношения работа
цветов.
Практическая работа:
Рисуем
натюрморт
с
осенними
листьями
в
полихромном колорите
Особенности
работы
с Беседа, игра,
акварелью
практическая
Практическая работа:
работа
Рисуем яблоко акварелью
Методы работы с гуашевыми Беседа, игра,
красками
практическая
Практическая работа:
работа
Рисуем
гуашью
портрет
Осени
Методы работы с пастелью
Беседа, игра,
Практическая работа:
практическая
Рисуем пастелью натюрморт
работа
Выставка творческих работ
Выставка

9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс)
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Форма
проведения
занятий

1

Вводное
занятие. 1
Основы
композиции

Основы композиции
Беседа, игра,
Практическая работа:
практическая
Рисуем пастелью осенний работа
пейзаж с кипарисами

2-3

Жанр
«Натюрморт»

2

4-5

Натюрморт,техника
- гризайль

2

6-7

Натюрморт,техника
- акварель

2

8-9

Натюрморт,техника
- гуашь

2

1011

Декоративный
натюрморт

2

1213

Тематический
натюрморт

2

1415
1617

Жанр «Пейзаж»

2

Пейзаж настроение

2

1820

Сельский пейзаж

3

2123

Городской пейзаж

3

24-

Морской пейзаж.

3

Творческое
задание:
«Натюрморт» (гризайль)
Практическое задание:
Рисуем натюрморт с чайной
парой в технике гризайль
Творческое
задание:
«Натюрморт» (гризайль)
Практическое задание:
Натюрморт с драпировкой в
технике гризайль
Творческое
задание:
«Натюрморт»
(акварель),
(гуашь)
Практическая работа:
Рисуем
натюрморт
с
кувшином в цвете. Этапы
создания натюрморта
Творческое
задание:
«Натюрморт» , (гуашь)
Практическое задание:
Рисуем
декоративный
натюрморт с арбузом
Декоративный
натюрморт,
стилизация
природных
и
бытовых форм
Практическая работа:
рисуем
декоративный
натюрморт
Итоговое творческое задание
«Тематический натюрморт»
Практическое задание:
«Тематический
стилизованный натюрморт»
Жанр «Пейзаж»
Виды пейзажа
Пейзаж настроение
Практическая работа:
Рисуем весенний пейзаж
Сельский пейзаж
Практическая работа:
Рисуем сельский пейзаж со
стогами
Городской пейзаж
Практическая работа:
Рисуем городской пейзаж с
фонарями
Морской
пейзаж.

Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа

Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа

Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практичработа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа,

игра,

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

10
26

2729

Горный пейзаж

3

3033

Сюжетная картина

4

34

Выставка

1

Изображение неба
Практическая работа:
Рисуем бушующее море
Горный пейзаж
Практическая работа:
Рисуем горный пейзаж с
облаками
Знакомство с техникой работы
над сюжетной картиной
Выставка творческих работ

практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа
Выставка

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном
искусстве. – М.,1983г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М.,
1981г.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».