Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева Дзержинского района Волгограда» _____________________________________________________________________________ «Рассмотрено» Руководитель МО ______/ И.С.И / Протокол № 1 от «30» августа 2024г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 82 ___________ /М.А.Лавриненко/ «Утверждено» Директор МОУ СШ № 82 __________/О.Н.Чирскова/ от «30» августа 2024г. от «31» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «БУМАЖНАЯ ФАНТАЗИЯ» для учащихся 5-х классов Автор-составитель: Овчарова В.А., учитель изобразительного искусства г.Волгоград 2022 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа создана с учетом требований Федерального образовательного стандарта основного общего образования и отвечает основным направлениям и ценностным основам духовно-нравственного развития и воспитания учащихся: • воспитание гражданственности, патриотизма; • воспитание нравственных чувств и этического сознания; • воспитание ценностного отношения к прекрасному, становление представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Программой предусматривается организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Настоящая программа имеет художественно – эстетическую направленность. В процессе обучения дети получат особый творческий заряд любви к художественноприкладной деятельности и сумеют почувствовать себя созидателями прекрасного. Программа внеурочной деятельности рассчитана как дополнение к программам основного образования и расширение художественно – эстетической деятельности учащихся школы, обеспечивая целостность и непрерывность образовательного процесса, Развитие самой программы предполагает обучение детей умению превращать частички окружающего мира в материалы художественные, когда простое красочное пятно превращается в художественный образ: монотипия, текстильный материал, камешки, нитки и т.д. Деятельность детей организуется через погружение эмпирического (жизненного) опыта в художественные образы. Программа основана на реализации следующих педагогических принципов: • Индивидуально-творческий подход – удовлетворение интересов и потребностей ребенка в разнообразных видах познавательной деятельности. • Природосообразность – учет возрастных особенностей, закономерностей природного развития ребенка, укрепление его физического и психического здоровья. • Культуросообразность – обучение, воспитание ребенка в контексте культуры. • Сотрудничество – объединение целей ученика и учителей, общая деятельность, взаимоуважение, взаимопомощь, взаимоподдержка. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для самореализации учащегося в творчестве, воплощения в художественной работе неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи: Обучающие: *закреплять и расширять знания, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т. д., и способствовать их систематизации; *знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, графики, цветоведения и декоративно – прикладного искусства; *продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза и объемных форм; *совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке других материалов; *приобретение навыков учебно – исследовательской работы. Развивающие: *пробуждать любознательность в области декоративно – прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры; *развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; *формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности: *развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях: *развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей. Воспитательные: *осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников: *воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям: *добиваться максимальной самостоятельности детского творчества. Отличительная особенность настоящей программы заключается в том, что она, раскрывая понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, опирается на идею создания художественного образа. Художественный образ предмета может рассматриваться только в связи с природой, бытом, историей, национальными художественными традициями. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами декоративно – прикладного искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную деятельность. Таким образом, традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективе развития декоративно – прикладного искусства несет в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности «Бумажная фантазия» разработана с учётом рекомендаций программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; • в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные универсальные учебные действия; Обучающийся получит возможность для формирования: — внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; — выраженной познавательной мотивации; — устойчивого интереса к новым способам познания; — адекватного понимания причин успеха творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Учащиеся получат возможность научится: — принимать и сохранять учебно-творческую задачу; — учитывать выделенные в пособиях этапы работы; — планировать свои действия; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль; — адекватно воспринимать оценку учителя; — различать способ и результат действия; — вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; . Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научиться: — учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; — с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; — осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам взаимопомощь Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся получит возможность научиться: — анализировать объекты, выделять главное; — осуществлять синтез (целое из частей); — проводить сравнение, классификацию по разным критериям; — устанавливать причинно-следственные связи; — строить рассуждения об объекте; — осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; — использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Программа адресована учащимся 5 классов и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс) № п/п Тема занятия Колво часов Содержание занятия Форма проведения занятий 1 Вводное занятие. 1 Техника безопасности при Беседа, игра. работе с инструментами. Виды бумаги и ее свойства: пластичность, упругость, прочность. Влияние влаги на бумагу. Аппликация (6 часов) 2 Предметная 1 Планирование работы. Беседа, Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы http://pedkopilka.ru http://www.maa m.ru http:alexeysavrasov.ru игра, http://ped- 3-4 5 6-7 аппликация Сюжетная аппликация Декоративная аппликация Проект № Сюжетная аппликация 2 1 1 2 Подготовка материала к работе. Простейшие приѐмы обработки материалов для создания образа. Разрезание бумаги по разметке; приѐмы наклеивания деталей; задачи на плоскостное конструирование. Материал и образ. Разметка прямых линий по линейке и сгибанием. Использование разных способов выкраивания бумаги для создания разных образов. Выполняют творческое задание: -предметная аппликация - сюжетная аппликация -декоративная аппликация Выполняют творческий проект №1 «Сюжетная аппликация» Художественное вырезание (20 часов) 8-9 Декоративные 2 Художественное листья листьев деревьев практ. работа Беседа, игра, практ. работа Беседа, игра, практ. работа Беседа, игра, практ. работа вырезание Беседа,практическ ая работа http://pedkopilka.ru http://www.maa вырезание Игра, m.ru практическая http:alexeyработа savrasov.ru вырезание Беседа, игра, http:gallerix.ru практическая работа вырезание Беседа, игра, практическая работа 1011 Волшебный лес 2 Художественное волшебного леса 1213 Хвойный лес 2 Художественное елки, сосны, ели. 1415 Сказочная птица 2 Художественное сказочных птиц 1617 Чудо-бабочки 2 Художественное бабочек 1819 Мир зверей 2 Художественное мира животных 2021 Декоративные цветы 2 Художественное вырезание Беседа, игра, декоративных цветов практическая работа 2223 Домик в деревне 2 Художественное домов вырезание Беседа, игра, практическая работа 2425 Сказочные герои 2 Художественное сказочных героев вырезание Беседа, игра, практическая работа Проект №2 2 Сюжетная аппликация Коллаж (7 часов) 28 Коллаж из газет и 1 журналов 2627 kopilka.ru http://www.maa m.ru http:alexeysavrasov.ru http:gallerix.ru вырезание Беседа, игра, практическая работа вырезание Беседа, игра, практическая работа Коллективная работа по теме практическая работа Выполнение коллажа по теме практическая работа http://ped- 29 Коллаж: «Город» 30 Коллаж: «Чашка 1 чая» Коллаж: «Мои 2 питомцы» Подготовка к 1 выставке Выставка 1 творческих работ 3132 33 34 1 Выполнение коллажа по теме Выполнение коллажа по теме Выполнение коллажа по теме Подготовка к выставке Выставка творческих работ практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа Выставка kopilka.ru http://www.maa m.ru http:alexeysavrasov.ru http:gallerix.ru СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. 2. Нагибина М.И. «Волшебная бумага» ООО «Академия развития», 2011г. 3. Выготский Л.О «Воображение и творчество в детском возрасте». 2-е изд. Просвещение 1987-1993г 4. Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2011г. 5.Васина.Н.С. «Бумажные чудеса» М.: «Айрис-пресс».2014г. 6«Аппликация». Москва, ИКПЦ «Лада», Агапова И., Давыдова М., 2008 г. 7«Аппликация». Москва, Издательский Дом МСП, В.В. Выгонов, Э.М. Галямова, И.В. Захарова, 2006 г 8.Интернет ресурсы 1. 2. 3. 4. http://ped-kopilka.ru http://www.maam.ru http:alexey-savrasov.ru http:gallerix.ru