Рабочая программа Анализ художественного произведения 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 82 имени Героя Российской Федерации А.В. Катериничева
Дзержинского района Волгограда»

Рассмотрено
Руководитель кафедры
гуманитарных наук
_________ /А.В. Крюкова/
Протокол №1
от «29» августа 2025 г

Согласовано
Зам. директора по УВР

Утверждаю
Директор МОУ СШ №82

_________ М.А. Лавриненко

_____________О.Н. Чирскова

«29» августа 2025 г

Приказ №117/4
от «01» сентября 2025 г

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Анализ художественного произведения»

для обучающихся 10 классов
среднего общего образования

Волгоград 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленный учебный курс «Анализ художественного произведения»,
составлен на основе основополагающих документов современного российского
образования: федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач
курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Рабочая программа учебного курса разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СШ № 82.
В российской школе литература - ведущий предмет в системе нравственного,
патриотического и эстетического воспитания школьников. Цели литературного
образования значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль
литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Освоение курса литературы, включающего значимые произведения русской классики,
требует от десятиклассников умения читать, анализировать, интерпретировать
художественные тексты. А также создавать собственные связные речевые произведения
на основе прочитанного. Содержание данного курса рассчитано на углубленное изучение
литературы в 10 классах.
Основная цель курса – развить и закрепить у учащихся навыки владения устной и
письменной речью, сформировать представление об основных тенденциях развития
русской литературы 19 века, научить учащихся самостоятельно оценивать
художественное произведение и уметь давать эту оценку.
При построении данного курса учитывались знания, которые учащиеся получат на уроках
по Программе литературного образования. В 10 классе изучаются произведения
неоклассической (традиционной) литературы.
В связи с этим данный элективный курс предполагает решение следующих задач:
- расширение и углубление знаний о специфике развития, проблематике и поэтике
литературы 19 века;
- углубление знаний по теории литературы и формирование умений пользоваться
современными литературоведческими терминами;
- развитие навыков комплексного анализа лирических и прозаических произведений.
Данный курс помогает решать и задачи литературного образования: воспитывать
вдумчивого читателя, учить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него
нравственные уроки.
Для анализа подобраны тексты, включённые в программу 10 класса.
На изучение учебного курса «Анализ художественного произведения» в 10 классе
отводится 1 час в неделю, за курс 34 часа.

Контроль осуществляется по основным разделам курса. В течение изучения курса
проводятся различные формы контроля: текущий и итоговый. Виды текущего контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тест.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с тестами и
текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат
самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач,
мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание
сочинений, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические
работы, использование различных каналов поиска информации.
Технологии обучения, используемые в образовательном процессе:
- проблемное обучение;
- проектное обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии уровневой дифференциации;
- интерактивные технологии;
- нестандартные уроки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения курса у учащихся появится возможность обобщения и закрепления,
совершенствования знаний:
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка;
-нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения;
-основные особенности функциональных стилей;
появится возможность совершенствования умений и навыков:
-оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка;
(орфографических,
орфоэпических,
лексических,
словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
-соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного
языка;
-понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
-создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному
тексту;
-аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
-оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными
нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной
экзаменационной работе.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.

Тема занятия

Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Особенности устной и письменной речи

К- Тип
Вид
Дата
во занятия контроля, проведения
час.
измерители план факт
1

Беседа Текущий

Теоретический блок
2.

Литературные направления

1

Лекция Текущий

3.

Жанры и роды литературы, понятие о
художественном методе и стиле

1

Лекция Текущий

4.

Идейно-тематический анализ произведения:
тема, проблема, конфликт, пафос, идея

1

Лекция Текущий

5.

Композиционный анализ произведения

1

Лекция Текущий

6.

Лингвостилистический анализ текста: лексика и 1
ИВС

Лекция Текущий

7.

Элементы стихосложения

1

Лекция Текущий

8.

Структура простого и сложного плана. Конспект.1
Тезисы.

Лекция Текущий

9.

Конспект критической статьи.
Н. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»,
«Луч света в тёмном царстве»

1

Лекция Текущий

10. Алгоритм работы над сочинением «Душевная 1
драма Катерины» (по пьесе А.Н. Островского
«Гроза»)

Лекция Текущий

11. План развёрнутого ответа на вопрос.
1
Монологическое устное высказывание: «Что мне
нравится в Ольге Ильинской?», «Почему Ольге
Ильинской не удалось перевоспитать
Обломова?»

Лекция Текущий

12. Алгоритм работы над сочинением «Сон
1
Обломова как средство характеристики главного
героя романа И.А. Гончарова»

Лекция Текущий

13. Идейно-тематический анализ произведения на 1
материале рассказов Тургенева.

Лекция Текущий

Сочинение-рассуждение «В чем истоки
1
непонимания между людьми разных поколении?
(с опорой на роман И.С.Тургенева «Отцы и
дети»)

Лекция Текущий

Практический блок

14.

15. Составление тезисов статьи
Д. Писарева “Базаров”.

1

Лекция Текущий

16. План анализа лирического произведения
(интерпретация, истолкование)

1

Лекция Текущий

17. Идейно-тематический анализ лирики на
материале произведений Ф.И. Тютчева
и А. Фета.

1

Лекция Текущий

на 1

Лекция Текущий

19. Анализ изобразительно-выразительных средств1
языка на материале произведений
А. Фета и Ф. Тютчева.

Лекция Текущий

20. Сочинение-рассуждение «Какие вопросы 1
волнуют человека в любую эпоху?» (с опорой
на лирические произведения Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета).

Лекция Текущий

21. Приёмы сатирического изображения (на
1
материале произведений Салтыкова-Щедрина)

Лекция Текущий

22. Комплексный анализ прозаического текста (на 1
материале сказок С-Щедрина)

Лекция Текущий

23. Роль детали в художественном произведении (на1
материале романа Ф. Достоевского
«Преступление и наказание»).

Лекция Текущий

24. Анализ эпизода: «Раскольников раскрывает
2
тайну убийства Соне», «Встречи Раскольникова
с Порфирием Петровичем» и др.

Лекция Текущий

25. Сочинение-рассуждение «Во имя чего человек 1
может идти на самопожертвование?» (с опорой
на роман Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание»)

Лекция Текущий

26. План характеристики литературного героя (на 1
материале произведения Н. Лескова)

Лекция Текущий

27. Роль пейзажа в произведении (на материале
романа «Война и мир»)

1

Лекция Текущий

28. Анализ эпизода: «Ночь в Отрадном», «Князь
Андрей Болконский на Аустерлицком поле»,
«Первый бал Наташи Ростовой» и др.

2

Лекция Текущий

29. Алгоритм работы над сочинением «Мысль
семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и
Мир».

2

Лекция Текущий

30. Комплексный анализ рассказа (на материале
произведений А. П. Чехова)

1

Лекция Текущий

31. Анализ эпизода: «Приезд Раневской в имение», 1
«Финальная сцена комедии»

Лекция Текущий

18. Композиционный анализ произведений
материале лирики Ф. И. Тютчева и
А. Фета.

ИТОГО

34

Цифровые образовательные ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru
2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window
3.Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru
4.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
5.Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
6. Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».