Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда» _____________________________________________________________________________ «Рассмотрено» Руководитель МО ______/ И.С.И / Протокол № 1 от «30» августа 2024г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 82 ___________ /М.А.Лавриненко/ «Утверждено» Директор МОУ СШ № 82 __________/О.Н.Чирскова/ от «30» августа 2024г. от «31» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по немецкому языку «В МИРЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА» для обучающихся 5 класса Автор-составитель: Федотьева Н.С., учитель немецкого языка г.Волгоград 2022 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса, реализуемая в рамках внеурочной деятельности в 5 классе по немецкому языку «В мире немецкого языка» разработана на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по иностранному языку (немецкий язык), авторской программы Е.И.Пассова «Германия: первое знакомство 5 класс». Рабочая программа курса рассчитана на 34 часа для учащихся 5 класса. В программу внесены изменения в количестве часов по изучаемым темам для реализации авторских подходов. Авторская программа сокращена до объема 34 часа, так как курс «В мире немецкого языка» рассчитан на 1 час в неделю. Данная программа призвана помочь увлечённым изучением немецкого языка, желающим пополнить свой словарный запас и общий фонд лингвокультурологических знаний, а так же для личностного развития учащихся. Все вместе это создает на наших занятиях общую культуру общения и культуру учебного труда. Актуальность программы «В мире немецкого языка» оказывает большое влияние на общее развития учащихся. Данная программа призвана помочь увлечённым изучением немецкого языка учащихся в разных аспектах: чем большим количеством языков человек владеет, тем более развиты его речемыслительные механизмы (такие, например, как кратковременная память, механизмы восприятия – зрительно и на слух, механизмы выбора, комбинирования, механизмы продуцирования при говорении и письме и др.). Обучение немецкому языку невозможно без изучения немецкой культуры, а также грамматического строя языка. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, целостный характер. Данная программа включает в себя ряд коммуникативных видов деятельности и игр, направленных на создание реальных ситуаций с целью отработки теоретических знаний различных областей грамматики и лексики, полученных на уроке, а также , благоприятного климата на занятии. Цели курса: • создание условий для интеллектуального развития ребенка, качеств его личности, формирование коммуникативных и социокультурных навыков посредством немецкого языка; • развитие творческих способностей каждого ребенка во внеурочной деятельности; • повышение общего уровня владения немецким языком. Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие задачи: осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного • образования в рамках учебного предмета «Немецкий язык»; повысить общий уровень владения немецким языком; • развить индивидуальность каждого ребёнка во время внеурочной деятельности; • формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием • его,/её самоопределения в той или иной социокульурной ситуации; более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей; • расширить возможности социализации учащихся; • 2 • обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Взаимосвязь с программой воспитания Программа внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • • • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты • Воспитывать у учащихся уважение и интерес к культуре немецкого языка. • Интегрировать личность учащихся в мировую культуру. • Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться. • Формировать у учащихся мотивацию к изучению немецкого языка с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации. • Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию. • Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. • Формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию. • Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося. Метапредметные результаты • Развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память. • Развивать у учащихся мотивацию к познанию и творчеству. • Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность. • Научить высказывать своё мнение, личностное отношение к обсуждаемому предмету. • Научить корректно, отстаивать/оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную. 3 • • • • Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими. Приобщать учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения и ролевых игр. Развивать навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ. Развивать у учащихся навык самооценки выполненной работы. Предметные результаты В области чтения: развивать у учащихся умения эффективного чтения на немецком языке. Для этого есть задания на развитие умений ознакомительного, поискового и изучающего чтения. В процессе работы над текстом важно обратить внимание школьников на использование не только литературного языка, но и разговорного немецкого языка в различных сферах жизнедеятельности и коммуникации. В области аудирования: научить учащихся воспринимать аутентичный текст на немецком языке на слух. Учащимся предлагаются музыкально и художественно оформленные аудиозаписи песен и стихов как цель и средство обучения на определенном этапе. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют письменные упражнения в виде различных форм тестов и устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и обсуждений на основе аргументированных личных мнений. В области говорения: научить учащихся выстраивать основные типы монологических (разного вида) и диалогических высказываний. В области письма: обучать школьников различным стилям, жанрам и формам письменных высказываний на основе прочитанного текста, прослушанных аудиотекстов, предложенных образцов и моделей или по плану. В области лексики: развивать навыки распознавания и использования в речи новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся. В области фонетики: развивать у учащихся фонематический слух и произносительные навыки посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов. В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развивать навыки распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений и структур. В области проектной деятельности данная программа предполагает работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения. Предметное содержание речи. Формы организации деятельности учащихся: • • • • • Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве). Самостоятельная работа. Работа в парах. Коллективные обсуждения и дискуссии. Проектная деятельность. 4 Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться мультимедийные технологии, которые дадут возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся. Формы контроля: 1. Лексико-грамматические задания по контролю сформированности навыков в аудировании, чтении, письме, разработанные по материалам глав. 2. Карточки с контрольными заданиями для проверки говорения. 3. Итоговый контроль. 4. Проектная работа. Учебно-методическое обеспечение. 1. Стандарт основного общего образования по немецкому языку. 2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2014. – (Серия «Стандарты второго поколения»). 3. Компьютерные игры для начальной ступени обучения немецкому языку. 4. Е.И. Пассов, Н.М. Пятакова, О.Л.. Поваляева «Германия: первое знакомство» учебник немецкого языка для общеобразовательных школ М.: Просвещение, 1997-336с. Основные Интернет-ресурсы: http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»; http://www.school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал; http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://startdeutsch.ru - программы для изучения немецкого языка Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, дидактический материал, грамматические таблицы, лексико-грамматические карточки, настольная игра. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 № п/п Тема занятия Кол-во часов 1 Кто мне пишет? 1 2. Я хочу написать ответ. 1 3. Мы говорим о хобби. 1 4. Чем ты интересуешься? 1 5. Интересное письмо. 1 6. Юный натуралист - мой друг. 1 7. Любишь ли музыку? 1 8. Спорт приносит всем радость. 1 9. Приближается Advent. 1 10. День святого Николая. 1 Содержание занятия Форма проведения занятий Правила написания электронного письма о себе по образцу. Оформление письма. Вербальная или невербальная реакция на услышанное. Употребление вопросительных предложения с вопросительным словом и без него, порядок слов. Правила написания электронного письма о себе по образцу. Активное применение лексики в процессе общения. Образование Perfekt сильных глаголов. Порядок написания письма другу. Ведение этикетного диалога в ситуации «Чем ты интересуешься?» Использование речевого образца Ich interessiere mich fȕr…Отрицание kein/ keine . Выразительное чтение письма. Игра - соревнование Написание ответа другу правильно и быстро. Образование однокоренных слов Wortfamilie . Проведение анкетирования. Использование речевого образца man soll…, man dart nicht… Знакомство с творчеством В.А. Моцарта, И.С. Баха. Вербальная или невербальная реакция на прочитанное. Выразительное чтение микротекстов. Ввод новой лексики, владение которой позволит учащимся развернуто высказываться о любимом виде спорта. Высказывание своего мнения по опорам. Образование сложных слов, род сложного существительного. Знакомство с традициями подготовки к Рождеству. Развитие умений читать текст с полным пониманием Коллективные обсуждения, работа в группе коллективные обсуждения, работа в группе 6 работа в парах работа в парах работа в группах работа в парах практическое практическое работа в группе, самостоятельная работа в группе, Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru – http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru – http://www.schoolcollection.edu.ru – http://startdeutsch.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru – http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru – http://startdeutsch.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.school- 11. Счастливо въехать в Новый год! 1 12. Хороший ли ты читатель? 1 13. Путешествие по Берлину. 1 14. Крупные города Германии. Мое любимое место в мире. 1 16. Дом, в котором я живу. 1 17. Знакомимся с моей семьей. 1 15. 18. У моего друга день рождения. 1 1 содержания. Словосложение. Написание поздравительной открытки. Использование речевого образца Ich wünsche mir… Ich möchte… Написание Новогодней поздравительной открытки•Знакомство с традицией празднования Silvester (последнего дня года) Празднование Нового года в других странах (выразительное чтение текста). Чтение текста на скорость Обучение чтению с полным пониманием прочитанного. Контроль понимания. Образование сложных слов. Знакомство с достопримечательностями немецкой столицы. Вербальная или невербальная реакция услышанного. Знакомство с крупными городами Германии Составление рассказа – загадки об одном из городов• Повторение притяжательных местоимений. Чем знамениты города Kassel,Rostock Составление сообщения по образцу о своем любимом месте на свете. Правила называния адреса проживания. Обозначение этажей немецкого дома. Повторение Dativ. Повторение лексики по теме Употребление суффикса –chen Ролевая игра «Познакомьтесь с членами моей семьи». Вербальная или невербальная реакция услышанного. Написание поздравительной открытки ко дню рождения. Повторение wohin? + Akkusativ. Знакомство с немецкой песней” Weil heute dein Geburtstag ist” Вербальная или невербальная реакция услышанного. 7 самостоятельная collection.edu.ru – работа в группе, самостоятельная http://startdeutsch.ru Самостоятельная работа http://www.edu.ru работа в группе http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru – http://www.edu.ru работа в группе, самостоятельная работа в группе, самостоятельная http://www.school.edu.ru коллективные обсуждения, работа в группе занятие – игра http://www.edu.ru работа в группе, самостоятельная http://www.schoolcollection.edu.ru – http://www.school.edu.ru 19. Угощайся! 1 20. Без школы никуда. 1 21-22. Твой любимый школьный предмет. 2 23. Когда у тебя есть свободное время. 1 24-25. Место встречи – музей. 2 26. Германия – страна музыки. 2 27. Пасха. 1 28. Карнавал. 1 29. Короли сказочной страны. 1 30-31. Вчера, сегодня, завтра. 2 32-33. Это было давнымдавно… Наш праздник в классе. 2 34. 1 Знакомство с кулинарными традициями Германии Традиции вечеринки дня рождения в Германии. Повторение : wo? + Dativ, wohin? + Akkusativ. Чтение сообщим охватом понимания. Повторение предлогов, употребляемых со временем. Повторение лексики по теме «Дни недели», «Школьные предметы» Порядок слов в вопросительных предложениях с вопросительным словом. Чтение газетных объявлений. Проведение «анкетирования» о любимом времяпровождении. Вербальная или невербальная реакция услышанного. Знакомство с музеями Германии. Ввод лексики по теме. Учиться давать совет, посетить какой – либо музей. Знакомство с немецкими композиторами Р. Вагнером, Л. Бетховеном, Р. Шуманом. Чтение микротекстов с полным пониманием содержания. Вербальная или невербальная реакция услышанного. Использование речевого образца Ich würde… besuchen. Знакомство с традициями празднования Пасхи в Германии Написание пасхальной открытки. Знакомство с традициями празднования карнавала в Германии. Знакомство с творчеством братьев Гримм. Чтение текста с полным пониманием прочитанного. Вербальная или невербальная реакция прочитанного. Образование временных форм глагола: Perfekt, Futurum I. Использование речевого образца Ich glaube,… Образование Präteritum сильных и слабых глаголов. Написание сказки по опорам. итоговое занятие 8 занятие – игра http://startdeutsch.ru работа в парах http://www.edu.ru работа в парах, в http://www.school.edu.ru группе, самостоятельная работа в группе, http://www.schoolcollection.edu.ru – Коллективные обсуждения, работа в группе Коллективные обсуждения, работа в группе http://www.edu.ru работа в группе, самостоятельная http://www.schoolcollection.edu.ru – работа в группе, самостоятельная Коллективные обсуждения, работа в группе работа в группе, самостоятельная http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.schoolcollection.edu.ru – работа в группе, http://startdeutsch.ru работа в группе, http://www.edu.ru 9